Электронная версия журнала

Лизинг: решаем проблемы с налоговыми вычетами

«Справочник экономиста» №3 2008 / Бухгалтерский учет, налогообложение

Довольно часто вычеты по НДС при осуществлении лизинговых операций становятся предметом судебных разбирательств между налоговиками и налогоплательщиками. В процессе деятельности проблемы с вычетом НДС возникают у каждого второго налогоплательщика. При этом больше всего вопросов вызывают ситуации, нечетко прописанные в налоговом законодательстве. Несмотря на то, что НК РФ предписывает все неустранимые сомнения, противоречия и неясности законодательных и нормативных актов толковать в пользу налогоплательщика, налоговые органы пытаются трактовать закон со своей, «выгодной» им точки зрения.

Получая имущество по договору финансовой аренды, лизингополучатель уплачивает лизинговые платежи. Так, согласно п. 1 ст. 28 Федерального закона от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» (далее — Федеральный закон № 164-ФЗ) под лизинговыми платежами понимается общая сумма платежей по договору лизинга за весь срок действия договора. Эта сумма платежей включает возмещение затрат лизингодателя, связанных с приобретением и передачей предмета лизинга лизингополучателю, возмещение затрат, связанных с оказанием других предусмотренных договором услуг, а также доход лизингодателя. Кроме того, если договором лизинга предусмотрен переход права собственности на предмет лизинга к лизингополучателю, в общую сумму договора включается выкупная цена предмета лизинга. Гражданским кодексом РФ (далее — ГК РФ) на основании ст. 665 договор лизинга относится к договорам аренды. Соответственно, для целей налогообложения лизинговые платежи являются оплатой за приобретаемые услуги.

В ст. 665 ГК РФ сказано, что по договору финансовой аренды (договору лизинга) арендодатель обязуется приобрести в собственность указанное арендатором имущество у определенного им продавца и предоставить арендатору это имущество за плату во временное владение и пользование для предпринимательских целей. Арендодатель в этом случае не несет ответственности за выбор предмета аренды и продавца. Договором финансовой аренды может быть предусмотрено, что выбор продавца и приобретаемого имущества осуществляется арендодателем.

Так, в соответствии с п. 1 ст. 146 НК РФ реализация услуг признается объектом налогообложения по НДС, значит, лизингополучатель, уплачивающий НДС в составе лизинговых платежей, имеет право на применение вычета по данному налогу. При этом применяются общие правила, установленные ст. 171 и. 172 НК РФ, согласно которым для получения вычета по НДС организация должна выполнить определенные условия: услуги должны быть приняты к учету. В соответствии с письмом Минфина РФ от 9 ноября 2006 г. № 03-03-04/1/745 для документального подтверждения принятия данных расходов к учету необходимы такие документы, как договор лизинга, график лизинговых платежей, документы, подтверждающие оплату лизинговых платежей, акт приемки-передачи лизингового имущества. При этом ежемесячного заключения актов оказанных услуг по договору лизинга не требуется.

Это важно! Но есть и другая точка зрения. Суть ее излагается в письме Минфина РФ от 7 июня 2006 г. № 03-03-04/1/505, в котором указывается, что документальным подтверждением названных расходов могут быть первичные учетные документы, составленные в соответствии с требованиями Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете». При этом ежемесячное составление акта об оказании услуг по аренде недвижимого имущества является обязательным. Такого же мнения придерживается Управление ФНС по г. Москве в своем письме от 30 августа 2006 г. № 20-12/77792. Таким образом, чтобы избежать недопонимания с налоговыми органами, необходимо оформлять ежемесячные акты об оказании лизинговых услуг.

Лизинговое имущество должно использоваться в деятельности, облагаемой НДС. В случае использования предмета лизинга для совершения операций, как облагаемых НДС, так и освобождаемых от налогообложения, суммы НДС, уплачиваемые в составе лизинговых платежей, подлежат распределению в соответствующей пропорции. При этом суммы налога по услугам, используемым при осуществлении операций, освобождаемых от налогообложения, учитываются в стоимости лизинговых услуг (п. 2 ст. 170 НК РФ).

У организации должны иметься в наличии счета-фактуры, оформленные в соответствии с требованиями ст. 169 НК РФ. Следует отметить, что при составлении счетов-фактур по услугам вообще и по лизинговым платежам в частности в строках «Грузоотправитель» и «Грузополучатель» ставятся прочерки (письмо Управления ФНС по г. Москве от 15 марта 2005 г. № 19-11/16870).

Согласно письмам Минфина РФ от 7 июля 2006 г. № 03-04-15/131, от 9 ноября 2005 г. № 03-03-04/1/348 суммы НДС, уплачиваемые лизингополучателем по договору лизинга, подлежат вычету в полном объеме, независимо от того, выделена в договоре выкупная стоимость имущества отдельной строкой или нет. Вычет по НДС осуществляется в том налоговом периоде, когда у лизингополучателя появились правовые основания для его применения.

Это важно! До 1 января 2006 г. одним из условий вычета «входного» НДС являлся факт оплаты. Поэтому НДС по лизинговым платежам принимался к вычету у лизингополучателя в полном объеме в тех налоговых периодах, в которых производилась уплата лизинговых платежей. После 1 января 2006 г. лизингополучатель имеет право ставить к вычету НДС по лизинговым платежам ежемесячно на основании счетов-фактур, выставляемых лизингодателем, независимо от факта перечисления денежных средств в оплату лизинговых платежей. Также согласно письму Минфина РФ от 22 ноября 2004 г. № 03-03-01-04/1/128 не имеет значения и то, на чьем балансе учитывается предмет лизинга в течение срока действия договора.

Нередко налоговые органы отказываются признавать вычет по налогу, приходящемуся на выкупную стоимость имущества. Они считают, что сумма НДС, приходящаяся на выкупную стоимость предмета лизинга, подлежит включению в налоговые вычеты только после принятия имущества на учет и оплаты полной его стоимости. Однако суды считают подобные доводы налоговых инспекторов несостоятельными и признают отказ в вычете неправомерным, аргументируя тем, что лизинговый платеж является единым платежом, производимым в рамках единого договора лизинга. А значит, рассматривать этот платеж как несколько самостоятельных нельзя, даже несмотря на то, что в его расчет входят несколько составляющих. Поэтому неправомерно выделять в составе лизингового платежа часть выкупной стоимости, по которой НДС к вычету не принимается (постановления ФАС Северо-Западного округа от 27 ноября 2006 г. № А05-7220/2006-34; от 8 ноября 2006 г. № А05-4274/2006-18).

Другой повод для отказа в налоговом вычете — учет предмета лизинга на балансе лизингодателя. Несмотря на разъяснения Минфина РФ, налоговые органы считают, что в подобной ситуации организация-лизингополучатель не имеет права на вычет НДС по лизинговым платежам до момента принятия объекта на учет. В таких ситуациях суды принимают сторону организаций. Например, в постановлении ФАС Уральского округа от 18 января 2007 г. № Ф09-11946/06-С3 заявлено, что по договору лизинга общество приобретает услугу. Поэтому суммы НДС, уплачиваемые в составе лизинговых платежей, подлежат вычету в полном объеме в тех налоговых периодах, в которых вносятся указанные платежи, независимо от того, на чьем балансе учитывается предмет лизинга. Аналогичные решения судов: постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 7 июня 2006 г. № Ф04-2455/2005 (23079-А27-34), Ф04-2455/2005 (23199-А27-34) по делу № А27-12867/04-6, ФАС Поволжского округа от 30 июня 2005 г. № А55-15580/04.

В течение срока действия договора лизинга у предприятия могут возникать, например, затраты на техническое обслуживание или ремонт лизингового имущества, а это значит, что лизинговые платежи не единственный вид расходов, которые несет лизингополучатель. В соответствии с п. 3 ст. 17 Федерального закона № 164-ФЗ лизингополучатель осуществляет техническое обслуживание предмета лизинга и обеспечивает его сохранность, а также осуществляет капитальный и текущий ремонт предмета лизинга за свой счет. Естественно, осуществляя данные расходы, лизингополучатель уплачивает и НДС. У предприятия есть все основания для принятия соответствующих сумм НДС к вычету (письмо Управления ФНС по г. Москве от 19 декабря 2005 г. № 20-12/94463).

Минфин разъясняет

Вычет по НДС в отношении имущества, предназначенного для сдачи в лизинг и отражаемого на счете 03. Минфин РФ разъяснил вопросы применения налоговых вычетов по НДС в отношении имущества, предназначенного для сдачи в лизинг и отражаемого на счете 03, и лизинговых платежей, а также о подтверждении обоснованности применения указанных налоговых вычетов (письмо Минфина РФ от 19 марта 2007 г. № 03-07-03/34).

Так согласно п. 1 ст. 172 гл. 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ вычеты по НДС производятся налогоплательщиками этого налога на основании счетов-фактур, полученных от продавцов товаров (работ, услуг), либо документов, подтверждающих факт уплаты сумм налога на добавленную стоимость при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) при соблюдении условий, предусмотренных п. 2 ст. 171 НК РФ, абз. 1 и 2 п. 1 ст. 172 НК РФ.

По имуществу (основным средствам), предназначенному для сдачи в аренду по договору лизинга, вычеты НДС как после 1 января 2006 г., так и до 1 января 2006 г. должны осуществляться после отражения их стоимости на указанном счете 03 «Доходные вложения в материальные ценности».

Вычеты по НДС по лизинговым платежам: на основании норм ст. 171 и 172 НК РФ данные суммы налога подлежат вычету по мере оказания услуг по аренде при наличии соответствующих счетов-фактур.

Необходимым отметить, что в соответствии со ст. 176 НК РФ в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму НДС, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения согласно ст. 146 НК РФ, полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в соответствии с положениями ст. 176 НК РФ. После представления налогоплательщиком налоговой декларации налоговый орган проверяет обоснованность суммы налога, заявленной к возмещению, при проведении камеральной проверки в порядке, установленном ст. 88 НК РФ.

Таким образом, решение о подтверждении обоснованности применения налоговых вычетов, в том числе при осуществлении лизинговых операций, принимается налоговыми органами исходя из фактических обстоятельств и документов, подтверждающих правомерность принятия к вычету сумм налога, предъявленных поставщиком имущества (основных средств) лизингодателю или лизингодателем лизингополучателю.

Вычет НДС у арендатора при компенсации арендодателю расходов по электроэнергии. Так как арендатор компенсирует расходы арендодателя на оплату электроэнергии и поэтому не имеет счета-фактуры по потребленной им электроэнергии, права на вычет НДС, перечисленного арендатором арендодателю в составе суммы компенсации, у арендатора не возникает (письмо УФНС по Московской области от 28 февраля 2007 г. № 23-26/0288).

Согласно подп. 1 п. 1 ст. 146 гл. 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг), а также передача имущественных прав на территории РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. При этом постановлением ВАС РФ от 8 декабря 1998 г. № 5905/98 предусмотрено, что в указанном случае абонентом является лицо, на балансе которого числится объект, потребляющий энергию.

Кроме того, согласно постановления Президиума ВАС РФ от 6 апреля 2000 г. № 7349/99 арендодатель не может являться энергоснабжающей организацией для арендатора, поскольку сам в качестве абонента получает электроэнергию для снабжения здания у энергоснабжающей организации.

Таким образом, нет оснований относить операции по поставке (отпуску) электроэнергии, осуществляемые в рамках вышеназванных договоров, к операциям по реализации товаров для целей НДС. В связи с этим данные операции объектом налогообложения НДС не являются, и, соответственно, счета-фактуры по электроэнергии, потребленной арендатором, арендодателем не выставляются.

На основании норм ст. 170 НК РФ суммы НДС, предъявленные покупателю при приобретении товаров (работ, услуг) в случае их использования для осуществления операций, не облагаемых НДС, к вычету не принимаются, а учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг). В связи с этим по договорам, согласно которым в стоимость услуг по аренде помещения оплата электроэнергии не включается, у арендодателя не подлежат вычету суммы НДС по электроэнергии, предъявленные ему энергоснабжающей организацией, в части электроэнергии, потребленной арендатором.

Учитывая, что арендатор компенсирует расходы арендодателя на оплату электроэнергии и поэтому не имеет счета-фактуры по потребленной им электроэнергии, права на вычет НДС, перечисленного арендатором арендодателю в составе суммы компенсации, у арендатора не возникает.

О налогообложении и вычете НДС в отношении денежных средств, перечисленных арендатором арендодателю в целях компенсации расходов. Минфин РФ в письме от 24 марта 2007 г. № 03-07-15/39 разъяснил вопрос НДС в отношении денежных средств, перечисленных арендатором арендодателю в целях компенсации расходов арендодателя по оплате коммунальных услуг, услуг связи, а также услуг по охране и уборке арендуемых помещений в рамках договоров, согласно которым в стоимость услуг по аренде помещения указанные расходы не включаются.

В связи с письмом о применении НДС в отношении денежных средств, перечисленных арендатором арендодателю в целях компенсации расходов арендодателя по оплате коммунальных услуг, услуг связи, а также услуг по охране и уборке арендуемых помещений в рамках договоров, согласно которым в стоимость услуг по аренде помещения указанные расходы не включаются, Минфин РФ указывает, что в соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 146 гл. 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг, передаче имущественных прав) на территории РФ, по которым выставляются счета-фактуры.

По коммунальным услугам, услугам связи, а также услугам по охране и уборке арендуемых помещений в рамках вышеуказанных договоров счета-фактуры арендодателями арендаторам не выставляются, поскольку реализация данных услуг арендодателем не производится. Соответственно, при получении денежных средств, перечисленных арендатором арендодателю в целях компенсации расходов арендодателя по оплате указанных услуг, объекта налогообложения НДС не возникает.

Налогоплательщикам необходимо учитывать, что согласно п. 1 ст. 169 НК РФ документом, служащим основанием для принятия НДС к вычету, является счет-фактура. Поэтому в связи с отсутствием соответствующих счетов-фактур суммы налога по вышеуказанным услугам в рассматриваемом случае к вычету у арендатора не принимаются.

О НДС и счетах-фактурах при аренде. Минфин РФ разъяснил момент определения налоговой базы по НДС при оказании услуг по сдаче в аренду имущества, порядок выставления счетов-фактур, а также применение налоговых вычетов по НДС в случае приобретения услуг по аренде имущества (письмо Минфина РФ от 4 апреля 2007 г. № 03-07-15/47).

В соответствии с п. 5 ст. 38 НК РФ услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности. На основании положений ст. 54 НК РФ налогоплательщики исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода.

В соответствии со ст. 163 НК РФ налоговый период для налогоплательщиков налога на добавленную стоимость установлен как календарный месяц. При этом для налогоплательщиков с ежемесячными в течение квартала суммами выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога, не превышающими два миллиона рублей, налоговым периодом является квартал.

Согласно п. 1 ст. 167 НК РФ моментом определения налоговой базы по НДС является наиболее ранняя из дат: день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг, имущественных прав) или день оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных прав).

Таким образом, моментом определения налоговой базы по НДС при оказании услуг по сдаче в аренду имущества является наиболее ранняя из дат: день оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящего оказания услуг либо последний день налогового периода, в котором оказываются услуги, независимо от последующих сроков поступления арендной платы по периодам, установленным договором аренды.

Что касается оформления счетов-фактур по указанным услугам, то согласно п. 3 ст. 168 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг, передаче имущественных прав) соответствующие счета-фактуры выставляются не позднее пяти дней считая со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг) или со дня передачи имущественных прав. В связи с этим при оказании услуг по сдаче в аренду имущества счета-фактуры следует выставлять не позднее пяти дней считая со дня окончания налогового периода, в котором такие услуги оказаны.

В случае если оплата услуг по сдаче в аренду имущества согласно условиям договора предусмотрена в иностранной валюте, при определении налоговой базы по НДС следует руководствоваться нормами п. 3 ст. 153 НК РФ, согласно которому выручка в иностранной валюте пересчитывается в рубли по курсу ЦБ РФ на дату, соответствующую моменту определения налоговой базы. В связи с этим в рассматриваемом случае налоговую базу следует определять исходя из курса иностранной валюты, действующего на день оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящего оказания услуг либо на последний день налогового периода, в котором оказываются услуги.

В отношении применения вычетов при приобретении услуг по аренде следует руководствоваться п. 1 ст. 172 НК РФ, согласно которому суммы НДС подлежат вычету на основании счетов-фактур, выставленных продавцами услуг, после принятия данных услуг на учет и при наличии соответствующих первичных документов.

Следовательно, при приобретении налогоплательщиком услуг по аренде имущества вычеты НДС осуществляются при наличии счета-фактуры и первичного учетного документа независимо от даты оплаты указанных услуг. При этом в качестве первичного учетного документа для вычета НДС, по нашему мнению, может приниматься в том числе акт приемки-передачи арендуемого имущества.

Арендованное имущество: контроль за ценами со стороны налоговых органов

Прежде всего, бухгалтерам необходимо знать, что налоговые органы при осуществлении контроля за полнотой исчисления налогов вправе проверять правильность применения цен по сделкам лишь в следующих случаях 9п. 2 ст. 40 НК РФ):

  • между взаимозависимыми лицами;
  • по товарообменным (бартерным) операциям;
  • при совершении внешнеторговых сделок;
  • при отклонении более чем на 20 % в сторону повышения или понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени.

Приведенный перечень является полным, и это означает, что другое его толкование налоговыми органами неправомерно. По этому поводу есть и арбитражная практика (постановления ФАС Северо-Западного округа от 10 июня 2002 г. № А56-857/02 и от 13 мая 2002 г. № А56-859/02).

Значит, если налоговые органы проверили цену сделки по основанию, не предусмотренному п. 2 ст. 40 НК РФ, то решение о доначислении налогов и пени, исходящее из корректировки цен, может быть признано неправомерным.

Другая ситуация: налоговый орган, произведя корректировку цен, может доначислить только налог и пени, но никак не штраф. Применение налоговым органом штрафных санкций, исходя из отклонения цены более чем на 20 %, основано на расширительном толковании п. 3 ст. 40 НК РФ и поэтому неправомерно. Как подчеркивают судьи, основания для начисления штрафов в ст. 40 НК РФ не приведены, отсылки к другим нормам НК РФ в части привлечения налогоплательщика к ответственности в данной статье не содержатся (постановление ФАС Северо-Западного округа от 18 апреля 2002 г. № А42-3803/01-26-57/02).

Важно отметить, что ст. 40 НК РФ устанавливает только три метода определения рыночной цены:

  •  метод определения рыночной цены с использованием информации о сделках с идентичными (однородными) товарами, работами или услугами;
  •  метод цены последующей реализации;
  • затратный метод.

Это важно! Методы определения рыночной цены, предусмотренные ст. 40 НК РФ, последовательно исключают друг друга. Поэтому использовать последующий метод можно только при невозможности определения рыночной цены с помощью предыдущего (постановления ФАС Волго-Вятского округа от 5 февраля 2004 г. № А79-4023/2003-СК1-4066; ФАС Уральского округа от 12 июля 2001 г. № Ф09-1501/01АК).

Нередко сотрудники налоговых органов пытаются доказать, что фирма при сдаче в аренду имущества занизила соответствующие цены,  следовательно, не доплатила НДС и налог на прибыль. Рассмотрим типичные заблуждения налоговых органов.

Рыночная цена аренды в виде средневзвешенной величины

К примеру, согласно материалам дела постановления ФАС Центрального округа от 15 сентября 2005 г. № А-62-3245/2004 налоговые инспекторы определили размер арендной платы для целей применения ст. 40 НК РФ между взаимозависимыми лицами, взяв показатели размера арендной платы у четырех независимых организаций, то есть определили так называемую рыночную цену аренды в виде средневзвешенной величины. Поскольку цена аренды 1 м2 проверяемого налогоплательщика была ниже средневзвешенной, ИФНС, применяя ст. 40 НК РФ, доначислила на полученную разницу соответствующие налоги. Однако арбитры признали такие действия инспекции необоснованными, поскольку полученный ею средневзвешенный показатель не может рассматриваться в качестве официального. Президиум ВАС РФ в своем постановлении от 18 января 2005 г. № 11583/04 признал неправомерным использование налоговым органом при определении рыночной цены товаров (работ, услуг) метода «средней цены», поскольку он не предусмотрен в ст. 40 НК РФ.

Неииследование условий сопоставимости и идентичности услуг по сдаче в аренду

Рассмотрим такую специфическую ситуацию, как сдача в аренду имущества НПЗ. По мнению инспекции, организация занизила доходы для целей налогообложения в результате отклонения цен, применяемых по оказанию однородных услуг (по предоставлению имущества в аренду) в пределах непродолжительного периода. В обоснование своего решения инспекция сослалась на то, что цена на услугу по сдаче имущества нефтебаз в аренду отклонялась в сторону повышения более чем на 20 % от рыночной цены. Однако, определяя рыночную цену, налоговики не учли условия сопоставимости на рынке услуг по сдаче в аренду имущества нефтебаз: общую вместимость данных нефтебаз, коэффициент оборачиваемости резервуаров, коэффициент использования и заполнения резервуаров налоговым органом не исследовались. Между тем сдаваемые налогоплательщиком в аренду нефтебазы находились в различных районах, имели различный объем продаж нефтепродуктов. Согласно данным о технико-экономических характеристиках, сдаваемые в аренду нефтебазы имели различные годы постройки, различный фактический грузооборот за год, различный коэффициент оборачиваемости резервуаров, на некоторых сдаваемых нефтебазах часть резервуарного парка и оборудования была законсервирована. Арбитры признали решение ИФНС о доначислении налогов недействительным (постановление ФАС Центрального округа от 22 ноября 2005 г. № А64-174/05-19). Подобное арбитражное решение приведено в постановлении ФАС Московского округа от 4 июля 2003 г. № КА-А40/4145-03. В постановлении указывается, что инспекция приводит стоимостное сравнение арендных платежей за 1 м2 без учета экономических условий и специфических черт сдаваемых в аренду площадей, колебаний потребительского спроса на них, иных существенных обстоятельств и условий договоров аренды, влияющих на размер арендной ставки, в том числе срока сдачи в аренду помещений, размера площадей, назначения помещений, места их расположения и др.

Использование метода цены последующей сдачи помещений в аренду

Организация сдавала в субаренду производственные площади своим дочерним обществам. Налоговая инспекция пришла к выводу о занижении организацией НДС по суммам арендной платы, полученной от своих дочерних обществ при передаче в субаренду производственных площадей по цене ниже рыночной более чем на 20 %. При этом ИФНС исходила из цены последующей сдачи помещений в субаренду из-за отсутствия соответствующих рыночных цен, как указано в письме ЗАО «Биржа "Санкт-Петербург"». Однако арбитры приняли сторону налогоплательщика и указали следующее:

1. ИФНС не доказала невозможности определения рыночных цен арендной платы по сдаче в субаренду производственных и складских площадей, а также отсутствие или недоступность информационных источников для определения рыночной цены;

2. Письмо ЗАО «Биржа “Санкт-Петербург”» не может быть признано достаточным доказательством отсутствия или недоступности иных источников информации о рыночных ценах арендной платы в г. Тихвине;

3. ИФНС не представила суду доказательства того, что стоимость услуг по сдаче организацией нежилых помещений в субаренду в период действия договоров отклонялась в сторону повышения или понижения более чем на 20 % от рыночных цен идентичных услуг.

Арбитры пришли к выводу, что налоговым органом вынесено немотивированное решение о доначислении НДС, поскольку отсутствуют данные официального источника информации о рыночных ценах на услуги по сдаче недвижимого имущества в аренду, а возможность использования метода последующей реализации не доказана (постановление ФАС Северо-Западного округа от 14 июля 2004 г. №А56-5208/04).

Принятие за основу ставок арендной платы, утвержденных постановлениями главы муниципального образования

ИФНС в качестве рыночной цены приняла ставки арендной платы без НДС, утвержденные постановлением главы муниципального образования «Сланцевский район» «Об утверждении расчета годовой арендной платы за нежилые помещения» с учетом коэффициента для кафе. Отметим, что названным постановлением установлены ставки для расчета арендной платы за помещения муниципального нежилого фонда в г. Сланцы и Сланцевском районе. Судьи в данном случае пришли к выводу, что цены, рассчитанные налоговым органом, нельзя признать рыночными ценами работ, услуг, сложившимися при взаимодействии спроса и предложения на рынке работ, услуг в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях (постановление ФАС Северо-Западного округа от 28 февраля 2005 г. № А56-23227/04).

Сравнение с ценами, представленными сторонней организацией 

Налоговые органы направили запрос сторонней организации об уровне рыночных цен по аренде помещений. Согласно ответу сторонней организации рыночные цены по аренде помещений в районе, где находится организация-налогоплательщик, выше примененных организацией. С учетом рыночных цен сумма арендной платы, полученная организацией в проверяемый период, отличается от расчетной на 46,6 %, то есть более чем на 20 %. В таком случае, по мнению налоговой инспекции, организация занизила выручку от сдачи помещений в аренду. Суд признал решение инспекции неправомерным и указал на то, что из подп. 4 п. 2 ст. 40 НК РФ следует, что отклонение от уровня цен определяется относительно цен, примененных конкретным налогоплательщиком по иным аналогичным сделкам по однородным (идентичным) товарам (работам, услугам). У налогового органа отсутствовали основания для применения в качестве сравниваемого уровня цен цены, указанные в справке сторонней организации, поскольку они не относятся к деятельности проверяемого налогоплательщика. Арбитры приняли во внимание, что инспекция не доказала, что организацией были заключены иные договоры аренды помещений и в них были применены цены с отклонением в сторону понижения или повышения по сравнению с ценой, указанной в рассматриваемом договоре аренды. Судьи пояснили, что налоговый орган ни в акте проверки, ни в решении не указал, каким из показателей (однородность или идентичность) он пользовался при определении рыночной цены аренды помещений (постановление ФАС Северо-Западного округа от 18 февраля 2002 г. №А56-25720/01).

Cравнение с ценами, представленными другими налоговыми инспекциями

В таком случае достаточно отметить, что уровень рыночной цены по сделкам аренды, установленный на основании данных, представленных налоговыми инспекциями, определен налоговым органом по методу, не предусмотренному ст. 40 НК РФ. И арбитры обязательно примут это во внимание (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 27 сентября 2004 г. № А82-124/2003-А/6).

А. В. Грищенко,
канд. экон. наук, аттестованный аудитор Минфина РФ

Статья опубликована в журнале «Справочник экономиста» № 3, 2008.

Купить этот номер в электронном виде

Подпишитесь на нашу рассылку

Рассылка о новых материалах в блоге и новых номерах журналов. Отправляется в среднем 1 письмо в 2 недели.
  • Подведут черту бедности

    Минтруд для назначения социальных пособий предлагает учитывать все доходы россиян и их собственность

  • Утилизация в налоговом порядке

    Экологический сбор с шин и холодильников предлагают сделать безальтернативным

  • 1-2 декабря в деловом центре Radisson Славянская состоится крупнейший в России и СНГ B2B & B2C финансовый ивент — MOSCOW FINANCIAL EXPO 2017