- Установлен порядок проведения должностным лицом контрольного (надзорного) органа профилактического визита по инициативе контролируемого лица. Федеральный закон от 04.08.2023 N 483-ФЗ "О внесении изменений в статью 52 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и статью 4 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Контрольный (надзорный) орган принимает решение о проведении профилактического визита либо об отказе в его проведении с учетом своих материальных, финансовых и кадровых ресурсов, категории риска объекта контроля, о чем уведомляет контролируемое лицо. Определены в числе прочего основания для отказа в проведении профилактического визита по поступившему заявлению, а также порядок согласования его проведения в случае принятия положительного решения. Кроме того, продлены сроки поэтапного приведения административных регламентов предоставления государственных услуг федеральных органов исполнительной власти, органов государственных внебюджетных фондов, административных регламентов предоставления государственных и муниципальных услуг субъекта РФ, органов местного самоуправления в соответствие с требованиями Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг". Правительство РФ наделено полномочием устанавливать особенности разработки, согласования, проведения экспертизы и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг в 2024 и 2025 годах, в том числе без использования федеральной государственной информационной системы, обеспечивающей ведение федерального реестра государственных услуг. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
- Подписан закон о создании федеральной государственной информационной системы состояния окружающей среды. Федеральный закон от 04.08.2023 N 450-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации". В качестве оператора информационной системы определена ППК "Российский экологический оператор", система будет содержать информацию о состоянии и загрязнении окружающей среды, о радиационной обстановке, об обращении с отходами производства и потребления, о состоянии экологической системы озера Байкал, о мероприятиях по снижению негативного воздействия на окружающую среду, а также иные сведения, определяемые Правительством. Пользователями информации, содержащейся в информационной системе, являются органы государственной власти РФ и субъектов РФ, органы местного самоуправления, юридические лица, физические лица, в том числе ИП. Указанные субъекты смогут использовать данную информацию при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности. Закреплено, что на основе информации, размещенной в информационной системе, Минприроды будет подготавливать ежегодный государственный доклад о состоянии и об охране окружающей среды. Порядок подготовки и распространения указанного доклада установит Правительство. Федеральный закон вступает в силу с 1 марта 2024 года, за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу.
- Подписан закон о государственном фоновом мониторинге состояния многолетней (вечной) мерзлоты Федеральный закон от 10.07.2023 N 297-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Установлено, что государственный фоновый мониторинг состояния многолетней (вечной) мерзлоты является частью государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды). Указанный вид мониторинга определен в качестве одного из основных направлений государственного регулирования деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях. Порядок его проведения установит Правительство. Сведения о состоянии многолетней (вечной) мерзлоты, а также о мерах по предупреждению последствий деградации вечномерзлых грунтов подлежат размещению в сети "Интернет" в составе экологической информации в форме открытых данных. Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
- Расширен перечень полномочий, осуществляемых Минприроды России. Постановление Правительства РФ от 03.08.2023 N 1271 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации". Установлено, что Министерство, в числе прочего: согласовывает осуществление экономической и иной деятельности юридических и физических лиц на территориях национальных парков и охранных зон национальных парков, находящихся в его ведении; предоставляет в аренду земельный участок, находящийся в федеральной собственности и необходимый для реализации соглашения об осуществлении рекреационной деятельности в национальном парке, находящемся в ведении Министерства; устанавливает сервитут, публичный сервитут, необходимые для осуществления рекреационной деятельности в национальном парке, находящемся в ведении Министерства.
- С 1 сентября 2024 года устанавливается актуализированный перечень измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений. Постановление Правительства РФ от 17.07.2023 N 1155 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2020 г. N 1847". Кроме того, уточнено, что актуализация перечня осуществляется на основании предложений не только федеральных органов исполнительной власти, но и госкорпораций по согласованию с Минпромторгом.
- Подготовлено Руководство по соблюдению обязательных требований, связанных с государственным учетом объектов НВОС, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю (надзору). Приказ Росприроднадзора от 17.07.2023 N 338 "Об утверждении Руководства по соблюдению обязательных требований, связанных с государственным учетом объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю (надзору)". В нем содержатся пояснения относительно способа соблюдения обязательных требований и рекомендации по принятию контролируемыми лицами конкретных мер для обеспечения их соблюдения, примеры соблюдения, а также пояснения относительно особенностей принятия контролируемыми лицами конкретных мер для обеспечения соблюдения отдельных обязательных требований. Руководство применяется контролируемыми лицами на добровольной основе.
- Утвержден обновленный перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований, используемых при осуществлении федерального государственного контроля за безопасностью людей на водных объектах. Приказ МЧС России от 29.06.2023 N 680 "Об утверждении перечня индикаторов риска нарушения обязательных требований, используемых при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за безопасностью людей на водных объектах". Зарегистрировано в Минюсте России 07.07.2023 N 74169. Указанный перечень расширен, в него включены новые индикаторы. Приказ МЧС России от 31 мая 2021 г. N 352, которым ранее был утвержден аналогичный перечень, признан утратившим силу.
- Подписан закон об обеспечении полной и эффективной судебной защиты прав, свобод, законных интересов граждан и организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений. Федеральный закон от 24.07.2023 N 349-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации". Поправками в том числе: предусмотрено, что распоряжение, требование, поручение, вызов, обращение суда могут быть выполнены и направлены адресату в форме электронного документа; установлено, что в административном исковом заявлении могут содержаться требования о компенсации морального вреда, причиненного оспариваемым решением, действием (бездействием); введены положения о перерыве в судебном заседании, о порядке индексации присужденных денежных сумм, об ответственности за неисполнение судебного акта; суд наделен правом самостоятельно получать необходимые для рассмотрения и разрешения административного дела сведения из открытых источников; предусмотрена процедура производства по административным делам об оспаривании решений и действий (бездействия) бюджетного учреждения, связанных с определением кадастровой стоимости.
- Положения КоАП РФ, смягчающие или отменяющие административную ответственность за административное правонарушение, равным образом распространяются и на лиц, ранее добровольно уплативших административный штраф в размере половины назначенной суммы. Постановление Конституционного Суда РФ от 17.07.2023 N 42-П "По делу о проверке конституционности части 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с запросом Костромского областного суда". Конституционный Суд РФ признал часть 2 статьи 1.7 КоАП РФ не противоречащей Конституции РФ в той мере, в какой она по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования предполагает, что уплата административного штрафа до вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении не препятствует применению к лицу, его уплатившему, закона, отменяющего административную ответственность за совершенное административное правонарушение и вступившего в силу ранее вступления в законную силу указанного постановления. Суд, в частности, указал, что добровольная уплата административного штрафа в размере половины назначенной суммы, увязываемая не со вступлением постановления о его наложении в законную силу, а с днем вынесения, не аннулирует действия в отношении уплатившего административный штраф лица презумпции невиновности и не может свидетельствовать о признании им вины в совершении административного правонарушения, препятствующем обжалованию соответствующего постановления в установленном законом порядке.
- Усовершенствованы мероприятия по инвентаризации и учету объектов накопленного вреда окружающей среде. Федеральный закон от 04.08.2023 N 449-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Так, полномочия по обследованию и оценке объектов накопленного вреда окружающей среде (далее - НВОС), в том числе по оценке воздействия объектов НВОС на жизнь и здоровье граждан, передаются федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным Правительством. Органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления предоставлено право по согласованию с уполномоченным Правительством федеральным органом исполнительной власти самостоятельно осуществлять такие обследование и оценку объектов НВОС, за исключением оценки воздействия этих объектов на жизнь и здоровье граждан. Согласно тексту закона, учет объектов НВОС осуществляется посредством их включения в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде, порядок ведения которого утвердит Правительство. Ликвидация накопленного вреда окружающей среде осуществляется в отношении объектов НВОС, включенных в указанный реестр. Также документом закрепляются порядок проверки достоверности определения сметной стоимости проектов ликвидации накопленного вреда окружающей среде и порядок наблюдения за ходом проведения указанных работ. Федеральный закон вступает в силу с 1 октября 2023 года, за исключением положений, для которых установлен иной срок вступления их в силу.
- Для производителей аммиака и водорода введены налоговые льготы. Федеральный закон от 24.07.2023 N 356-ФЗ "О внесении изменений в статьи 284 и 342 части второй Налогового кодекса Российской Федерации". Для указанных производителей законами субъектов РФ может устанавливаться пониженная налоговая ставка по налогу на прибыль. Для применения льготы установлен ряд условий, в частности: деятельность должна осуществляться на новых производственных мощностях, впервые введенных в эксплуатацию после 1 января 2025 года. Законом также устанавливается нулевая налоговая ставка по НДПИ при добыче газа горючего природного и (или) газового конденсата на участках недр, расположенных полностью или частично на полуостровах Ямал и (или) Гыданский в Ямало-Ненецком автономном округе, используемых исключительно для производства аммиака и (или) водорода. Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2024 года.
- Даны разъяснения по вопросу разработки нормативов допустимых сбросов для объектов I категории. Письмо Минприроды России от 19.07.2023 N 12-53/26276 "О разработке нормативов допустимых сбросов". Сообщается, в частности, что в соответствии с пунктом 1 статьи 31.1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, обязаны получить комплексное экологическое разрешение (далее - КЭР). Согласно пункту 3 статьи 31.1 Закона N 7-ФЗ заявка на получение КЭР должна содержать в том числе нормативы допустимых сбросов, НДС высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), при наличии таких веществ в выбросах, сбросах загрязняющих веществ, соответствующие санитарно-эпидемиологическим требованиям и иным требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, а также расчеты таких нормативов. В соответствии с пунктом 1.1 статьи 11 Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 219-ФЗ) с 01.01.2019 и до получения КЭР в сроки, установленные частями 6 и 7 статьи 11 Закона N 219-ФЗ, допускается выдача или переоформление разрешений на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимитов на выбросы загрязняющих веществ, разрешений на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимитов на сбросы загрязняющих веществ, нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в порядке, установленном Правительством РФ или уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
- Установлен порядок ведения ФСБ России реестра деклараций промышленной безопасности опасных производственных объектов. Приказ ФСБ России от 24.06.2023 N 279 "Об утверждении Порядка ведения Федеральной службой безопасности Российской Федерации реестра деклараций промышленной безопасности опасных производственных объектов". Зарегистрировано в Минюсте России 04.07.2023 N 74128. В Реестр вносятся декларации, разработанные в отношении ОПО, подведомственных ФСБ. В Реестр подлежат включению сведения о заявителе, о декларации включающей наименование и организационно-правовую форму юридического лица - разработчика декларации, ИНН, ОГРН, перечень его уполномоченных лиц, регистрационный номер заключения экспертизы промышленной безопасности декларации. Также определены случаи, при которых декларация подлежит исключению из реестра.
- Актуализированы методические рекомендации по заполнению формы отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля. Приказ Минприроды России от 30.06.2023 N 411 "Об утверждении Методических рекомендаций по заполнению формы отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля". Целью рекомендаций является формирование единого подхода к заполнению формы отчета и формирующих его таблиц. Рекомендации предназначены для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность на объектах I, II и III категорий, в соответствии с критериями отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Настоящий приказ вступает в силу с момента признания утратившим силу приказа Минприроды России от 16.10.2018 N 522, которым утверждены аналогичные методические рекомендации.
Обзор изменений экозаконодательства (июль 2023 г.). Экологический надзор, экологическая ответственность, экологический учет и отчетность
Представляю обзор изменений в сфере экологического и природоохранного законодательства, касающихся вопросов использования компонентов окружающей среды, негативного воздействия и надзора в рамках проведения контрольных мероприятий.
Разделы освещают вопросы экологического надзора, отходов производства и потребления, недропользования, лесопользования, утилизации, водопользования, и прочих вопросов, регулирующих сферы деятельности природопользователей.
Всего за июль 2023 года принято 56 регулирующих нормативных акта. Больше всего в сфере экологического надзора, экологического учета и отчетности, обращения с отходами, водные биологические ресурсы.
Читайте также обзоры по другим темам:
Плата за НВОС, чрезвычайные ситуации, экспертиза
Отходы, побочный продукт, утилизация
Выбросы
Недропользование, землепользование, лесопользование
Водопользование, водные биоресурсы
Экологический надзор
Экологическая ответственность
Экологический учет и отчетность
- Установлен порядок проведения должностным лицом контрольного (надзорного) органа профилактического визита по инициативе контролируемого лица. Федеральный закон от 04.08.2023 N 483-ФЗ "О внесении изменений в статью 52 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и статью 4 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Контрольный (надзорный) орган принимает решение о проведении профилактического визита либо об отказе в его проведении с учетом своих материальных, финансовых и кадровых ресурсов, категории риска объекта контроля, о чем уведомляет контролируемое лицо. Определены в числе прочего основания для отказа в проведении профилактического визита по поступившему заявлению, а также порядок согласования его проведения в случае принятия положительного решения. Кроме того, продлены сроки поэтапного приведения административных регламентов предоставления государственных услуг федеральных органов исполнительной власти, органов государственных внебюджетных фондов, административных регламентов предоставления государственных и муниципальных услуг субъекта РФ, органов местного самоуправления в соответствие с требованиями Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг". Правительство РФ наделено полномочием устанавливать особенности разработки, согласования, проведения экспертизы и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг в 2024 и 2025 годах, в том числе без использования федеральной государственной информационной системы, обеспечивающей ведение федерального реестра государственных услуг. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
- Подписан закон о создании федеральной государственной информационной системы состояния окружающей среды. Федеральный закон от 04.08.2023 N 450-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации". В качестве оператора информационной системы определена ППК "Российский экологический оператор", система будет содержать информацию о состоянии и загрязнении окружающей среды, о радиационной обстановке, об обращении с отходами производства и потребления, о состоянии экологической системы озера Байкал, о мероприятиях по снижению негативного воздействия на окружающую среду, а также иные сведения, определяемые Правительством. Пользователями информации, содержащейся в информационной системе, являются органы государственной власти РФ и субъектов РФ, органы местного самоуправления, юридические лица, физические лица, в том числе ИП. Указанные субъекты смогут использовать данную информацию при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности. Закреплено, что на основе информации, размещенной в информационной системе, Минприроды будет подготавливать ежегодный государственный доклад о состоянии и об охране окружающей среды. Порядок подготовки и распространения указанного доклада установит Правительство. Федеральный закон вступает в силу с 1 марта 2024 года, за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу.
- Подписан закон о государственном фоновом мониторинге состояния многолетней (вечной) мерзлоты Федеральный закон от 10.07.2023 N 297-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Установлено, что государственный фоновый мониторинг состояния многолетней (вечной) мерзлоты является частью государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды). Указанный вид мониторинга определен в качестве одного из основных направлений государственного регулирования деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях. Порядок его проведения установит Правительство. Сведения о состоянии многолетней (вечной) мерзлоты, а также о мерах по предупреждению последствий деградации вечномерзлых грунтов подлежат размещению в сети "Интернет" в составе экологической информации в форме открытых данных. Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
- Расширен перечень полномочий, осуществляемых Минприроды России. Постановление Правительства РФ от 03.08.2023 N 1271 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации". Установлено, что Министерство, в числе прочего: согласовывает осуществление экономической и иной деятельности юридических и физических лиц на территориях национальных парков и охранных зон национальных парков, находящихся в его ведении; предоставляет в аренду земельный участок, находящийся в федеральной собственности и необходимый для реализации соглашения об осуществлении рекреационной деятельности в национальном парке, находящемся в ведении Министерства; устанавливает сервитут, публичный сервитут, необходимые для осуществления рекреационной деятельности в национальном парке, находящемся в ведении Министерства.
- С 1 сентября 2024 года устанавливается актуализированный перечень измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений. Постановление Правительства РФ от 17.07.2023 N 1155 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2020 г. N 1847". Кроме того, уточнено, что актуализация перечня осуществляется на основании предложений не только федеральных органов исполнительной власти, но и госкорпораций по согласованию с Минпромторгом.
- Подготовлено Руководство по соблюдению обязательных требований, связанных с государственным учетом объектов НВОС, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю (надзору). Приказ Росприроднадзора от 17.07.2023 N 338 "Об утверждении Руководства по соблюдению обязательных требований, связанных с государственным учетом объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю (надзору)". В нем содержатся пояснения относительно способа соблюдения обязательных требований и рекомендации по принятию контролируемыми лицами конкретных мер для обеспечения их соблюдения, примеры соблюдения, а также пояснения относительно особенностей принятия контролируемыми лицами конкретных мер для обеспечения соблюдения отдельных обязательных требований. Руководство применяется контролируемыми лицами на добровольной основе.
- Утвержден обновленный перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований, используемых при осуществлении федерального государственного контроля за безопасностью людей на водных объектах. Приказ МЧС России от 29.06.2023 N 680 "Об утверждении перечня индикаторов риска нарушения обязательных требований, используемых при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за безопасностью людей на водных объектах". Зарегистрировано в Минюсте России 07.07.2023 N 74169. Указанный перечень расширен, в него включены новые индикаторы. Приказ МЧС России от 31 мая 2021 г. N 352, которым ранее был утвержден аналогичный перечень, признан утратившим силу.
- Подписан закон об обеспечении полной и эффективной судебной защиты прав, свобод, законных интересов граждан и организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений. Федеральный закон от 24.07.2023 N 349-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации". Поправками в том числе: предусмотрено, что распоряжение, требование, поручение, вызов, обращение суда могут быть выполнены и направлены адресату в форме электронного документа; установлено, что в административном исковом заявлении могут содержаться требования о компенсации морального вреда, причиненного оспариваемым решением, действием (бездействием); введены положения о перерыве в судебном заседании, о порядке индексации присужденных денежных сумм, об ответственности за неисполнение судебного акта; суд наделен правом самостоятельно получать необходимые для рассмотрения и разрешения административного дела сведения из открытых источников; предусмотрена процедура производства по административным делам об оспаривании решений и действий (бездействия) бюджетного учреждения, связанных с определением кадастровой стоимости.
- Положения КоАП РФ, смягчающие или отменяющие административную ответственность за административное правонарушение, равным образом распространяются и на лиц, ранее добровольно уплативших административный штраф в размере половины назначенной суммы. Постановление Конституционного Суда РФ от 17.07.2023 N 42-П "По делу о проверке конституционности части 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с запросом Костромского областного суда". Конституционный Суд РФ признал часть 2 статьи 1.7 КоАП РФ не противоречащей Конституции РФ в той мере, в какой она по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования предполагает, что уплата административного штрафа до вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении не препятствует применению к лицу, его уплатившему, закона, отменяющего административную ответственность за совершенное административное правонарушение и вступившего в силу ранее вступления в законную силу указанного постановления. Суд, в частности, указал, что добровольная уплата административного штрафа в размере половины назначенной суммы, увязываемая не со вступлением постановления о его наложении в законную силу, а с днем вынесения, не аннулирует действия в отношении уплатившего административный штраф лица презумпции невиновности и не может свидетельствовать о признании им вины в совершении административного правонарушения, препятствующем обжалованию соответствующего постановления в установленном законом порядке.
- Усовершенствованы мероприятия по инвентаризации и учету объектов накопленного вреда окружающей среде. Федеральный закон от 04.08.2023 N 449-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Так, полномочия по обследованию и оценке объектов накопленного вреда окружающей среде (далее - НВОС), в том числе по оценке воздействия объектов НВОС на жизнь и здоровье граждан, передаются федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным Правительством. Органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления предоставлено право по согласованию с уполномоченным Правительством федеральным органом исполнительной власти самостоятельно осуществлять такие обследование и оценку объектов НВОС, за исключением оценки воздействия этих объектов на жизнь и здоровье граждан. Согласно тексту закона, учет объектов НВОС осуществляется посредством их включения в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде, порядок ведения которого утвердит Правительство. Ликвидация накопленного вреда окружающей среде осуществляется в отношении объектов НВОС, включенных в указанный реестр. Также документом закрепляются порядок проверки достоверности определения сметной стоимости проектов ликвидации накопленного вреда окружающей среде и порядок наблюдения за ходом проведения указанных работ. Федеральный закон вступает в силу с 1 октября 2023 года, за исключением положений, для которых установлен иной срок вступления их в силу.
- Для производителей аммиака и водорода введены налоговые льготы. Федеральный закон от 24.07.2023 N 356-ФЗ "О внесении изменений в статьи 284 и 342 части второй Налогового кодекса Российской Федерации". Для указанных производителей законами субъектов РФ может устанавливаться пониженная налоговая ставка по налогу на прибыль. Для применения льготы установлен ряд условий, в частности: деятельность должна осуществляться на новых производственных мощностях, впервые введенных в эксплуатацию после 1 января 2025 года. Законом также устанавливается нулевая налоговая ставка по НДПИ при добыче газа горючего природного и (или) газового конденсата на участках недр, расположенных полностью или частично на полуостровах Ямал и (или) Гыданский в Ямало-Ненецком автономном округе, используемых исключительно для производства аммиака и (или) водорода. Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2024 года.
- Даны разъяснения по вопросу разработки нормативов допустимых сбросов для объектов I категории. Письмо Минприроды России от 19.07.2023 N 12-53/26276 "О разработке нормативов допустимых сбросов". Сообщается, в частности, что в соответствии с пунктом 1 статьи 31.1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, обязаны получить комплексное экологическое разрешение (далее - КЭР). Согласно пункту 3 статьи 31.1 Закона N 7-ФЗ заявка на получение КЭР должна содержать в том числе нормативы допустимых сбросов, НДС высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), при наличии таких веществ в выбросах, сбросах загрязняющих веществ, соответствующие санитарно-эпидемиологическим требованиям и иным требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, а также расчеты таких нормативов. В соответствии с пунктом 1.1 статьи 11 Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 219-ФЗ) с 01.01.2019 и до получения КЭР в сроки, установленные частями 6 и 7 статьи 11 Закона N 219-ФЗ, допускается выдача или переоформление разрешений на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимитов на выбросы загрязняющих веществ, разрешений на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимитов на сбросы загрязняющих веществ, нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в порядке, установленном Правительством РФ или уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
- Установлен порядок ведения ФСБ России реестра деклараций промышленной безопасности опасных производственных объектов. Приказ ФСБ России от 24.06.2023 N 279 "Об утверждении Порядка ведения Федеральной службой безопасности Российской Федерации реестра деклараций промышленной безопасности опасных производственных объектов". Зарегистрировано в Минюсте России 04.07.2023 N 74128. В Реестр вносятся декларации, разработанные в отношении ОПО, подведомственных ФСБ. В Реестр подлежат включению сведения о заявителе, о декларации включающей наименование и организационно-правовую форму юридического лица - разработчика декларации, ИНН, ОГРН, перечень его уполномоченных лиц, регистрационный номер заключения экспертизы промышленной безопасности декларации. Также определены случаи, при которых декларация подлежит исключению из реестра.
- Актуализированы методические рекомендации по заполнению формы отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля. Приказ Минприроды России от 30.06.2023 N 411 "Об утверждении Методических рекомендаций по заполнению формы отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля". Целью рекомендаций является формирование единого подхода к заполнению формы отчета и формирующих его таблиц. Рекомендации предназначены для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность на объектах I, II и III категорий, в соответствии с критериями отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Настоящий приказ вступает в силу с момента признания утратившим силу приказа Минприроды России от 16.10.2018 N 522, которым утверждены аналогичные методические рекомендации.
Обзор изменений экозаконодательства (июль 2023 г.). Экологический надзор, экологическая ответственность, экологический учет и отчетность
Представляю обзор изменений в сфере экологического и природоохранного законодательства, касающихся вопросов использования компонентов окружающей среды, негативного воздействия и надзора в рамках проведения контрольных мероприятий.
Разделы освещают вопросы экологического надзора, отходов производства и потребления, недропользования, лесопользования, утилизации, водопользования, и прочих вопросов, регулирующих сферы деятельности природопользователей.
Всего за июль 2023 года принято 56 регулирующих нормативных акта. Больше всего в сфере экологического надзора, экологического учета и отчетности, обращения с отходами, водные биологические ресурсы.
Читайте также обзоры по другим темам:
Плата за НВОС, чрезвычайные ситуации, экспертиза
Отходы, побочный продукт, утилизация
Выбросы
Недропользование, землепользование, лесопользование
Водопользование, водные биоресурсы