Электронная версия журнала

Кто размещает заказ для государственных или муниципальных нужд

«Справочник экономиста» №5 2008 / Разное

Эта публикация открывает цикл статей, посвященных проблемам размещения заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (далее — размещение заказов).

Основным законодательным актом, регулирующим процесс размещения заказов, является Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — Федеральный закон № 94-ФЗ), претерпевший к 2008 г. уже пять редакций. Предпоследняя его редакция связана с принятием Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 218-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и отдельные законодательные акты Российской Федерации», который наряду с внесением существенных изменений не только в основной закон в сфере размещения заказов для государственных и муниципальных нужд коренным образом изменил систему административных штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение норм Федерального закона № 94-ФЗ, изложенную в Кодексе об административных правонарушениях РФ.

В данной статье мы поговорим о тех, на кого может быть наложена административная ответственность в сфере размещения заказа, то есть о тех,  кто размещает заказ, и об их обязанностях.

Если обратиться к данным статистики, из 89 субъектов РФ (по данным официального сайта РФ для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru) 59 (66 %) создали уполномоченные органы, осуществляющие функции по размещению заказов для государственных нужд. На федеральном уровне таким органом является Федеральное агентство по поставкам вооружения, военной, специальной техники и материальных средств, созданное Указом Президента РФ от 5 февраля 2007 г. № 119. Постановлением Правительства РФ от 6 марта 2008 г. № 150 в том числе установлена предельная численность работников центрального аппарата данного Федерального агентства в количестве 980 единиц, а также предельная численность работников территориальных органов этого агентства в количестве 120 единиц. Таким образом, поставками вооружения, военной, специальной техники и материальных средств будут заниматься 1100 специалистов.

Численность специалистов, занимающихся размещением заказов в уполномоченных органах субъектов РФ, несоразмерно ниже и в среднем не превышает 35–40 человек.

Численность специалистов, занимающихся размещением заказов для государственных и муниципальных нужд, в федеральных органах исполнительной власти составляет от 3 до 8 человек (подчеркнем, что это не численный состав комиссий по размещению заказов, а число специалистов, непосредственно занимающихся функциями по размещению заказов), в бюджетных учреждениях — всего 2–3 человека. Но таких бюджетополучателей, размещающих заказы только для федеральных нужд (по числу зарегистрированных на сайте www.zakupki.gov.ru), около 16 000. А в целом по стране — в разы больше.

Кто же составляет основной контингент специалистов, размещающих заказы в организациях-бюджетополучателях? Если рассматривать единую тарифную сетку по общеотраслевым должностям служащих, то значительную часть из них составляют экономисты, бухгалтеры и  непосредственно руководители организаций. Большая часть этих служащих занимается размещением заказов, совмещая эту деятельность с основной.

Примерный перечень обязанностей специалиста, занимающегося организационными вопросами, связанными с размещением заказов, кроме обязанностей члена комиссии по размещению заказов, включает подготовку проектов документации о торгах, запросов котировок, проектов контрактов, работу с электронными документами. Понятно, что добиться качественного размещения заказа, совмещая эту деятельность с какой-либо другой, очень сложно.

 

Примерный перечень обязанностей специалиста, занимающегося организационными вопросами, связанными с размещением заказов

Специалист должен:

  1. Подготавливать приказ о создании комиссии по размещению заказов.
  2. Своевременно уведомлять членов комиссии о месте, дате и времени проведения заседания комиссии.
  3. Публиковать в официальном печатном издании (для нужд субъекта РФ, муниципальных нужд) и размещать на официальном сайте извещения о проведении торгов, запросе котировок (или направлять приглашения принять участие в закрытых торгах).
  4. Публиковать в официальном печатном издании (для нужд субъекта РФ, муниципальных нужд) и размещать на официальном сайте сообщения о заинтересованности в проведении конкурса с указанием срока предоставления предложений о технических, технологических и качественных характеристиках товаров, работ, услуг для подготовки к проведению конкурса, в том числе в случае, когда нет возможности составить подробные спецификации товаров, определить характеристики работ, услуг.
  5. Выдавать документацию о торгах по запросу заинтересованного лица.
  6. Публиковать в официальном печатном издании (для нужд субъекта РФ, муниципальных нужд) и размещать на официальном сайте извещение об отказе от проведения торгов.
  7. Направлять уведомления всем участникам размещения заказа, подавшим заявки на участие в торгах, в случае отказа от проведения торгов.
  8. Направлять ответ на запрос о разъяснении документации о торгах участнику, который направлял запрос.
  9. Размещать изменения и разъяснения на официальном сайте, публиковать  изменения (для нужд субъекта РФ, муниципальных нужд).
  10. Направлять изменения всем участникам, получившим документацию о торгах, в случае внесения в нее изменений.
  11. Обеспечивать конфиденциальность сведений, содержащихся в поданных заявках на участие в конкурсе, до вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе.
  12. Регистрировать каждую заявку на участие в торгах, запросе котировок, поступившую в срок, указанный в извещении, с указанием даты и времени получения.
  13. Выдавать расписку (по требованию участника размещения заказов) о получении заявки на участие в торгах, котировочной заявки с указанием даты и времени ее получения.
  14. Вести протоколы процедур размещения заказов.
  15. Размещать протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, рассмотрения заявок на участие в торгах, оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, протокол аукциона, протокол рассмотрения и оценки котировочных заявок, протокол об отказе от заключения контракта на официальном сайте.
  16. Осуществлять аудиозапись процедуры вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, процедуры аукциона.
  17. Вскрывать опоздавшие заявки (если конверт невозможно «опознать») и возвращать их участникам размещения заказа, которые их подали.
  18. Возвращать котировочные заявки, поданные после дня окончания срока подачи котировочных заявок, в день их поступления.
  19. В случае продления срока подачи котировочных заявок направлять запрос котировок не менее чем трем участникам, которые могут осуществить поставки необходимых товаров, выполнение работ, оказание услуг.
  20. Публиковать протокол оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, протокол аукциона в официальном печатном издании (для нужд субъекта РФ, муниципальных нужд).
  21. Направлять (передавать) проект контракта (протокол при необходимости) участнику размещения заказа, с которым заключается контракт.
  22. Отвечать на запрос от участника торгов о разъяснении результатов торгов, запросов котировок.
  23. Направлять сведения для включения в реестр контрактов.
  24. Направлять документы для согласования размещения заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).
  25. Направлять документы для согласования закрытых торгов.
  26. Заполнять и направлять формы статистической отчетности по размещению заказов.
  27. Осуществлять подготовку пакета документов при получении уведомления о наличии жалобы и принятии ее к рассмотрению.
  28. Соблюдать сроки, установленные для осуществления действий, связанных с размещением заказов.
  29. Регистрировать организацию на официальном сайте.
  30. Вести документооборот, связанный с размещением заказов.

Подводя итог вышесказанному, отметим, что для обеспечения качества размещения заказов целесообразно либо создавать отдельное подразделение в организации (отделы закупок, управления, департаменты и т. п.), либо, по возможности, освобождать специалистов, занимающихся закупками для государственных или муниципальных нужд, от каких-либо других обязанностей.

В заключение приведем систему административных штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение норм Федерального закона № 94-ФЗ (см. таблицу).

Номер и название статьи КоАП

Суть нарушения

Нарушитель

Мера ответственности

Статья 7.29 «Несоблюдение требований законодательства о размещении заказов… при принятии решения о способе размещения заказа…»

1. Принятие решения о способе размещения заказа с нарушением требований, установленных законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд 2. Принятие решения о размещении заказа иным способом в случае, если размещение такого заказа в соответствии с законодательством РФ о размещении заказов должно осуществляться путем проведения торгов, а также принятие решения о размещении заказа иным способом в случае, если размещение такого заказа в соответствии с законодательством должно осуществляться путем проведения торгов в форме аукциона

Должностное лицо государственного или муниципального заказчика, уполномоченного органа Должностное лицо государственного или муниципального заказчика, уполномоченного органа

Административный штраф в размере 30 тыс. руб. Административный штраф в размере 50 тыс. руб.

Статья 7.30 «Нарушение порядка размещения заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»

1. Нарушение сроков опубликования в официальном печатном издании или сроков размещения на официальном сайте в сети Интернет информации о размещении заказов, подлежащей в соответствии с законодательством опубликованию или размещению; опубликование в официальном печатном издании или размещение на официальном сайте такой информации с нарушением требования законодательства; нарушение сроков направления в федеральный орган по контролю в сфере размещения заказов приглашений на участие в закрытых торгах и протоколов закрытых торгов; нарушение порядка представления документации о проведении торгов, порядка приема заявок на участие в торгах, в запросе котировок 2. Нарушение порядка вскрытия конвертов с заявками, открытия доступа … и порядка оценки и сопоставления заявок, порядка отбора участников торгов, в том числе отказ в допуске к участию в торгах по основаниям, не предусмотренным законодательством РФ о размещении заказов, нарушение членом аукционной комиссии порядка проведения аукциона 3. Неопубликование или неразмещение информации о размещении заказов, подлежащей в соответствии законодательством о размещении заказов опублткованию или размещению 4. Установление не предусмотренных законодательством критериев оценки заявок на участие в конкурсе и (или) их значимости, требований к участникам размещения заказов, к размеру обеспечения заявок на участие в торгах, размеру и способам обеспечения исполнения контракта, представлению участниками размещения заказа в составе котировочной заявки, заявки на участие в торгах не предусмотренных законодательством документов и сведений, а также включение в состав одного лота товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных между собой 5. Нарушение сроков опубликования в официальном печатном издании или сроков размещения на официальном сайте информации о размещении заказов, подлежащей в соответствии с законодательством опубликованию или размещению; опубликование в официальном печатном издании или размещение на официальном сайте указанной информации с нарушением требования законодательств 6. Отклонение котировочной заявки по основаниям, не предусмотренным законодательством, и (или) рассмотрение котировочной заявки, которая в соответствии с законодательством должна быть отклонена 7. Выбор победителя торгов, победителя в проведении запроса котировок с нарушением требований законодательства 8. Сокращение сроков подачи заявок на участие в торгах, котировочных заявок, за исключением случаев, если законодательством допускается сокращение указанных сроков 9. Нарушение порядка пользования официальным сайтом и требований к технологическим, программным, лингвистическим, правовым, организационным  средствам обеспечения пользования указанным сайтом 10. Нарушение порядка проведения аукциона в электронной форме, а также нарушение оператором электронной площадки порядка аккредитации участников размещения заказа

Должностное лицо заказчика, уполномоченного органа, специализированная организация Члены конкурсной или аукционной комиссии Должностное лицо государственного или муниципального заказчика, уполномоченного органа, органа, уполномоченного на ведение официального сайта, специализированная организация, редакция официального печатного издания, организация, оказывающая услуги по обслуживанию и обеспечению функционирования  официального сайта Должностное лицо государственного или муниципального заказчика, уполномоченного органа Должностное лицо органа, уполномоченного на ведение официального сайта, редакция официального печатного издания, организация, оказывающая услуги по обслуживанию и обеспечению функционирования официального сайта Член котировочной комиссии Член конкурсной, аукционной или котировочной комиссии Должностное лицо государственного или муниципального заказчика, уполномоченного органа Должностное лицо органа, уполномоченного на ведение официального сайта, организация, оказывающая услуги по обслуживанию и обеспечению функционирования официального сайта Должностное лицо заказчика, уполномоченного органа, оператор электронной площадки

Административный штраф на должностных лиц в размере 30 тыс. руб.; на юридических лиц —  в размере 100 тыс. руб. Административный штраф в размере 30 тыс. руб. Административный штраф на должностных лиц в размере 50 тыс. руб.; на юридических лиц —  в размере 500 тыс. руб. Административный штраф в размере 50 тыс. руб. Административный штраф на должностных лиц в размере 30 тыс. руб.; на юридических лиц —  в размере 100 тыс. руб. Административный штраф в размере 30 тыс. руб. Административный штраф в размере  50 тыс. руб. Административный штраф в размере  от 10 тыс. руб. до 30 тыс. руб. Административный штраф в размере  10 тыс. руб. Административный штраф на должностных лиц в размере 50 тыс. руб.; на юридических лиц — в размере 300 тыс. руб.

Статья 7.31 «Предоставление, опубликование или размещение недостоверной информации о размещении заказов… а также направление недостоверных сведений, внесение их в реестр контрактов, реестр недобросовестных поставщиков»

1. Предоставление, опубликование  в официальном печатном издании или размещение на официальном сайте недостоверной информации о размещении заказов…, а также направление недостоверных сведений в реестр контрактов и (или) федеральный орган по контролю,  внесение заведомо недостоверных сведений в реестр контрактов, реестр недобросовестных поставщиков 2. Внесение заведомо недостоверных сведений в реестр контрактов, реестр недобросовестных поставщиков

Должностные лица государственного или муниципального заказчика, уполномоченного органа, органа, уполномоченного на ведение официального сайта, специализированная организация, организация, оказывающая услуги по обслуживанию и обеспечению функционирования официального сайта Должностные лица государственного или муниципального заказчика Должностное лицо органа, уполномоченного на ведение реестра контрактов Должностное лицо федерального органа по контролю

Административный штраф на должностных лиц в размере 50 тыс. руб.; на юридических лиц — в размере 300 тыс. руб. Административный штраф в размере 50 тыс. руб.

Статья 7.32 «Нарушение условий государственного и муниципального контракта»

1. Заключение контракта с нарушением объявленных условий торгов или запроса котировок цены  либо условий исполнения контракта, предложенных лицом, с которым заключается контракт 1¹. Заключение контракта по результатам торгов или запроса котировок с нарушением объявленных условий торгов или запроса котировок либо условий исполнения контракта, предложенных лицом, с которым заключается контракт, если такое нарушение привело к дополнительному расходованию средств соответствующих бюджетов или уменьшению количества поставляемых товаров, объема выполняемых работ, оказываемых услуг 1². Нарушение сроков заключения контракта 2. Изменение условий заключенного контракта, в том числе увеличение цены поставляемых товаров, работ, услуг, если возможность изменения условий контракта не предусмотрена федеральным законом 3. Изменение условий контракта, в том числе увеличение цены товаров, работ, услуг, если возможность изменения условий контракта не предусмотрена федеральным законом и такое изменение привело к дополнительным расходам средств соответствующих бюджетов или уменьшению количества поставляемых товаров, объемов работ, услуг

Должностное лицо государственного или муниципального заказчика Должностное лицо государственного или муниципального заказчика Должностное лицо государственного или муниципального заказчика Должностное лицо государственного или муниципального заказчика Должностное лицо государственного или муниципального заказчика

Административный штраф в размере  50 тыс. руб. Административный штраф в размере двукратного размера дополнительно израсходованных средств соответствующих бюджетов или стоимости товаров, работ, услуг, количество, объем которых уменьшены Административный штраф в размере 30 тыс. руб. Административный штраф в размере 20 тыс. руб. Административный штраф в размере  двукратного размера дополнительно израсходованных средств соответствующих бюджетов или стоимости товаров, работ, услуг, количество, объем которых уменьшены

Т.Н. Трефилова,
зам. директора Института управления закупками и продажами им. А.Б. Соловьева ГУ-ВШЭ, канд. психол. наук, МВА, член-корреспондент РАЕН

Статья опубликована в журнале «Справочник экономиста» № 5, 2008.

Купить этот номер в электронном виде

Подпишитесь на нашу рассылку

Рассылка о новых материалах в блоге и новых номерах журналов. Отправляется в среднем 1 письмо в 2 недели.
  • Подведут черту бедности

    Минтруд для назначения социальных пособий предлагает учитывать все доходы россиян и их собственность

  • Утилизация в налоговом порядке

    Экологический сбор с шин и холодильников предлагают сделать безальтернативным

  • 1-2 декабря в деловом центре Radisson Славянская состоится крупнейший в России и СНГ B2B & B2C финансовый ивент — MOSCOW FINANCIAL EXPO 2017