Особенности учета тары
Вопросам регулярного анализа и снижения себестоимости продукции вспомогательных цехов производственного предприятия обычно уделяется мало внимания. В первую очередь это касается деревообрабатывающих цехов, которые, как правило, производят деревянную тару для упаковки, транспортировки, хранения и реализации на сторону продукции основных цехов. Чтобы понять, почему так происходит, кратко рассмотрим особенности учета тары, производимой в деревообрабатывающих цехах производственного предприятия.
К деревянной таре относятся деревянные бочки, контейнеры, ящики и поддоны. Как деревянная, так и прочая тара может быть невозвратной и возвратной (оборотной).
Если тара невозвратная, ее стоимость должна быть включена в общую стоимость реализуемого товара с выделением или без выделения в отгрузочных документах количества и стоимости тары в отдельной строке.
В случае если в договоре предусмотрено, что тара возвратная, покупатель должен ее вернуть. Однако на практике заказчики по разным причинам тару возвращают не всегда.
Самые частые причины невозврата тары — существенные транспортные расходы, связанные с организацией доставки тары обратно поставщику, или длительное хранение на складах покупателя закупленного товара вместе с предоставленной ему в залог тарой. Поэтому большинство предприятий-поставщиков взимают залоговую стоимость возвратной тары при реализации товара.
Стоимость залога, как правило, соответствует рыночной стоимости тары. Но если сумма залога очень высока, покупатель может отказаться не только от тары, но и от покупки товара.
Важно!
Себестоимость производимой на предприятии тары и ее цена (как в случае ее возвратности, так и при продаже невозвратной тары) не должны быть выше ее рыночной стоимости.
При этом на предприятиях, устанавливая цену реализации или залоговую стоимость в пределах рыночной цены, чтобы избежать нареканий и отказов покупателей, не всегда контролируют рентабельность реализации тары:
- во-первых, потому, что если тара возвратная, считается что она поступит обратно на склад предприятия-поставщика и никаких убытков предприятие не понесет;
- во-вторых, не рассчитывается фактическая себестоимость тары, а ее учет осуществляется по плановой себестоимости, которая не отражает реальных фактических затрат.
Рассмотрим, как обычно на практике осуществляется учет и контроль себестоимости и уровня рентабельности изготовления тары на предприятии по отношению к рыночной цене.
Бухгалтерский учет тары внутри организации-поставщика и производителя тары ведется в соответствии с Методическими указаниями по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденными Приказом Минфина России от 28.12.2001 № 119н (в ред. от 24.12.2010; далее — Методические указания).
В соответствии с п. 176 Методических указаний полученная возвратная тара учитывается у поставщика по дебету счета «Материалы» (субсчет «Тара и тарные материалы») по фактической себестоимости или учетной цене в корреспонденции с кредитом счета учета расчетов.
Вместе с тем в целях бухгалтерского учета внутри организации на тару в большинстве случаев устанавливаются либо утвержденная стоимость (цена реализации тары), либо плановая себестоимость. Это связано с тем, что при большом ассортименте изделий, выпускаемых деревообрабатывающим цехом, ежемесячный расчет фактической себестоимости каждого изделия — длительный и трудоемкий процесс.
К сведению
Под расчетом фактических затрат на изготовление одного вида изделия подразумевается полный учет фактического расхода каждой из разновидностей пиломатериалов с корректным распределением на продукцию фактических отходов производства, используемой фурнитуры, метизов и пр. на каждое изделие, а также учет фактических затрат труда и энергоносителей и пр.
При закрытии отчетного периода в бухгалтерской программе формируется фактическая себестоимость изделий. Однако в целях контроля уровня рентабельности производства и реализации тары эти данные используются крайне редко, прежде всего в связи с их неактуальностью.
Нередко фактическая себестоимость, сформированная по данным бухгалтерского учета, не совсем корректная в связи с неправильным отнесением затрат и отходов на конкретную продукцию.
Планово-экономический отдел, в свою очередь, формирует для бухгалтерского учета плановую себестоимость тары, основанную на единожды утвержденных нормах расхода, нормативах и расценках.
Отметим, что экономисты в первую очередь анализируют себестоимость продукции основного производства, в то время как анализ фактических затрат деревообрабатывающего цеха относительно плановых (нормативных), а также анализ рентабельности производства продукции деревообрабатывающего цеха отодвигается на задний план или не делается вовсе.
Плановая себестоимость тары рассчитывается на основании норм, выданных в планово-экономический отдел при отсутствии технолога, как правило, мастером или начальником деревообрабатывающего цеха. Нормы зачастую не предусматривают постоянного изменения параметров входящего пиломатериала.
Кроме того, цены на пиломатериал также не стоят на месте.
Несмотря на это, плановая себестоимость тарной продукции может не пересматриваться на предприятии достаточно долго. Соответственно, не предпринимаются и меры к снижению себестоимости.
Снизить себестоимость изготавливаемых в деревообрабатывающем цехе изделий, в том числе тары, и сделать их производство рентабельным можно: всегда есть резервы экономии — за счет рационального использования материалов, снижения трудоемкости продукции и, конечно, за счет сокращения накладных расходов, которые прямо пропорционально зависят от производительности и объемов выпуска продукции в цехе.
Расчет себестоимости европоддона
На примере производства европоддонов, выпускаемых по ГОСТ 9557-87 (рис. 1), рассмотрим, насколько выгодно их производство в небольшом деревообрабатывающем цехе.
Почему европоддон? На крупном производственном предприятии заказывают тару для упаковки и транспортировки своей продукции основные цеха и отдел логистики, которые мало интересуются разновидностями всевозможных поддонов, себестоимостью тары и особенностями ее производства и в большинстве случаев заказывают европоддоны как самую известную на рынке тару.