Обзор изменений экозаконодательства (июль 2023 г.). Экологический надзор, экологическая ответственность, экологический учет и отчетность

    /upl/Ae8vnTZVRY4_6.jpg

    Обзор подготовлен

    Представляю обзор изменений в сфере экологического и природоохранного законодательства, касающихся вопросов использования компонентов окружающей среды, негативного воздействия и надзора в рамках проведения контрольных мероприятий.

    Разделы освещают вопросы экологического надзора, отходов производства и потребления, недропользования, лесопользования, утилизации, водопользования, и прочих вопросов, регулирующих сферы деятельности природопользователей.

    Всего за июль 2023 года принято 56 регулирующих нормативных акта. Больше всего в сфере экологического надзора, экологического учета и отчетности, обращения с отходами, водные биологические ресурсы. 

    Читайте также обзоры по другим темам:
    Плата за НВОС, чрезвычайные ситуации, экспертиза
    Отходы, побочный продукт, утилизация
    Выбросы
    Недропользование, землепользование, лесопользование
    Водопользование, водные биоресурсы

    Экологический надзор

    1. Установлен порядок проведения должностным лицом контрольного (надзорного) органа профилактического визита по инициативе контролируемого лица. Федеральный закон от 04.08.2023 N 483-ФЗ "О внесении изменений в статью 52 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и статью 4 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Контрольный (надзорный) орган принимает решение о проведении профилактического визита либо об отказе в его проведении с учетом своих материальных, финансовых и кадровых ресурсов, категории риска объекта контроля, о чем уведомляет контролируемое лицо. Определены в числе прочего основания для отказа в проведении профилактического визита по поступившему заявлению, а также порядок согласования его проведения в случае принятия положительного решения. Кроме того, продлены сроки поэтапного приведения административных регламентов предоставления государственных услуг федеральных органов исполнительной власти, органов государственных внебюджетных фондов, административных регламентов предоставления государственных и муниципальных услуг субъекта РФ, органов местного самоуправления в соответствие с требованиями Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг". Правительство РФ наделено полномочием устанавливать особенности разработки, согласования, проведения экспертизы и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг в 2024 и 2025 годах, в том числе без использования федеральной государственной информационной системы, обеспечивающей ведение федерального реестра государственных услуг. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
    2. Подписан закон о создании федеральной государственной информационной системы состояния окружающей среды. Федеральный закон от 04.08.2023 N 450-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации". В качестве оператора информационной системы определена ППК "Российский экологический оператор", система будет содержать информацию о состоянии и загрязнении окружающей среды, о радиационной обстановке, об обращении с отходами производства и потребления, о состоянии экологической системы озера Байкал, о мероприятиях по снижению негативного воздействия на окружающую среду, а также иные сведения, определяемые Правительством. Пользователями информации, содержащейся в информационной системе, являются органы государственной власти РФ и субъектов РФ, органы местного самоуправления, юридические лица, физические лица, в том числе ИП. Указанные субъекты смогут использовать данную информацию при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности. Закреплено, что на основе информации, размещенной в информационной системе, Минприроды будет подготавливать ежегодный государственный доклад о состоянии и об охране окружающей среды. Порядок подготовки и распространения указанного доклада установит Правительство. Федеральный закон вступает в силу с 1 марта 2024 года, за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу.
    3. Подписан закон о государственном фоновом мониторинге состояния многолетней (вечной) мерзлоты Федеральный закон от 10.07.2023 N 297-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Установлено, что государственный фоновый мониторинг состояния многолетней (вечной) мерзлоты является частью государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды). Указанный вид мониторинга определен в качестве одного из основных направлений государственного регулирования деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях. Порядок его проведения установит Правительство. Сведения о состоянии многолетней (вечной) мерзлоты, а также о мерах по предупреждению последствий деградации вечномерзлых грунтов подлежат размещению в сети "Интернет" в составе экологической информации в форме открытых данных. Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
    4. Расширен перечень полномочий, осуществляемых Минприроды России. Постановление Правительства РФ от 03.08.2023 N 1271 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации". Установлено, что Министерство, в числе прочего: согласовывает осуществление экономической и иной деятельности юридических и физических лиц на территориях национальных парков и охранных зон национальных парков, находящихся в его ведении; предоставляет в аренду земельный участок, находящийся в федеральной собственности и необходимый для реализации соглашения об осуществлении рекреационной деятельности в национальном парке, находящемся в ведении Министерства; устанавливает сервитут, публичный сервитут, необходимые для осуществления рекреационной деятельности в национальном парке, находящемся в ведении Министерства.
    5. С 1 сентября 2024 года устанавливается актуализированный перечень измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений. Постановление Правительства РФ от 17.07.2023 N 1155 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2020 г. N 1847". Кроме того, уточнено, что актуализация перечня осуществляется на основании предложений не только федеральных органов исполнительной власти, но и госкорпораций по согласованию с Минпромторгом.
    6. Подготовлено Руководство по соблюдению обязательных требований, связанных с государственным учетом объектов НВОС, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю (надзору). Приказ Росприроднадзора от 17.07.2023 N 338 "Об утверждении Руководства по соблюдению обязательных требований, связанных с государственным учетом объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю (надзору)". В нем содержатся пояснения относительно способа соблюдения обязательных требований и рекомендации по принятию контролируемыми лицами конкретных мер для обеспечения их соблюдения, примеры соблюдения, а также пояснения относительно особенностей принятия контролируемыми лицами конкретных мер для обеспечения соблюдения отдельных обязательных требований. Руководство применяется контролируемыми лицами на добровольной основе.
    7. Утвержден обновленный перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований, используемых при осуществлении федерального государственного контроля за безопасностью людей на водных объектах. Приказ МЧС России от 29.06.2023 N 680 "Об утверждении перечня индикаторов риска нарушения обязательных требований, используемых при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за безопасностью людей на водных объектах". Зарегистрировано в Минюсте России 07.07.2023 N 74169. Указанный перечень расширен, в него включены новые индикаторы. Приказ МЧС России от 31 мая 2021 г. N 352, которым ранее был утвержден аналогичный перечень, признан утратившим силу.

    Экологическая ответственность

    1. Подписан закон об обеспечении полной и эффективной судебной защиты прав, свобод, законных интересов граждан и организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений. Федеральный закон от 24.07.2023 N 349-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации". Поправками в том числе: предусмотрено, что распоряжение, требование, поручение, вызов, обращение суда могут быть выполнены и направлены адресату в форме электронного документа; установлено, что в административном исковом заявлении могут содержаться требования о компенсации морального вреда, причиненного оспариваемым решением, действием (бездействием); введены положения о перерыве в судебном заседании, о порядке индексации присужденных денежных сумм, об ответственности за неисполнение судебного акта; суд наделен правом самостоятельно получать необходимые для рассмотрения и разрешения административного дела сведения из открытых источников; предусмотрена процедура производства по административным делам об оспаривании решений и действий (бездействия) бюджетного учреждения, связанных с определением кадастровой стоимости.
    2. Положения КоАП РФ, смягчающие или отменяющие административную ответственность за административное правонарушение, равным образом распространяются и на лиц, ранее добровольно уплативших административный штраф в размере половины назначенной суммы. Постановление Конституционного Суда РФ от 17.07.2023 N 42-П "По делу о проверке конституционности части 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с запросом Костромского областного суда". Конституционный Суд РФ признал часть 2 статьи 1.7 КоАП РФ не противоречащей Конституции РФ в той мере, в какой она по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования предполагает, что уплата административного штрафа до вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении не препятствует применению к лицу, его уплатившему, закона, отменяющего административную ответственность за совершенное административное правонарушение и вступившего в силу ранее вступления в законную силу указанного постановления. Суд, в частности, указал, что добровольная уплата административного штрафа в размере половины назначенной суммы, увязываемая не со вступлением постановления о его наложении в законную силу, а с днем вынесения, не аннулирует действия в отношении уплатившего административный штраф лица презумпции невиновности и не может свидетельствовать о признании им вины в совершении административного правонарушения, препятствующем обжалованию соответствующего постановления в установленном законом порядке.

    Экологический учет и отчетность

    1. Усовершенствованы мероприятия по инвентаризации и учету объектов накопленного вреда окружающей среде. Федеральный закон от 04.08.2023 N 449-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Так, полномочия по обследованию и оценке объектов накопленного вреда окружающей среде (далее - НВОС), в том числе по оценке воздействия объектов НВОС на жизнь и здоровье граждан, передаются федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным Правительством. Органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления предоставлено право по согласованию с уполномоченным Правительством федеральным органом исполнительной власти самостоятельно осуществлять такие обследование и оценку объектов НВОС, за исключением оценки воздействия этих объектов на жизнь и здоровье граждан. Согласно тексту закона, учет объектов НВОС осуществляется посредством их включения в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде, порядок ведения которого утвердит Правительство. Ликвидация накопленного вреда окружающей среде осуществляется в отношении объектов НВОС, включенных в указанный реестр. Также документом закрепляются порядок проверки достоверности определения сметной стоимости проектов ликвидации накопленного вреда окружающей среде и порядок наблюдения за ходом проведения указанных работ. Федеральный закон вступает в силу с 1 октября 2023 года, за исключением положений, для которых установлен иной срок вступления их в силу.
    2. Для производителей аммиака и водорода введены налоговые льготы. Федеральный закон от 24.07.2023 N 356-ФЗ "О внесении изменений в статьи 284 и 342 части второй Налогового кодекса Российской Федерации". Для указанных производителей законами субъектов РФ может устанавливаться пониженная налоговая ставка по налогу на прибыль. Для применения льготы установлен ряд условий, в частности: деятельность должна осуществляться на новых производственных мощностях, впервые введенных в эксплуатацию после 1 января 2025 года. Законом также устанавливается нулевая налоговая ставка по НДПИ при добыче газа горючего природного и (или) газового конденсата на участках недр, расположенных полностью или частично на полуостровах Ямал и (или) Гыданский в Ямало-Ненецком автономном округе, используемых исключительно для производства аммиака и (или) водорода. Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2024 года.
    3. Даны разъяснения по вопросу разработки нормативов допустимых сбросов для объектов I категории. Письмо Минприроды России от 19.07.2023 N 12-53/26276 "О разработке нормативов допустимых сбросов". Сообщается, в частности, что в соответствии с пунктом 1 статьи 31.1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, обязаны получить комплексное экологическое разрешение (далее - КЭР). Согласно пункту 3 статьи 31.1 Закона N 7-ФЗ заявка на получение КЭР должна содержать в том числе нормативы допустимых сбросов, НДС высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), при наличии таких веществ в выбросах, сбросах загрязняющих веществ, соответствующие санитарно-эпидемиологическим требованиям и иным требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, а также расчеты таких нормативов. В соответствии с пунктом 1.1 статьи 11 Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 219-ФЗ) с 01.01.2019 и до получения КЭР в сроки, установленные частями 6 и 7 статьи 11 Закона N 219-ФЗ, допускается выдача или переоформление разрешений на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимитов на выбросы загрязняющих веществ, разрешений на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимитов на сбросы загрязняющих веществ, нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в порядке, установленном Правительством РФ или уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
    4. Установлен порядок ведения ФСБ России реестра деклараций промышленной безопасности опасных производственных объектов. Приказ ФСБ России от 24.06.2023 N 279 "Об утверждении Порядка ведения Федеральной службой безопасности Российской Федерации реестра деклараций промышленной безопасности опасных производственных объектов". Зарегистрировано в Минюсте России 04.07.2023 N 74128. В Реестр вносятся декларации, разработанные в отношении ОПО, подведомственных ФСБ. В Реестр подлежат включению сведения о заявителе, о декларации включающей наименование и организационно-правовую форму юридического лица - разработчика декларации, ИНН, ОГРН, перечень его уполномоченных лиц, регистрационный номер заключения экспертизы промышленной безопасности декларации. Также определены случаи, при которых декларация подлежит исключению из реестра.
    5. Актуализированы методические рекомендации по заполнению формы отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля. Приказ Минприроды России от 30.06.2023 N 411 "Об утверждении Методических рекомендаций по заполнению формы отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля". Целью рекомендаций является формирование единого подхода к заполнению формы отчета и формирующих его таблиц. Рекомендации предназначены для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность на объектах I, II и III категорий, в соответствии с критериями отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Настоящий приказ вступает в силу с момента признания утратившим силу приказа Минприроды России от 16.10.2018 N 522, которым утверждены аналогичные методические рекомендации.
    24.08.2023, 00:03

    Обзор изменений экозаконодательства (июль 2023 г.). Экологический надзор, экологическая ответственность, экологический учет и отчетность

    /upl/Ae8vnTZVRY4_6.jpg

    Обзор подготовлен

    Представляю обзор изменений в сфере экологического и природоохранного законодательства, касающихся вопросов использования компонентов окружающей среды, негативного воздействия и надзора в рамках проведения контрольных мероприятий.

    Разделы освещают вопросы экологического надзора, отходов производства и потребления, недропользования, лесопользования, утилизации, водопользования, и прочих вопросов, регулирующих сферы деятельности природопользователей.

    Всего за июль 2023 года принято 56 регулирующих нормативных акта. Больше всего в сфере экологического надзора, экологического учета и отчетности, обращения с отходами, водные биологические ресурсы. 

    Читайте также обзоры по другим темам:
    Плата за НВОС, чрезвычайные ситуации, экспертиза
    Отходы, побочный продукт, утилизация
    Выбросы
    Недропользование, землепользование, лесопользование
    Водопользование, водные биоресурсы

    Экологический надзор

    1. Установлен порядок проведения должностным лицом контрольного (надзорного) органа профилактического визита по инициативе контролируемого лица. Федеральный закон от 04.08.2023 N 483-ФЗ "О внесении изменений в статью 52 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и статью 4 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Контрольный (надзорный) орган принимает решение о проведении профилактического визита либо об отказе в его проведении с учетом своих материальных, финансовых и кадровых ресурсов, категории риска объекта контроля, о чем уведомляет контролируемое лицо. Определены в числе прочего основания для отказа в проведении профилактического визита по поступившему заявлению, а также порядок согласования его проведения в случае принятия положительного решения. Кроме того, продлены сроки поэтапного приведения административных регламентов предоставления государственных услуг федеральных органов исполнительной власти, органов государственных внебюджетных фондов, административных регламентов предоставления государственных и муниципальных услуг субъекта РФ, органов местного самоуправления в соответствие с требованиями Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг". Правительство РФ наделено полномочием устанавливать особенности разработки, согласования, проведения экспертизы и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг в 2024 и 2025 годах, в том числе без использования федеральной государственной информационной системы, обеспечивающей ведение федерального реестра государственных услуг. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
    2. Подписан закон о создании федеральной государственной информационной системы состояния окружающей среды. Федеральный закон от 04.08.2023 N 450-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации". В качестве оператора информационной системы определена ППК "Российский экологический оператор", система будет содержать информацию о состоянии и загрязнении окружающей среды, о радиационной обстановке, об обращении с отходами производства и потребления, о состоянии экологической системы озера Байкал, о мероприятиях по снижению негативного воздействия на окружающую среду, а также иные сведения, определяемые Правительством. Пользователями информации, содержащейся в информационной системе, являются органы государственной власти РФ и субъектов РФ, органы местного самоуправления, юридические лица, физические лица, в том числе ИП. Указанные субъекты смогут использовать данную информацию при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности. Закреплено, что на основе информации, размещенной в информационной системе, Минприроды будет подготавливать ежегодный государственный доклад о состоянии и об охране окружающей среды. Порядок подготовки и распространения указанного доклада установит Правительство. Федеральный закон вступает в силу с 1 марта 2024 года, за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу.
    3. Подписан закон о государственном фоновом мониторинге состояния многолетней (вечной) мерзлоты Федеральный закон от 10.07.2023 N 297-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Установлено, что государственный фоновый мониторинг состояния многолетней (вечной) мерзлоты является частью государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды). Указанный вид мониторинга определен в качестве одного из основных направлений государственного регулирования деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях. Порядок его проведения установит Правительство. Сведения о состоянии многолетней (вечной) мерзлоты, а также о мерах по предупреждению последствий деградации вечномерзлых грунтов подлежат размещению в сети "Интернет" в составе экологической информации в форме открытых данных. Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
    4. Расширен перечень полномочий, осуществляемых Минприроды России. Постановление Правительства РФ от 03.08.2023 N 1271 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации". Установлено, что Министерство, в числе прочего: согласовывает осуществление экономической и иной деятельности юридических и физических лиц на территориях национальных парков и охранных зон национальных парков, находящихся в его ведении; предоставляет в аренду земельный участок, находящийся в федеральной собственности и необходимый для реализации соглашения об осуществлении рекреационной деятельности в национальном парке, находящемся в ведении Министерства; устанавливает сервитут, публичный сервитут, необходимые для осуществления рекреационной деятельности в национальном парке, находящемся в ведении Министерства.
    5. С 1 сентября 2024 года устанавливается актуализированный перечень измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений. Постановление Правительства РФ от 17.07.2023 N 1155 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2020 г. N 1847". Кроме того, уточнено, что актуализация перечня осуществляется на основании предложений не только федеральных органов исполнительной власти, но и госкорпораций по согласованию с Минпромторгом.
    6. Подготовлено Руководство по соблюдению обязательных требований, связанных с государственным учетом объектов НВОС, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю (надзору). Приказ Росприроднадзора от 17.07.2023 N 338 "Об утверждении Руководства по соблюдению обязательных требований, связанных с государственным учетом объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю (надзору)". В нем содержатся пояснения относительно способа соблюдения обязательных требований и рекомендации по принятию контролируемыми лицами конкретных мер для обеспечения их соблюдения, примеры соблюдения, а также пояснения относительно особенностей принятия контролируемыми лицами конкретных мер для обеспечения соблюдения отдельных обязательных требований. Руководство применяется контролируемыми лицами на добровольной основе.
    7. Утвержден обновленный перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований, используемых при осуществлении федерального государственного контроля за безопасностью людей на водных объектах. Приказ МЧС России от 29.06.2023 N 680 "Об утверждении перечня индикаторов риска нарушения обязательных требований, используемых при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за безопасностью людей на водных объектах". Зарегистрировано в Минюсте России 07.07.2023 N 74169. Указанный перечень расширен, в него включены новые индикаторы. Приказ МЧС России от 31 мая 2021 г. N 352, которым ранее был утвержден аналогичный перечень, признан утратившим силу.

    Экологическая ответственность

    1. Подписан закон об обеспечении полной и эффективной судебной защиты прав, свобод, законных интересов граждан и организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений. Федеральный закон от 24.07.2023 N 349-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации". Поправками в том числе: предусмотрено, что распоряжение, требование, поручение, вызов, обращение суда могут быть выполнены и направлены адресату в форме электронного документа; установлено, что в административном исковом заявлении могут содержаться требования о компенсации морального вреда, причиненного оспариваемым решением, действием (бездействием); введены положения о перерыве в судебном заседании, о порядке индексации присужденных денежных сумм, об ответственности за неисполнение судебного акта; суд наделен правом самостоятельно получать необходимые для рассмотрения и разрешения административного дела сведения из открытых источников; предусмотрена процедура производства по административным делам об оспаривании решений и действий (бездействия) бюджетного учреждения, связанных с определением кадастровой стоимости.
    2. Положения КоАП РФ, смягчающие или отменяющие административную ответственность за административное правонарушение, равным образом распространяются и на лиц, ранее добровольно уплативших административный штраф в размере половины назначенной суммы. Постановление Конституционного Суда РФ от 17.07.2023 N 42-П "По делу о проверке конституционности части 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с запросом Костромского областного суда". Конституционный Суд РФ признал часть 2 статьи 1.7 КоАП РФ не противоречащей Конституции РФ в той мере, в какой она по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования предполагает, что уплата административного штрафа до вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении не препятствует применению к лицу, его уплатившему, закона, отменяющего административную ответственность за совершенное административное правонарушение и вступившего в силу ранее вступления в законную силу указанного постановления. Суд, в частности, указал, что добровольная уплата административного штрафа в размере половины назначенной суммы, увязываемая не со вступлением постановления о его наложении в законную силу, а с днем вынесения, не аннулирует действия в отношении уплатившего административный штраф лица презумпции невиновности и не может свидетельствовать о признании им вины в совершении административного правонарушения, препятствующем обжалованию соответствующего постановления в установленном законом порядке.

    Экологический учет и отчетность

    1. Усовершенствованы мероприятия по инвентаризации и учету объектов накопленного вреда окружающей среде. Федеральный закон от 04.08.2023 N 449-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Так, полномочия по обследованию и оценке объектов накопленного вреда окружающей среде (далее - НВОС), в том числе по оценке воздействия объектов НВОС на жизнь и здоровье граждан, передаются федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным Правительством. Органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления предоставлено право по согласованию с уполномоченным Правительством федеральным органом исполнительной власти самостоятельно осуществлять такие обследование и оценку объектов НВОС, за исключением оценки воздействия этих объектов на жизнь и здоровье граждан. Согласно тексту закона, учет объектов НВОС осуществляется посредством их включения в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде, порядок ведения которого утвердит Правительство. Ликвидация накопленного вреда окружающей среде осуществляется в отношении объектов НВОС, включенных в указанный реестр. Также документом закрепляются порядок проверки достоверности определения сметной стоимости проектов ликвидации накопленного вреда окружающей среде и порядок наблюдения за ходом проведения указанных работ. Федеральный закон вступает в силу с 1 октября 2023 года, за исключением положений, для которых установлен иной срок вступления их в силу.
    2. Для производителей аммиака и водорода введены налоговые льготы. Федеральный закон от 24.07.2023 N 356-ФЗ "О внесении изменений в статьи 284 и 342 части второй Налогового кодекса Российской Федерации". Для указанных производителей законами субъектов РФ может устанавливаться пониженная налоговая ставка по налогу на прибыль. Для применения льготы установлен ряд условий, в частности: деятельность должна осуществляться на новых производственных мощностях, впервые введенных в эксплуатацию после 1 января 2025 года. Законом также устанавливается нулевая налоговая ставка по НДПИ при добыче газа горючего природного и (или) газового конденсата на участках недр, расположенных полностью или частично на полуостровах Ямал и (или) Гыданский в Ямало-Ненецком автономном округе, используемых исключительно для производства аммиака и (или) водорода. Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2024 года.
    3. Даны разъяснения по вопросу разработки нормативов допустимых сбросов для объектов I категории. Письмо Минприроды России от 19.07.2023 N 12-53/26276 "О разработке нормативов допустимых сбросов". Сообщается, в частности, что в соответствии с пунктом 1 статьи 31.1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, обязаны получить комплексное экологическое разрешение (далее - КЭР). Согласно пункту 3 статьи 31.1 Закона N 7-ФЗ заявка на получение КЭР должна содержать в том числе нормативы допустимых сбросов, НДС высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), при наличии таких веществ в выбросах, сбросах загрязняющих веществ, соответствующие санитарно-эпидемиологическим требованиям и иным требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, а также расчеты таких нормативов. В соответствии с пунктом 1.1 статьи 11 Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 219-ФЗ) с 01.01.2019 и до получения КЭР в сроки, установленные частями 6 и 7 статьи 11 Закона N 219-ФЗ, допускается выдача или переоформление разрешений на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимитов на выбросы загрязняющих веществ, разрешений на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимитов на сбросы загрязняющих веществ, нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в порядке, установленном Правительством РФ или уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
    4. Установлен порядок ведения ФСБ России реестра деклараций промышленной безопасности опасных производственных объектов. Приказ ФСБ России от 24.06.2023 N 279 "Об утверждении Порядка ведения Федеральной службой безопасности Российской Федерации реестра деклараций промышленной безопасности опасных производственных объектов". Зарегистрировано в Минюсте России 04.07.2023 N 74128. В Реестр вносятся декларации, разработанные в отношении ОПО, подведомственных ФСБ. В Реестр подлежат включению сведения о заявителе, о декларации включающей наименование и организационно-правовую форму юридического лица - разработчика декларации, ИНН, ОГРН, перечень его уполномоченных лиц, регистрационный номер заключения экспертизы промышленной безопасности декларации. Также определены случаи, при которых декларация подлежит исключению из реестра.
    5. Актуализированы методические рекомендации по заполнению формы отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля. Приказ Минприроды России от 30.06.2023 N 411 "Об утверждении Методических рекомендаций по заполнению формы отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля". Целью рекомендаций является формирование единого подхода к заполнению формы отчета и формирующих его таблиц. Рекомендации предназначены для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность на объектах I, II и III категорий, в соответствии с критериями отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Настоящий приказ вступает в силу с момента признания утратившим силу приказа Минприроды России от 16.10.2018 N 522, которым утверждены аналогичные методические рекомендации.
    24.08.2023, 00:03
Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам