Улучшение показателей производственно-хозяйственной деятельности транспортных компаний связано с эффективностью использования подвижного состава, уменьшением количества ремонтов и простоев автомобилей. В статье рассмотрено, как с помощью диаграммы Парето выявить причины ремонтов, определить риски и основные корректирующие действия, направленные на минимизацию простоя техники и, как следствие, снижение затрат автотранспортной компании.
Диаграмма Парето как инструмент анализа и контроля
Диаграмма Парето (названная в честь итальянского экономиста В. Парето (1845–1923)) — это статистический метод анализа и контроля, применяемый в производственно-хозяйственной деятельности предприятия и предназначенный для выявления главных причин успехов и достижений, а также нежелательных результатов деятельности: дефектов, поломок, ошибок, ремонтов, возврата продукции, потерь и затрат. Кроме того, диаграмма Парето может отражать причины проблем:
• при эксплуатации транспорта и оборудования (станков, агрегатов, инструментов);
• с эффективностью труда персонала в разрезе смен, бригад, возрастов, квалификации и опыта работы;
• при расходовании сырья и материалов;
• в методах организации работ и т. д.
Суть диаграммы Парето заключается в статистической закономерности под названием «закон 80/20». Согласно ей, если количество дефектов принять за 100 %, то 80 % из них происходит приблизительно из-за 20 % всех возможных причин. Это значит, что для достижения экономической целесообразности достаточно исключить 1/5 часть причин, которые приносят наибольший ущерб.
Стоит сказать о том, что диаграмму Парето применяют также и в противоположных случаях, когда положительный опыт работы отдельных подразделений организации хотят внедрить на всем предприятии. С ее помощью выясняют основные причины успехов.
Основные показатели эффективности использования подвижного состава автотранспортного предприятия
Работа автомобиля на линии — это выполнение перевозок грузов, пассажиров, иной автотранспортной работы, итогом которой являются получение выручки и извлечение дохода. Помимо переменных расходов, зависящих от часов работы автомобилей и пройденных километров пробега (топливо и ГСМ, автошины, ФОТ водителей при сдельной оплате труда, плата за проезд по автодорогам и др.), автотранспортная компания имеет значительную сумму постоянных расходов, не зависящих от объема оказанных автотранспортных услуг.
Постоянные расходы связаны:
• с ремонтом автомобилей;
• арендой помещений;
• снабжением зданий, гаражей, ремонтных боксов энергетическими ресурсами;
• выплатой заработной платы работникам с повременной оплатой труда;
• уплатой транспортного налога, налога на имущество;
• охраной, управлением предприятием.
Чем больше доля постоянных расходов в себестоимости единицы транспортной работы, тем выше стоимость машино-часа, километра пробега, перевозки тонны груза (при сдельных расценках). При высокой доле постоянных расходов в выручке компания проигрывает на конкурентном рынке автотранспортных услуг. Именно поэтому она должна контролировать постоянные расходы, весомой частью которых являются затраты на ремонт техники.
Производственно-хозяйственная деятельность автотранспортного предприятия характеризуется комплексом показателей. Степень использования подвижного состава характеризуют следующие из них:
• коэффициент технической готовности;
• коэффициент выпуска автомобилей на линию;
• коэффициент загрузки транспорта.
Данные показатели являются первичными характеристиками транспортного процесса. Транспортные компании стремятся повышать их значения, поскольку они характеризуют степень загруженности автотранспортной техники.
Применение диаграммы Парето как инструмента анализа и контроля эффективности использования подвижного состава автотранспортного предприятия позволяет выявить и наглядно представить факторы, влияющие на нахождение техники на ремонте, и скоординировать усилия для успешного снижения количества машино-часов простоя.
Анализ работы автотранспортного предприятия с использованием диаграмм Парето
То, как использовать диаграмму Парето для анализа причин неисправностей автомобилей и причин их простоя, лучше рассматривать на примере. Предположим, что нам нужно выполнить анализ эффективности использования автотранспорта с применением диаграмм Парето для автотранспортного предприятия «Рекорд» по итогам работы за первое полугодие 2024 г. Парк этого автотранспортного предприятия составляет 320 ед. автотранспортной техники.
На автотранспортном предприятии «Рекорд» техническое обслуживание и текущий ремонт автотранспорта выделены в отдельный подпроцесс бизнес-процесса «Управление автотранспортом», по которому ведутся непрерывный мониторинг и фиксация статистических данных при заезде автомобиля в ремонтный бокс и постановке его на ремонт.
Формирование данных для диаграмм Парето
Для того чтобы построить диаграммы Парето, сформируем несколько таблиц.
Исходные данные для табл. 1 отобраны из локальной информационно-управляющей системы предприятия «1С:ERP. Управление предприятием» (интерфейс по бизнес-процессу «Управление автотранспортом»). Это:
• число неисправностей по группам работ (столбец 3);
• количество машино-дней простоев техники на ремонте в разрезе групп работ / неисправностей в составных частях автомобиля (столбец 5);
• объем работ (трудоемкость), необходимый для устранения неисправностей (столбец 6).
Так, по данным табл. 1, во всем подвижном составе автотранспорта в первом полугодии 2024 г. было обнаружено 497 дефектов, подлежащих ремонту. Объем работ, необходимый для устранения неисправностей, составил 3050 машино-дней.
На основании исходных данных (табл. 1) сформируем табл. 2, 3, 4 с данными для построения диаграмм Парето. В этих таблицах мы зафиксируем число неисправностей, количество машино-дней на ремонте, трудоемкость работ по их группам в порядке убывания (так, чтобы в конце таблиц стояли виды работ, которым соответствуют наименьшие значения). Затем подсчитаем кумулятивную сумму, начиная с видов неисправностей, которым соответствуют максимальные количество дефектов и объем работ. Общую сумму примем за 100 %.