Электронная версия журнала

Исследование отдельных аспектов оценки показателей рентабельности оборотных активов хозяйствующего субъекта

«Справочник экономиста» №3 2009 / Бюджетирование

 

 

Важным направлением в исследовании оборотных активов и источников их финансирования является изучение показателей эффективности их использования. К числу таких показателей относятся показатели рентабельности. Прежде чем их исследовать, необходимо вспомнить механизм формирования финансовых результатов, действующий на сегодняшний день.

Общая схема формирования финансовых результатов хозяйствующего субъекта

Один из аспектов различия показателей рентабельности — дифференциация используемых показателей прибыли. Следует помнить о том, что в соответствии с гл. 25 НК РФ финансовый результат определяется как полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов.

При этом разделяют финансовые результаты от основной (текущей) и прочей деятельности. Оборотные активы принимают участие как в первой, так и второй.

Одним из условий оценки показателей является сопоставимость используемых в расчете элементов. Следовательно, при оценке рентабельности оборотных активов по прибыли от продаж в расчетах необходимо использовать величину оборотных активов, количественно характеризующую их участие в основной деятельности.

Тогда по аналогии можно рассчитать рентабельность оборотных активов, принимающих участие в прочей деятельности.

Учитывая особенности бухгалтерского учета хозяйственной деятельности, следует отметить, что в большинстве случаев затруднительно разграничить оборотные активы, используемые в основной и прочей деятельности. Поэтому, на наш взгляд, наиболее целесообразно рассчитывать рентабельность общей величины оборотных активов, используемых как в основной, так и прочей деятельности, применяя величину прибыли (убытка) до налогообложения.

Использование формулы (6) позволяет проследить изменение соотношения между постоянными и переменными затратами, маржинального дохода на изменение общей рентабельности оборотных активов.

Пример 1

Рассмотрим механизм действия разработанных нами формул (4–6). Рассчитаем и проанализируем рентабельность оборотных активов с учетом разделения финансового результата организации на прибыль от основной (текущей) и прочей деятельности (табл. 1).

Таблица 1. Исходные данные для факторного анализа рентабельности оборотных активов ООО «Альфа» за 2006–2007 гг.

Показатель

2006 г.

2007 г.

Отклонение

Темп роста, %

1.       Величина выручки от продаж, тыс. руб.

2.       Величина себестоимости проданной продукции, тыс. руб. всего

В том числе:

·         производственная себестоимость

·         коммерческие расходы

·         управленческие расходы

3.       Величина прибыли (убытка) от продаж, тыс. руб.

4.       Величина прочих доходов, тыс. руб.

5.       Величина прочих расходов, тыс. руб.

6.       Величина прибыли (убытка) от прочей деятельности, тыс. руб.

7.       Величина прибыли (убытка) до налогообложения, тыс. руб.

8.       Средняя величина оборотных активов, тыс. руб.

9. Рентабельность (общая) оборотных активов, %

1250

787

720

25

42

463

72

64

8

471

1458

32,30

1370

816

735

32

49

554

65

71

(6)

548

1670

32,81

+120

+29

+15

+7

+7

+91

–7

+7

-14

+77

+212

+0,51

109,6

103,7

102,1

128,0

116,7

119,7

90,3

110,9

57,1

116,3

114,5

101,6

С целью подтверждения практического использования формулы (4) проведем факторный анализ рентабельности оборотных активов (табл. 2) с использованием способа цепных подстановок. Результат представлен в табличной форме.

Таблица 2. Факторный анализ рентабельности оборотных активов (с использованием формулы 4)

Подстановки

Изменение факторов

Результат

Влияние факторов

∆Ппродаж

∆Ппрочая

 

1.   Базовые показатели

2.    ∆Ппродаж

3.   ∆Ппрочая

4.  

463

554

554

554

8

8

(6)

(6)

1458

1458

1458

1670

32,30

38,55

37,59

32,81

+6,25

–0,96

–4,78

Совокупное влияние факторов

+0,51

Из данных табл. 2 следует, что рентабельность оборотных активов выросла на 0,51 %, что произошло по следующим причинам:

1) в связи с ростом прибыли от продаж на 91 тыс. руб. рентабельность оборотных активов увеличилась на 6,25 %;

2) в связи с уменьшением прибыли от прочей деятельности на 14 тыс. руб. величина рентабельности оборотных активов уменьшилась на 0,96 %;

3) средняя величина оборотных активов выросла на 212 тыс. руб., что привело к снижению рентабельности оборотных активов на 4,78 %.

Таким образом, негативное воздействие на изменение общей рентабельности оборотных активов оказало снижение прибыли от прочей деятельности и увеличение оборотных активов. Это вызывает необходимость:

1) детального исследования финансовых результатов от прочей деятельности;

2) выявления резервов роста соответствующей прибыли;

3) дополнительного исследования оборотных активов, отдельных составляющих, оптимизации их величины.

Для проведения детального исследования рассматриваемого показателя воспользуемся разработанной нами формулой (5), проведем факторный анализ общей рентабельности оборотных активов с учетом развернутой формулы (табл. 3).

 

Таблица 3. Факторный анализ общей рентабельности оборотных активов (с использованием формулы (5))

Подстановки

Изменение факторов

Результат

Влияние факторов

∆N

∆Sпр

∆КР

∆УР

∆Дпрочие

∆Рпрочие

 

1. Базовые показатели

2. ∆N

3. ∆Sпр

4. ∆КР

5. ∆УР

6. ∆Дпрочие

7. ∆Рпрочие

8.

1250

1370

1370

1370

1370

1370

1370

1370

720

720

735

735

735

735

735

735

25

25

25

32

32

32

32

32

42

42

42

42

49

49

49

49

72

72

72

72

72

65

65

65

64

64

64

64

64

64

71

71

1458

1458

1458

1458

1458

1458

1458

1670

32,30

40,53

39,51

39,03

38,55

38,07

37,59

32,81

+8,23

–1,02

–0,48

–0,48

–0,48

–0,48

–4,78

Совокупное влияние факторов

+0,51

Применение формулы (5) позволяет выявить ряд дополнительных факторов, влияющих на изменение рентабельности оборотных активов:

1) с увеличением выручки от продаж на 120 тыс. руб. общая рентабельность оборотных активов выросла на 8,23 %;

2) с ростом производственной себестоимости на 15 тыс. руб. общая рентабельность оборотных активов снизилась на 1,02 %;

3) с ростом коммерческих расходов на 7 тыс. руб. результативный показатель уменьшился на 0,48 %;

4) с увеличением управленческих расходов на 7 тыс. руб. общая рентабельность оборотных активов сократилась на 0,48 %;

5) с уменьшением прочих доходов на 7 тыс. руб. результат снизился на 0,48 %;

6) с ростом прочих расходов на 7 тыс. руб. общая рентабельность оборотных активов снизилась на 0,48 %;

7) увеличением  оборотных активов на 212 тыс. руб. исследуемый показатель снизился на 4,78 %.

Таким образом, только один из рассматриваемых в модели факторов оказал положительное влияние на изменение показателя рентабельности. Это вызывает необходимость дополнительного изучения:

1) факторов, вызвавших рост производственной себестоимости, управленческих, коммерческих и прочих расходов, снижение прочих доходов;

2) величины оборотных активов, использования их отдельных элементов, оборачиваемости.

На наш взгляд, применение формулы (5) повышает аналитичность проводимых исследований, позволяет выявить ряд дополнительных факторов, влияющих на результативный показатель (общая рентабельность оборотных активов), и разработать на этой основе действенные управленческие решения.

Также при оценке показателей рентабельности оборотных активов можно использовать величину чистой прибыли.

Это позволяет оценить влияние различных источников формирования оборотных активов на показатель эффективности их использования (рентабельности), что значительно облегчает работу аналитика по выявлению факторов, негативно влияющих на результативный показатель, предоставляет возможность проведения прогнозных оценок. Результат складывается под влиянием следующих факторов:

      — рентабельности оборотных активов, рассчитанной по чистой прибыли, но без учета процентных платежей. Характеризует возможности хозяйствующего субъекта по использованию собственных источников финансирования. Ее увеличение приводит к росту результативного показателя и характеризует устойчивое финансовое положение организации;

     — посленалогового коэффициента финансирования оборотных активов заемным капиталом. Характеризует политику хозяйствующего субъекта в отношении использования заемного капитала на финансирование оборотных активов, а также влияние уровня налогообложения прибыли на средневзвешенную ставку процента по заемному капиталу. Организация может регулировать величину показателя r*, выбирая кредиторов с приемлемыми условиями кредитования (низкой процентной ставкой за кредит). Рост величины заемных средств, направляемых на финансирование оборотных активов, приводит к усилению финансовой зависимости хозяйствующего субъекта, росту процентов за кредит, риску его невозврата и в целом к снижению рентабельности оборотных активов.

Пример 2

Проведена апробация формулы (4), ее результаты представлены в табл. 4, 5.

Таблица 4. Исходные данные для анализа рентабельности оборотных активов

Показатели

Предыдущий год

Отчетный год

Отклонение

Темп роста, %

1. Величина оборотных активов, тыс. руб.

2. Величина прибыли до налогообложения и уплаты процентов и налогов, тыс. руб.

3. Ставка налога на прибыль

4. Ставка процента за кредит

5. Посленалоговая ставка процента, %

6. Величина заемного капитала, тыс. руб.

7. Величина прибыли после уплаты налога на прибыль, тыс. руб.

 8. Рентабельность оборотных активов

 (после уплаты налога на прибыль)

9. Коэффициент финансирования оборотных активов заемным капиталом

10. Посленалоговый коэффициент финансирования оборотных активов заемным капиталом

11. Величина чистой прибыли, тыс. руб.

12. Рентабельность оборотных активов с учетом чистой прибыли

259 179

35 780

0,24

0,18

0,1368

335 070

26 477,2

0,10492

1,2928

0,17686

–18 644,78

–0,07194

220 481

125 696

0,24

0,20

0,152

301 433

95 529,0

0,43328

1,3672

0,20781

49 711,1

0,22547

–38 698

+89 916

+0,02

+0,0152

–33 637

+69 051,8

+0,32836

+0,0744

+0,03095

+68 355,9

+0,29741

85,0

351,3

100,0

111,1

111,1

90,0

360,8

413,0

105,8

117,5

366,6

413,4

По данным табл. 4, рентабельность оборотных активов увеличилась на 29,74 % (на 313,4 %), при этом ее знак изменился с отрицательного на положительный. Сокращение их величины привело к снижению результата на 1,965 и 1,130 соответственно. Это благоприятно характеризует деятельность организации и свидетельствует об увеличении отдачи от оборотных активов. Для детального изучения факторов, повлиявших на изменение рентабельности, необходимо обратиться к данным табл. 5.

Таблица 5. Факторный анализ рентабельности оборотных активов

Показатель

Факторы

Результат

Влияние

 

r*

 

1. Базовые показатели

2. Изменение

3. Изменение r* 

4. Изменение  

0,10492

0,43328

0,433328

0,43328

0,1368

0,1368

0,152

0,152 

1,2928

1,2928

1,2928

1,3672 

0,07194

0,25642

0,23677

0,22547

+0,32836

–0,01965

–0,01130

Совокупное влияние факторов

+0,29741

Из нее следует, что негативное влияние на результативный показатель оказали два следующих фактора: посленалоговая ставка процента и коэффициент финансирования. Поскольку условия налогообложения прибыли не изменялись, то необходимо обратить внимание на условия кредитования: процентная ставка возросла на 2 %, в то время как величина заемного капитала снизилась на 33 637 тыс. руб. (на 10 %). Следовательно, необходимо обратить внимание организации на политику использования заемных средств финансирования. Положительное влияние на результативный показатель оказала рентабельность оборотных активов, определяемая с учетом налога на прибыль. Она возросла более чем в три раза; при этом величина оборотных активов снизилась на 15 %. Это свидетельствует об отличной работе хозяйствующего субъекта, правильно выбранной политике управления оборотными активами и ее эффективности. Исходя из этого, можно предположить, что имеющаяся в распоряжении организации прибыль, полученная по итогам отчетного года, будет направлена на расширение масштабов ее деятельности.

Таким образом, разработанные нами формулы оценки рентабельности позволяют значительно расширить аналитические возможности проводимого исследования и принять на этой основе эффективные управленческие решения, направленные на увеличение результативного показателя.

Полный текст статьи читайте в журнале "Справочник экономиста" №3(69), 2009 г.

Н. А. Батурина,
доц. кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита ВФ МГЭИ, канд. экон. наук

Статья опубликована в журнале «Справочник экономиста» № 3, 2009.

Купить этот номер в электронном виде

Подпишитесь на нашу рассылку

Рассылка о новых материалах в блоге и новых номерах журналов. Отправляется в среднем 1 письмо в 2 недели.
  • Подведут черту бедности

    Минтруд для назначения социальных пособий предлагает учитывать все доходы россиян и их собственность

  • Утилизация в налоговом порядке

    Экологический сбор с шин и холодильников предлагают сделать безальтернативным

  • 1-2 декабря в деловом центре Radisson Славянская состоится крупнейший в России и СНГ B2B & B2C финансовый ивент — MOSCOW FINANCIAL EXPO 2017