Электронная версия журнала

Планирование транспортных перевозок: расчет потребности транспортных средств в MS Excel

«Справочник экономиста» №7 2015 / Организация и планирование производства

Как спланировать потребность транспорта на основе расчетов грузопотоков и грузооборота (пассажирские перевозки)?

Как организовать бесперебойное обеспечение производственных процессов транспортными средствами?

 

На транспортном предприятии формирование плана производственной деятельности основывается на расчете потребности в транспортных средствах для исполнения плана поставок или плана транспортных перевозок. Рассмотрим один из вариантов расчета потребности в транспортных средствах для обеспечения плана транспортных перевозок.

Расчет любого плана производства следует начинать с плана реализации. На транспортном предприятии им является план поставок или план транспортных услуг, который формируется на основании заключенных договоров на оказание транспортных услуг. Предположим, на транспортном предприятии, рассматриваемом в нашем примере, план транспортных услуг формируется на основании плана поставок грузов и перевозки пассажиров до места назначения (см. таблицу на рис. 1).

Как видим, предприятие осуществляет два вида перевозок: перевозка грузов и пассажирские перевозки. Данные о перевозках грузов и пассажиров отражены в диапазоне ячеек Н5:Q22. Они будут использованы для дальнейших расчетов в качестве исходных. Исходными данными для дальнейших расчетов также являются данные о расстоянии до пункта назначения (диапазон ячеек Н5:Н22).

 

 

Рис. 1. План поставок

 

На основании данных о расстоянии до пункта назначения (см. таблицу на рис. 1), а также дополнительных исходных данных о средней скорости в пути и времени на погрузку-разгрузку (выгрузку) рассчитаем время, которое потребуется для совершения одной плановой поездки.

Для расчета времени на одну поездку необходимы следующие исходные данные:

  • средняя скорость перевозки;
  • нормативное расчетное время, необходимое для погрузки и разгрузки грузов или выгрузки пассажиров;
  • расстояние до пункта назначения.

 

 

Рис. 2. Расчет времени на 1 поездку

 

Следующим шагом на пути к расчету потребности в количестве транспортных средств для выполнения плановых перевозок является расчет количества поездок.

При расчете количества поездок нам потребовался новый важный показатель в качестве исходных данных — грузоподъемность. Под этим показателем в нашем примере в случае грузоперевозок подразумевается максимальный вес груза, который может перевезти грузовой транспорт определенной категории, используемый для определенного заказчика, в случае пассажирских перевозок — максимальное количество пассажиров без учета водителя, предназначенных для перевозки автобусом, закрепленным за заказчиком этого вида перевозок.

Далее с использованием полученных данных рассчитаем требуемое количество машино-часов для выполнения плана поставок-перевозок. Обратите внимание на таблицу на рис. 4. Здесь в диапазоне ячеек Н71:Q88 рассчитано время, требуемое для выполнения плановых заданий.

Необходимо еще обратить внимание на особенности представленных в статье расчетов, и в первую очередь на то, что рассматриваемое в нашем примере транспортное предприятие работает в одну смену. Это видно из графы «Сменность» (таблица на рис. 5.1). Далее, в нашем расчете предполагается, что срок доставки не регламентирован, то есть не важно, к какому времени будет доставлен груз либо пассажиры. Следующее допущение: средняя скорость транспортного средства одинакова независимо от дня недели и времени перевозки. И наконец, за каждым потребителем транспортных услуг закреплено определенное (одно или несколько единиц) транспортное средство. Если какое-то из этих допущений не выполняется, то расчет должен быть более детализированным.

 

Резюме

Транспортные операции очень важны в технологическом процессе производства. Оптимизация использования транспортных средств является важным условием снижения себестоимости продукции и сокращения длительности производственного цикла. Безусловно, рассмотренный в статье простой пример формирования расчета потребности в транспортных средствах не может являться регламентом, но может стать основой для формирования собственной методики расчетов.

О. С. Илюшина,
ведущий экономист ЗАО «Спецнефтетранс»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник экономиста» № 7, 2015.

Купить этот номер в электронном виде

Подпишитесь на нашу рассылку

Рассылка о новых материалах в блоге и новых номерах журналов. Отправляется в среднем 1 письмо в 2 недели.
  • Подведут черту бедности

    Минтруд для назначения социальных пособий предлагает учитывать все доходы россиян и их собственность

  • Утилизация в налоговом порядке

    Экологический сбор с шин и холодильников предлагают сделать безальтернативным

  • 1-2 декабря в деловом центре Radisson Славянская состоится крупнейший в России и СНГ B2B & B2C финансовый ивент — MOSCOW FINANCIAL EXPO 2017