Отдаем журнал бесплатно!

Гособоронзаказ: цена, трудоемкость и структура себестоимости

Как государство регулирует цены на продукцию по государственному оборонному заказу (далее — ГОЗ)?

Какие существуют методы, чтобы определить цену на продукцию по ГОЗ?

Какие расходы можно обоснованно включать в состав себестоимости продукции по ГОЗ?

Какие затраты не включаются в состав себестоимости?

Как рассчитать себестоимость и цену изготовления продукции по ГОЗ?

 

ГОЗ представляет собой установленные нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации задания на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд в целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации, а также поставки продукции в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации.

Учитывая повышенную приоритетность исполнения ГОЗ, законодательство предъявляет к нему много требований и ограничений, в том числе с точки зрения формирования цены и обоснованности включения в состав себестоимости тех или иных затрат.

КАК ГОСУДАРСТВО РЕГУЛИРУЕТ ЦЕНЫ НА ПРОДУКЦИЮ ПО ГОЗ?

Государство регулирует цены на продукцию по ГОЗ, чтобы эффективно использовать бюджетные средства и создать оптимальные условия, которые помогут рационально размещать и своевременно выполнять ГОЗ, соблюдая баланс интересов государственного заказчика и головного исполнителя, исполнителя.

Государство регулирует цены в отношении:

• продукции, включенной в перечни продукции по ГОЗ;

• продукции, поставляемой по государственным контрактам в связи с разработкой, изготовлением, сервисным обслуживанием, модернизацией, ремонтом и утилизацией продукции, включенной в перечни продукции по ГОЗ;

• российских вооружения и военной техники, которые не имеют российских аналогов и производятся единственными производителями (единственными поставщиками);

• работ (услуг) в области космической деятельности в части мероприятий, предусмотренных государственными (федеральными целевыми) программами в области космической деятельности, которые реализуются в рамках ГОЗ;

• сырья, материалов, покупных комплектующих изделий (полуфабрикатов), специального оборудования и иной продукции, поставляемых в рамках кооперации головного исполнителя государственного контракта для выполнения ГОЗ по поставке продукции.

Основные принципы государственного регулирования цен на продукцию по ГОЗ:

1. Единое нормативно-правовое обеспечение для всех участников размещения и выполнения ГОЗ.

2. Снижение затрат на поставки продукции по ГОЗ.

3. Прибыльность поставок продукции по ГОЗ.

4. Обоснованность затрат головного исполнителя, исполнителя.

5. Антимонопольное регулирование.

6. Баланс интересов государственного заказчика и головного исполнителя, исполнителя.

Как государство регулирует цены на продукцию по ГОЗ:

1) утверждает перечни продукции по ГОЗ, на которую распространяется государственное регулирование цен;

2) устанавливает правила определения:

• начальной (максимальной) цены государственного контракта, если заказы размещаются путем использования конкурентных способов выбора поставщиков (исполнителей, подрядчиков);

• цены государственного контракта, если ГОЗ размещается у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика);

3) применяет различные виды цен (ориентировочная, твердофиксированная и цена, возмещающая издержки) на продукцию по ГОЗ;

4) учитывает в структуре цены на продукцию по ГОЗ затраты на ее производство и реализацию;

5) утверждает методические рекомендации по расчету цен на продукцию по ГОЗ при заключении государственных контрактов;

6) определяет минимальный и максимальный размеры рентабельности (прибыли) и порядок их применения при расчете цен на продукцию по ГОЗ, учитывая:

• средства, которые необходимы головному исполнителю, исполнителю, чтобы развивать производственные мощности и обслуживать привлеченный капитал, обеспечивающие выполнение ГОЗ;

• финансовую поддержку, оказываемую государством для выполнения ГОЗ;

7) обеспечивает оплату головному исполнителю, исполнителю экономически обоснованных затрат, связанных с выполнением ГОЗ;

8) регистрирует цены на продукцию по ГОЗ;

9) ведет реестр цен на продукцию по ГОЗ;

10) осуществляет государственный контроль за применением цен на продукцию по ГОЗ, когда он формируется, размещается и выполняется;

11) осуществляет раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности головным исполнителем, исполнителем по каждому государственному контракту, контракту.

КАКИЕ СУЩЕСТВУЮТ МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЦЕНЫ НА ПРОДУКЦИЮ ПО ГОЗ?

В соответствии с Постановлением Правительства № 1465 цена на продукцию ГОЗ определяется с применением одного из следующих методов:

• метод анализа рыночных индикаторов;

• метод сравнимой цены;

• затратный метод.

Если метод анализа рыночных индикаторов и метод сравнимой цены не применимы для определения цены на продукцию и ранее не была сформирована ее базовая цена, цена на продукцию определяется затратным методом.

Если базовая цена на продукцию была сформирована ранее, цена на продукцию на очередной год и плановый период определяется с использованием методов индексации:

• базовой цены;

• по статьям затрат.

 

Важно!

Если применяется затратный метод определения цены на продукцию по ГОЗ:

• цена определяется как цена единицы продукции, формируемая исходя из определенного в установленном порядке состава затрат в соответствии с Приказом № 334, включаемых в себестоимость продукции, в виде суммы величин указанных затрат и прибыли;

• размер плановой рентабельности (прибыли) в составе цены не может превышать 1 % плановых привнесенных затрат и 20 % плановых собственных затрат организации на поставку продукции, включая производство.

 

Цена единицы продукции определяется с учетом сроков и объемов поставки (в том числе производства) продукции, а также иных требований заказчика к продукции, выполнение которых влияет на цену этой продукции.

Себестоимость продукции формируется в виде суммы затрат, состав и размеры которых определяются исходя из:

1) особенностей поставки (в том числе производства) продукции, выполнения научно-исследовательских и (или) опытно-конструкторских и иных работ, оказания услуг, установленных нормативно-технической документацией, техническими заданиями и иными документами;

2) учетной политики и решений организации, которыми определяется специфика учета и планирования затрат;

3) обоснованных экономических показателей по статьям затрат, включаемых в себестоимость, в числе которых:

• для материальных расходов: номенклатура сырья, материалов, иных материальных ресурсов, нормы их расхода и цена единицы ресурса;

• для оплаты труда: трудоемкость изготовления продукции, стоимость единицы труда (нормо-часа, человеко-часа, человеко-дня, человеко-месяца);

• обоснованные головным исполнителем (исполнителем) нормативы для отнесения отдельных затрат организации на себестоимость продукции, в том числе уровень общепроизводственных, общехозяйственных, транспортно-заготовительных расходов, специальных затрат и (или) затрат на подготовку и освоение производства.

Величина расходов по статьям затрат может быть сформирована:

• на основании отчетных данных о расходах в ценах предыдущих лет;

• расчетным путем;

• на основании затрат, включенных в цену на продукцию по ранее заключенному государственному контракту (контракту);

• на основании затрат на производство единицы продукции, имеющей сравнимые с рассматриваемой функциональное назначение и потребительские свойства, в расчете на контрольную единицу, характеризующую объем выполненной работы, в том числе по ранее заключенному государственному контракту (контракту).

КАКИЕ РАСХОДЫ МОЖНО ОБОСНОВАННО ВКЛЮЧАТЬ В СОСТАВ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ ГОЗ?

08.02.2019 вступил в силу Приказ № 334. В связи с его изданием утратил силу так называемый «двухсотый приказ» — Приказ Минпромэнерго России от 23.08.2006 № 200 «Об утверждении Порядка определения состава затрат на производство продукции оборонного назначения, поставляемой по государственному оборонному заказу». Однако цены, которые были сформированы в соответствии с Порядком определения затрат, утвержденным аннулированным нормативным актом, пересмотру не подлежат.

Порядок определения состава затрат, указанный в Приказе № 334, применяется для расчета себестоимости производства и реализации продукции по ГОЗ, а также при условии раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности.

 

Обратите внимание!

Чтобы включить затраты в себестоимость продукции, они должны принадлежать к производству и реализации продукции. Несоблюдение (несоответствие) критерия обоснованности (экономической оправданности) и документального подтверждения — основание для исключения затрат из цены продукции оборонного назначения, поставляемой по ГОЗ.

 

А. Н. Дубоносова,
заместитель управляющего директора по экономике и финансам

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник экономиста» № 7, 2020.

Отдаем журнал бесплатно!

Гособоронзаказ: цена, трудоемкость и структура себестоимости

Как государство регулирует цены на продукцию по государственному оборонному заказу (далее — ГОЗ)?

Какие существуют методы, чтобы определить цену на продукцию по ГОЗ?

Какие расходы можно обоснованно включать в состав себестоимости продукции по ГОЗ?

Какие затраты не включаются в состав себестоимости?

Как рассчитать себестоимость и цену изготовления продукции по ГОЗ?

 

ГОЗ представляет собой установленные нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации задания на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд в целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации, а также поставки продукции в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации.

Учитывая повышенную приоритетность исполнения ГОЗ, законодательство предъявляет к нему много требований и ограничений, в том числе с точки зрения формирования цены и обоснованности включения в состав себестоимости тех или иных затрат.

КАК ГОСУДАРСТВО РЕГУЛИРУЕТ ЦЕНЫ НА ПРОДУКЦИЮ ПО ГОЗ?

Государство регулирует цены на продукцию по ГОЗ, чтобы эффективно использовать бюджетные средства и создать оптимальные условия, которые помогут рационально размещать и своевременно выполнять ГОЗ, соблюдая баланс интересов государственного заказчика и головного исполнителя, исполнителя.

Государство регулирует цены в отношении:

• продукции, включенной в перечни продукции по ГОЗ;

• продукции, поставляемой по государственным контрактам в связи с разработкой, изготовлением, сервисным обслуживанием, модернизацией, ремонтом и утилизацией продукции, включенной в перечни продукции по ГОЗ;

• российских вооружения и военной техники, которые не имеют российских аналогов и производятся единственными производителями (единственными поставщиками);

• работ (услуг) в области космической деятельности в части мероприятий, предусмотренных государственными (федеральными целевыми) программами в области космической деятельности, которые реализуются в рамках ГОЗ;

• сырья, материалов, покупных комплектующих изделий (полуфабрикатов), специального оборудования и иной продукции, поставляемых в рамках кооперации головного исполнителя государственного контракта для выполнения ГОЗ по поставке продукции.

Основные принципы государственного регулирования цен на продукцию по ГОЗ:

1. Единое нормативно-правовое обеспечение для всех участников размещения и выполнения ГОЗ.

2. Снижение затрат на поставки продукции по ГОЗ.

3. Прибыльность поставок продукции по ГОЗ.

4. Обоснованность затрат головного исполнителя, исполнителя.

5. Антимонопольное регулирование.

6. Баланс интересов государственного заказчика и головного исполнителя, исполнителя.

Как государство регулирует цены на продукцию по ГОЗ:

1) утверждает перечни продукции по ГОЗ, на которую распространяется государственное регулирование цен;

2) устанавливает правила определения:

• начальной (максимальной) цены государственного контракта, если заказы размещаются путем использования конкурентных способов выбора поставщиков (исполнителей, подрядчиков);

• цены государственного контракта, если ГОЗ размещается у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика);

3) применяет различные виды цен (ориентировочная, твердофиксированная и цена, возмещающая издержки) на продукцию по ГОЗ;

4) учитывает в структуре цены на продукцию по ГОЗ затраты на ее производство и реализацию;

5) утверждает методические рекомендации по расчету цен на продукцию по ГОЗ при заключении государственных контрактов;

6) определяет минимальный и максимальный размеры рентабельности (прибыли) и порядок их применения при расчете цен на продукцию по ГОЗ, учитывая:

• средства, которые необходимы головному исполнителю, исполнителю, чтобы развивать производственные мощности и обслуживать привлеченный капитал, обеспечивающие выполнение ГОЗ;

• финансовую поддержку, оказываемую государством для выполнения ГОЗ;

7) обеспечивает оплату головному исполнителю, исполнителю экономически обоснованных затрат, связанных с выполнением ГОЗ;

8) регистрирует цены на продукцию по ГОЗ;

9) ведет реестр цен на продукцию по ГОЗ;

10) осуществляет государственный контроль за применением цен на продукцию по ГОЗ, когда он формируется, размещается и выполняется;

11) осуществляет раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности головным исполнителем, исполнителем по каждому государственному контракту, контракту.

КАКИЕ СУЩЕСТВУЮТ МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЦЕНЫ НА ПРОДУКЦИЮ ПО ГОЗ?

В соответствии с Постановлением Правительства № 1465 цена на продукцию ГОЗ определяется с применением одного из следующих методов:

• метод анализа рыночных индикаторов;

• метод сравнимой цены;

• затратный метод.

Если метод анализа рыночных индикаторов и метод сравнимой цены не применимы для определения цены на продукцию и ранее не была сформирована ее базовая цена, цена на продукцию определяется затратным методом.

Если базовая цена на продукцию была сформирована ранее, цена на продукцию на очередной год и плановый период определяется с использованием методов индексации:

• базовой цены;

• по статьям затрат.

 

Важно!

Если применяется затратный метод определения цены на продукцию по ГОЗ:

• цена определяется как цена единицы продукции, формируемая исходя из определенного в установленном порядке состава затрат в соответствии с Приказом № 334, включаемых в себестоимость продукции, в виде суммы величин указанных затрат и прибыли;

• размер плановой рентабельности (прибыли) в составе цены не может превышать 1 % плановых привнесенных затрат и 20 % плановых собственных затрат организации на поставку продукции, включая производство.

 

Цена единицы продукции определяется с учетом сроков и объемов поставки (в том числе производства) продукции, а также иных требований заказчика к продукции, выполнение которых влияет на цену этой продукции.

Себестоимость продукции формируется в виде суммы затрат, состав и размеры которых определяются исходя из:

1) особенностей поставки (в том числе производства) продукции, выполнения научно-исследовательских и (или) опытно-конструкторских и иных работ, оказания услуг, установленных нормативно-технической документацией, техническими заданиями и иными документами;

2) учетной политики и решений организации, которыми определяется специфика учета и планирования затрат;

3) обоснованных экономических показателей по статьям затрат, включаемых в себестоимость, в числе которых:

• для материальных расходов: номенклатура сырья, материалов, иных материальных ресурсов, нормы их расхода и цена единицы ресурса;

• для оплаты труда: трудоемкость изготовления продукции, стоимость единицы труда (нормо-часа, человеко-часа, человеко-дня, человеко-месяца);

• обоснованные головным исполнителем (исполнителем) нормативы для отнесения отдельных затрат организации на себестоимость продукции, в том числе уровень общепроизводственных, общехозяйственных, транспортно-заготовительных расходов, специальных затрат и (или) затрат на подготовку и освоение производства.

Величина расходов по статьям затрат может быть сформирована:

• на основании отчетных данных о расходах в ценах предыдущих лет;

• расчетным путем;

• на основании затрат, включенных в цену на продукцию по ранее заключенному государственному контракту (контракту);

• на основании затрат на производство единицы продукции, имеющей сравнимые с рассматриваемой функциональное назначение и потребительские свойства, в расчете на контрольную единицу, характеризующую объем выполненной работы, в том числе по ранее заключенному государственному контракту (контракту).

КАКИЕ РАСХОДЫ МОЖНО ОБОСНОВАННО ВКЛЮЧАТЬ В СОСТАВ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ ГОЗ?

08.02.2019 вступил в силу Приказ № 334. В связи с его изданием утратил силу так называемый «двухсотый приказ» — Приказ Минпромэнерго России от 23.08.2006 № 200 «Об утверждении Порядка определения состава затрат на производство продукции оборонного назначения, поставляемой по государственному оборонному заказу». Однако цены, которые были сформированы в соответствии с Порядком определения затрат, утвержденным аннулированным нормативным актом, пересмотру не подлежат.

Порядок определения состава затрат, указанный в Приказе № 334, применяется для расчета себестоимости производства и реализации продукции по ГОЗ, а также при условии раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности.

 

Обратите внимание!

Чтобы включить затраты в себестоимость продукции, они должны принадлежать к производству и реализации продукции. Несоблюдение (несоответствие) критерия обоснованности (экономической оправданности) и документального подтверждения — основание для исключения затрат из цены продукции оборонного назначения, поставляемой по ГОЗ.

 

А. Н. Дубоносова,
заместитель управляющего директора по экономике и финансам

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник экономиста» № 7, 2020.

Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам