Обзор изменений экозаконодательства (июль 2023 г.). Плата за НВОС, чрезвычайные ситуации, экспертиза

    /upl/Ae8vnTZVRY4_7.jpg

    Обзор подготовлен

    Плата за НВОС

    1. Даны разъяснения по вопросу исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду при изменении категорийности объекта. Письмо Росприроднадзора от 26.07.2023 N РН-03-01-34/27030 "О начислении платы при изменении категории объектов НВОС". Сообщается, в частности, что в соответствии с пунктом 24 Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.05.2023 N 881 (далее - Правила), в случае если в течение текущего отчетного периода учетные сведения об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, были скорректированы и такая корректировка повлекла изменение присвоенной объекту категории со II или III категории на I категорию, то после даты изменения категории до даты получения комплексного экологического разрешения или разрешения на выбросы и сбросы загрязняющих веществ, их размещение, но не более 9 месяцев с даты изменения присвоенной категории, исчисление платы за негативное воздействие осуществляется на основании разрешений на выброс загрязняющих веществ, лимитов на выбросы загрязняющих веществ, разрешений на сброс загрязняющих веществ, лимитов на сбросы загрязняющих веществ, нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, действующих до даты изменения. Таким образом, Правилами устанавливается возможность неприменения повышающих коэффициентов при исчислении платы за негативное воздействие в случае изменения категории объекта НВОС по результатам актуализации и (или) корректировки учетных сведений о таком объекте.
    2. Даны разъяснения по вопросу внесения платы за НВОС объектами I категории. Письмо Минприроды России от 25.07.2023 N 19-47/27008 "О плате за негативное воздействие на окружающую среду". Лица, осуществляющие деятельность на объектах I категории, обязаны получить комплексное экологическое разрешение. Заявка на получение разрешения должна содержать нормативы допустимых выбросов (сбросов) и их расчеты. С 01.09.2023 исчисление платы осуществляется в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 31.05.2023 N 881. Правила содержат необходимые формулы расчета НДВ. Разъяснено применение данных Правил.

    Чрезвычайные ситуации

    1. Определены обстоятельства, характеризующие реальность возникновения техногенных, экологических катастроф либо гибели людей на опасном объекте, в случае прекращения (снижения) текущих расходов. Федеральный закон от 24.07.2023 N 344-ФЗ "О внесении изменений в статьи 126 и 134 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)". Критерии оценки риска помогут арбитражному управляющему принять обоснованное решение о погашении расходов должника вне очереди преимущественно перед любыми другими требованиями кредиторов по текущим платежам. В качестве обстоятельств, характеризующих реальность угрозы возникновения катастроф и (или) гибели людей, рассматриваются, в частности: нарушение температурного режима или прекращение снабжения энергетическими ресурсами опасного объекта, создающее риски причинения вреда окружающей среде, безопасности работников и третьих лиц, повреждение конструкций и технических устройств, а также несвоевременное их выявление вследствие непроведения работ по техническому обслуживанию опасного объекта.
    2. С 1 марта 2024 года устанавливаются обязательные для выполнения требования к критически важным объектам в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, правообладателями которых являются организации, в отношении которых Минцифры осуществляет координацию и регулирование деятельности. Приказ Минцифры России от 10.03.2023 N 186 "Об утверждении обязательных для выполнения требований к критически важным объектам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, правообладателями которых являются организации, эксплуатирующие критически важные объекты, в отношении которых Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации осуществляет координацию и регулирование деятельности" Зарегистрировано в Минюсте России 30.06.2023 N 74107. Требования устанавливают комплекс мер для каждой категории значимости критически важных объектов (далее - КВО), направленный на выполнение мероприятий по предупреждению возникновения и развития ЧС, снижению размеров ущерба и потерь от них, их ликвидации, обеспечению устойчивости функционирования организаций, эксплуатирующих КВО, и жизнедеятельности работников этих организаций в ЧС, а также определяют порядок проведения оценки готовности организаций, эксплуатирующих КВО, к предупреждению и ликвидации ЧС и достаточность мер, выполняемых по обеспечению устойчивости функционирования КВО и жизнедеятельности работников организаций, эксплуатирующих КВО.
    3. Разработано наставление по организации управления и оперативного (экстренного) реагирования при ликвидации чрезвычайных ситуаций. "Наставление по организации управления и оперативного (экстренного) реагирования при ликвидации чрезвычайных ситуаций" (одобрено на заседании Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, протокол от 29.06.2023 N 3). Наставление содержит основные рекомендации по осуществлению деятельности единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в целях защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера. Наставление предназначено для работы органов управления функциональных и территориальных подсистем, а также может быть использовано в качестве методического пособия для учебных заведений и учебно-методических (учебных) центров.

    Экспертиза

    1. Установлены требования к формату электронных документов, представляемых для проведения государственной экспертизы проектной документации и государственной экологической экспертизы проектной документации по принципу "одного окна". Приказ Минстроя России от 31.01.2023 N 55/пр "Об утверждении требований к формату электронных документов, представляемых для проведения государственной экспертизы проектной документации и государственной экологической экспертизы проектной документации по принципу "одного окна". Зарегистрировано в Минюсте России 30.06.2023 N 74109. Xml-схемы, подлежащие использованию для формирования указанных электронных документов, размещаются на официальном сайте Минстроя и вводятся в действие по истечении шести месяцев со дня их размещения. Закреплено, что в случае, если на официальном сайте Минстроя отсутствуют необходимые xml-схемы, электронные документы могут представляться в иных форматах, предусмотренных требованиями, утвержденными настоящим документом. Приказ вступает в силу с 1 марта 2024 года и действует до 1 сентября 2028 года.
    2. Определен порядок ведения ФСБ России реестра заключений экспертизы промышленной безопасности опасных производственных объектов. Приказ ФСБ России от 24.06.2023 N 278 "Об утверждении Порядка ведения Федеральной службой безопасности Российской Федерации реестра заключений экспертизы промышленной безопасности опасных производственных объектов". Зарегистрировано в Минюсте России 04.07.2023 N 74127. В Реестр вносятся заключения экспертизы, проведенной в отношении ОПО, подведомственных ФСБ. В Реестр подлежат включению сведения о заявителе, об экспертной организации, об эксперте (каждом из экспертов), подписавшем (подписавших) заключение экспертизы, о заключении экспертизы, а также об опасном производственном объекте. Установлен перечень случаев, при которых заключения не подлежат включению в реестр, а также порядок их исключения из реестра.
    24.08.2023, 00:15

    Обзор изменений экозаконодательства (июль 2023 г.). Плата за НВОС, чрезвычайные ситуации, экспертиза

    /upl/Ae8vnTZVRY4_7.jpg

    Обзор подготовлен

    Плата за НВОС

    1. Даны разъяснения по вопросу исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду при изменении категорийности объекта. Письмо Росприроднадзора от 26.07.2023 N РН-03-01-34/27030 "О начислении платы при изменении категории объектов НВОС". Сообщается, в частности, что в соответствии с пунктом 24 Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.05.2023 N 881 (далее - Правила), в случае если в течение текущего отчетного периода учетные сведения об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, были скорректированы и такая корректировка повлекла изменение присвоенной объекту категории со II или III категории на I категорию, то после даты изменения категории до даты получения комплексного экологического разрешения или разрешения на выбросы и сбросы загрязняющих веществ, их размещение, но не более 9 месяцев с даты изменения присвоенной категории, исчисление платы за негативное воздействие осуществляется на основании разрешений на выброс загрязняющих веществ, лимитов на выбросы загрязняющих веществ, разрешений на сброс загрязняющих веществ, лимитов на сбросы загрязняющих веществ, нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, действующих до даты изменения. Таким образом, Правилами устанавливается возможность неприменения повышающих коэффициентов при исчислении платы за негативное воздействие в случае изменения категории объекта НВОС по результатам актуализации и (или) корректировки учетных сведений о таком объекте.
    2. Даны разъяснения по вопросу внесения платы за НВОС объектами I категории. Письмо Минприроды России от 25.07.2023 N 19-47/27008 "О плате за негативное воздействие на окружающую среду". Лица, осуществляющие деятельность на объектах I категории, обязаны получить комплексное экологическое разрешение. Заявка на получение разрешения должна содержать нормативы допустимых выбросов (сбросов) и их расчеты. С 01.09.2023 исчисление платы осуществляется в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 31.05.2023 N 881. Правила содержат необходимые формулы расчета НДВ. Разъяснено применение данных Правил.

    Чрезвычайные ситуации

    1. Определены обстоятельства, характеризующие реальность возникновения техногенных, экологических катастроф либо гибели людей на опасном объекте, в случае прекращения (снижения) текущих расходов. Федеральный закон от 24.07.2023 N 344-ФЗ "О внесении изменений в статьи 126 и 134 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)". Критерии оценки риска помогут арбитражному управляющему принять обоснованное решение о погашении расходов должника вне очереди преимущественно перед любыми другими требованиями кредиторов по текущим платежам. В качестве обстоятельств, характеризующих реальность угрозы возникновения катастроф и (или) гибели людей, рассматриваются, в частности: нарушение температурного режима или прекращение снабжения энергетическими ресурсами опасного объекта, создающее риски причинения вреда окружающей среде, безопасности работников и третьих лиц, повреждение конструкций и технических устройств, а также несвоевременное их выявление вследствие непроведения работ по техническому обслуживанию опасного объекта.
    2. С 1 марта 2024 года устанавливаются обязательные для выполнения требования к критически важным объектам в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, правообладателями которых являются организации, в отношении которых Минцифры осуществляет координацию и регулирование деятельности. Приказ Минцифры России от 10.03.2023 N 186 "Об утверждении обязательных для выполнения требований к критически важным объектам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, правообладателями которых являются организации, эксплуатирующие критически важные объекты, в отношении которых Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации осуществляет координацию и регулирование деятельности" Зарегистрировано в Минюсте России 30.06.2023 N 74107. Требования устанавливают комплекс мер для каждой категории значимости критически важных объектов (далее - КВО), направленный на выполнение мероприятий по предупреждению возникновения и развития ЧС, снижению размеров ущерба и потерь от них, их ликвидации, обеспечению устойчивости функционирования организаций, эксплуатирующих КВО, и жизнедеятельности работников этих организаций в ЧС, а также определяют порядок проведения оценки готовности организаций, эксплуатирующих КВО, к предупреждению и ликвидации ЧС и достаточность мер, выполняемых по обеспечению устойчивости функционирования КВО и жизнедеятельности работников организаций, эксплуатирующих КВО.
    3. Разработано наставление по организации управления и оперативного (экстренного) реагирования при ликвидации чрезвычайных ситуаций. "Наставление по организации управления и оперативного (экстренного) реагирования при ликвидации чрезвычайных ситуаций" (одобрено на заседании Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, протокол от 29.06.2023 N 3). Наставление содержит основные рекомендации по осуществлению деятельности единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в целях защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера. Наставление предназначено для работы органов управления функциональных и территориальных подсистем, а также может быть использовано в качестве методического пособия для учебных заведений и учебно-методических (учебных) центров.

    Экспертиза

    1. Установлены требования к формату электронных документов, представляемых для проведения государственной экспертизы проектной документации и государственной экологической экспертизы проектной документации по принципу "одного окна". Приказ Минстроя России от 31.01.2023 N 55/пр "Об утверждении требований к формату электронных документов, представляемых для проведения государственной экспертизы проектной документации и государственной экологической экспертизы проектной документации по принципу "одного окна". Зарегистрировано в Минюсте России 30.06.2023 N 74109. Xml-схемы, подлежащие использованию для формирования указанных электронных документов, размещаются на официальном сайте Минстроя и вводятся в действие по истечении шести месяцев со дня их размещения. Закреплено, что в случае, если на официальном сайте Минстроя отсутствуют необходимые xml-схемы, электронные документы могут представляться в иных форматах, предусмотренных требованиями, утвержденными настоящим документом. Приказ вступает в силу с 1 марта 2024 года и действует до 1 сентября 2028 года.
    2. Определен порядок ведения ФСБ России реестра заключений экспертизы промышленной безопасности опасных производственных объектов. Приказ ФСБ России от 24.06.2023 N 278 "Об утверждении Порядка ведения Федеральной службой безопасности Российской Федерации реестра заключений экспертизы промышленной безопасности опасных производственных объектов". Зарегистрировано в Минюсте России 04.07.2023 N 74127. В Реестр вносятся заключения экспертизы, проведенной в отношении ОПО, подведомственных ФСБ. В Реестр подлежат включению сведения о заявителе, об экспертной организации, об эксперте (каждом из экспертов), подписавшем (подписавших) заключение экспертизы, о заключении экспертизы, а также об опасном производственном объекте. Установлен перечень случаев, при которых заключения не подлежат включению в реестр, а также порядок их исключения из реестра.
    24.08.2023, 00:15
Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам