Отдаем журнал бесплатно!

Системы оплаты труда на промышленных предприятиях

Эта статья посвящена системам оплаты труда. Подробно рассматривается одна из них — аккордно-премиальная. Этой системой пользуются очень часто (например, для оплаты труда монтеров пути).

Наряду с предприятиями ОАО «РЖД» хозяйства пути имеются также на промышленных предприятиях. Однако для них содержание подъездных путей не является основным видом деятельности, и зачастую нет нормативов, позволяющих использовать аккордно-премиальную систему оплаты труда, нет большого штата специалистов, которые занимались бы составлением нарядов на выполненные работы, проверяли бы их, постоянно проводили фотографии рабочего дня. Возникает вопрос: как проанализировать использование рабочего времени монтеров пути, для которых предприятие вынуждено применять не аккордно-премиальную, а повременную систему оплаты труда? Для начала напомним основные понятия, касающиеся данной темы.

Оплата труда — система отношений, связанных с обеспечением установления и осуществления работодателем выплат работникам за их труд в соответствии с законами, иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами.

Заработная плата — вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также выплаты компенсационного и стимулирующего характера.

Система оплаты труда, размеры окладов, часовых тарифных ставок и других выплат устанавливаются нормативными документами предприятия.

Существуют следующие основные виды систем оплаты труда: повременная, сдельная и комиссионная.

Повременная (тарифная) система оплаты труда — система оплаты, при которой заработок работника определяется исходя из фактически отработанного им времени и часовой, дневной тарифной ставки (оклада).

Тарифная ставка — размер вознаграждения за труд определенной сложности, произведенный в единицу времени (час, день, месяц).

В ст. 129 ТК РФ дано следующее определение тарифной системы оплаты труда: совокупность нормативов позволяющих дифференцировать заработную плату работников различных категорий. Повременная система оплаты труда подразделяется на простую повременную и повременно-премиальную. При простой повременной оплате труда расчет заработной платы работника производится исходя из тарифной ставки или должностного оклада согласно штатному расписанию организации, а также фактически отработанного работником времени. При повременно-премиальной системе оплаты труда расчет заработной платы работника производится так же, как и при простой повременной оплате труда, но дополнительно предусматривается начисление и выплата премии. Премия устанавливается в проценте от должностного оклада (тарифной ставки) на основании разработанного в организации положения о премировании работников, коллективного договора или приказа руководителя организации.

Оплата труда на комиссионной основе — система оплаты, при которой заработок работника за выполнение возложенных на него должностных обязанностей определяется в виде фиксированного (процентного) дохода чаще всего от объема продажи продукции. В настоящее время эта система оплаты труда широко применяется в организациях, оказывающих услуги населению, осуществляющих торговые операции, для работников отдела сбыта, рекламных агентов и т. д.

Сдельная система оплаты труда — система оплаты, при которой заработок начисляется работнику по конечным результатам его труда, что стимулирует работников к повышению производительности труда. Расчет заработка работника в этом случае производится по сдельным расценкам. При сдельной оплате труда отпадает необходимость контролировать целесообразность использования работниками рабочего времени, поскольку каждый работник, как и его работодатель, заинтересован в производстве большего количества продукции.

Сдельная расценка — это размер вознаграждения, подлежащего выплате работнику за изготовление им единицы продукции или выполнение определенной операции.

Существует несколько видов сдельных систем оплаты труда.

Прямая сдельная система оплаты труда — система оплаты, при которой вознаграждение работнику начисляется за фактически выполненную работу по установленным сдельным расценкам.

Косвенная сдельная система оплаты труда — система оплаты, при которой размер вознаграждения работнику определяется как доля (процент) от заработка работников основного производства.

Сдельно-прогрессивная система оплаты труда — система оплаты, при которой заработок работника за изготовление продукции в пределах установленной нормы определяется по установленным сдельным расценкам, а за изготовление продукции сверх нормы — по более высоким расценкам.

Аккордная система оплаты труда — система оплаты, предполагающая, что для работника (бригады работников) размер вознаграждения устанавливается за комплекс работ, а не за одну производственную операцию.

В зависимости от способа организации труда сдельная оплата труда может быть индивидуальной (размер вознаграждения работника зависит от сдельных расценок, от количества и качества продукции, произведенной данным работником) и коллективной (заработок всей бригады определяется исходя из сдельных расценок и выполненного бригадой объема работы, а оплата труда каждого работника в коллективе зависит от его трудового участия в общем объеме работ и определяется согласно коэффициенту трудового участия).

Любая из этих видов сдельной оплаты труда может быть дополнена премией, то есть сдельная система оплаты труда, как и повременная, может быть простой и сдельно-премиальной.

Теперь напомним основные понятия, касающиеся железнодорожной темы.

Все основные работы по техническому обслуживанию пути и стрелочных переводов подразделяются на следующие виды:

  • усиленный капитальный ремонт пути и стрелочных переводов;

  • капитальный ремонт пути и стрелочных переводов;

  • усиленный средний ремонт пути;

  • средний ремонт пути;

  • подъемочный ремонт пути;

  • сплошная замена рельсов и металлических частей стрелочных переводов, сопровождающаяся работами в объеме среднего ремонта пути;

  • планово-предупредительная выправка пути;

  • шлифовка рельсов;

  • замена стрелочных переводов;

  • сплошная смена шпал;

  • текущее содержание материалов верхнего строения пути.

Нормы периодичности проведения этих ремонтов зависят от объема перевозок, класса, группы и категории пути. Поэтому на подъездных путях ремонты проводятся намного реже, чем на путях общего пользования. Кратко охарактеризуем каждый вид ремонта.

Усиленный капитальный ремонт пути включает работы, связанные с заменой рельсошпальной решетки на путях 1–2 класса, заменой стрелочных переводов на путях 1–3 класса, ремонтом водоотводов, повышением несущей способности земляного полотна в местах деформаций, выправкой и подбивкой пути с учетом его проектной отметки в профиле, выправкой кривых в плане с восстановлением проектных радиусов, приведением переходных кривых и прямых вставок между ними в соответствие с максимальными значениями скорости движения, установленными на данном участке, планировкой балластной призмы, срезкой обочины земляного полотна и др.

Капитальный ремонт пути предназначен для замены рельсошпальной решетки на путях 3–5 класса и стрелочных переводов на путях 4–5 класса. При капитальном ремонте выполняют фактически те же виды работ, что и при усиленном капитальном ремонте (только на путях меньшей классности).

Усиленный средний ремонт пути предназначен для повышения несущей способности балластной призмы и земляного полотна. При усиленном среднем ремонте очищают щебеночную призму, уширяют основную площадку земляного полотна, срезают обочины, ликвидируют пучины, восстанавливают и ремонтируют водоотводы, дренажные устройства и т. д. Сопутствующие работы включают в себя замену негодных шпал, брусьев, скреплений, выправку круговых и переходных кривых в профиле и плане, ремонт переездов, водоотводных и укрепительных сооружений и др.

Средний ремонт пути предназначен для сплошной очистки балластной призмы, замены дефектных шпал и элементов скреплений, а также проведения планово-предупредительной выправки пути. При этом выполняются те же сопутствующие работы, что и при усиленном среднем ремонте.

При подъемочном ремонте пути производится сплошная подъемка и выправка пути с подбивкой шпал, замена негодных деревянных шпал и частичное восстановление дренирующих свойств балласта.

Сплошная замена рельсов и металлических частей стрелочных переводов новыми или старогодными выполняется с целью усиления рельсов и стрелочных переводов и сопровождается сопутствующими работами в объеме среднего или подъемочного ремонта пути. После сплошной замены рельсов должна проводиться их шлифовка, которая осуществляется рельсошлифовальными поездами.

При планово-предупредительной выправке пути проводят сплошную выправку пути с подбивкой шпал, заменяют неисправные рельсовые скрепления, регулируют стыковые зазоры и т. д.

Текущее содержание пути — самый важный вид путевых работ, осуществляемых постоянно в течение всего года с целью предупреждения расстройств пути, выявления и устранения неисправностей и вызвавших их причин, а также обеспечения постоянной исправности всех элементов пути. К работам по текущему содержанию пути относятся: систематический надзор за путем, сооружениями и путевыми устройствами и содержание их в состоянии, гарантирующем безопасное и бесперебойное движение с максимально допустимой скоростью.

Примеры работ по текущему содержанию материалов верхнего строения пути, выполняемых монтерами пути:

  • перешивка пути по шаблону;

  • подъемка пути;

  • одиночная смена шпал;

  • подбивка шпал;

  • добивка костылей;

  • очистка путей, стрелочных переводов, канав, междупутий, переездов от грязи и снега;

  •  смазка и подтяжка болтов;

  • замена подкладок, накладок, болтов, костылей, противоугонов;

  • замена, установка, покраска путевых знаков на переезде;

  • прополка путей и междупутий от травы;

  • рихтовка пути;

  • регулировка зазоров;

  • вырубка кустов и т. д.

На путях не общего пользования разряд выполняемых монтерами пути работ не выше 3. Согласно должностной инструкции монтер пути 3-го разряда должен знать:

  • все виды материалов для устройства верхнего строения пути;

  • нормы содержания пути;

  • правила регулирования положения конструкций верхнего строения пути;

  • способы и приемы производства работ с применением ручного электрифицированного и пневматического инструмента общего назначения и гидравлических приборов;

  • правила содержания гидравлических приборов;

  • способы и приемы выполнения работ при сооружении земляного полотна с применением ручного инструмента и приспособлений.

Должностные обязанности монтера пути 3-го разряда — выполнение простых работ по монтажу, демонтажу и ремонту конструкций верхнего строения пути.

Обратите внимание! Разряд рабочих должен соответствовать разряду выполняемых работ. Для того чтобы определить разряд выполняемой работы и присвоить рабочему соответствующий разряд, необходимо использовать Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (ЕТКС).

Квалификационные характеристики, содержащиеся в ЕТКС, являются основой для разработки должностных инструкций. Кроме того, необходимо использовать Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов для правильного определения наименований профессий и диапазона их разрядов. Там указан номер выпуска ЕТКС, в котором приведена данная профессия.

Итак, перейдем к рассмотрению конкретной ситуации. На балансе промышленного предприятия есть собственные подъездные пути. Соответственно, есть участок по текущему содержанию и ремонту данного участка пути и предусмотрен штат монтеров пути.  Руководит данным участком дорожный мастер. Он составляет табель учета рабочего времени монтеров пути, для оплаты труда которых применяется повременно-премиальная система оплаты труда. Для составления и проверки нарядов на выполненные работы штата сотрудников на участке нет. Однако экономическая служба и руководство предприятия хотят иметь представление о работе данного участка: эффективно ли работники используют рабочее время, нет ли непроизводительных простоев в работе. Данный анализ необходим, в частности, для принятия решения о размере премии, выделяемой данному участку. В распоряжении мастера участка есть некоторые устаревшие единые нормы времени и расценки на выполнение комплекса работ. На те работы, для которых отсутствуют единые нормы времени, необходимо разработать местные нормы, проведя хронометражи выполнения операций, фотографии рабочего дня. Устаревшие расценки применять не стоит. В соответствии с действующими на предприятии в данное время часовыми тарифными ставками и окладами необходимо установить расценки на данный период времени. Так, например, часовая тарифная ставка монтера пути 3-го разряда будет являться ценой человеко-часа для вида работы, соответствующей третьему разряду работ. Если оплата труда монтеров пути производится по окладам, то цена 1 чел.-ч для третьего разряда работ будет рассчитываться путем деления оклада монтера пути третьего разряда на среднегодовую норму часов работы в месяц. Среднегодовая норма часов работы  в месяц определяется путем деления годовой нормы часов на двенадцать месяцев. Если разряд работы 3,1, то цена 1 чел.-ч  для данного разряда работы определяется как средневзвешенная величина.

Пример

На предприятии для оплаты монтеров пути применяются оклады. Оклад монтера пути 3-го разряда — 4092 руб, 4-го разряда — 4774 руб. Среднегодовая норма часов работы в месяц — 166 ч. Определим цену 1 чел.-ч для разряда работы 3,4.

Стоимость 1 чел.-ч для 3-го разряда работ составляет 24,65 руб. (4092 / 166).

Стоимость 1 чел.-ч для 4-го разряда работ составляет 28,76 руб. (4774 / 166).

Тогда стоимость 1 чел.-ч для разряда работ 3,4 определяем следующим образом: 24,65 + (28,76 – 24,65) / 10 × 4 = 26,29 руб.

Вернемся к нашей ситуации и проанализируем использование рабочего времени для данного участка пути. Итак, в обслуживаемый участок пути входят три станции — Строительная, Карьерная и Центральная, а также перегоны ст. Строительная – ст. Карьерная, ст. Центральная – ст. Карьерная. В конце месяца мастер подвел итоги выполненных на участке работ (см. ниже). Для удобства проведения анализа работы расписываются по всем видам работ и объектам. Измеритель работ должен соответствовать сборнику «Единые нормы времени и расценки».

Объем выполненных работ на ст. Строительная:

1. Подъемка пути на железобетонных шпалах — 37,5 м.

2. Смена крестовины 1/9, рельсы Р-65, стрелочный перевод № 4 — 1 шт.

Объем выполненных работ на перегоне ст. Строительная – ст. Карьерная:

1. Добивка костылей — 720 концов шпал.

2. Смазка и подтяжка стыковых болтов — 200 шт.

3. Замена клеммных болтов — 37 шт.

Объем выполненных работ на ст. Карьерная:

1. Очистка пути от грязи — 75 м.

2. Смена деревянных шпал (кроме смены шпал были выполнены дополнительные работы — погрузка негодных шпал, костылей, подкладок; выгрузка новых шпал, костылей, подкладок; укладка шпал в штабеля) — 25 штук.

3. Перешивка стрелочных переводов — 33 конца брусьев.

4. Перешивка пути по шаблону — 90 концов шпал.

Объем выполненных работ на перегоне ст. Центральная – ст. Карьерная:

1. Добивка костылей — 580 концов шпал.

2. Подбивка шпал вручную — 165 шт.

3. Смазка и подтяжка стыковых болтов — 180 шт.

4. Замена стыковых болтов — 32 шт.

5. Замена клеммных болтов — 40 шт.

6. Перешивка пути по шаблону — 108 концов шпал.

7. Прополка путей от травы — 725 м.

8. Регулировка зазоров — 50 м.

Объем выполненных работ на ст. Центральная:

1. Смазка и подтяжка клеммных и закладных болтов — 800 шт.

2. Балластировка пути на деревянных шпалах гидравлическим домкратом — 125 м.

3. Выгрузка балласта из дозатора — 25 м3.

4. Рихтовка пути на деревянных шпалах гидравлическим домкратом — 87,5 м.

5. Оправка балластной призмы — 120 м.

6. Перешивка пути по шаблону — 85 концов шпал.

7. Средний ремонт пути на деревянных шпалах — 125 м.

Измеритель, норму времени на измеритель для каждого вида работы, средний разряд работ определяем из сборника «Единые нормы времени и расценки». Норму времени на весь объем работы для каждого вида работ определяем, разделив норму времени на измеритель на величину, принятую за измеритель, и умножив на объем выполненных работ. Например, определим норму времени на подъемку пути на ст. Строительная.

В сборнике «Единые нормы времени и расценки» в качестве измерителя принято 1000 м  пути.

Количество выполненных работ — 37,5 м. Норма времени на измеритель — 248 человеко-часов. Тогда норма времени на выполненный объем работ составит 5,3 чел.-ч (248 / 1000 × 37,5).

Расценку на единицу каждого вида работы определяем, как рекомендовалось выше. Расценку на выполненный объем работы рассчитываем, умножая единичную расценку на норму времени для выполнения всего объема. Результаты расчетов можно свести в таблицу, чтобы удобнее было рассчитать с применением формул итоги (табл. 1). Чтобы определить расценку по среднему ремонту пути, необходимо собрать в отдельную калькуляцию все работы, которые выполнялись в объеме среднего ремонта в данном случае (табл. 2). Необходимо обязательно учесть время, которое тратят работники на пропуск поездов и на проезд к месту работы и обратно. В нашем примере в среднем в день приходится пропускать 4 поезда, а на проезд к месту работы и обратно в среднем уходит 2 ч, так как работы выполняются далеко от места прохождения инструктажа и раздевалки.

Таблица 1.Наряд на выполненные работы по текущему содержанию и ремонту верхнего строения пути

Работы

Измеритель

Количество выполненных работ

Норма времени

Расценка, руб.

Сумма на весь объем, руб.

Разряд

Нормативный документ

на измеритель, чел.-ч

на весь объем, чел.-ч

работ





  1. Ст. Строительная




1.1. Подъемка пути на железобетонных шпалах Р-65, м

1000

37,5

248

9,30

23,59

219,39

2,7

Е16-96









1.2. Смена крестовины 1/9 Р-50, стрелочный перевод № 4, крестовина, шт. 









1

1

6,78

6,78

27,94

189,43

3,8

ТОНВ 1990 г.








п. 89

  1. Ст. Строительная – ст. Карьерная




2. 1. Добивка костылей, концы шпал 





100

720

0,375

2,70

24,65

66,56

3

ТОНВ 1990 г.





п.74

2.2. Смазка и подтяжка стыковых болтов, шт.





100

200

8,12

16,24

24,65

400,32

3

ТОНВ 1990 г.





п. 67





2. 3. Замена клеммных болтов, шт. 

10

37

0,787

2,91

28,76

83,75

4

ТОНВ 1990 г.





п. 57

  1. Ст. Карьерная




3.1. Очистка пути от грязи, м (станция)

10

75

0,99

7,43

18,1

134,39

1

ТОНВ 1990 г.





п. 15

3.2. Смена деревянных шпал









3.2.1. Смена шпал, шт. 

10

25

15,7

39,25

24,65

967,51

3

ТОНВ 1990 г.





п. 20

3.2.2. Погрузка шпал (II кат.), шт.  

100

25

9,5

2,38

21,12

50,16

2

Е16-124





3.2.3. Выгрузка шпал, шт.

100

25

3,8

0,95

21,12

20,06

2

Е16-124





3.2.4. Укладка шпал в штабеля, шт.

100

25

5,1

1,28

21,12

26,93

2

Е16-124





3.2.5. Погрузка подкладок, т (20 % )

1

0,07

0,93

0,07

18,1

1,18

1

Е16-124





3.2.6. Выгрузка подкладок, т

1

0,07

0,34

0,02

18,1

0,43

1

Е16-124





3.2.7. Укладка подкладок, т 

1

0,07

0,82

0,06

18,1

1,04

1

Е16-124





3.2.8. Погрузка костылей, т (20 % )

1

0,015

1,4

0,02

18,1

0,38

1

Е16-124





3.2.9. Выгрузка костылей, т

1

0,015

0,44

0,01

18,1

0,12

1

Е16-124





3.3. Перешивка стрелочных переводов, концы брусьев





10

33

0,97

3,20

24,65

78,90

3

ТОНВ 1961 г.





п. 72

3.4. Перешивка пути по шаблону, концы шпал





10

90

0,92

8,28

24,65

204,10

3

ТОНВ 1961г.





п. 29

  1. Ст. Центральная – ст. Карьерная




4.1. Добивка костылей, концы шпал

100

580

0,375

2,18

24,65

53,61

3

ТОНВ 1990 г.





п. 74





4.2. Подбивка шпал вручную, шт.

100

165

15

24,75

26,29

650,68

3,4

Е16-99





4.3. Смазка и подтяжка стыковых болтов, шт.





100

180

8,12

14,62

24,65

360,28

3

ТОНВ 1990г.





п. 67





4.4. Замена стыковых болтов, шт.

10

32

0,793

2,54

24,65

62,55

3

ТОНВ 1990 г.





п. 56





4.5. Замена клеммных болтов, шт.

10

40

0,787

3,15

28,76

90,54

4

ТОНВ 1990 г.





п. 57

4.6. Перешивка пути по шаблону, концы шпал





10

108

0,92

9,94

24,65

244,92

3

ТОНВ 1961 г.





п. 29

4.7. Прополка путей от травы, м

10

725

0,829

60,10

18,1

1087,86

1

ТОНВ 1990 г.





п. 18

4.8. Регулировка зазоров, м

10

50

0,52

2,60

22,18

57,67

2,3

ТОНВ 1961 г.





п. 25

  1. Ст. Центральная




5.1. Смазка и подтяжка клеммных и закладных болтов, шт.





100

800

1,61

12,88

24,65

317,49

3

ТОНВ 1990 г.





п. 68

5.2. Балластировка пути на деревянных шпалах гидравлическим домкратом, м





1000

125

0,995

0,12

23,59

2,93

2,7

Е16-26





5.3. Выгрузка балласта из дозатора, м3





1000

25

3,8

0,10

24,65

2,34

3

Е16-129





5.4. Рихтовка пути на деревянных шпалах гидравлическим домкратом, м (кривой участок)





100

87,5

11

9,63

25,06

241,20

3,1

ТОНВ 1961 г.





п. 27





5.5. Оправка балластной призмы, м

1000

120

140

16,80

23,59

396,31

2,7

Е16-110





5.6. Перешивка пути по шаблону, концы шпал





10

85

0,92

7,82

24,65

192,76

2,7

ТОНВ 1961 г.





п. 29

Средний ремонт пути на деревянных шпалах, м





100

125

187,04

233,80

23,895

5586,65

2,8

калькуляция





Всего

 

 

 

501,87


11 792,45

  1. Проезд к месту работы и обратно: 1 ч × 2 × 160 чел.-дн.










320

27,12

8678,40

3,6









  1. Пропуск поездов: 4 поезда × 0,5 ч × 160 чел.-дн.









320

27,12

8678,40

3,6


Всего норма времени на весь объем




1141,87


29 149,25

Таблица 2. Калькуляция стоимости 100 м среднего ремонта станционного пути на деревянных шпалах

Работы

Измеритель

Количество выполненных работ

Норма времени

Расценка, руб.

Сумма на весь объем, руб.

Разряд работ

Нормативный документ


на измеритель, чел.-ч

на весь

объем,

чел.-ч









Смена деревянных шпал


 Смена деревянных шпал, шт.

10

100

15,7

157

24,65

3870,05

3

ТОНВ 1990 г.












Очистка пути от грязи, м (станция)

10

100

0,99

9,9

18,1

179,19

1

ТОНВ 1990 г.












Погрузка шпал (II кат.), шт.

100

100

9,5

9,50

21,12

200,64

2

Е16-124


Выгрузка шпал, шт.

100

100

3,8

3,80

21,12

80,26

2

Е16-124


Укладка шпал в штабеля, шт.

100

100

5,1

5,10

21,12

107,71

2

Е16-124


Погрузка подкладок, т (50 %)










1

0,7

0,93

0,65

18,1

11,78

1

Е16-124


Выгрузка подкладок, т

1

0,7

0,34

0,24

18,1

4,31

1

Е16-124


Укладка подкладок, т

1

0,7

0,82

0,57

18,1

10,39

1

Е16-124


Погрузка костылей, т (50 %)

1

0,151

1,4

0,21

18,1

3,83

1

Е16-124


 Выгрузка костылей, т

1

0,151

0,44

0,07

18,1

1,20

1

Е16-124


Итого

 

 

 

187,04

 

4469,36


По итогам расчетов (см. табл. 1) можно сделать выводы о том, насколько эффективно работала бригада монтеров пути, имели ли место непроизводительные потери рабочего времени.

Количество рабочих дней в рассматриваемом месяце — 20. Норма часов работы в месяце — 166. Списочная численность работников участка — 8 чел.

Человеко-дни, которые должны быть отработаны за месяц, составляют 160: (20 дн. × 8 чел.).

Человеко-часы, которые должны быть отработаны за месяц, составляют 1328: (166 ч × 8 чел.).

Человеко-дни/человеко-часы отсутствия на работе по причинам:

  • временной нетрудоспособности: 30 чел.-дн. / 240 чел.-ч;

  • прогулов: 2 чел.-дн. / 16 чел.-ч;

  • отгулов за ранее отработанное время: 3 чел.-дн. / 24 чел.-ч;

  • предоставления дней без сохранения заработной платы: 5 чел.-дн. / 40 чел.-ч.

Человеко-дни, отработанные за месяц, равны 120: 160 – 30 – 2 – 3 – 5.

Человеко-часы, отработанные за месяц, равны 1008: 1328 – 240 – 16 – 24 – 40.

В нашем примере бригада монтеров пути на выполненный объем работы должна была затратить 1141,87 чел.-ч с учетом времени на пропуск поездов и доставку к месту работы и обратно, фактически же затратила 1008 чел.-ч. Значит, норма выработки составила: 1141,87 / 1008 × 100 = 113,3 %. Если норма выработки более 100 %, значит, бригада  работала с высокой производительностью труда, эффективно используя рабочее время. Если бы этот показатель был менее 100 %, то необходимо было  бы проводить более глубокий анализ, выясняя причины неэффективного использования рабочего времени или иные причины, повлиявшие на снижение норм выработки. Так, например, однажды причиной норм выработки менее 100 % явилась не низкая производительность труда монтеров пути, а то, что часть путей в течение длительного времени не использовалась из-за снижения грузопотока, а когда грузопоток вырос и возникла необходимость ремонта путей, то при замене материалов верхнего строения пути много времени тратилось на снятие старых материалов из-за появления ржавчины, что не предусмотрено нормами.

Определим средний разряд рабочих и средний разряд работ, проверив, соответствуют ли они друг другу. На участке четыре монтера пути 3-го разряда и четыре монтера пути 4-го разряда.

Средний разряд рабочих: (4 чел. × 3 + 4 чел. × 4) / 8 чел. = 3,5.

Средний разряд работ определим по данным табл. 1. Для этого сложим произведения разряда каждого вида работы на норму времени на выполнение всего объема этого вида работы. Полученную сумму разделим на суммарную норму времени на выполнение всех видов работ (при этом время на пропуск поездов и доставку работников к месту работы и обратно учитывать не стоит). В нашем примере средний разряд работ составит 2,6 ((9,3 × 2,7 + 6,78 × 3,8) / 501,87). Как видим, разряд рабочих не соответствует разряду выполняемых работ, однако по анализу за один месяц выводы делать не стоит, так как, возможно, в других месяцах бригадой выполняются работы более высокого разряда. Если же по анализу за год получится тот же результат, то придется обратить внимание на завышенные разряды работников и учесть это при пересмотре штатного расписания и при присвоении разрядов вновь принятым работникам.

Для завершения анализа необходимо также сравнить фонд оплаты труда монтеров пути в данном месяце при повременной системе оплаты труда и если бы использовалась аккордная система оплаты труда, чтобы принять решение о размере премии, выделяемой на участок. При повременной системе оплаты труда месячный фонд оплаты труда бригады составил 46 103 руб. Фонд оплаты труда бригады по наряду составил бы 37 894,03 руб. (29 149,25 × 1,3). Можно сделать вывод, что оплата труда монтеров пути на данном участке при повременной системе оплаты труда значительно выше, чем была бы при аккордной системе, поэтому вопрос о выделении дополнительно премии на участок не может быть решен положительно (на усмотрение руководителя).

Такой простой анализ можно проводить один-два раза в год, чтобы иметь представление о работе участка и делать соответствующие выводы, если применить аккордно-премиальную систему оплаты труда нет возможности.

 

О. В. Жолобова,
экономист

Статья опубликована в журнале «Справочник экономиста» № 4, 2011.

Отдаем журнал бесплатно!

Системы оплаты труда на промышленных предприятиях

Эта статья посвящена системам оплаты труда. Подробно рассматривается одна из них — аккордно-премиальная. Этой системой пользуются очень часто (например, для оплаты труда монтеров пути).

Наряду с предприятиями ОАО «РЖД» хозяйства пути имеются также на промышленных предприятиях. Однако для них содержание подъездных путей не является основным видом деятельности, и зачастую нет нормативов, позволяющих использовать аккордно-премиальную систему оплаты труда, нет большого штата специалистов, которые занимались бы составлением нарядов на выполненные работы, проверяли бы их, постоянно проводили фотографии рабочего дня. Возникает вопрос: как проанализировать использование рабочего времени монтеров пути, для которых предприятие вынуждено применять не аккордно-премиальную, а повременную систему оплаты труда? Для начала напомним основные понятия, касающиеся данной темы.

Оплата труда — система отношений, связанных с обеспечением установления и осуществления работодателем выплат работникам за их труд в соответствии с законами, иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами.

Заработная плата — вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также выплаты компенсационного и стимулирующего характера.

Система оплаты труда, размеры окладов, часовых тарифных ставок и других выплат устанавливаются нормативными документами предприятия.

Существуют следующие основные виды систем оплаты труда: повременная, сдельная и комиссионная.

Повременная (тарифная) система оплаты труда — система оплаты, при которой заработок работника определяется исходя из фактически отработанного им времени и часовой, дневной тарифной ставки (оклада).

Тарифная ставка — размер вознаграждения за труд определенной сложности, произведенный в единицу времени (час, день, месяц).

В ст. 129 ТК РФ дано следующее определение тарифной системы оплаты труда: совокупность нормативов позволяющих дифференцировать заработную плату работников различных категорий. Повременная система оплаты труда подразделяется на простую повременную и повременно-премиальную. При простой повременной оплате труда расчет заработной платы работника производится исходя из тарифной ставки или должностного оклада согласно штатному расписанию организации, а также фактически отработанного работником времени. При повременно-премиальной системе оплаты труда расчет заработной платы работника производится так же, как и при простой повременной оплате труда, но дополнительно предусматривается начисление и выплата премии. Премия устанавливается в проценте от должностного оклада (тарифной ставки) на основании разработанного в организации положения о премировании работников, коллективного договора или приказа руководителя организации.

Оплата труда на комиссионной основе — система оплаты, при которой заработок работника за выполнение возложенных на него должностных обязанностей определяется в виде фиксированного (процентного) дохода чаще всего от объема продажи продукции. В настоящее время эта система оплаты труда широко применяется в организациях, оказывающих услуги населению, осуществляющих торговые операции, для работников отдела сбыта, рекламных агентов и т. д.

Сдельная система оплаты труда — система оплаты, при которой заработок начисляется работнику по конечным результатам его труда, что стимулирует работников к повышению производительности труда. Расчет заработка работника в этом случае производится по сдельным расценкам. При сдельной оплате труда отпадает необходимость контролировать целесообразность использования работниками рабочего времени, поскольку каждый работник, как и его работодатель, заинтересован в производстве большего количества продукции.

Сдельная расценка — это размер вознаграждения, подлежащего выплате работнику за изготовление им единицы продукции или выполнение определенной операции.

Существует несколько видов сдельных систем оплаты труда.

Прямая сдельная система оплаты труда — система оплаты, при которой вознаграждение работнику начисляется за фактически выполненную работу по установленным сдельным расценкам.

Косвенная сдельная система оплаты труда — система оплаты, при которой размер вознаграждения работнику определяется как доля (процент) от заработка работников основного производства.

Сдельно-прогрессивная система оплаты труда — система оплаты, при которой заработок работника за изготовление продукции в пределах установленной нормы определяется по установленным сдельным расценкам, а за изготовление продукции сверх нормы — по более высоким расценкам.

Аккордная система оплаты труда — система оплаты, предполагающая, что для работника (бригады работников) размер вознаграждения устанавливается за комплекс работ, а не за одну производственную операцию.

В зависимости от способа организации труда сдельная оплата труда может быть индивидуальной (размер вознаграждения работника зависит от сдельных расценок, от количества и качества продукции, произведенной данным работником) и коллективной (заработок всей бригады определяется исходя из сдельных расценок и выполненного бригадой объема работы, а оплата труда каждого работника в коллективе зависит от его трудового участия в общем объеме работ и определяется согласно коэффициенту трудового участия).

Любая из этих видов сдельной оплаты труда может быть дополнена премией, то есть сдельная система оплаты труда, как и повременная, может быть простой и сдельно-премиальной.

Теперь напомним основные понятия, касающиеся железнодорожной темы.

Все основные работы по техническому обслуживанию пути и стрелочных переводов подразделяются на следующие виды:

  • усиленный капитальный ремонт пути и стрелочных переводов;

  • капитальный ремонт пути и стрелочных переводов;

  • усиленный средний ремонт пути;

  • средний ремонт пути;

  • подъемочный ремонт пути;

  • сплошная замена рельсов и металлических частей стрелочных переводов, сопровождающаяся работами в объеме среднего ремонта пути;

  • планово-предупредительная выправка пути;

  • шлифовка рельсов;

  • замена стрелочных переводов;

  • сплошная смена шпал;

  • текущее содержание материалов верхнего строения пути.

Нормы периодичности проведения этих ремонтов зависят от объема перевозок, класса, группы и категории пути. Поэтому на подъездных путях ремонты проводятся намного реже, чем на путях общего пользования. Кратко охарактеризуем каждый вид ремонта.

Усиленный капитальный ремонт пути включает работы, связанные с заменой рельсошпальной решетки на путях 1–2 класса, заменой стрелочных переводов на путях 1–3 класса, ремонтом водоотводов, повышением несущей способности земляного полотна в местах деформаций, выправкой и подбивкой пути с учетом его проектной отметки в профиле, выправкой кривых в плане с восстановлением проектных радиусов, приведением переходных кривых и прямых вставок между ними в соответствие с максимальными значениями скорости движения, установленными на данном участке, планировкой балластной призмы, срезкой обочины земляного полотна и др.

Капитальный ремонт пути предназначен для замены рельсошпальной решетки на путях 3–5 класса и стрелочных переводов на путях 4–5 класса. При капитальном ремонте выполняют фактически те же виды работ, что и при усиленном капитальном ремонте (только на путях меньшей классности).

Усиленный средний ремонт пути предназначен для повышения несущей способности балластной призмы и земляного полотна. При усиленном среднем ремонте очищают щебеночную призму, уширяют основную площадку земляного полотна, срезают обочины, ликвидируют пучины, восстанавливают и ремонтируют водоотводы, дренажные устройства и т. д. Сопутствующие работы включают в себя замену негодных шпал, брусьев, скреплений, выправку круговых и переходных кривых в профиле и плане, ремонт переездов, водоотводных и укрепительных сооружений и др.

Средний ремонт пути предназначен для сплошной очистки балластной призмы, замены дефектных шпал и элементов скреплений, а также проведения планово-предупредительной выправки пути. При этом выполняются те же сопутствующие работы, что и при усиленном среднем ремонте.

При подъемочном ремонте пути производится сплошная подъемка и выправка пути с подбивкой шпал, замена негодных деревянных шпал и частичное восстановление дренирующих свойств балласта.

Сплошная замена рельсов и металлических частей стрелочных переводов новыми или старогодными выполняется с целью усиления рельсов и стрелочных переводов и сопровождается сопутствующими работами в объеме среднего или подъемочного ремонта пути. После сплошной замены рельсов должна проводиться их шлифовка, которая осуществляется рельсошлифовальными поездами.

При планово-предупредительной выправке пути проводят сплошную выправку пути с подбивкой шпал, заменяют неисправные рельсовые скрепления, регулируют стыковые зазоры и т. д.

Текущее содержание пути — самый важный вид путевых работ, осуществляемых постоянно в течение всего года с целью предупреждения расстройств пути, выявления и устранения неисправностей и вызвавших их причин, а также обеспечения постоянной исправности всех элементов пути. К работам по текущему содержанию пути относятся: систематический надзор за путем, сооружениями и путевыми устройствами и содержание их в состоянии, гарантирующем безопасное и бесперебойное движение с максимально допустимой скоростью.

Примеры работ по текущему содержанию материалов верхнего строения пути, выполняемых монтерами пути:

  • перешивка пути по шаблону;

  • подъемка пути;

  • одиночная смена шпал;

  • подбивка шпал;

  • добивка костылей;

  • очистка путей, стрелочных переводов, канав, междупутий, переездов от грязи и снега;

  •  смазка и подтяжка болтов;

  • замена подкладок, накладок, болтов, костылей, противоугонов;

  • замена, установка, покраска путевых знаков на переезде;

  • прополка путей и междупутий от травы;

  • рихтовка пути;

  • регулировка зазоров;

  • вырубка кустов и т. д.

На путях не общего пользования разряд выполняемых монтерами пути работ не выше 3. Согласно должностной инструкции монтер пути 3-го разряда должен знать:

  • все виды материалов для устройства верхнего строения пути;

  • нормы содержания пути;

  • правила регулирования положения конструкций верхнего строения пути;

  • способы и приемы производства работ с применением ручного электрифицированного и пневматического инструмента общего назначения и гидравлических приборов;

  • правила содержания гидравлических приборов;

  • способы и приемы выполнения работ при сооружении земляного полотна с применением ручного инструмента и приспособлений.

Должностные обязанности монтера пути 3-го разряда — выполнение простых работ по монтажу, демонтажу и ремонту конструкций верхнего строения пути.

Обратите внимание! Разряд рабочих должен соответствовать разряду выполняемых работ. Для того чтобы определить разряд выполняемой работы и присвоить рабочему соответствующий разряд, необходимо использовать Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (ЕТКС).

Квалификационные характеристики, содержащиеся в ЕТКС, являются основой для разработки должностных инструкций. Кроме того, необходимо использовать Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов для правильного определения наименований профессий и диапазона их разрядов. Там указан номер выпуска ЕТКС, в котором приведена данная профессия.

Итак, перейдем к рассмотрению конкретной ситуации. На балансе промышленного предприятия есть собственные подъездные пути. Соответственно, есть участок по текущему содержанию и ремонту данного участка пути и предусмотрен штат монтеров пути.  Руководит данным участком дорожный мастер. Он составляет табель учета рабочего времени монтеров пути, для оплаты труда которых применяется повременно-премиальная система оплаты труда. Для составления и проверки нарядов на выполненные работы штата сотрудников на участке нет. Однако экономическая служба и руководство предприятия хотят иметь представление о работе данного участка: эффективно ли работники используют рабочее время, нет ли непроизводительных простоев в работе. Данный анализ необходим, в частности, для принятия решения о размере премии, выделяемой данному участку. В распоряжении мастера участка есть некоторые устаревшие единые нормы времени и расценки на выполнение комплекса работ. На те работы, для которых отсутствуют единые нормы времени, необходимо разработать местные нормы, проведя хронометражи выполнения операций, фотографии рабочего дня. Устаревшие расценки применять не стоит. В соответствии с действующими на предприятии в данное время часовыми тарифными ставками и окладами необходимо установить расценки на данный период времени. Так, например, часовая тарифная ставка монтера пути 3-го разряда будет являться ценой человеко-часа для вида работы, соответствующей третьему разряду работ. Если оплата труда монтеров пути производится по окладам, то цена 1 чел.-ч для третьего разряда работ будет рассчитываться путем деления оклада монтера пути третьего разряда на среднегодовую норму часов работы в месяц. Среднегодовая норма часов работы  в месяц определяется путем деления годовой нормы часов на двенадцать месяцев. Если разряд работы 3,1, то цена 1 чел.-ч  для данного разряда работы определяется как средневзвешенная величина.

Пример

На предприятии для оплаты монтеров пути применяются оклады. Оклад монтера пути 3-го разряда — 4092 руб, 4-го разряда — 4774 руб. Среднегодовая норма часов работы в месяц — 166 ч. Определим цену 1 чел.-ч для разряда работы 3,4.

Стоимость 1 чел.-ч для 3-го разряда работ составляет 24,65 руб. (4092 / 166).

Стоимость 1 чел.-ч для 4-го разряда работ составляет 28,76 руб. (4774 / 166).

Тогда стоимость 1 чел.-ч для разряда работ 3,4 определяем следующим образом: 24,65 + (28,76 – 24,65) / 10 × 4 = 26,29 руб.

Вернемся к нашей ситуации и проанализируем использование рабочего времени для данного участка пути. Итак, в обслуживаемый участок пути входят три станции — Строительная, Карьерная и Центральная, а также перегоны ст. Строительная – ст. Карьерная, ст. Центральная – ст. Карьерная. В конце месяца мастер подвел итоги выполненных на участке работ (см. ниже). Для удобства проведения анализа работы расписываются по всем видам работ и объектам. Измеритель работ должен соответствовать сборнику «Единые нормы времени и расценки».

Объем выполненных работ на ст. Строительная:

1. Подъемка пути на железобетонных шпалах — 37,5 м.

2. Смена крестовины 1/9, рельсы Р-65, стрелочный перевод № 4 — 1 шт.

Объем выполненных работ на перегоне ст. Строительная – ст. Карьерная:

1. Добивка костылей — 720 концов шпал.

2. Смазка и подтяжка стыковых болтов — 200 шт.

3. Замена клеммных болтов — 37 шт.

Объем выполненных работ на ст. Карьерная:

1. Очистка пути от грязи — 75 м.

2. Смена деревянных шпал (кроме смены шпал были выполнены дополнительные работы — погрузка негодных шпал, костылей, подкладок; выгрузка новых шпал, костылей, подкладок; укладка шпал в штабеля) — 25 штук.

3. Перешивка стрелочных переводов — 33 конца брусьев.

4. Перешивка пути по шаблону — 90 концов шпал.

Объем выполненных работ на перегоне ст. Центральная – ст. Карьерная:

1. Добивка костылей — 580 концов шпал.

2. Подбивка шпал вручную — 165 шт.

3. Смазка и подтяжка стыковых болтов — 180 шт.

4. Замена стыковых болтов — 32 шт.

5. Замена клеммных болтов — 40 шт.

6. Перешивка пути по шаблону — 108 концов шпал.

7. Прополка путей от травы — 725 м.

8. Регулировка зазоров — 50 м.

Объем выполненных работ на ст. Центральная:

1. Смазка и подтяжка клеммных и закладных болтов — 800 шт.

2. Балластировка пути на деревянных шпалах гидравлическим домкратом — 125 м.

3. Выгрузка балласта из дозатора — 25 м3.

4. Рихтовка пути на деревянных шпалах гидравлическим домкратом — 87,5 м.

5. Оправка балластной призмы — 120 м.

6. Перешивка пути по шаблону — 85 концов шпал.

7. Средний ремонт пути на деревянных шпалах — 125 м.

Измеритель, норму времени на измеритель для каждого вида работы, средний разряд работ определяем из сборника «Единые нормы времени и расценки». Норму времени на весь объем работы для каждого вида работ определяем, разделив норму времени на измеритель на величину, принятую за измеритель, и умножив на объем выполненных работ. Например, определим норму времени на подъемку пути на ст. Строительная.

В сборнике «Единые нормы времени и расценки» в качестве измерителя принято 1000 м  пути.

Количество выполненных работ — 37,5 м. Норма времени на измеритель — 248 человеко-часов. Тогда норма времени на выполненный объем работ составит 5,3 чел.-ч (248 / 1000 × 37,5).

Расценку на единицу каждого вида работы определяем, как рекомендовалось выше. Расценку на выполненный объем работы рассчитываем, умножая единичную расценку на норму времени для выполнения всего объема. Результаты расчетов можно свести в таблицу, чтобы удобнее было рассчитать с применением формул итоги (табл. 1). Чтобы определить расценку по среднему ремонту пути, необходимо собрать в отдельную калькуляцию все работы, которые выполнялись в объеме среднего ремонта в данном случае (табл. 2). Необходимо обязательно учесть время, которое тратят работники на пропуск поездов и на проезд к месту работы и обратно. В нашем примере в среднем в день приходится пропускать 4 поезда, а на проезд к месту работы и обратно в среднем уходит 2 ч, так как работы выполняются далеко от места прохождения инструктажа и раздевалки.

Таблица 1.Наряд на выполненные работы по текущему содержанию и ремонту верхнего строения пути

Работы

Измеритель

Количество выполненных работ

Норма времени

Расценка, руб.

Сумма на весь объем, руб.

Разряд

Нормативный документ

на измеритель, чел.-ч

на весь объем, чел.-ч

работ





  1. Ст. Строительная




1.1. Подъемка пути на железобетонных шпалах Р-65, м

1000

37,5

248

9,30

23,59

219,39

2,7

Е16-96









1.2. Смена крестовины 1/9 Р-50, стрелочный перевод № 4, крестовина, шт. 









1

1

6,78

6,78

27,94

189,43

3,8

ТОНВ 1990 г.








п. 89

  1. Ст. Строительная – ст. Карьерная




2. 1. Добивка костылей, концы шпал 





100

720

0,375

2,70

24,65

66,56

3

ТОНВ 1990 г.





п.74

2.2. Смазка и подтяжка стыковых болтов, шт.





100

200

8,12

16,24

24,65

400,32

3

ТОНВ 1990 г.





п. 67





2. 3. Замена клеммных болтов, шт. 

10

37

0,787

2,91

28,76

83,75

4

ТОНВ 1990 г.





п. 57

  1. Ст. Карьерная




3.1. Очистка пути от грязи, м (станция)

10

75

0,99

7,43

18,1

134,39

1

ТОНВ 1990 г.





п. 15

3.2. Смена деревянных шпал









3.2.1. Смена шпал, шт. 

10

25

15,7

39,25

24,65

967,51

3

ТОНВ 1990 г.





п. 20

3.2.2. Погрузка шпал (II кат.), шт.  

100

25

9,5

2,38

21,12

50,16

2

Е16-124





3.2.3. Выгрузка шпал, шт.

100

25

3,8

0,95

21,12

20,06

2

Е16-124





3.2.4. Укладка шпал в штабеля, шт.

100

25

5,1

1,28

21,12

26,93

2

Е16-124





3.2.5. Погрузка подкладок, т (20 % )

1

0,07

0,93

0,07

18,1

1,18

1

Е16-124





3.2.6. Выгрузка подкладок, т

1

0,07

0,34

0,02

18,1

0,43

1

Е16-124





3.2.7. Укладка подкладок, т 

1

0,07

0,82

0,06

18,1

1,04

1

Е16-124





3.2.8. Погрузка костылей, т (20 % )

1

0,015

1,4

0,02

18,1

0,38

1

Е16-124





3.2.9. Выгрузка костылей, т

1

0,015

0,44

0,01

18,1

0,12

1

Е16-124





3.3. Перешивка стрелочных переводов, концы брусьев





10

33

0,97

3,20

24,65

78,90

3

ТОНВ 1961 г.





п. 72

3.4. Перешивка пути по шаблону, концы шпал





10

90

0,92

8,28

24,65

204,10

3

ТОНВ 1961г.





п. 29

  1. Ст. Центральная – ст. Карьерная




4.1. Добивка костылей, концы шпал

100

580

0,375

2,18

24,65

53,61

3

ТОНВ 1990 г.





п. 74





4.2. Подбивка шпал вручную, шт.

100

165

15

24,75

26,29

650,68

3,4

Е16-99





4.3. Смазка и подтяжка стыковых болтов, шт.





100

180

8,12

14,62

24,65

360,28

3

ТОНВ 1990г.





п. 67





4.4. Замена стыковых болтов, шт.

10

32

0,793

2,54

24,65

62,55

3

ТОНВ 1990 г.





п. 56





4.5. Замена клеммных болтов, шт.

10

40

0,787

3,15

28,76

90,54

4

ТОНВ 1990 г.





п. 57

4.6. Перешивка пути по шаблону, концы шпал





10

108

0,92

9,94

24,65

244,92

3

ТОНВ 1961 г.





п. 29

4.7. Прополка путей от травы, м

10

725

0,829

60,10

18,1

1087,86

1

ТОНВ 1990 г.





п. 18

4.8. Регулировка зазоров, м

10

50

0,52

2,60

22,18

57,67

2,3

ТОНВ 1961 г.





п. 25

  1. Ст. Центральная




5.1. Смазка и подтяжка клеммных и закладных болтов, шт.





100

800

1,61

12,88

24,65

317,49

3

ТОНВ 1990 г.





п. 68

5.2. Балластировка пути на деревянных шпалах гидравлическим домкратом, м





1000

125

0,995

0,12

23,59

2,93

2,7

Е16-26





5.3. Выгрузка балласта из дозатора, м3





1000

25

3,8

0,10

24,65

2,34

3

Е16-129





5.4. Рихтовка пути на деревянных шпалах гидравлическим домкратом, м (кривой участок)





100

87,5

11

9,63

25,06

241,20

3,1

ТОНВ 1961 г.





п. 27





5.5. Оправка балластной призмы, м

1000

120

140

16,80

23,59

396,31

2,7

Е16-110





5.6. Перешивка пути по шаблону, концы шпал





10

85

0,92

7,82

24,65

192,76

2,7

ТОНВ 1961 г.





п. 29

Средний ремонт пути на деревянных шпалах, м





100

125

187,04

233,80

23,895

5586,65

2,8

калькуляция





Всего

 

 

 

501,87


11 792,45

  1. Проезд к месту работы и обратно: 1 ч × 2 × 160 чел.-дн.










320

27,12

8678,40

3,6









  1. Пропуск поездов: 4 поезда × 0,5 ч × 160 чел.-дн.









320

27,12

8678,40

3,6


Всего норма времени на весь объем




1141,87


29 149,25

Таблица 2. Калькуляция стоимости 100 м среднего ремонта станционного пути на деревянных шпалах

Работы

Измеритель

Количество выполненных работ

Норма времени

Расценка, руб.

Сумма на весь объем, руб.

Разряд работ

Нормативный документ


на измеритель, чел.-ч

на весь

объем,

чел.-ч









Смена деревянных шпал


 Смена деревянных шпал, шт.

10

100

15,7

157

24,65

3870,05

3

ТОНВ 1990 г.












Очистка пути от грязи, м (станция)

10

100

0,99

9,9

18,1

179,19

1

ТОНВ 1990 г.












Погрузка шпал (II кат.), шт.

100

100

9,5

9,50

21,12

200,64

2

Е16-124


Выгрузка шпал, шт.

100

100

3,8

3,80

21,12

80,26

2

Е16-124


Укладка шпал в штабеля, шт.

100

100

5,1

5,10

21,12

107,71

2

Е16-124


Погрузка подкладок, т (50 %)










1

0,7

0,93

0,65

18,1

11,78

1

Е16-124


Выгрузка подкладок, т

1

0,7

0,34

0,24

18,1

4,31

1

Е16-124


Укладка подкладок, т

1

0,7

0,82

0,57

18,1

10,39

1

Е16-124


Погрузка костылей, т (50 %)

1

0,151

1,4

0,21

18,1

3,83

1

Е16-124


 Выгрузка костылей, т

1

0,151

0,44

0,07

18,1

1,20

1

Е16-124


Итого

 

 

 

187,04

 

4469,36


По итогам расчетов (см. табл. 1) можно сделать выводы о том, насколько эффективно работала бригада монтеров пути, имели ли место непроизводительные потери рабочего времени.

Количество рабочих дней в рассматриваемом месяце — 20. Норма часов работы в месяце — 166. Списочная численность работников участка — 8 чел.

Человеко-дни, которые должны быть отработаны за месяц, составляют 160: (20 дн. × 8 чел.).

Человеко-часы, которые должны быть отработаны за месяц, составляют 1328: (166 ч × 8 чел.).

Человеко-дни/человеко-часы отсутствия на работе по причинам:

  • временной нетрудоспособности: 30 чел.-дн. / 240 чел.-ч;

  • прогулов: 2 чел.-дн. / 16 чел.-ч;

  • отгулов за ранее отработанное время: 3 чел.-дн. / 24 чел.-ч;

  • предоставления дней без сохранения заработной платы: 5 чел.-дн. / 40 чел.-ч.

Человеко-дни, отработанные за месяц, равны 120: 160 – 30 – 2 – 3 – 5.

Человеко-часы, отработанные за месяц, равны 1008: 1328 – 240 – 16 – 24 – 40.

В нашем примере бригада монтеров пути на выполненный объем работы должна была затратить 1141,87 чел.-ч с учетом времени на пропуск поездов и доставку к месту работы и обратно, фактически же затратила 1008 чел.-ч. Значит, норма выработки составила: 1141,87 / 1008 × 100 = 113,3 %. Если норма выработки более 100 %, значит, бригада  работала с высокой производительностью труда, эффективно используя рабочее время. Если бы этот показатель был менее 100 %, то необходимо было  бы проводить более глубокий анализ, выясняя причины неэффективного использования рабочего времени или иные причины, повлиявшие на снижение норм выработки. Так, например, однажды причиной норм выработки менее 100 % явилась не низкая производительность труда монтеров пути, а то, что часть путей в течение длительного времени не использовалась из-за снижения грузопотока, а когда грузопоток вырос и возникла необходимость ремонта путей, то при замене материалов верхнего строения пути много времени тратилось на снятие старых материалов из-за появления ржавчины, что не предусмотрено нормами.

Определим средний разряд рабочих и средний разряд работ, проверив, соответствуют ли они друг другу. На участке четыре монтера пути 3-го разряда и четыре монтера пути 4-го разряда.

Средний разряд рабочих: (4 чел. × 3 + 4 чел. × 4) / 8 чел. = 3,5.

Средний разряд работ определим по данным табл. 1. Для этого сложим произведения разряда каждого вида работы на норму времени на выполнение всего объема этого вида работы. Полученную сумму разделим на суммарную норму времени на выполнение всех видов работ (при этом время на пропуск поездов и доставку работников к месту работы и обратно учитывать не стоит). В нашем примере средний разряд работ составит 2,6 ((9,3 × 2,7 + 6,78 × 3,8) / 501,87). Как видим, разряд рабочих не соответствует разряду выполняемых работ, однако по анализу за один месяц выводы делать не стоит, так как, возможно, в других месяцах бригадой выполняются работы более высокого разряда. Если же по анализу за год получится тот же результат, то придется обратить внимание на завышенные разряды работников и учесть это при пересмотре штатного расписания и при присвоении разрядов вновь принятым работникам.

Для завершения анализа необходимо также сравнить фонд оплаты труда монтеров пути в данном месяце при повременной системе оплаты труда и если бы использовалась аккордная система оплаты труда, чтобы принять решение о размере премии, выделяемой на участок. При повременной системе оплаты труда месячный фонд оплаты труда бригады составил 46 103 руб. Фонд оплаты труда бригады по наряду составил бы 37 894,03 руб. (29 149,25 × 1,3). Можно сделать вывод, что оплата труда монтеров пути на данном участке при повременной системе оплаты труда значительно выше, чем была бы при аккордной системе, поэтому вопрос о выделении дополнительно премии на участок не может быть решен положительно (на усмотрение руководителя).

Такой простой анализ можно проводить один-два раза в год, чтобы иметь представление о работе участка и делать соответствующие выводы, если применить аккордно-премиальную систему оплаты труда нет возможности.

 

О. В. Жолобова,
экономист

Статья опубликована в журнале «Справочник экономиста» № 4, 2011.

Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам