Электронная версия журнала

Сущность и механизм факторинговых операций

«Справочник экономиста» №6 2009 / Управление финансами

В условиях финансового кризиса многие компании сталкиваются с неплатежами за отгруженные товары или услуги. Как следствие, возникает недостаток финансовых ресурсов для дальнейшей финансово-хозяйственной деятельности организации. Наиболее классическим способом привлечения оборотных средств является кредит в банке. Однако во время кризиса получить кредит для бизнеса довольно дорого (до 28 % годовых). Кроме того, банки прекращают финансировать малый бизнес из-за низкой обеспеченности организаций залогом. В качестве альтернативного источника пополнения оборотных средств выступает заключение с банком или иной коммерческой организацией договора финансирования под уступку денежного требования (факторинга).

С экономической точки зрения факторинг (от английского factor — агент, посредник) — это торговля долговыми обязательствами. Отношения между сторонами по договору финансирования под уступку денежного требования (договору факторинга) регулируются ст. 824–833 гл. 43 ГК РФ «Финансирование под уступку денежного требования».

Факторинг важен в первую очередь для мелких и средних компаний, стремящихся сохранить, увеличить объем своих продаж в несколько раз. Он дает возможность компании развиваться более эффективно.

Применительно к деятельности банков под факторингом понимается покупка ими срочных платежных требований, возникающих из поставки [f1] товаров. Основная цель факторингового обслуживания банком — обеспечить клиенту возможность заниматься основной деятельностью — продажами, не отвлекаясь на постоянное решение финансовых вопросов. Таким образом, факторинговая компания (финансовый агент, фактор) помогает превратить дебиторскую задолженность в деньги и ликвидировать кассовые разрывы.

В факторинговых операциях участвуют три стороны:

  • факторинговая компания (фактор-банк) — специализированная организация, получающая счета-фактуры у своих клиентов (кредиторов, поставщиков);
  • клиент (кредитор, поставщик товара);
  • заемщик (предприятие) — фирма, являющаяся потребителем товара.

Схема проведения факторинговых операций включает следующие этапы:

1.                  Компания предоставляет фактор-банку реестр счетов-фактур.

2.                  Банк оценивает риск неплатежей, заключает договор факторинга, в соответствии с которым выдает средства в среднем от 70 до 90 % суммы счетов, что позволяет компании продолжить свою деятельность.

3.                  Банк уведомляет покупателей о том, что право требования перешло к нему.

4.                  По окончании сроков платежей банк производит окончательный расчет с контрагентом по договору факторинга. Оставшуюся часть суммы (за минусом комиссионного вознаграждения и процентов за кредит) банк оплачивает после поступления средств от плательщика.

Финансовым агентом по договору факторинга может быть банк или кредитная организация, а также иные коммерческие организации, имеющие лицензию на этот вид деятельности (ст. 825 ГК РФ). Как правило, в настоящее время, услуги факторинга предоставляют банки.

Права и обязанности банка-фактора и клиента по отношению друг к другу, условия их взаимоотношений закрепляются в договоре факторинга. При заключении договора факторинга клиент должен доказать:

  • наличие денежного требования, для чего нужно предъявить договор с должником, документы, подтверждающие поставку товара (накладные, акты), счета-фактуры и т. д.;
  • способность должника оплатить долг. Для этого банк самостоятельно определяет состав подтверждающих документов. Это могут быть: рекомендации партнеров должника, гарантийные письма, копия баланса, документы о наличии у должника имущества (например, автотранспорта, недвижимости и др.), платежки, подтверждающие оплату предыдущих поставок, и т. д.

Важно!

Подписывая договор факторинга, клиент подтверждает, что ему неизвестны обстоятельства, в силу которых должник может отказаться от исполнения обязательства. Клиент или банк должны направить должнику письменное уведомление об уступке денежного требования (п. 1 ст. 830 ГК РФ).

В документе нужно указать:

  • номер договора и сумму долга;
  • реквизиты банка, которому следует перечислить оплату.

По просьбе должника банк обязан предъявить ему договор факторинга (п. 2 ст. 830 ГК РФ).

Так, например, Промсвязьбанк для заключения договора факторингового обслуживания поставок выставляет дополнительные требования к клиенту:

  • компания-поставщик зарегистрирована и работает не менее одного года;
  • поставщик ведет учет своей деятельности и составляет отчетность в соответствии с законодательством РФ;
  • договором поставки товаров или оказания услуг предусмотрена безналичная форма расчетов, а отсрочка платежа не превышает 120 календарных дней;
  • сотрудничество поставщика и дебитора должно осуществляться на условиях систематичности поставок и иметь долгосрочную перспективу;
  • предполагаемый ежемесячный оборот по факторингу — не менее 3 млн руб.

За операции по востребованию долгов фактор (банк или компания) взимает с клиента факторинговую комиссию и ссудный процент, сбор за обработку документов (50–200 руб. за документ). В зарубежных странах размер факторинговой комиссии составляет 1,5–3 %, а в России — в зависимости от суммы, степени риска, срока оборачиваемости дебиторской задолженности комиссия при пересчете доходит до 20–30 % от суммы счета-фактора. Ссудный процент взимается со дня выдачи аванса до дня погашения задолженности. Ставка ссудного процента обычно на 1,5–2,5 % выше ставок денежного рынка краткосрочных кредитов или на 1–2 % выше учетной ставки ЦБ РФ. Более подробно размер факторинговой комиссии представлен в табл. 1.

 

Таблица 1. Факторинговая комиссия

Банк

Комиссионный сбор за обработку поставки, руб.

Плата за факторинговое обслуживание от суммы счет-фактуры, %

Проценты за предоставление денежных средств, %

Диапазон финансирования поставок, %

Первый республиканский Банк

50

1,5–2,5

22–25

До 90

Русский Банк Развития

50

0,5–0,26

(без НДС)

12–18,3

До 90

Промсвязьбанк

50

0,1–2,5

13,8–23

До 90

Виды факторинга

Факторинг с правом регресса — наиболее востребованный в России вид факторинга, в рамках которого поставщик, отгрузив товар и предоставив в банк отгрузочные документы, незамедлительно получает финансирование в размере до 90 % от суммы поставки. Оставшуюся сумму за вычетом комиссионного вознаграждения банк перечисляет на счет поставщика после того, как дебитор расплатится за товар.

Популярность факторинга с правом регресса у российских компаний объясняется относительно низкой стоимостью в сравнении с другими видами факторинга, поскольку риск полной или частичной неоплаты поставок дебитором поставщик принимает на себя.

Факторинг без регресса к поставщику — финансовая услуга, в рамках которой фактор-банк предоставляет поставщику финансирование в размере до 100 % от суммы уступленного денежного требования и принимает на себя риск неисполнения или ненадлежащего исполнения дебитором своих обязательств по оплате товара.

Факторинг без регресса очень привлекателен для поставщиков товаров, работ и услуг, но поскольку в этом случае банк принимает на себя риски в значительно большем объеме, это не может не отразиться на стоимости услуги. Поэтому, заинтересовавшись факторингом без регресса, клиент должен понимать, что стоимость этой услуги в сравнении с регрессным факторингом будет выше.

Экспортный факторинг — это комплекс финансовых услуг, которые фактор-банк оказывает клиенту в обмен на уступку дебиторской задолженности по экспорту. Экспортный факторинг позволяет поставщикам совершать расчеты на условиях отсрочки платежа без существенного отвлечения оборотных средств. Получая финансирование от банка, продавец может предоставлять своим клиентам отсрочку до 120 календарных дней, а ведь именно отсрочка платежа, как правило, является преобладающим условием оплаты при расчетах на товарных рынках экономически развитых стран.

Импортный факторинг — вид факторинга, когда покупатель и фактор являются резидентами одной страны, а продавец находится в другой. Банк по запросу экспорт-фактора предоставляет гарантию возврата валютной выручки от российских покупателей и тем самым дает возможность импортерам получить товарный кредит (отсрочку платежа). Импортный факторинг позволяет зарубежным экспортерам обрести уверенность в отношениях с российскими партнерами, а российским компаниям улучшить условия приобретения импортных товаров за счет получения отсрочки платежа.

Поскольку факторинговые операции носят рисковый характер, до заключения договора с клиентом факторинговая компания должна тщательно изучить финансовое состояние потенциального клиента с тем, чтобы убедиться в его конечной платежеспособности, проанализировать показатели ликвидности баланса, состав и длительность дебиторской задолженности, возможности реализации выпускаемой продукции, конъюнктуру рынков сбыта, круг покупателей продукции, будущего клиента и их платежеспособность и т. д. Для этого фактор-фирма использует информацию в печати, данные своих агентов, материалы изучения платежей и кредитоспособности банковских клиентов, их бухгалтерскую отчетность и другую информацию. Указанный анализ должен быть выполнен в течение двух недель. В случае положительного решения вопроса в заключенном договоре между клиентом и факторинговой компанией обычно предусматривается предельная сумма, на которую может быть выдан факторинговый кредит или приняты документы на инкассо. Для определения размера лимита клиент должен представить факторинговой фирме имеющиеся у него хозяйственные договоры с покупателями. Договор на факторинговое обслуживание заключается, как правило, на срок не менее одного года.

В настоящее время факторинговых компаний насчитывается около 100, что объясняется, в первую очередь, усилившейся конкуренцией в банковском бизнесе. Однако в условиях финансового кризиса данная тенденция роста количества факторинговых компаний значительно снизилась по сравнению с 2007 г.

Несмотря на то, что количество участников — банков на рынке факторинга снижается, лидирующие позиции по-прежнему занимают крупные банки, выделяющие факторинговые подразделения в самостоятельные факторинговые компании. Характеристики некоторых банков на рынке факторинговых услуг приведены в табл. 2.

Таблица 2. Российские банки-факторы по объему уступленных им денежных требований в I полугодии 2008 г.*

Банк-фактор

Объем денежных требований, уступленных банку-фактору в I полугодии 2008 г., тыс. руб.

Прирост по сравнению с результатом I полугодия 2007 г., %.

ЗАО «ФК “Еврокоммерц»

77 345 852.00

72,3

ОАО «Промсвязьбанк»

68 899 474.00

89,6

Банк НФК (ЗАО)

34 047 115.00

25,3

ОАО «Банк ”Петрокоммерц”»

31 992 413.21

39,1

ЗАО «БСЖВ»

16 091 216.24

943,9

ЗАО «МФК “ТРАСТ”»

14 027 465.57

71,8

ЗАО «Стройкредит Факторинг»

12 347 846.49

90,3

ЗАО «ЮниКредит Банк»

10 873 820.95

154,7

ЗАО «ТрансКредитФакторинг»

9 434 474.20

106,1

ОАО «МОСКОВСКИЙ КРЕДИТНЫЙ БАНК»

9 361 659.00

101,9

«НОМОС-БАНК» (ОАО)

8 291 747.63

32,8

ОАО «Газпромбанк»

6 792 374.04

375,3

Финансовая группа «Лайф» (ООО «Факторинговая компания “Лайф”» и ОАО «АКБ “Пробизнесбанк”»)

5 581 313.56

АКБ «СОЮЗ» (ОАО)

5 192 332.00

ОАО «АКБ “Металлинвест”»

4 463 989.00

*Источник: РБК.[f2] 

С точки зрения фирмы, цели договора факторинга и кредита совпадают — пополнить оборотные средства. Но у факторинга по сравнению с кредитом есть ряд достоинств. Например, фирме нет необходимости предоставлять банку обеспечение и оформлять множество бумаг. Кроме того, не надо изымать из оборота денежные средства для погашения кредита. Как правило, факторинговые услуги носят систематический характер, а в повторном получении кредита могут отказать. Размер финансирования при факторинге не ограничен. Чем больше объем реализации компании-клиента, тем выше сумма финансирования. Большинство кредитов выдаются на срок до года, факторинг же является единственным бессрочным пассивом в российской экономике и позволяет планировать программу развития на многие годы вперед.


 [f1]Все верно?

 [f2]Сайт?

Ю. И. Грищенко,
аудитор, канд. экон. наук

Статья опубликована в журнале «Справочник экономиста» № 6, 2009.

Купить этот номер в электронном виде

Подпишитесь на нашу рассылку

Рассылка о новых материалах в блоге и новых номерах журналов. Отправляется в среднем 1 письмо в 2 недели.