Электронная версия журнала

Инфляция: оценка влияния на финансовые результаты компании

«Справочник экономиста» №3 2011 / Стратегический менеджмент

Серьезным дестабилизирующим фактором для экономики России на протяжении последних полутора десятилетий была и остается инфляция. Оценка деятельности организации должна базироваться на реальных (очищенных от влияния инфляции) значениях используемых показателей.

Инфляция по-разному влияет на инвестиционные возможности организации и на ее текущее финансовое положение. Оценка деятельности организации должна базироваться на реальных (очищенных от влияния инфляции) значениях используемых показателей.

В текущей деятельности организации инфляция вызывает убытки по денежным активам, приводит к значительным изменениям стоимости других активов и пассивов. Если у организации существует некоторый промежуток времени между отгрузкой и оплатой продукции, то за период такого разрыва покупательная способность (ценность) доходов уменьшается (независимо от того, каков уровень инфляции) примерно на величину процентов, которые организация могла бы получить, если бы денежные средства, поступившие в момент отгрузки, были положены на депозит в банке.

В общем случае действует правило: в условиях инфляции инвестирование денежных средств в любые операции оправдано лишь в том случае, если доходность вложений превышает темпы инфляции.

Инфляция (лат. inflatio — вздутие) характеризуется обесцениванием национальной денежной единицы и общим повышением уровня цен.

Влияние инфляции сводится:

·        к занижению реальной стоимости основных средств, материалов, издержек через амортизацию;

·        необоснованному завышению прибыли, а значит, налога на прибыль и других налогов;

·        необъективной оценке платежеспособности и финансовой устойчивости;

·        невозможности накопления денежных средств для капитальных вложений;

·        приоритетности краткосрочных интересов, планов предприятия.

В зависимости от темпов инфляции различают:

·          ползучую инфляцию (до 10 % в год), при которой покупательная способность денег почти сохраняется, хозяйственные договоры заключаются в номинальных ценах. У этого типа инфляции, присущего здоровой экономике, есть позитивный потенциал — несколько обесценивая деньги, она стимулирует инвестиционный процесс. Инфляция такого типа побуждает владельцев денег вкладывать их в прибыльные мероприятия, поскольку деньги, находящиеся без движения, постепенно теряют в цене;

·          галопирующую инфляцию (до 100 % в год), когда рост цен происходит скачкообразно, деньги ускоренно материализуются в товары, контракты заключаются в иностранной валюте или в условных единицах. Такая инфляция отрицательно влияет на воспроизводственный цикл, является основным дестабилизирующим фактором развития производства и финансовой устойчивости организации;

·          гиперинфляцию (более 200 % в год).

Общая покупательная способность определяется колебаниями общего уровня цен. Для ее характеристики используются различные индексы. В качестве искомого показателя по учету влияния инфляции предлагается использовать:

·        индекс потребительских цен (табл. 1), который традиционно выступает в качестве индикатора инфляционной ситуации в стране и отдельных ее регионах, ежемесячно публикуется Госкомстатом России (ИПЦ) с 01.01.1992.

Таблица 1. Индексы потребительских цен в 2006-2010 гг.

Период

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

Индекс потребительских цен

1,109

1,09

1,119

1,133

1,088

1,088

Таким образом, по данным Росстата, инфляция в России за 2005 г. составила 10,9 %, за 2006 г. — 9,0 %, 2007 г. — 11,9 %, 2008 г. — 13,3 %, 2009 г. — 8,8 %, 2010 г. — 8,8 %. Инфляция за период с 2005 по 2009 гг. рассчитывается следующим образом: 1,109 × 1,09 × 1,119 × 1,133 × 1,088 = 1,667. То есть инфляция за пять лет составила 66,7 %.

Индекс потребительских цен = Стоимость товаров и услуг в ценах анализируемого периода / Стоимость товаров в базисных ценах.

 

Пример 1

В рыночную корзину входит набор трех видов товаров (табл. 2).

Таблица 2. Товары в рыночной корзине

Показатель

Количество, шт.

Цена (базисный период) — май, руб.

Цена (отчетный период) — июнь, руб.

А

100

1,00

1,12

Б

200

2,00

2,40

В

300

0,8

0,85

Индекс цен = (100 × 1,12 + 200 × 2,4 + 300 × 0,85) / (100 × 1,00 + 200 × 2,00 + 300 × 0,85) = 847 / 755 = 1,1219, или 112,19 %.

Таким образом, в отчетный период уровень цен потребительской корзины увеличился в 1,12 раза, или на 12,19 %, то есть затраты потребителя в отчетный период на рыночную корзину повысились;

 

·               индекс цен производителей промышленной продукции (ИЦП) на потребительские товары, на средства производства.

Различия в значении итоговых показателей при использовании указанных подходов являются незначительно мелкими в промышленно развитых странах с устоявшимся рынком и нормальным темпом инфляции. В странах с большими темпами инфляции или гиперинфляцией появляются различия в значениях итоговых показателей в зависимости от выбора того или иного подхода корректировки на инфляцию.

До настоящего времени методические подходы к пересчету показателей бухгалтерской отчетности в условиях инфляции в РФ не разработаны и не утверждены. Таким образом, корректировка данных бухгалтерской отчетности может проводиться только в аналитических целях.

Инфляция непосредственно влияет на многие аспекты финансовой деятельности организации и прежде всего на величину ее денежных потоков. При проведении оценки в РФ предпочтительнее использовать первый путь, основанный на прямой корректировке денежных сумм на значения инфляционных показателей.

Если перед экономистом стоит цель полной оценки финансового результата организации и сравнения данных с показателями предыдущих периодов, то выручку текущего периода следует пересчитать в ценах предыдущего периода. Для целей пересчета следует воспользоваться информацией о темпах инфляции в течение каждого месяца.

Для расчета реального дохода (с учетом инфляции) необходимо разделить номинальную стоимость на индекс инфляции. Таким образом, получаем величину показателя в сопоставимых ценах (табл. 3).

Таблица 3. Расчет скорректированного на инфляцию дохода компании

Месяц

Темп инфляции, %

Индекс инфляции

Выручка,

тыс. руб.

Выручка в ценах начала года, тыс. руб.

1

1,86

1,0186

123 840

121 579

2

1,20

1,0120

106 560

103 374

3

1,22

1,0122

138 240

132 490

4

1,41

1,0141

138 240

130 648

5

1,33

1,0133

174 240

162 509

6

1,02

1,0102

105 120

97 053

7

1,12

1,0112

92 160

84 145

8

0,98

1,0098

93 600

84 630

9

1,23

1,0123

66 240

59 165

10

1,41

1,0141

129 600

114 147

11

0,45

1,0045

123 840

108 586

12

1,05

1,0105

148 320

128 699

За год

14,28

1,1525

1 440 000

1 327 024

В соответствии с табл. 3 выручка каждого месяца корректируется с учетом индексов инфляции всех предшествующих месяцев. Для получения скорректированной на инфляцию (то есть в ценах начала года) величины выручки в марте необходимо номинальную выручку (138 240 тыс. руб.) последовательно разделить на три индекса (января, февраля и марта). Если воспользоваться годовым индексом инфляции, не учитывая распределение выручки по месяцам, то мы получим скорректированный объем выручки в размере 1 249 502 тыс. руб., что существенно ниже результата расчета скорректированной выручки, полученной с помощью месячного разбиения.

Новое значение коэффициента изменения валовой выручки (с учетом корректировки на инфляцию) составит всего 7,89 % ((1 327 024 – 1 230 000) / 1 230 000). Как видно, при годовом темпе инфляции 14,28 % расхождение значения коэффициента весьма существенно. Если темп инфляции ниже, погрешность расчета становится менее ощутимой. Например, при годовом темпе инфляции 2,8 % значение коэффициента изменения валовой выручки составляет 15,12 %. Таким образом, при малых уровнях инфляции этот эффект можно не учитывать.

Планируя деятельность организации на перспективу, необходимо оценивать расчетные значения финансовых результатов в будущие периоды, учитывать возможные потери в результате инфляции. Например, если определены по прогнозу значения доходов и средний годовой темп инфляции, то для воздействия инфляции можно осуществить дисконтирование дохода по формуле:

S = P = S / (1 + IN)n,

 

где IN — темп роста инфляции за единичный период;

n — количество операций единичных периодов в год;

Р — первоначальная сумма привлеченных (во вклад, депозит и на другие банковские счета) или размещенных (в кредит, заем и на других банковских счетах) денежных средств;

S — сумма денежных средств, причитающихся к возврату (получению).

Пример 2

Например, организация получила годовую прибыль в сумме 600 тыс. руб. Если средний темп роста инфляции в каждый квартал составляет 5 %, то реальная величина чистой прибыли организации за отчетный период составит: 600 / (1 + 0,05)4 = 493,62 тыс. руб.

Таким образом, реальная прибыль организации с точки зрения покупательной способности составит 493,62 тыс. руб., а потери организации в результате роста инфляции составят 106,38 тыс. руб. (600 – 493,62).

Инфляция влияет и на сумму полученной прибыли, так как рост цен на сырье и материалы приводит к увеличению потребности в оборотных средствах.

Стоимость материальных ресурсов с учетом инфляции составляет:

СМин = СМ × IN,

где СМин — стоимость материальных ресурсов с учетом инфляции;

СМ — стоимость материальных ресурсов без учета инфляции;

IN — индекс цен.

Пример 3

В отчетном периоде стоимость материалов, используемых при производстве продукции, составила 3400 руб. Индекс цен за отчетный период составил 1,2095. Стоимость материальных ресурсов с учетом инфляции составила 4112,3 тыс. руб. (СМин = 3400 × 1,2095).

Предположим, что организация затратила на производство и реализацию продукции в отчетном году 37 822 тыс. руб., а выручка составила 106 969 тыс. руб. Следовательно, доход составляет 69 147 тыс. руб. (106 969 – 37 822). Однако индекс инфляции в анализируемом году составил 1,186. Значит, себестоимость реализации следует скорректировать. Следовательно, доход уменьшится на 7035 тыс. руб. (69 147 – ((106 969 – (37 822 × 1,186)).

В мировой практике инфляционно зависимые величины переоцениваются либо по колебанию курсов валют, либо по изменению уровня цен.

Переоценка активов, выраженных в рублях по курсу более стабильной валюты, представляется достаточно простой. Однако этот метод не дает точных результатов, так как паритет покупательной способности рубля к доллару весьма низок и не совпадает с их курсовым соотношением. Поэтому более точной является переоценка вторым методом.

Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО 29) требуют пересчета финансовой отчетности, если совокупный рост инфляции за последние три года превышает 100 %.

Перевод учетных данных из одной валюты в другую согласно МСФО 29 может рассматриваться как процесс, состоящий из нескольких шагов:

·        выбор ценового индекса;

·        анализ и пересчет активов и задолженности с учетом ценового индекса;

·        пересчет отчета о прибылях и убытках на базе ценового индекса;

·        расчет прибыли и убытков от чистых денежных активов с учетом ценового индекса;

·        перевод из одной валюты в другую учетных данных отчета о движении капитала на базе ценового индекса;

·        пересчет соответствующих цифр на базе ценового индекса.

Также МСФО 29 требуют, чтобы все активы с учетом изменения цены в отчете о прибылях и убытках были выражены в учетных денежных единицах на дату составления баланса. Стандарт содержит требование для текущей стоимости, лежащей в основе отчета о прибылях и убытках, потому что основополагающие сделки или события выражены в текущей стоимости на день их совершения, а не в учетных денежных единицах на дату составления баланса. Следовательно, все статьи в отчете о прибылях и убытках должны быть переоценены по следующей формуле:

Переоцененная сумма = Сумма до переоценки × (Общий ценовой индекс на дату составления баланса / Общий ценовой индекс на дату совершения затрат или получения дохода).

Модель учета в постоянных ценах основана на применении общего индекса цен к периодическому пересчету показателей отчетности с учетом изменения покупательной способности денежной единицы.

При использовании данной модели на индекс инфляции корректируются неденежные статьи баланса (за исключением нераспределенной прибыли и любых сумм дооценки). Таким образом, формула корректировки показателей бухгалтерской отчетности с помощью данного метода имеет вид:

А1 = Ai / (Ip(тек) / Ip(прошл)),

 

где A1 — реальная (пересчитанная) величина какой-либо статьи баланса;

Ai — номинальная величина какой-либо статьи баланса;

Ip(тек) — индекс инфляции на момент анализа;

Ip(прошл) — индекс инфляции базисного периода или на начальную дату составления баланса.

 

Пример

Величина готовой продукции по данным баланса на конец года составила 108 164 тыс. руб. Приведем эту величину в сопоставимые с началом года цены: А1 = 108 164 / (1,186 / 1,202) = 109 623 тыс. руб.

Модель учета в текущих ценах является более точной, поскольку подразумевает пересчет статей финансовой отчетности исходя из продажных цен и формирование текущих оценок статей по пересчитанным стоимостям активов и пассивов предприятия с учетом их реальной рыночной стоимости на текущий момент. Капитал организации рассматривается как совокупность материальных и нематериальных ценностей (актив баланса). Каждый вид актива переоценивается по текущей стоимости. Существуют два метода оценки текущей стоимости:

·              по нетто-стоимости возможной реализации, которая дает представление о том, сколько организация могла бы получить в случае реализации своих активов;

·              по восстановительной стоимости, или стоимости замещения, дающей представление о том, сколько пришлось бы организации потратить денег в случае покупки или замены действующих активов новыми такой же производительности.

При высоких темпах инфляции степень искажения реального финансового положения организации велика. Финансовая отчетность перестает служить объективной основой для принятия правильных управленческих решений. Таким образом, чтобы снизить воздействие инфляции на финансовые результаты, следует своевременно контролировать уровень рентабельности, закладываемой в расчетную цену изделия, при анализе хозяйственной деятельности и бухгалтерской отчетности.


 

Ю. И. Грищенко,
аудитор, канд. экон. наук

Статья опубликована в журнале «Справочник экономиста» № 3, 2011.

Купить этот номер в электронном виде

Подпишитесь на нашу рассылку

Рассылка о новых материалах в блоге и новых номерах журналов. Отправляется в среднем 1 письмо в 2 недели.