Отдаем журнал бесплатно!

Новое о налоге на прибыль

Новая страница 1

Расходы

1. В первую очередь следует отметить изменения порядка формирования прямых и косвенных расходов.

Налогоплательщик теперь имеет право самостоятельно определять в учетной политике для целей налогообложения перечень прямых расходов, связанных с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг). Ранее перечень прямых расходов был закрытым. К ним относились только:

·                     материальные затраты в части сырья, материалов и полуфабрикатов, используемых в производстве;

·                     расходы на оплату труда персонала, участвующего в процессе производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, а также суммы ЕСН, начисленного на указанные суммы расходов на оплату труда;

·                     суммы начисленной амортизации по основным средствам, используемым при производстве товаров, работ, услуг.

Учитывая, что для целей бухгалтерского учета налогоплательщики вправе сами определять перечень прямых расходов в зависимости от специфики деятельности, всегда имелась разница между бухгалтерским и налоговым учетом.

В состав косвенных расходов включаются теперь и внереализационные расходы в полном объеме.

Налогоплательщики, оказывающие услуги, вправе относить сумму прямых расходов, осуществленных в отчетном (налоговом) периоде, в полном объеме на уменьшение доходов от производства и реализации данного отчетного (налогового) периода без распределения на остатки незавершенного производства.

 

2. Изменен порядок оценки стоимости незавершенного производства, готовой продукции и товаров.

Налогоплательщик сможет самостоятельно определять порядок распределения прямых расходов на НЗП и на изготовленную в текущем месяце продукцию (выполненные работы, оказанные услуги) с учетом соответствия осуществленных расходов изготовленной продукции (выполненным работам, оказанным услугам) в учетной политике для целей налогообложения. Выбранный порядок должен применяться не менее 2-х налоговых периодов.

Для прямых расходов, которые невозможно отнести к конкретному производственному процессу, налогоплательщик в своей учетной политике для целей налогообложения самостоятельно определяет механизм распределения указанных расходов с применением экономически обоснованных показателей.

Налогоплательщики, осуществляющие торговую деятельность, имеют право сформировать стоимость приобретения товаров с учетом расходов, связанных с приобретением этих товаров. Порядок формирования стоимости приобретения товаров определяется налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения и применяется в течение не менее двух налоговых периодов.

Все изменения, изложенные в пп. 1, 2 данного раздела, распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 г.

Таким образом, те налогоплательщики, которые решились на перерасчет себестоимости 2005 г., должны были учесть его при составлении деклараций по налогу на прибыль организаций за 7 месяцев 2005 г. (при исчислении ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли) или при составлении декларации по налогу на прибыль организаций за 9 месяцев 2005 г. (для остальных налогоплательщиков).

При этом одновременно с представлением указанных деклараций налогоплательщики должны были представить в налоговые органы соответствующие приказы (распоряжения) руководителя о внесении изменений в учетную политику для целей налогообложения в связи с изменением законодательства о налоге на прибыль организаций.

Данные положения содержатся в письме Минфина РФ от 6 июля 2005 г. № 03-03-02/18 «О порядке представления деклараций по налогу на прибыль организаций в связи с принятием Федерального закона от 6 июня 2005 г. № 58-ФЗ».

Также в письме отмечено, что в случае возникновения недоимки по налогу на прибыль организаций в связи с применением положений Федерального закона № 58-ФЗ, распространяемых на прошлые налоговые периоды и истекшие отчетные периоды 2005 г., пени не начисляются.

3. Расходы на оплату труда.

Многие компании приобретали своим работникам форменную одежду. Ранее в расходы, принимаемые для целей налогообложения, организация могла включить затраты на ее приобретение только если ее необходимость предусматривалась Трудовым кодексом РФ и другими законодательными и нормативными актами. С 1 января 2006 г. к расходам на оплату труда теперь относятся не только расходы на приобретение (изготовление) выдаваемых в соответствии с законодательством РФ работникам форменной одежды и обмундирования, но и расходы на приобретение или изготовление организацией форменной одежды и обуви, которые свидетельствуют о принадлежности работников к данной организации.

4. Прочие расходы.

К прочим расходам, связанным с производством и реализацией, с 1 января 2005 г. относятся услуги, оказываемые вневедомственной охраной при органах внутренних дел РФ в соответствии с законодательством РФ. Таким образом, спор с налоговыми органами по этому вопросу закончен.

К расходам организации на рекламу с 1 января 2006 г. отнесены расходы на изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию не только о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, но и о товарных знаках и знаках обслуживания.

 

Документальное оформление

Доходы теперь определяются на основании не только первичных документов, но и других документов, подтверждающих полученные налогоплательщиком доходы.

Расходы можно признавать не только подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ, но и документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого они были произведены, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).

Данные изменения вступают в силу с 1 января 2006 г.

 

Амортизируемое имущество

Не учитываются в составе доходов у арендодателя при определении налоговой базы доходы в виде капитальных вложений в форме неотделимых улучшений арендованного имущества, произведенных арендатором.

Капитальные вложения в предоставленные в аренду объекты основных средств в форме неотделимых улучшений, произведенных арендатором с согласия арендодателя, теперь признаются амортизируемым имуществом.

Определен порядок амортизации капитальных вложений в арендованные объекты основных средств:

·                     капитальные вложения, стоимость которых возмещается арендатору арендодателем, амортизируются арендодателем в порядке, установленном гл. 25 НК РФ;

·                     капитальные вложения, произведенные арендатором с согласия арендодателя, стоимость которых не возмещается арендодателем, амортизируются арендатором в течение срока действия договора аренды исходя из сумм амортизации, рассчитанных с учетом срока полезного использования, определяемого для арендованных объектов основных средств в соответствии с Классификацией основных средств, утверждаемой Правительством РФ.

Налогоплательщики получили право на так называемую «амортизационную премию». Теперь они могут включать в состав расходов отчетного (налогового) периода расходы на капитальные вложения в размере не более 10% первоначальной стоимости основных средств (за исключением основных средств, полученных безвозмездно) и (или) расходов, понесенных в случаях достройки, дооборудования, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации основных средств, суммы которых определяются в соответствии со ст. 257 НК РФ.

Такой порядок в бухгалтерском учете не предусмотрен, поэтому не все налогоплательщики будут готовы воспользоваться этой возможностью из-за возникающей налогооблагаемой временной разницы, то есть данной льготой вряд ли воспользуются те налогоплательщики, которые стараются максимально сблизить бухгалтерский и налоговый учеты.

Все эти изменения вступают в силу с 1 января 2006 г.

НИОКР

Расходы на НИОКР, давшие положительный результат, с 1 января 2006 г. равномерно включаются в состав прочих расходов в течение 2 лет (ранее — 3 года ). Расходы, не давшие положительного результата, включаются полностью (ранее — 70%) в состав прочих расходов в течение 3 лет.

 

Естественная убыль

Наконец решена эта проблема. Суть ее заключалась в том, что к материальным расходам можно было относить потери от недостачи и (или) порчи при хранении и транспортировке товарно-материальных ценностей в пределах норм естественной убыли, утвержденных в порядке, установленном Правительством РФ. Таким образом, старые нормы естественной убыли были отменены. Правительством РФ было выпущено постановление от 12 ноября 2002 г. № 814 «О порядке утверждения норм естественной убыли при хранении и транспортировке товарно-материальных ценностей», в котором давалось задание заинтересованным министерствам и ведомствам разработать такие нормы. Но до последнего времени задание было выполнено частично:

·                     Минпромнауки РФ были утверждены нормы естественной убыли массы грузов металлургической промышленности при перевозках железнодорожным транспортом (приказ от 25 февраля 2004 г. № 55) и нормы естественной убыли при хранении химической продукции (приказ от 31 января 2004 г. № 22);

·                     Минсельхозом РФ — нормы естественной убыли зерна, продуктов его переработки и семян масличных культур при хранении (приказ от 23 января 2004 г. № 55).

Таким образом, в остальных случаях норм не было и налогоплательщики были вынуждены объективные убытки списывать за счет собственных средств.

Внесены изменения, согласно которым впредь до утверждения норм естественной убыли Правительством РФ, применяются нормы естественной убыли, утвержденные ранее соответствующими федеральными органами исполнительной власти. Причем это положение распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2002 г. В этом случае также должны быть использованы правила, изложенные в письме Министерства финансов РФ от 6 июля 2005 г. № 03-03-02/18 «О порядке представления деклараций по налогу на прибыль организаций в связи с принятием Федерального закона от 6 июня 2005 г. № 58-ФЗ».

 

Внереализационные расходы

В состав внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией, с 1 января 2006 г. включаются:

·                     расходы на проведение любого собрания акционеров (участников, пайщиков), а не только ежегодного;

·                     расходы в виде премии (скидки), выплаченной (предоставленной) продавцом покупателю вследствие выполнения определенных условий договора, в частности объема покупок.

 

Проценты по долговым обязательствам

По-прежнему налогоплательщики принимают в качестве расходов проценты по долговым обязательствам в размере:

·                     в пределах 20% в сторону повышения или в сторону понижения от среднего уровня процентов, начисленных по аналогичным долговым обязательствам, выданным в том же квартале на сопоставимых условиях;

·                     равном ставке рефинансирования ЦБ РФ, увеличенной в 1,1 раза, — при оформлении долгового обязательства в рублях и равной 15% — по долговым обязательствам в иностранной валюте.

Также налогоплательщик может или выбрать самостоятельно второй способ, или применять его при отсутствии сопоставимых долговых обязательств.

Внесено уточнение, что речь идет только о долговых обязательствах перед российскими организациями.

Также уточнено, что к признаваемым расходам относятся не только проценты, но и суммовые разницы по обязательствам, выраженным в условных денежных единицах по установленному соглашением сторон курсу условных денежных единиц.

Теперь под ставкой рефинансирования ЦБ РФ понимается:

·                     в отношении долговых обязательств, не содержащих условия об изменении процентной ставки в течение всего срока действия долгового обязательства, — ставка рефинансирования ЦБ РФ, действовавшая на дату привлечения денежных средств;

·                     в отношении прочих долговых обязательств — ставка рефинансирования ЦБ РФ, действующая на дату признания расходов в виде процентов.

Данные изменения вступают в силу с 1 января 2006 г.

 

Перенос убытков на будущее

В 2006 г. совокупная сумма переносимого убытка, полученного в предыдущем налоговом периоде, может уменьшить налогооблагаемую базу на 50%, вместо 30% сейчас.

С 1 января 2007 г. будет снято и это ограничение.

 

Обособленные подразделения

Если налогоплательщик имеет несколько обособленных подразделений на территории одного субъекта РФ, то с 1 января 2006 г. распределение прибыли по каждому из этих подразделений может не производиться. Налогоплательщик самостоятельно выбирает то обособленное подразделение, через которое осуществляется уплата налога в бюджет этого субъекта РФ, уведомив о принятом решении налоговые органы, в которых обособленные подразделения налогоплательщика состоят на налоговом учете.

И.Б. Ланина, аудитор

Статья опубликована в журнале «Справочник экономиста» № 1, 2006.

Отдаем журнал бесплатно!

Новое о налоге на прибыль

Новая страница 1

Расходы

1. В первую очередь следует отметить изменения порядка формирования прямых и косвенных расходов.

Налогоплательщик теперь имеет право самостоятельно определять в учетной политике для целей налогообложения перечень прямых расходов, связанных с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг). Ранее перечень прямых расходов был закрытым. К ним относились только:

·                     материальные затраты в части сырья, материалов и полуфабрикатов, используемых в производстве;

·                     расходы на оплату труда персонала, участвующего в процессе производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, а также суммы ЕСН, начисленного на указанные суммы расходов на оплату труда;

·                     суммы начисленной амортизации по основным средствам, используемым при производстве товаров, работ, услуг.

Учитывая, что для целей бухгалтерского учета налогоплательщики вправе сами определять перечень прямых расходов в зависимости от специфики деятельности, всегда имелась разница между бухгалтерским и налоговым учетом.

В состав косвенных расходов включаются теперь и внереализационные расходы в полном объеме.

Налогоплательщики, оказывающие услуги, вправе относить сумму прямых расходов, осуществленных в отчетном (налоговом) периоде, в полном объеме на уменьшение доходов от производства и реализации данного отчетного (налогового) периода без распределения на остатки незавершенного производства.

 

2. Изменен порядок оценки стоимости незавершенного производства, готовой продукции и товаров.

Налогоплательщик сможет самостоятельно определять порядок распределения прямых расходов на НЗП и на изготовленную в текущем месяце продукцию (выполненные работы, оказанные услуги) с учетом соответствия осуществленных расходов изготовленной продукции (выполненным работам, оказанным услугам) в учетной политике для целей налогообложения. Выбранный порядок должен применяться не менее 2-х налоговых периодов.

Для прямых расходов, которые невозможно отнести к конкретному производственному процессу, налогоплательщик в своей учетной политике для целей налогообложения самостоятельно определяет механизм распределения указанных расходов с применением экономически обоснованных показателей.

Налогоплательщики, осуществляющие торговую деятельность, имеют право сформировать стоимость приобретения товаров с учетом расходов, связанных с приобретением этих товаров. Порядок формирования стоимости приобретения товаров определяется налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения и применяется в течение не менее двух налоговых периодов.

Все изменения, изложенные в пп. 1, 2 данного раздела, распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 г.

Таким образом, те налогоплательщики, которые решились на перерасчет себестоимости 2005 г., должны были учесть его при составлении деклараций по налогу на прибыль организаций за 7 месяцев 2005 г. (при исчислении ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли) или при составлении декларации по налогу на прибыль организаций за 9 месяцев 2005 г. (для остальных налогоплательщиков).

При этом одновременно с представлением указанных деклараций налогоплательщики должны были представить в налоговые органы соответствующие приказы (распоряжения) руководителя о внесении изменений в учетную политику для целей налогообложения в связи с изменением законодательства о налоге на прибыль организаций.

Данные положения содержатся в письме Минфина РФ от 6 июля 2005 г. № 03-03-02/18 «О порядке представления деклараций по налогу на прибыль организаций в связи с принятием Федерального закона от 6 июня 2005 г. № 58-ФЗ».

Также в письме отмечено, что в случае возникновения недоимки по налогу на прибыль организаций в связи с применением положений Федерального закона № 58-ФЗ, распространяемых на прошлые налоговые периоды и истекшие отчетные периоды 2005 г., пени не начисляются.

3. Расходы на оплату труда.

Многие компании приобретали своим работникам форменную одежду. Ранее в расходы, принимаемые для целей налогообложения, организация могла включить затраты на ее приобретение только если ее необходимость предусматривалась Трудовым кодексом РФ и другими законодательными и нормативными актами. С 1 января 2006 г. к расходам на оплату труда теперь относятся не только расходы на приобретение (изготовление) выдаваемых в соответствии с законодательством РФ работникам форменной одежды и обмундирования, но и расходы на приобретение или изготовление организацией форменной одежды и обуви, которые свидетельствуют о принадлежности работников к данной организации.

4. Прочие расходы.

К прочим расходам, связанным с производством и реализацией, с 1 января 2005 г. относятся услуги, оказываемые вневедомственной охраной при органах внутренних дел РФ в соответствии с законодательством РФ. Таким образом, спор с налоговыми органами по этому вопросу закончен.

К расходам организации на рекламу с 1 января 2006 г. отнесены расходы на изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию не только о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, но и о товарных знаках и знаках обслуживания.

 

Документальное оформление

Доходы теперь определяются на основании не только первичных документов, но и других документов, подтверждающих полученные налогоплательщиком доходы.

Расходы можно признавать не только подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ, но и документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого они были произведены, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).

Данные изменения вступают в силу с 1 января 2006 г.

 

Амортизируемое имущество

Не учитываются в составе доходов у арендодателя при определении налоговой базы доходы в виде капитальных вложений в форме неотделимых улучшений арендованного имущества, произведенных арендатором.

Капитальные вложения в предоставленные в аренду объекты основных средств в форме неотделимых улучшений, произведенных арендатором с согласия арендодателя, теперь признаются амортизируемым имуществом.

Определен порядок амортизации капитальных вложений в арендованные объекты основных средств:

·                     капитальные вложения, стоимость которых возмещается арендатору арендодателем, амортизируются арендодателем в порядке, установленном гл. 25 НК РФ;

·                     капитальные вложения, произведенные арендатором с согласия арендодателя, стоимость которых не возмещается арендодателем, амортизируются арендатором в течение срока действия договора аренды исходя из сумм амортизации, рассчитанных с учетом срока полезного использования, определяемого для арендованных объектов основных средств в соответствии с Классификацией основных средств, утверждаемой Правительством РФ.

Налогоплательщики получили право на так называемую «амортизационную премию». Теперь они могут включать в состав расходов отчетного (налогового) периода расходы на капитальные вложения в размере не более 10% первоначальной стоимости основных средств (за исключением основных средств, полученных безвозмездно) и (или) расходов, понесенных в случаях достройки, дооборудования, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации основных средств, суммы которых определяются в соответствии со ст. 257 НК РФ.

Такой порядок в бухгалтерском учете не предусмотрен, поэтому не все налогоплательщики будут готовы воспользоваться этой возможностью из-за возникающей налогооблагаемой временной разницы, то есть данной льготой вряд ли воспользуются те налогоплательщики, которые стараются максимально сблизить бухгалтерский и налоговый учеты.

Все эти изменения вступают в силу с 1 января 2006 г.

НИОКР

Расходы на НИОКР, давшие положительный результат, с 1 января 2006 г. равномерно включаются в состав прочих расходов в течение 2 лет (ранее — 3 года ). Расходы, не давшие положительного результата, включаются полностью (ранее — 70%) в состав прочих расходов в течение 3 лет.

 

Естественная убыль

Наконец решена эта проблема. Суть ее заключалась в том, что к материальным расходам можно было относить потери от недостачи и (или) порчи при хранении и транспортировке товарно-материальных ценностей в пределах норм естественной убыли, утвержденных в порядке, установленном Правительством РФ. Таким образом, старые нормы естественной убыли были отменены. Правительством РФ было выпущено постановление от 12 ноября 2002 г. № 814 «О порядке утверждения норм естественной убыли при хранении и транспортировке товарно-материальных ценностей», в котором давалось задание заинтересованным министерствам и ведомствам разработать такие нормы. Но до последнего времени задание было выполнено частично:

·                     Минпромнауки РФ были утверждены нормы естественной убыли массы грузов металлургической промышленности при перевозках железнодорожным транспортом (приказ от 25 февраля 2004 г. № 55) и нормы естественной убыли при хранении химической продукции (приказ от 31 января 2004 г. № 22);

·                     Минсельхозом РФ — нормы естественной убыли зерна, продуктов его переработки и семян масличных культур при хранении (приказ от 23 января 2004 г. № 55).

Таким образом, в остальных случаях норм не было и налогоплательщики были вынуждены объективные убытки списывать за счет собственных средств.

Внесены изменения, согласно которым впредь до утверждения норм естественной убыли Правительством РФ, применяются нормы естественной убыли, утвержденные ранее соответствующими федеральными органами исполнительной власти. Причем это положение распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2002 г. В этом случае также должны быть использованы правила, изложенные в письме Министерства финансов РФ от 6 июля 2005 г. № 03-03-02/18 «О порядке представления деклараций по налогу на прибыль организаций в связи с принятием Федерального закона от 6 июня 2005 г. № 58-ФЗ».

 

Внереализационные расходы

В состав внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией, с 1 января 2006 г. включаются:

·                     расходы на проведение любого собрания акционеров (участников, пайщиков), а не только ежегодного;

·                     расходы в виде премии (скидки), выплаченной (предоставленной) продавцом покупателю вследствие выполнения определенных условий договора, в частности объема покупок.

 

Проценты по долговым обязательствам

По-прежнему налогоплательщики принимают в качестве расходов проценты по долговым обязательствам в размере:

·                     в пределах 20% в сторону повышения или в сторону понижения от среднего уровня процентов, начисленных по аналогичным долговым обязательствам, выданным в том же квартале на сопоставимых условиях;

·                     равном ставке рефинансирования ЦБ РФ, увеличенной в 1,1 раза, — при оформлении долгового обязательства в рублях и равной 15% — по долговым обязательствам в иностранной валюте.

Также налогоплательщик может или выбрать самостоятельно второй способ, или применять его при отсутствии сопоставимых долговых обязательств.

Внесено уточнение, что речь идет только о долговых обязательствах перед российскими организациями.

Также уточнено, что к признаваемым расходам относятся не только проценты, но и суммовые разницы по обязательствам, выраженным в условных денежных единицах по установленному соглашением сторон курсу условных денежных единиц.

Теперь под ставкой рефинансирования ЦБ РФ понимается:

·                     в отношении долговых обязательств, не содержащих условия об изменении процентной ставки в течение всего срока действия долгового обязательства, — ставка рефинансирования ЦБ РФ, действовавшая на дату привлечения денежных средств;

·                     в отношении прочих долговых обязательств — ставка рефинансирования ЦБ РФ, действующая на дату признания расходов в виде процентов.

Данные изменения вступают в силу с 1 января 2006 г.

 

Перенос убытков на будущее

В 2006 г. совокупная сумма переносимого убытка, полученного в предыдущем налоговом периоде, может уменьшить налогооблагаемую базу на 50%, вместо 30% сейчас.

С 1 января 2007 г. будет снято и это ограничение.

 

Обособленные подразделения

Если налогоплательщик имеет несколько обособленных подразделений на территории одного субъекта РФ, то с 1 января 2006 г. распределение прибыли по каждому из этих подразделений может не производиться. Налогоплательщик самостоятельно выбирает то обособленное подразделение, через которое осуществляется уплата налога в бюджет этого субъекта РФ, уведомив о принятом решении налоговые органы, в которых обособленные подразделения налогоплательщика состоят на налоговом учете.

И.Б. Ланина, аудитор

Статья опубликована в журнале «Справочник экономиста» № 1, 2006.

Имущество организации: анализируем, контролируем, управляем 6 статей и расчетные файлы к ним
Финансовый анализ: 5 статей + расчетные файлы Excel к ним
Управленческий учет и отчетность
Подборки
Подборки
Типичные ошибки построения системы бюджетного управления
Подарок подписчикам журнала «Справочник экономиста» или «Планово-экономический отдел» на 1 полугодие 2018 года
Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам