Электронная версия журнала

Как избежать рисков во внешней торговле?

«Справочник экономиста» №1 2015 / Риски

Организации и частные предприниматели, осуществляющие внешнеэкономическую деятельность, подвергаются разного рода рискам (политическим, коммерческим, валютным и др.). Рассмотрим способы защиты от коммерческих и валютных рисков.

 

Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) — это предпринимательская деятельность организаций и частных предпринимателей в области внешней торговли товарами, работами, услугами.

Внешняя торговля — торговля между странами, то есть вывоз (экспорт) и ввоз (импорт) товаров, работ и услуг. Внешняя торговля осуществляется через коммерческие сделки, оформляемые внешнеторговыми контрактами.

Внешнеторговый контракт — основной письменный коммерческий документ внешнеторговой операции, свидетельствующий о достигнутом соглашении между сторонами. Предметом такого контракта могут быть купля-продажа товара, выполнение подрядных работ, услуг по международной перевозке, аренда, лизинг, предоставление права на продажу, консигнация и др. Расчеты за поставки товаров и оказание услуг по внешнеторговому контракту могут производиться в иностранной и национальной валюте.

Риски во внешней торговле возникают вследствие:

  • изменения цены товара после заключения контракта или отказа от оплаты товара (коммерческие риски);
  • резких колебаний курсов валют (валютные риски);
  • хищения валютных средств при переводе платежей;
  • утраты или порчи груза при перевозках и т. п.

Существует несколько способов защиты от подобных рисков — форфейтинг, хеджирование, страхование грузоперевозок.

 

Форфейтинг

Форфейтинг — это специфическая форма кредитования торговых сделок. Применяется в международной торговле для защиты от коммерческих рисков. Суть форфейтирования заключается в том, что финансовый агент или форфейтор (чаще всего банк) на определенных условиях приобретает коммерческие долговые обязательства заемщика перед кредитором. При этом абсолютно все риски по долговым обязательствам переходят к банку-форфейтору без права оборота на продавца.

Форфейтирование всегда осуществляется при содействии форфейтора (банка), который берет на себя все финансовые и политический риски.

По сроку финансирования форфейтинг может быть краткосрочным, среднесрочным и долгосрочным.

Гарантией при совершении форфейтинговой операции может служить простой или переводной вексель, аккредитив. Форфейтинговые операции, основанные на вексельной форме расчетов, называют вексельным форфейтингом, а операции, основанные на аккредитиве, — аккредитивным форфейтингом.

Вексель — это письменное долговое обязательство, оформленное по установленной форме, в соответствии с которым юридическое лицо, выдавшее вексель (векселедатель), берет на себя обязательство выплатить владельцу векселя (векселедержателю) обозначенную в векселе сумму в указанный срок.

В векселе обязательно указываются:

  • место и дата выдачи;
  • сумма обязательства в целом или с выделением обязательства по процентам;
  • срок и место платежа;
  • наименование получателя;
  • подпись векселедателя.

Аккредитив — это поручение банка плательщика банку получателя средств производить по распоряжению и за счет средств клиента платежи физическому или юридическому лицу в пределах обозначенной суммы и на условиях, указанных в этом поручении.

Платеж по аккредитиву производится в безналичном порядке путем перечисления суммы аккредитива на счет получателя средств в соответствии с условиями контракта. В контракте обязательно отражаются следующие условия, связанные с аккредитивной формой расчета:

  • наименование банка-эмитента;
  • наименование банка, обслуживающего получателя средств;
  • наименование получателя средств;
  • сумма и вид аккредитива;
  • способ извещения получателя средств об открытии аккредитива;
  • способ извещения плательщика о номере счета для депонирования средств, открытого исполняющим банком;
  • срок действия аккредитива, представления документов, подтверждающих поставку товаров (выполнения работ, оказания услуг), и требования к оформлению указанных документов;
  • условия оплаты (с акцептом или без акцепта);
  • ответственность за неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязательств.

В договор могут быть включены и иные условия, касающиеся порядка расчетов по аккредитиву (например, допускаются частичные платежи по аккредитиву).

Механизм осуществления форфейтинговой операции следующий.

Компания-экспортер направляет форфейтору (банку) запрос, где указывает наименование покупателя, вид предлагаемой дополнительной гарантии платежа и наименование гаранта, сроки требуемого товарного кредита и планируемые сроки осуществления сделки, ориентировочную сумму сделки. В ответ экспортер получает от форфейтора предложение, в котором оговариваются основные условия форфейтинговой сделки:

  • гарантийное обеспечение долга покупателя (аккредитив, вексель) и его параметры;
  • график платежей по кредиту;
  • стоимость финансирования (комиссия форфейтора).

Форфейтор, финансирующий экспортную сделку, потребует предоставить документы, касающиеся данной торговой операции, — проект контракта или сам контракт, а также документы, свидетельствующие о выполнении экспортером своих обязательств по сделке (накладную на отгрузку товара, акт приемки-передачи товара, другие оговоренные сторонами и указанные в условиях контракта документы).

Далее покупатель должен подтвердить свой долг дополнительными гарантийными обязательствами банка или государственной структуры в стране импортера. Гарантии известных банков из страны импортера — наиболее распространенная форма подтверждения обязательств покупателя. Обычно банк выписывает векселя на общую сумму сделки со сроками погашения, соответствующим срокам платежа за поставку, либо выставляет аккредитив.

 

Пример 1

Российская строительная компания, специализирующаяся на возведении гидроэнергосооружений, приступила к обсуждению с кипрским заказчиком контракта на строительство каскада гидроочистных систем. Сумма обсуждаемого контракта — 40 млн долл. Кипрский заказчик попросил предоставить ему отсрочку платежа сроком не менее чем на 4 года. Долг предлагалось возвращать поэтапно, дополнительным обеспечением служили гарантии Банка Кипра. Российская компания была не готова самостоятельно предоставить такой длительный кредит. Поэтому решено было прибегнуть к форфейтингу, в роли которого выступил Филиал известного германского банка, открытый на Кипре (далее — Филиал).

С Филиалом были согласованы следующие условия:

• гарантийное обеспечение долга покупателя — векселя Банка Кипра со сроками гашения 60 месяцев после выполнения работы либо части работ;

• график платежей по кредиту — через каждые 6 месяцев равными частями в течение 4 лет;

• комиссия форфейтора — 3,5 % годовых на остаток задолженности.

После выполнения работ по контракту и подписания акта приема-передачи работ Банк Кипра по поручению Заказчика выписал 10 простых векселей на общую сумму 44 млн долл. (в том числе комиссия форфейтора за 4 года — 4 млн долл.) и направил их российской компании. Та передала право получить платеж (индоссировала вексель) своему банку, который, в свою очередь, произвел ту же операцию в пользу форфейтора (Филиала). Форфейтор получил векселя, произвел их проверку и перечислил российскому банку оговоренную в форфейтинговом соглашении сумму (номинальная стоимость векселей минус комиссия форфейтора), то есть 40 млн долл. Банк зачислил переведенные денежные средства на транзитный валютный счет российской компании. Переведенные денежные средства составили 100 % экспортной контактной выручки.

________________

 

К сведению
Комиссия форфейтора устанавливается индивидуально по каждой сделке и рассчитывается исходя из степени риска форфейтора, величины отсрочки, запрошенной импортером страны форфейтора, и надежности его банка-гаранта.

 

Преимущества форфейтинга для компании, ведущей внешнеэкономическую деятельность:

  • стандартная документация;
  • быстрое оформление сделок;
  • адаптация к различным экспортным схемам.

В этой связи форфейтинг представляет ценность как сам по себе, так и в сочетании с другими методами защиты от коммерческих рисков.

 

Хеджирование

Хеджирование (Hedge) — это операция, которая предназначена снизить риск, возникший в результате других операций.

Хеджирование может применяться к различным видам финансово-хозяйственных сделок — торговым, валютным и т. п.

Хеджирование валютного риска — это защита средств от неблагоприятного движения валютных курсов при совершении валютных сделок, которая заключается в фиксации текущей стоимости этих средств посредством определенных действий, например заключения форвардных контрактов по покупке-продаже валюты или проведение валютных опционов.

Различают следующие валютные сделки: «спот» и форвардные операции.

Валютная сделка «спот» — это операция, в процессе которой две стороны обмениваются двумя разными видами валют в течении двух рабочих дней после даты заключения сделки по согласованному обменному курсу на момент ее заключения. Сделки на любой срок свыше двух рабочих дней получили название форвардных операций. При значительных колебаниях курсов валют на рынке «спот» объем форвардных сделок возрастает.

Форвардные сделки бывают двух видов. К первому виду относятся обычные форвардные сделки, которые предусматривают покупку или продажу валюты со сроками выплаты более двух дней. Второй вид — это операции «своп», представляющие собой одновременную покупку и продажу валюты с различными сроками расчетов. Банк или торговая фирма покупает какую-либо валюту по курсу «спот» по текущему курсу и одновременно продает по курсу «форвард». Теоретически форвардный курс валюты может быть равен курсу «спот», но на практике это встречается редко. Если форвардный курс больше курса «спот», валюта котируется с премией, если меньше, то с дисконтом:

Форвардный курс = Курс «спот» + Премия (репорт) или – Дисконт (депорт).

Иными словами, сделка «своп» — это соглашение об обмене определенными денежными средствами через определенные промежутки времени. Сделки заключаются через банк или крупную торговую компанию на основании форвардных контрактов с расчетом наличными. Контракты составляются индивидуально. Движение денежных средств происходит сразу после заключения контракта.

Форвардные сделки осуществляются не только с валютой, но и с другими активами (товары, драгоценные металлы, ценные бумаги) и оформляются соглашением между двумя сторонами о будущей поставке определенного актива на данных условиях в назначенный срок в будущем. Форвардная сделка осуществляется по обменному курсу, определенному в соглашении в момент подписания такого соглашения на определенный срок в будущем. Прибыль и убытки по форварду выявляются в момент реализации контракта.

Форвард позволяет обезопасить участников торговых экспортно-импортных сделок от риска изменения курса валют.

Приведем пример форвардного контракта в целях хеджирования.

 

Пример 2

Торговая компания заключила внешнеторговый контракт на поставку товара за границу на сумму 100 000 долл. Курс доллара на момент заключения контракта составил 34 руб., то есть в рублевом эквиваленте стоимость контракта по курсу на момент заключения сделки составит 3 400 000 руб. При этом компания-продавец получит денежные средства по факту получения покупателем товара. Допустим, товар будет поставлен через 2 месяца. Чтобы застраховаться от возможного неблагоприятного изменения курса рубля к доллару, одновременно с заключением торгового контракта компания заключает форвардный контракт с банком на продажу 100 000 долл. по курсу 34 руб. за доллар сроком через 2 месяца. Таким образом, каким бы ни был реальный курс доллара через 2 месяца, компания сможет продать валюту по зафиксированному курсу в 34 руб. Допустим, курс доллара через 2 месяца снизился до 32 руб., то есть 100 000 долл. при пересчете в рубли будут равны 3 200 000 руб. Если бы компания не застраховалась, то получила бы убыток из-за падения курса валют в размере 200 000 руб.

_________________

 

Для защиты от колебания курсов валют могут применяться также валютный опцион и валютные фьючерсы.

Валютный опцион — это контракт, дающий право одному из участников сделки купить или продать определенное количество иностранной валюты по фиксированной цене (называемой ценой исполнения опциона) в течение некоторого периода времени, в то время как другой участник за денежную премию обязуется при необходимости обеспечить реализацию этого права, будучи готовым продать или купить иностранную валюту по определенной договорной цене. Валютный опцион дает его покупателю право выбора между выполнением сделки или отказом от исполнения обязательств при наступлении соответствующих условий.

 

Пример 3

Торговая компания подписала контракт на поставку товаров за границу на сумму 100 000 долл. Чтобы обезопасить себя от колебаний валютного курса, компания заключила опционный контракт, по которому опционный курс доллара составил 32 руб., срок опциона — 3 мес., премия — 1,3 руб. за долл. Покупатель опциона получает право купить 100 000 долл. через 3 мес. по курсу 32 руб. за доллар, то есть его будущие затраты на покупку долларов должны составить 3 200 000 руб. (100 000 долл. × 32 руб.). Однако при заключении контракта покупатель опциона заплатит только премию в размере 1 300 000 руб. (1,3 руб. × 100 000 долл.). Соответственно, общие затраты на покупку опциона будут составлять 4 500 000 руб.

Дальнейшие действия владельца опциона будут зависеть от изменения курса покупки валюты, то есть курса «спот». Если на день исполнения опциона курс доллара будет выше курса опциона, то владелец контракта купит валюту по курсу 32 руб. за доллар и получит выигрыш от снижения курса валюты на рынке. Если на день исполнения контракта курс «спот» будет ниже курса опциона (32 руб. за доллар, то покупатель имеет возможность отказаться от исполнения контракта и купить доллары по более низкому курсу.

__________________

 

Валютные фьючерсы — это форвардные сделки со стандартными размерами и сроками, которыми торгуют на официальных биржах. Зафиксировать цены и тем самым снизить риски от резкого падения цен на рынке можно с помощью  заключения фьючерсного контракта.

Фьючерсный контракт — это соглашение о покупке или продаже конкретного товара в определенную дату в будущем по установленной цене. Все контракты стандартизированы (единица торговли, торговый цикл в месяцах, даты поставки, котировка, минимальное изменение цены и т. п.). В момент заключения контракта осуществляется уплата маржи. Нет риска неисполнения контракта. Открытая позиция в любой день может быть закрыта. Обязательства по контракту можно погашать равноценной противоположной сделкой, физическая поставка товара необязательна, обычно поставляется менее 3 % от стоимости контракта. Покупатель и продавец не заключают контракт напрямую — сделки совершаются на биржах через клиринговые палаты. Клиринговая палата принимает на себя кредитный риск, связанный с возможностью неисполнения обязательств одним из участников сделки. Информация о ценах на контракты доступна, так как торги происходят в зале биржи путем открытого выкрика, цены выводятся на табло в бирже, публикуются в финансовой прессе, на официальных сайтах биржи.

В случае истечения валютного фьючерса производится поставка, в ходе которой одна из сторон контракта получает/выплачивает одну валюту, а противоположная получает/выплачивает другую валюту.

Цены на валютные фьючерсы тесно связаны с купсами «спот» валютного рынка, а разница между ними определяется различием дат поставки. Эта разница называется свопом и определяется следующим образом:

Своп = Фьючерсная цена – Цена «спот».

Своп отражает стоимость финансирования срочной позиции в одной валюте против другой в течение периода между датами сделки и поставки и зависит от величины процентных ставок по двум валютам. По мере приближения даты поставки по фьючерсному контракту величина свопа стремится к нулю. В конечном итоге, то есть на дату поставки, цена фьючерса становится равной спот-курсу.

В международной торговле используются два основных типа хеджирования: хеджирование покупателя и хеджирование продавца. Хеджирование покупателя используется для уменьшения риска, связанного с возможным ростом цены товара. Хеджирование продавца применяется в противоположной ситуации — для ограничения риска, связанного с возможным снижением цены товара.

Для осуществления операции хеджирования необходимо открыть торговый счет в брокерской компании, на котором будут конвертироваться валютные средства. Импортеру необходимо покупать иностранную валюту, поэтому он заранее открывает позицию покупки валюты на торговом счете, а при наступлении момента реальной покупки валюты в своем банке закрывает эту позицию. Экспортеру необходимо продавать иностранную валюту, поэтому он заранее открывает позицию продажи валюты на торговом счете, а при наступлении момента реальной продажи валюты в своем банке закрывает эту позицию.

Многие иностранные компании для осуществления валютных сделок без реальной поставки купленных и проданных валют пользуются рынком Форекс.

Форекс (Forex) — это рынок межбанковского обмена валюты по свободным ценам (котировка формируется без ограничений или фиксированных значений). Этот вид торговли имеет ряд особенностей, которые и сделали его популярным:

  • небольшой стартовый капитал позволяет осуществлять сделки на суммы, многократно (в десятки раз) его превышающие. Это превышение называют рычагом (Leverage);
  • торговля проводится без реальной поставки денег, что сокращает накладные расходы и дает возможность открывать позиции как для покупки, так и для продажи валюты (в том числе отличной от валюты депозита);
  • позволяет не отвлекать из оборота компании значительные денежные средства;
  • позволяет продать валюту для будущих сделок.

Forex в России стал зарождаться в 1980-е гг. и остается пока самым «анархичным» и неурегулированным законодательными актами из всех финансовых рынков России. Но работа по его урегулированию ведется: принят Проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части правового регулирования дилерской деятельности)», где определены механизмы дилерской деятельности, в том числе на рынке Форекс.

Приведем примеры использования механизма хеджирования для торговых компаний, проводящих внешнеторговые операции (импортирующих (пример 4) и экспортирующих товары (пример 5)).

 

Пример 4

Компания заключила с германским поставщиком контракт на поставку медицинского оборудования из Германии на сумму 60 000 евро. Срок изготовления и поставки оборудования — 4 месяца после подписания контракта. Контракт планируется подписать в мае, соответственно, получить оборудование — в августе.

У компании открыты текущие валютные счета, однако валюта есть только на долларовом счете, поэтому ей придется конвертировать доллары в евро.

Руководство компании решило не покупать евро на всю сумму контракта и тем самым консервировать свои средства, а воспользоваться операцией хеджирования. Для этого в брокерской компании на торговом счете была открыта валютная позиция без реальной поставки на покупку 60 000 евро.

Пусть курс конвертации на дату заключения контракта и открытие валютной позиции был таким:

1 евро = 1,33 долл.;

1 доллар = 0,74 евро.

Через 4 месяца был получен товар, куплены в банке 60 000 евро по текущему курсу 1,23 и перечислены германскому поставщику оборудования. Валютная позиция на торговом счете закрывается по этому же текущему курсу 1,23.

Произведенные операции представлены в табл. 1.

 

Таблица 1. Хеджирование при импорте товаров

Хозяйственная операция

Курс евро к доллару

Сделка банка с реальной поставкой

Сделки на торговом счете без реальной поставки

Валютная операция

Валютная операция

Май. Заключение контракта о поставке оборудования, открытие торгового счета

1,33

Продажа 79 800 долл.

Покупка 60 000 евро

Август. Товар получен, произведена оплата поставщику 60 000 евро, закрыта валютная позиция на торговом счете

1,23

Продажа 73 800 долл., покупка 60 000 евро

Продажа 60 000 евро

Покупка 73 800 долл.

 

В результате получена прибыль на торговом счете 6000 долл., убыток от конвертации в банке 6000 долл. Итак, убыток от конвертации в банке по худшему курсу, чем в момент заключения контракта, компенсируется прибылью, полученной на торговом счете:

6000 = 60 000 евро × 0,10,

где 1,33 — курс евро к доллару;

      0,1 (1,33 – 1,23) — изменение валютного курса.

Компании при хеджировании понесла следующие расходы:

  • перечисление на торговый счет для открытия валютной позиции 451 долл.:

600 000 евро / 1,33 / 100,

где 60 000 евро — сумма контракта;

      100 — максимальный рычаг;

      1,33 — курс евро к доллару;

  • перечисление еще 4510 долл. для того, чтобы «выдержать» колебания курса в размере до 1000 пунктов.

Итого общая сумма средств на торговом счете составила 4961 долл. (4510 долл + 451 долл.), что составляет 11 % выведенных из оборота валютных средств.

___________________

 

Таким образом, механизм хеджирования с использованием максимального рычага экономит значительные денежные средства. Чтобы зафиксировать текущий курс валют, не требуется мгновенная конвертация всей суммы и ожидание времени наступления расчетов.

 

Пример 5

Компания экспортирует за границу нефтепродукты. Общая сумма заключенного с экспортным покупателем контракта составляет 60 000 евро, отгрузка продукции осуществляется двумя поставками в течение 4-х месяцев. Основные расчеты по экспорту осуществляются в долларах и компании удобно держать свои валютные средства на долларовых счетах, поэтому полученные от реализации евро она будет конвертировать в доллары.

Предположим, в настоящее время курс евро к доллару компанию устраивает. Она решает открыть в брокерской компании на торговом счете валютную позицию «евро/доллар» (продать евро и купить доллары) сразу на всю сумму контракта, а впоследствии закрывать ее частями в зависимости от суммы каждой партии товара.

Компания заключает контракт в мае и открывает валютную позицию на торговом счете без реальной поставки на продажу 60 000 евро по текущему курсу евро к доллару 1,33.

В июле осуществляется поставка партии товара на сумму 20 000 евро, эта сумма от продавца поступает на валютный счет компании. Далее полученные евро конвертируются в доллары по курсу 1,28. На торговом счете происходит обратная операция — покупка 20 000 евро.

В августе реализуется оставшаяся часть товара на сумму 40 000 евро, покупатель оплачивает приобретенную часть товара. Компания продает полученные от реализации евро и покупает доллары по курсу 1,25. На торговом счете обратная операция — покупка 40 000 евро.

Произведенные операции представлены в табл. 2.

 

Таблица 2. Хеджирование при экспорте товаров

Хозяйственная операция

Курс евро к доллару

Сделка банка с реальной поставкой

Сделки на торговом счете без реальной поставки

Валютная операция

Валютная операция

Заключение контракта, открытие торгового счета

1,33

Продажа 60 000 евро

Покупка 79 800 долл.

Июль. Отгрузка партии товара, оплата от покупателя 20 000 евро, закрыта валютная позиция на торговом счете на 20 000 евро

1,28

Продажа 20 000 евро, покупка 25 600 долл.

Покупка 20 000 евро

Продажа 25 600 долл.

Август. Отгрузка оставшейся партии товара, оплата от покупателя 40 000 евро, закрыта валютная позиция на торговом счете на 40 000 евро

1,25

Продажа 40 000 евро, покупка 50 000 долл.

Покупка 40 000 евро

Продажа 50 000 долл.

 

Результат сделки:

20 000 × (1,33 – 1,28) + 40 000 × (1,28 – 1,25) = 2200 долл.

Убыток 2200 долл. от конвертации евро в банке по худшему курсу компенсируется прибылью на торговом счете 2200 долл.

В момент заключения контракта у компании-экспортера еще не было евро, но использование схемы работы без реальной поставки средств позволяет продать всю сумму евро, которая будет получена в будущем.

Для открытия позиции на сумму 60 000 евро необходимо иметь на торговом счете 600 долл. (при кредитном плече 1:100). Каждые 100 пунктов «стоят» 600 долл. (60 000 × 0,0100). Чтобы выдержать колебания курса в размере до 800 пунктов (1,33–1,25), необходимо иметь на торговом счете еще дополнительно около 4800 долл. (600 × 8). Общая сумма на торговом счет равна 5200 долл. (4800 + 600). Таким образом, из оборота отвлекается лишь 9 % от суммы контракта (5200 / 60 000).

___________________

 

Хеджирование позволяет устранить риск изменения курсов, что дает возможность планировать деятельность и видеть финансовый результат, не искаженный курсовыми колебаниями, заранее назначить цены на продукцию, рассчитать прибыль, зарплату и т. д.

При использовании хеджирования возникают несколько статей расходов:

  • любая заключаемая сделка на валютном рынке связана с расходами в виде разницы цен покупки и продажи валюты (спрэд). Однако при сложившейся рыночной практике эта разница обычно составляет 0,05–0,1 % от суммы сделки, что несущественно;
  • позицию приходится держать открытой в течение продолжительного времени, и каждый день выполняется перенос позиции на следующую дату (ролловер) с учетом разницы процентных ставок по валютам, участвующим в сделке. При сложившейся рыночной практике это составляет примерно 0,01 % в день, что за месяц составляет 0,3 % от суммы сделки. Однако в зависимости от направления сделки (покупка или продажа) и с учетом ставок клиент будет либо платить эту сумму за перенос позиции, либо получать эту сумму;
  • для открытия позиции требуется внести гарантийный депозит, величина которого обычно составляет от 1 до 5 % от суммы заключаемой сделки. После закрытия позиции депозит можно снять с торгового счета (с учетом прибыли или убытка).

Таким образом, расходы на хеджирование весьма незначительны по сравнению с суммой хеджируемых контрактов. Целью хеджирования является не извлечение дополнительной прибыли, а снижение риска потенциальных потерь. Поэтому эффективность хеджирования можно оценивать только с учетом основной деятельности торговой компании. Хорошо построенная программа хеджирования уменьшает не только риск, но и затраты за счет высвобождения ресурсов компании, помогает менеджеру сосредоточиться на главных аспектах бизнеса.

 

Страхование грузов

Страхование защищает имущественные интересы грузовладельца и предусматривает возмещение убытков, вызванных повреждением или утратой груза (товара), перевозимого различными видами транспорта. При осуществлении международных перевозок в зависимости от условий поставки страхование может быть обязательным или добровольным (договорным). Страхование грузов в России осуществляется в соответствии с Законом РФ от 27.11.1992 № 4015-1 (в ред. от 04.11.2014) «Об организации страхового дела в Российской Федерации». Каждая страховая компания действует на основании выданной государством лицензии и специального документа — Правил добровольного страхования грузов.

Различают страхование перевозок водным транспортом, авиационным транспортом, а также железнодорожным и автомобильным.

Правила транспортного страхования предусматривают следующие виды страхования:

  • «с ответственностью за все риски»;
  • «с ответственностью за частную аварию»;
  • «с ограниченной ответственностью»;
  • «без ответственности за повреждения, кроме случаев крушения».

Наиболее полным является страхование «с ответственностью за все риски», при котором возмещаются убытки от повреждения или полной гибели всего или части груза, произошедшее по любой причине.

При страховании «с ответственностью за частную аварию» страховщик возмещает убытки, произошедшие не по любым, а лишь по определенным причинам, к которым относятся:

• убытки от повреждений или полной гибели всего или части груза вследствие огня, бури, вихря и других стихийных бедствий, крушения или столкновения перевозочных средств между собой или их удара о неподвижные или плавучие предметы, посадки судна на мель, провала мостов, взрыва, а также вследствие мер, принятых для спасения или тушения пожара;

• убытки вследствие пропажи судна или самолета без вести;

• убытки от повреждения или полной гибели всего или части груза вследствие несчастных случаев при погрузке, укладке, выгрузке груза и приемке судном топлива.

 

К сведению
При перевозке грузов морским путем убытки не возмещаются, если они не достигают 3 % от страховой суммы всего груза по одному коносаменту.

 

Страхование «с ограниченной ответственностью» предусматривает возмещение убытков от повреждения или полной гибели всего или части груза, произошедшие по любой причине, за исключением повреждений всего или части груза, произошедшие вследствие кражи, пропажи, хищения, грабежа целых или части грузовых мест.

При страховании «без ответственности за повреждения, кроме случаев крушения» страховщик возмещает убытки от полной гибели всего или части груза в тех же случаях, что и при страховании «с ответственностью за частную аварию». Однако убытки от повреждения возмещаются страховщиком лишь в случае крушения транспортных средств.

При страховании всех трех видов условий страховщик возмещает убытки, расходы и взносы по общей аварии, все необходимые и целесообразно произведенные расходы по спасению груза и по уменьшению убытка и установлению его размера, если убыток возмещается по условию страхования.

Согласно Правилам транспортного страхования ответственность по договору страхования действует во времени по принципу «от склада до склада» с момента, когда груз будет взят со склада в пункте отправления для перевозки, продолжаясь в течение всей перевозки (включая перегрузки и перевалки, а также хранение на промежуточных складах), до тех пор, пока груз не будет доставлен на склад грузополучателя, но не более 60 дней после выгрузки груза с морского судна в конечном порту.

Случаи, освобождающие страховщиков от возмещения убытков:

  • неосторожность или злой умысел страхователя, получателя и их представителей;
  • убытки, произошедшие от естественных свойств самого груза (внутренней порчи, утечки, самовозгорания и т. п.) или возникшие вследствие ненадлежащей упаковки;
  • убытки, произошедшие вследствие воздействия ядерного взрыва, радиации или радиоактивного заражения и всякого рода военных действий;
  • убытки, произошедшие вследствие недостачи груза при целостности наружной упаковки, замедления в доставке груза, падения цен и пр.

Существует еще один вид страхования — страхование ответственности перевозчика, когда страхуется ответственность перевозчика перед грузовладельцем в случае повреждения или утраты груза вследствие случайных рисков. Например, автомобиль с грузом оборудования из-за плохих дорожных условий скатился с обочины. Результат — поломка части оборудования. В этом случае у перевозчика возникла ответственность возместить ущерб грузовладельцу. Поскольку перевозчик застраховал свою ответственность, ущерб возместила за него страховая компания.

Страхование используется перевозчиками многих видов транспорта, особенно морского и речного, автомобильного и воздушного, для покрытия потерь от возможных аварий транспортных средств, когда убытки, падающие на перевозчика, нередко достигают существенных сумм, которые могут поставить под угрозу финансовое благополучие перевозчика.

Виды страхования, их стоимость зависят от условий транспортировки и перехода риска от покупателя к продавцу, обозначенных в контракте. Момент перехода риска потери или повреждения товара и распределения затрат между продавцом и покупателем определяются в соответствии с Международными правилами «Incoterms–2000», составленными и рекомендованными Международной торговой палатой и применяемыми во внешней торговле.

В настоящее время действует редакция Инкотермс–2000, приведенная в соответствие с современной практикой международной торговли.

Условия Инкотермс сосредоточены на обязательстве продавца по поставке. Риск потери или повреждения товара, а также обязательство нести расходы, связанные с товаром, переходят от продавца к покупателю, когда продавец выполняет свои обязательства поставки товара.

Требования группы «Е» возлагают на продавца минимальные обязательства: продавец должен лишь предоставить товар в распоряжение покупателя в согласованном месте, обычно в собственном помещении продавца.

Требования группы «F» предусматривают доставку товара продавцом для перевозки в соответствии с инструкциями покупателя.

Требования группы «С» возлагают на продавца обязанность заключить договор перевозки на обычных условиях за свой счет. Поэтому пункт, до которого он должен оплачивать транспортные расходы, обязательно должен быть указан после соответствующего «С»-термина.

Требования группы «D» предполагает, что продавец отвечает за прибытие товара в согласованное место или пункт назначения на границе или в стране импорта. Продавец обязан нести все риски и расходы по доставке товара до этого места. Таким образом, «D»-термины означают договоры прибытия, тогда как «С»-термины говорят о договорах отгрузки.

Термины Инкотермс-2000 предусматривают различные виды транспортировки. Обязательства относительно страхования грузов содержатся только при поставке грузов на условиях CIF (Cost, Insurance & Freight — стоимость, страхование и фрахт) и CIP (Cost, Insurance paid to… — перевозка и страхование оплачены до…). При поставке на этих условиях продавец обязан застраховать товар в страховой компании. Выгодоприобретателем при поставке на условиях CIF или CIP является покупатель. Страховой полис вместе с другими документами, предусмотренными контрактом, передается покупателю. Если в контракте не оговорено иное, продавец осуществляет страхование на условиях минимального покрытия рисков. Минимальная страховая сумма должна покрывать сумму контракта (то есть стоимость товара и фрахта) плюс 10 % и должна быть установлена в валюте контракта.

 

К сведению
При всех остальных условиях поставки по «Инкотермс–2000» не содержится требований к сторонам по обязательному страхованию грузов. Выбор того или иного варианта страхования стороны решают либо выбором условий страхования в контракте (при поставке на условиях CIF или CIP), либо каждая сторона решает этот вопрос для себя самостоятельно, учитывая распределение рисков.

 

Величина страховой премии зависит от стоимости груза, его характера, вида транспорта, расстояния и направления перевозки, количества перегрузок и набора рисков, от которых страхуется груз. При учете расстояния и направления перевозки берутся укрупненные показатели: Европа (за исключением СНГ), Азия. Америка или какой-либо другой континент. Такое деление расстояний и направлений перевозки довольно условное и варьируется в различных страховых компаниях.

Количество перегрузок влияет на стоимость страхования, потому что мировой опыт свидетельствует, что груз наиболее подвержен риску при погрузочно-разгрузочных работах. Набор страхуемых рисков может быть достаточно широким, но чем он больше, тем дороже полис. Каждый полис страхования груза имеет ряд исключений, поэтому важно при покупке страховки ознакомиться с ними. В основном это форс-мажорные обстоятельства, но могут быть и специальные оговорки.

Страхование грузов осуществляется путем заключения письменного договора страхования по письменному заявлению страхователя, которое должно содержать сведения:

  • о грузе (род, вид упаковки, число мест, вес) и виде транспорта;
  • способе и времени отправки, номерах перевозочных документов;
  • страховой сумме груза и условиях страхования;
  • наименовании перевозчика и вида транспорта, перевозящего товар. При морских перевозках должна быть отражена информация о судне, на которое отгружен товар (дата рейса, порт отгрузки и назначения);
  • все другие известные страхователю сведения об обстоятельствах, имеющих существенное значение для суждения о степени риска.

Все эти сведения необходимы страховщику для определения риска и суммы страховой премии.

Очень важно, чтобы в контракте о поставке товаров указывались полные и точные по возможности условия страхования.

 

Обратите внимание!
Если в контракте условия страхования не будут указаны, будут указаны неполно или просто сделана ссылка на «обычные условия страхования», покупатель получает возможность написать в аккредитиве более широкие условия, чем имел в виду продавец.

 

Договор страхования считается заключенным с момента его подписания страхователем. Договор страхования может быть заключен страхователем в свою пользу либо в пользу другого лица, указанного в договоре (выгодоприобретателя). Выгодоприобретатель — это получатель страховых выплат по страховому полису при наступлении страхового случая.

По требованию страхователя страховщик обязан выдать за своей подписью документ, содержащий условия заключенного договора (полис, страховой сертификат и т. п.).

Страховой полис (Insurance Policy) — это документ, который выдается страховой компанией в одностороннем порядке и имеет чаще всего только подпись страховщика.

Договор страхования (Insurance Treaty) может быть составлен путем разработки одного документа за подписями двух сторон, в котором излагаются конкретные, согласованные в процессе переговоров между страхователем и страховщиком условия, отличающиеся от стандартных Правил страховой компании. В этом случае в подтверждение заключения договора страхования на основании заявления страхователя выписывается страховой полис, содержащий данные о конкретной отправке со ссылкой на номер и дату договора страхования.

Страховой полис может быть разовым или генеральным.

Разовый полис выписывается на грузы по отдельному внешнеторговому контракту или по отдельной сделке.

Генеральный полис — договор, заключаемый между сторонами на определенный срок, по которому все грузы страхователя являются застрахованными в данной страховой компании на весь период действия договора страхования. В международной практике встречаются генеральные полисы, страховое покрытие которых распространяется на все грузы страхователя во всем мире, так называемые Worldwide policies.

На отправки, производимые в течение года или другого длительного периода по какому-либо грузу или грузам, контракту или контрактам, могут выдаваться открытые полисы. Как правило, такие полисы оформляются при транспортировке грузов для строительства объектов «под ключ», когда заранее известен характер груза, маршрут перевозки, вид транспорта и способ отправки грузов, начало и конец строительства объекта.

Наряду с полисами в практике встречаются и другие страховые документы.

Страховой сертификат (Certificate of Insurance) — документ, выдаваемый страхователю в подтверждение того, что договор страхования заключен. Сертификат выписывается страховым брокером.

Ковернот (Cover-note) выдается страховым брокером страхователю и свидетельствует о том, что договор страхования по его поручению заключен. В этом документе указываются страховщик, принявший риск, условия страхования и ставка премии. Коверноты служат предварительным договором и теряют силу, если договор не будет должным образом оформлен в определенное время.

При наступлении страхового случая страховое возмещение выплачивается в размере прямого причиненного ущерба с учетом расходов по предотвращению и сокращению ущерба после страхового случая, но не выше страховой суммы, установленной на перевозку. При требовании страхового возмещения страхователь обязан документально доказать:

  • свой интерес в застрахованном имуществе;
  • наличие страхового случая;
  • размер своей претензии по убытку,

а также предоставить страховщику полный комплект документов.

Полный пакет документов может включать оригинал страхового полиса, оригинал коносамента, инвойс, документы, подтверждающие наличие страхового случая, такие как аварийный сертификат, акт-извещение, акт экспертизы и т. п., расчет убытка.

При страховании грузов важно иметь информацию, свидетельствующую о надежности страховой компании и правильно выбрать вид страхования, позволяющий максимально обезопасить доставку груза до покупателя, покрыть основные потери при наступлении страхового случая.

В заключении напоминаем, что основа надежности страховой компании — ее платежеспособность. Единственным официальным документом, подтверждающим этот факт, является лицензия на страхование, выданная органом страхового надзора. Все страховые компании доказывают свою платежеспособность такому органу не реже двух раз в год.

Е. В. Акимова, аудитор

Статья опубликована в журнале «Справочник экономиста» № 1, 2015.

Купить этот номер в электронном виде

Подпишитесь на нашу рассылку

Рассылка о новых материалах в блоге и новых номерах журналов. Отправляется в среднем 1 письмо в 2 недели.