Электронная версия журнала

Бухгалтерский учет внебюджетной деятельности

«Справочник экономиста» №5 2014 / Бухгалтерский учет, налогообложение

Как правильно вести бухгалтерский учет по поступлению и расходованию внебюджетных средств (доходов от оказания платных услуг)? Как формируются доходы и фактические расходы в разрезе кодов бюджетной классификации? Как формируется себестоимость по видам затрат? Ответы на эти и некоторые другие вопросы вы найдете в предлагаемом материале.

 

Рассмотрим порядок ведения бухгалтерского учета по внебюджетной деятельности на примере бюджетного учреждения, которое финансируется путем выделения субсидий на выполнение государственного задания (оказание санитарно-эпидемиологических услуг). Кроме бюджетной деятельности, оно оказывает санитарно-эпидемиологические услуги на платной основе юридическим и физическим лицам на основании заключенных с ними договоров, то есть занимается иной приносящей доход деятельностью, руководствуясь Перечнем платных услуг (утвержден приказом предприятия).

Если в бюджете в соответствии с Инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 (в ред. от 12.10.2012; далее — Инструкция) применяется код вида финансового обеспечения деятельности 4 (КФО 4), то по иной приносящей доход деятельности применяется код вида финансового обеспечения деятельности 2 (КФО 2).

Доходы от оказания платных услуг учитываются по кредиту счета 2.401.10.130.

Рассмотрим некоторые проводки:

1. Заказчику оказали услугу, выполнили работу. На основании акта выполненных работ, подписанного обеими сторонами (заказчиком и исполнителем услуг), начисляем доход:

Дебет счета 2.205.31.560 Кредит счета 2.401.10.130.

2. Заказчик оплатил оказанную услугу, денежные средства поступили на лицевой счет, открытый в органе Федерального казначейства:

Дебет счета 2.201.11.510 Кредит счета 2.205.31.660.

3. Заказчик оплатил оказанную услугу в кассу учреждения:

Дебет счета 2.201.34.510 Кредит счета 2.205.31.660.

4. Выручку от оказания платных услуг из кассы учреждения по объявлению на взнос наличными сдаем на лицевой счет, открытый в органе Федерального казначейства:

Дебет счета 2.210.03 560 Кредит счета 2.201.34.610.

5. Денежные средства (выручка) зачислены на лицевой счет, открытый в органе Федерального казначейства:

Дебет счета 2.201.11.510 Кредит счета 2.210.03.660.

Поступление денежных средств отражается по дебету счета 2.201.11.210.

Одновременно делается запись по дебету забалансового счета 17.01.

6. Внутриведомственные расчеты между головным учреждением и филиалом по доходам отражаются следующей проводкой:

Дебет счета 2.304.03.130 Кредит счета 2.401.10.130.

Итак, доходы отражаются по кредиту счета 2.401.10.130 (КОСГУ 130).

При выполнении учреждением каких-либо работ, оказании услуг их себестоимость формируется на счете 109.00.000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг» с учетом прямых, накладных (косвенных) и общехозяйственных расходов. Использование указанного счета предусмотрено Инструкцией. Учреждение в учетной политике должно определить порядок и периодичность отражения расходов на этом счете. Предположим, расходы отражаются по итогам месяца.

В бухгалтерском учете расходы делятся на прямые, общехозяйственные, накладные (см. рисунок). К прямым расходам относятся расходы на оплату труда специалистов по штатному расписанию, которые заняты оказанием санитарно-эпидемиологических услуг, и начисления на выплаты по оплате труда (страховые взносы) этих специалистов, а также расходные материалы (химические реактивы бактериологические препараты, среды, спирт и т. д.), которые непосредственно используются в процессе оказания услуг.

Общехозяйственные расходы — это расходы на коммунальные услуги (за исключением нормативных затрат), услуги связи, транспортные услуги, на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда административно-управленческого, административно-хозяйственного и вспомогательного персонала, который не принимает непосредственного участия в оказании санитарно-эпидемиологических услуг, на содержание объектов недвижимого имущества.

Косвенные производственные затраты нельзя прямо отнести к конкретному виду услуг. Это затраты на содержание и эксплуатацию основных средств, на управление, организацию, на обслуживание производственного процесса, на командировки, обучение сотрудников и т. д. Они подлежат распределению между видами финансового обеспечения деятельности (КФО).

 

 

КЛАССИФИКАЦИЯ ЗАТРАТ УЧРЕЖДЕНИЯ

Как видим, на рисунке прямые и косвенные (накладные) расходы объединены в группу «производственные расходы» Накладные расходы в этой группе подлежат распределению на себестоимость продукции, работ, услуг (по видам). На основании п. 135 Инструкции общехозяйственные расходы учреждения за отчетный период (месяц) распределяются на себестоимость работ, услуг, а нераспределенные расходы — на увеличение расходов текущего финансового года. К ним относятся расходы непроизводственного характера. На основании п. 136 Инструкции сумма затрат, произведенных учреждением в результате реализации работ, услуг, является издержками обращения, которые тоже относятся на увеличение расходов текущего года.

Итак, распределению подлежат косвенные (накладные) расходы, связанные с оказанием услуг, выполнением работ, и общехозяйственные распределяемые расходы. Порядок распределения таких расходов определяется предпариятием самостоятельно и отражается в учетной политике.

Финансовое обеспечение основной деятельности бюджетного учреждения осуществляется в виде субсидий на выполнение государственного задания. Они выделяются с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за учреждением учредителем или приобретенных за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, а также расходов на уплату налогов, объектом налогообложения по которым признается соответствующее имущество.

Бюджетному учреждению при составлении плана финансово-хозяйственной деятельности на очередной финансовый год необходимо распределить планируемые общехозяйственные расходы по видам деятельности. Доходы по субсидиям на выполнение государственного задания планируются на основании данных, полученных от учредителя. Кроме того, планируются доходы от оказания платных услуг (по видам услуг). Общие расходы согласно учетной политике распределяются пропорционально доходам по видам деятельности. Рассмотрим на примере, как распределяются общие расходы между видами деятельности на стадии планирования.

 

Пример

Доходы предприятия по видам деятельности составляют:

  • субсидии, на выполнение госзадания — 10 020 000 руб.

приносящая доход деятельность — 30 000 000 руб.

На уплату налогов на имущество и землю, в качестве объекта налогообложения по которым признается недвижимое имущество и особо ценное движимое имущество учреждения, выделено 20 000 руб.

Расходы предприятия представлены в табл. 1.

 

Таблица 1. Расходы предприятия

Вид расходов

КОСГУ

Всего общих расходов, руб.

Услуги связи

221

30 000

Коммунальные услуги

223

500 000

В том числе:

 

 

электроэнергия

223

100 000

тепловая энергия

223

300 000

водопотребление водоотведение

223

100 000

Транспортный налог

290

29 000

Итого

 

559 000

 

Согласно установленному методу распределения общих расходов при планировании финансово-хозяйственной деятельности общие расходы распределяем пропорционально доходам по видам деятельности (в общей сумме доходов и без учета суммы субсидии, выделенной на уплату налогов на имущество и землю; табл. 2):

1. Общая сумма субсидий на выполнение государственного задания (без учета суммы на налоги) составляет:

10 020 000 – 20 000 = 10 000 000 руб.

2. Общая сумма поступлений по всем видам деятельности (без учета на налоги):

40 020 000 – 20 000 = 40 000 000 руб.

3. Доля доходов по субсидиям:

10 000 000 руб. / 40 000 000 руб. = 25 %.

4. Доля доходов от приносящей доход деятельности:

30 000 000 руб. / 40 000 000 руб. = 75 %.

 

Таблица 2. Распределение расходов по видам деятельности

Вид расходов

КОСГУ

Субсидии на выполнение госзадания (25 %)

Средства от приносящей доход деятельности (75 %)

Услуги связи

221

11 250

18 750

Коммунальные услуги

223

187 500

312 500

В том числе:

 

 

 

электроэнергия

223

37 500

62 500

тепловая энергия

223

112 500

187 500

водопотребление водоотведение

223

37 500

62 500

Транспортный налог

290

10 875

18 125

Итого

 

209 625

349 375

 

Таким образом, общие расходы распределены по видам финансового обеспечения  деятельности:

1) получение  субсидий на выполнение государственного задания КФО 4;

2) получение доходов от предпринимательской деятельности КФО 2.

Начисление прямых расходов отражаются на счете 2.109.61.000 «Себестоимость готовой продукции, выполнение работ, услуг» с помощью следующих проводок:

Дебет счета 2.109.61.211 Кредит счета 2.302.00.730 — расходы на оплату труда сотрудников, непосредственно участвующих в оказании услуги.

Дебет счета 2.109.61.213 — Кредит счета 2.303.00.730 — страховые взносы, начисленные на выплаты по оплате труда этих сотрудников.

Дебет счета 2.109.61.272 Кредит счета 2.105.00.340 — расходы материальных запасов, которые непосредственно используются при оказании услуги.

Начисление накладных расходов отражается на счете 2.109.71.000 «Накладные расходы производства готовой продукции, работ, услуг». Здесь могут быть такие проводки:

Дебет счета 2.109.71.272 Кредит счета 2.105.00.440 — расходы на прочие материалы.

Дебет счета 2.109.71.290 Кредит счета 2.208.00.660 — прочие расходы.

Начисление общехозяйственных расходов отражается на счете 2.109.81.000 «Общехозяйственные расходы»:

Дебет счета 2.109.81.211 Кредит счета 2.302.00.730 — расходы на оплату труда управленческого и вспомогательного персонала.

Дебет счета 2.109.81.213 Кредит счета 2.303.00.730 — страховые взносы, начисленные на выплаты по оплате труда этого персонала.

Дебет счета 2.109.81.221 Кредит счета 2.302.00.730 — расходы на услуги связи.

Дебет счета 2.109.81.226 — Кредит счета 2.302.00.730 — расходы на прочие услуги.

Дебет счета 2.109.81.272 Кредит счета 2.105.00.440 — расходы на прочие материалы, которые не используются непосредственно для оказания услуги.

Начисление затрат на издержки обращения отражается на счете 2.109.91.000 «Издержки обращения».

При распределении накладных и общехозяйственных расходов по завершению месяца делаются записи по соответствующим аналитическим счетам:

Дебет счета 2.109.61.000 Кредит счета 2.109.71.000, Кредит счета 2.109.81.000.

Все суммы, отраженные на счете 2.109.61.000, учитываются при формировании финансового результата.

Расходы за счет предпринимательской деятельности формируются по виду финансового обеспечения деятельности КФО 2. Кроме того, в бюджетных организациях расходы формируются по статьям и подстатьям экономической классификации бюджетов Российской Федерации, отражающих наиболее детальное распределение расходов бюджетов:

статья 210 «Оплата труда и начисления на оплату труда» включает следующие подстатьи:

  • 211 «Заработная плата»;
  • 212 «Прочие выплаты»;
  • 213 «Начисления на оплату труда»;

статья 220 «Приобретение услуг» включает подстатьи:

  • 221 «Услуги связи»;
  • 222 «Транспортные услуги»;
  • 223 «Коммунальные услуги»;
  • 224 «Арендная плата за пользование имуществом»;
  • 225 «Услуги по содержанию имущества;
  • 226 «Прочие услуги»;

статья 300 «Поступление нефинансовых активов» включает подстатьи:

  • 310 «Увеличение стоимости основных средств»;
  • 320 «Увеличение стоимости нематериальных активов»;
  • 340 «Увеличение стоимости материальных запасов»;

статья 290 «Прочие расходы» включает в себя расходы по выплате стипендий; оплату налогов в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации, другие расходы, не отнесенные на подстатьи 211–263.

Итак, мы рассмотрели учет доходов и расходов в бухгалтерском учете. Теперь перейдем к формированию доходов и расходов для налогового учета. Деление расходов на прямые и косвенные различаются в бухгалтерском и налоговом учете. При формировании доходов и расходов по предпринимательской деятельности для целей налогообложения, при расчете налога на прибыль надо руководствоваться нормами гл. 25 НК РФ.

На основании ст. 249 НК РФ доходами от реализации признается выручка от реализации товаров, работ, услуг собственного производства, выручка от реализации имущественных прав. В учетной политике должен быть прописан метод признания доходов и расходов поступлений, связанных с расчетами за реализованные услуги. В нашем учреждении это метод признания доходов по начислению, то есть доходы признаются в том налоговом периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств. Налоговый регистр выглядит следующим образом (табл. 3).

 

Таблица 3. Налоговый регистр по доходам за 1-е полугодие 2013 г.

Наименование расходов

На начало периода

2-й квартал

Итого с начала года

апрель

май

июнь

всего за 2-й квартал

Доходы, в том числе:

6 882 590

3 107 592

2 523 486

1 634 988

7 266 066

14 148 656

Санитарно-эпидемиологические услуги

6 882 590

3 107 592

2 523 486

1 634 988

7 266 066

14 148 656

Внереализационные доходы

 

 

 

 

 

 

В том числе:

 

 

 

 

 

 

     возмещение территориального органа по э/энергии

 

 

 

 

0

0

     возмещение по решению суда

 

 

 

 

0

0

Всего

6 882 590

3 107 592

2 523 486

1 634 988

7 266 066

14 148 656

 

Данные по счету 2.401.10.130 Главной книги — 14 148 656,28 руб.

Данные по налоговому регистру составляет 14 148 656 руб. (с округлением).

Значит, доход от реализации услуг составляет:

16 644 335,52 – 2 495 679,24 (НДС) = 14 148 656,28 руб.

Перейдем к формированию налогового регистра по расходам.

Расходы на производство и реализацию включают в себя прямые расходы и косвенные расходы. Методика определения расходов — по методу начисления. Руководствуясь ст. 318 гл. 25 НК РФ, к прямым расходам отнесем:

1. Материальные затраты (пп. 1–4 ст. 254 гл. 25 НК РФ).

2. Расходы на оплату труда персонала, участвующего в процессе оказания услуг, расходы на обязательное пенсионное страхование (страховая и накопительная часть трудовой пенсии), на социальное страхование, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленные на указанные суммы на оплату труда.

3. Суммы начисленной амортизации на основные средства, которые непосредственно участвуют в оказании услуг.

К косвенным расходам относятся все остальные суммы расходов, за исключением внереализационных расходов, определяемых в соответствии со ст. 265 гл. 25 НК РФ.

При этом сумма косвенных расходов на производство и реализацию, осуществленных в отчетном (налоговом) периоде, в полном объеме относится к расходам текущего отчетного (налогового) периода с учетом требований, предусмотренных Налоговым кодексом РФ. В аналогичном порядке включаются в расходы текущего периода внереализационные расходы.

Прямые расходы относятся к расходам текущего отчетного (налогового) периода по мере реализации продукции, работ, услуг, в стоимости которых они учтены в соответствии со ст. 319 гл. 25 НК РФ. Налогоплательщик, оказывающий услуги, вправе относить сумму прямых расходов, осуществленных в отчетном (налоговом) периоде, в полном объеме на уменьшение доходов от производства и реализации данного  отчетного (налогового) периода без распределения на остатки незавершенного производства.

Налоговый регистр по расходам за 1-е полугодие 2013 г. представлен в табл. 4.

 

Таблица 4. Налоговый регистр по расходам за 1-е полугодие 2013 г.

№ п/п

Наименование расходов

На начало периода

2-е полугодие

Итого с начала года

апрель

май

июнь

всего за 2 квартал

1

Прямые расходы всего

1 702 867

1 214 409

1 328 031

1 144 249

3 686 689

5 389 556

 

В том числе:

 

 

 

 

 

 

 

     зарплата сотрудников, выполняющих платные услуги

869 575

916 060

974 390

857 728

2 748 178

3 617 753

 

     начисления на зарплату

260 873

229 400

247 265

209 850

686 515

947 388

 

     медикаменты и бактериологические препараты, химические .реактивы

241 597

-37426

 

 

–37 426

204 171

 

     амортизация основных средств производственного назначения

330 822

106 375

106 376

76 671

289 422

620 244

2

Косвенные расходы всего

5 200 349

1 001 774

1 072 855

1 070 925

3 145 554

8 345 903

 

В том числе:

 

 

 

 

 

 

 

     материальные расходы (ГСМ, запчасти, услуги производственного характера, сбор на загрязнение окружающей среды в пределах установленных лимитов и т. д.)

229 800

119 009

119 009

119 010

357 028

586 828

 

     зарплата АУП, обслуживающего персонала (в том числе ЕСН)

1 997 949

501 069

581 070

541 068

1 623 207

3 621 156

 

     амортизация основных средств непроизводственного назначения

232 484

28 901

28 901

28 902

86 704

319 188

 

     коммунальные услуги

391 581

86 651

86 651

86 651

259 953

651 534

 

     услуги связи

105 179

36 560

36 570

36 560

109 690

214 869

 

        в том числе услуги сотовой связи

10 549

3251

3632

3578

10 461

21 010

 

     ремонт

29 084

10 490

10 490

10 491

31 471

60 555

 

     сумма налогов и сборов (за исключением ЕСН и сбора за загрязнение окружающей среды)

60 227

19 564

19 564

19 564

58 692

118 919

 

     прочие расходы

2 154 045

199 530

190 600

228 679

618 809

2 772 854

3

Всего расходов

6 903 216

2 216 183

2 400 886

2 215 174

6 832 243

13 735 459

4

Внереализационные расходы

 

 

 

 

0

0

 

В том числе:

 

 

 

 

 

 

 

     возмещение территориального органа на э/энергию

 

 

 

 

0

0

 

     возмещение суда

 

 

 

 

 

 

 

Всего

6 903 216

 

 

 

 

13 735 459

 

Данные по счету 2.109.61.000 Главной книги — 13 995 399 руб.

Данные по налоговому регистру — 13 735 459 руб.

Как видим, суммы расходов, сформированные в налоговом регистре, меньше сумм расходов, сформированных на счете 2.109.61.000, на сумму затрат за счет социального страхования (155 748 руб.), на сумму затрат на амортизационные отчисления основных средств (104 192 руб.), приобретенных учреждением, со стоимостью свыше 40 000 руб. за каждую единицу:

13 995 399 – 13 735 459 = 259 940 руб.;

155 748 + 104 192 = 259 940 руб.

Суммы затрат за счет социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством отражаются на счете 303.02 (табл. 6).

 

Таблица 6. Анализ счета 303.032 (КФО 2) за 1-е полугодие 2013 г.

 

Дебет

Кредит

Начальное сальдо

 

–271 996,60

109.00

 

 

109.60

 

155 747,63

109.61

 

155 747,63

201.00

 

236 600,00

201.10

 

236 600,00

201.11

 

236 600,00

302.00

475 781,74

 

302.10

475 781,74

 

302.13

475 781,74

 

Оборот

475 781,74

392 347,63

Конечное сальдо

 

–355 430,71

 

Напомним, что все затраты должны быть экономически обоснованы, то есть произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода, и документально подтверждены.

Затраты, произведенные за счет прибыли сразу списываются на счет 2 401 20 000 «Расходы текущего финансового года».

___________________

 

Надеемся, после прочтения данной статьи у вас не возникнет вопросов, касающихся порядка формирования доходов и расходов по внебюджетной деятельности.

С. С. Велижанская, заместитель главного бухгалтера ФФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области в Октябрьском и Кировском районе город Екатеринбург»

Статья опубликована в журнале «Справочник экономиста» № 5, 2014.

Купить этот номер в электронном виде

Подпишитесь на нашу рассылку

Рассылка о новых материалах в блоге и новых номерах журналов. Отправляется в среднем 1 письмо в 2 недели.
  • Подведут черту бедности

    Минтруд для назначения социальных пособий предлагает учитывать все доходы россиян и их собственность

  • Утилизация в налоговом порядке

    Экологический сбор с шин и холодильников предлагают сделать безальтернативным

  • 1-2 декабря в деловом центре Radisson Славянская состоится крупнейший в России и СНГ B2B & B2C финансовый ивент — MOSCOW FINANCIAL EXPO 2017