Отдаем журнал бесплатно!

Разрабатываем и корректируем стратегию развития бизнеса

Для того чтобы разработать успешную стратегию развития бизнеса компании, нужно использовать целый набор аналитических и прогнозных управленческих инструментов. Однако даже это в современных условиях напряженной конкурентной борьбы на рынках сбыта не гарантирует достижения стратегических целей, поэтому собственникам и руководству компании необходимо систематически контролировать ход реализации выбранной стратегии и своевременно вносить в нее корректировки в случае возникновения значительных рисков. Рассмотрим, как же разработать и скорректировать стратегию развития бизнеса компании.

Методика разработки стратегии развития бизнеса компании

Разработкой стратегии развития компании принято называть планирование комплекса действий, которые с наибольшей вероятностью приведут к увеличению масштабов ее бизнеса при одновременном достижении стратегических целевых показателей. При этом стратегия развития всегда должна разрабатываться с учетом приоритетности целей, которая определяется с помощью оценки текущего состояния и перспектив изменения масштабов бизнеса компании. Стратегия развития необходима компании по нескольким причинам. Она нужна, чтобы:

• обеспечить понимание долгосрочных целей развития организации;

• спрогнозировать результаты ее развития на длительный период;

• согласовать видение собственников и руководства организации относительно путей ее развития;

• выбрать наиболее эффективный для развития компании вариант достижения стратегических целей из имеющихся альтернатив;

• разработать целевые стратегические показатели бизнеса компании, которые обеспечат достижение утвержденной стратегии.

Дополнительно следует учитывать, что успех реализации стратегии бизнеса во многом зависит от адекватной оценки соответствия ресурсных возможностей компании выбранным стратегическим целям. Именно поэтому общая стратегия компании всегда должна быть детализирована до функциональных стратегий и стратегий структурных подразделений. Только в этом случае можно будет качественно контролировать ход реализации выбранной стратегии, своевременно выявлять причины негативных отклонений от установленных стратегических целей бизнеса для того, чтобы минимизировать их или пересмотреть стратегию компании с учетом фактически достигнутых результатов.

Понятно, что количество стратегических целей и вариантов их достижения может увеличиваться по мере роста масштабов деятельности компании, однако при этом основные этапы разработки и корректировки стратегии развития бизнеса будут одинаковы как у небольших предприятий, так и у крупных корпораций. Эти этапы носят циклический характер и схематически выглядят так, как показано на рис. 1.

Каковы этапы разработки и корректировки стратегии бизнеса?

Рассмотрим подробно действия, которые необходимы на каждом этапе.

Этап 1. Оценка текущего состояния и перспектив развития компании

На первом этапе руководство и менеджмент компании производят оценку текущего состояния деятельности компании, которая основывается прежде всего на данных управленческого учета по итогам текущего года. К таким данным относятся:

• натуральный объем продаж и цена реализации по видам продукции/товаров;

• динамика продаж по рынкам сбыта и группам покупателей компании;

• динамика цены реализации с учетом предоставленных покупателям скидок и бонусов;

• динамика закупочных цен на основные сырье и материалы для производства продукции;

• динамика себестоимости единицы по видам продукции;

• эффективность использования ресурсов при выпуске продукции;

• состав и уровень переменных и постоянных расходов по статьям затрат.

Помимо этого, анализируют текущую ситуацию по внешним (рынки, потребители, конкуренты и т. п.) и внутренним (ресурсы, инфраструктура, персонал и др.) факторам, влияющим на степень и динамику развития бизнеса компании. Для проведения такого анализа можно использовать различные инструменты, среди которых чаще всего применяют SWOT-анализ. Аббревиатура SWOT расшифровывается как:

• Strengths (сильные стороны);

• Weaknesses (слабые стороны);

• Opportunities (возможности);

• Threats (угрозы).

Этот метод направлен на определение сильных и слабых сторон компании, а также установление их связей с внешними возможностями и угрозами. 

На рис. 2 приведен пример результатов SWOT-анализа производственной компании.

Как выглядят результаты SWOT-анализа?

На основе результатов первого этапа разработки стратегии далее оценивают перспективы развития компании в будущем.

Этап 2. Оценка альтернативных вариантов развития и утверждение стратегии бизнеса компании

На втором этапе сначала оценивают альтернативные варианты развития бизнеса в рамках выбранных перспектив. Например, если по итогам первого этапа наиболее вероятной перспективой стало расширение масштабов существующей деятельности, то на практике его можно реализовать через несколько альтернатив:

1) увеличение выпуска имеющегося ассортимента продукции;

2) расширение ассортимента выпускаемой продукции;

3) выпуск новых видов продукции;

4) предоставление дополнительных услуг и сервиса ее покупателям.

Для того чтобы определить наиболее перспективные из имеющихся альтернатив, следует разработать технико-экономическое обоснование по каждому из вариантов с определением возможного срока их реализации, необходимых ресурсов и срока окупаемости вложений. При этом в зависимости от ресурсных возможностей компании возможен выбор как одного варианта развития бизнеса компании, так и комбинации нескольких вариантов.  

На основе выбранного варианта развития бизнеса утверждают общую стратегию компании, которая будет определять основные направления ее деятельности на предстоящий период продолжительностью от трех до пяти лет. Стратегию по расширению масштабов существующего бизнеса компании можно выразить следующими стратегическими целями:

• обеспечить конкурентное преимущество компании на рынке сбыта;

• предоставить покупателям компании более широкую ассортиментную линейку продукции;

• обеспечить высокое качество продукции компании.

 

А. А. Гребенников,
заместитель директора по экономике ООО «Царицынские соленья»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник экономиста» № 5, 2024.

Отдаем журнал бесплатно!

Разрабатываем и корректируем стратегию развития бизнеса

Для того чтобы разработать успешную стратегию развития бизнеса компании, нужно использовать целый набор аналитических и прогнозных управленческих инструментов. Однако даже это в современных условиях напряженной конкурентной борьбы на рынках сбыта не гарантирует достижения стратегических целей, поэтому собственникам и руководству компании необходимо систематически контролировать ход реализации выбранной стратегии и своевременно вносить в нее корректировки в случае возникновения значительных рисков. Рассмотрим, как же разработать и скорректировать стратегию развития бизнеса компании.

Методика разработки стратегии развития бизнеса компании

Разработкой стратегии развития компании принято называть планирование комплекса действий, которые с наибольшей вероятностью приведут к увеличению масштабов ее бизнеса при одновременном достижении стратегических целевых показателей. При этом стратегия развития всегда должна разрабатываться с учетом приоритетности целей, которая определяется с помощью оценки текущего состояния и перспектив изменения масштабов бизнеса компании. Стратегия развития необходима компании по нескольким причинам. Она нужна, чтобы:

• обеспечить понимание долгосрочных целей развития организации;

• спрогнозировать результаты ее развития на длительный период;

• согласовать видение собственников и руководства организации относительно путей ее развития;

• выбрать наиболее эффективный для развития компании вариант достижения стратегических целей из имеющихся альтернатив;

• разработать целевые стратегические показатели бизнеса компании, которые обеспечат достижение утвержденной стратегии.

Дополнительно следует учитывать, что успех реализации стратегии бизнеса во многом зависит от адекватной оценки соответствия ресурсных возможностей компании выбранным стратегическим целям. Именно поэтому общая стратегия компании всегда должна быть детализирована до функциональных стратегий и стратегий структурных подразделений. Только в этом случае можно будет качественно контролировать ход реализации выбранной стратегии, своевременно выявлять причины негативных отклонений от установленных стратегических целей бизнеса для того, чтобы минимизировать их или пересмотреть стратегию компании с учетом фактически достигнутых результатов.

Понятно, что количество стратегических целей и вариантов их достижения может увеличиваться по мере роста масштабов деятельности компании, однако при этом основные этапы разработки и корректировки стратегии развития бизнеса будут одинаковы как у небольших предприятий, так и у крупных корпораций. Эти этапы носят циклический характер и схематически выглядят так, как показано на рис. 1.

Каковы этапы разработки и корректировки стратегии бизнеса?

Рассмотрим подробно действия, которые необходимы на каждом этапе.

Этап 1. Оценка текущего состояния и перспектив развития компании

На первом этапе руководство и менеджмент компании производят оценку текущего состояния деятельности компании, которая основывается прежде всего на данных управленческого учета по итогам текущего года. К таким данным относятся:

• натуральный объем продаж и цена реализации по видам продукции/товаров;

• динамика продаж по рынкам сбыта и группам покупателей компании;

• динамика цены реализации с учетом предоставленных покупателям скидок и бонусов;

• динамика закупочных цен на основные сырье и материалы для производства продукции;

• динамика себестоимости единицы по видам продукции;

• эффективность использования ресурсов при выпуске продукции;

• состав и уровень переменных и постоянных расходов по статьям затрат.

Помимо этого, анализируют текущую ситуацию по внешним (рынки, потребители, конкуренты и т. п.) и внутренним (ресурсы, инфраструктура, персонал и др.) факторам, влияющим на степень и динамику развития бизнеса компании. Для проведения такого анализа можно использовать различные инструменты, среди которых чаще всего применяют SWOT-анализ. Аббревиатура SWOT расшифровывается как:

• Strengths (сильные стороны);

• Weaknesses (слабые стороны);

• Opportunities (возможности);

• Threats (угрозы).

Этот метод направлен на определение сильных и слабых сторон компании, а также установление их связей с внешними возможностями и угрозами. 

На рис. 2 приведен пример результатов SWOT-анализа производственной компании.

Как выглядят результаты SWOT-анализа?

На основе результатов первого этапа разработки стратегии далее оценивают перспективы развития компании в будущем.

Этап 2. Оценка альтернативных вариантов развития и утверждение стратегии бизнеса компании

На втором этапе сначала оценивают альтернативные варианты развития бизнеса в рамках выбранных перспектив. Например, если по итогам первого этапа наиболее вероятной перспективой стало расширение масштабов существующей деятельности, то на практике его можно реализовать через несколько альтернатив:

1) увеличение выпуска имеющегося ассортимента продукции;

2) расширение ассортимента выпускаемой продукции;

3) выпуск новых видов продукции;

4) предоставление дополнительных услуг и сервиса ее покупателям.

Для того чтобы определить наиболее перспективные из имеющихся альтернатив, следует разработать технико-экономическое обоснование по каждому из вариантов с определением возможного срока их реализации, необходимых ресурсов и срока окупаемости вложений. При этом в зависимости от ресурсных возможностей компании возможен выбор как одного варианта развития бизнеса компании, так и комбинации нескольких вариантов.  

На основе выбранного варианта развития бизнеса утверждают общую стратегию компании, которая будет определять основные направления ее деятельности на предстоящий период продолжительностью от трех до пяти лет. Стратегию по расширению масштабов существующего бизнеса компании можно выразить следующими стратегическими целями:

• обеспечить конкурентное преимущество компании на рынке сбыта;

• предоставить покупателям компании более широкую ассортиментную линейку продукции;

• обеспечить высокое качество продукции компании.

 

А. А. Гребенников,
заместитель директора по экономике ООО «Царицынские соленья»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник экономиста» № 5, 2024.

Имущество организации: анализируем, контролируем, управляем 6 статей и расчетные файлы к ним
Финансовый анализ: 5 статей + расчетные файлы Excel к ним
Управленческий учет и отчетность
Подборки
Подборки
Типичные ошибки построения системы бюджетного управления
Подарок подписчикам журнала «Справочник экономиста» или «Планово-экономический отдел» на 1 полугодие 2018 года
Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам