Обзор изменений экозаконодательства (июль 2023 г.). Отходы, побочный продукт, утилизация

    /upl/Ae8vnTZVRY4_9.jpg

    Обзор подготовлен

    Отходы

    1. Установлены условия, при которых статус регионального оператора может быть однократно продлен без проведения конкурсного отбора. Федеральный закон от 04.08.2023 N 476-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и признании утратившей силу части 3 статьи 3 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и Федеральный закон "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом". Без проведения конкурса статус регионального оператора может быть продлен однократно, но не более чем на пять лет, если: осуществлено строительство (реконструкция) объекта обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения ТКО. При этом доля поступающих на такой объект ТКО составляет не менее 20% от общей массы ТКО, образованных в зоне деятельности оператора; объем инвестиций в строительство (реконструкцию) объекта составил не менее 1 млрд рублей; использование объекта позволяет снизить объем захоронения поступающих на него ТКО на 50% и более. Также законом определены особенности обращения с отходами I и II классов опасности, принятыми юрлицами или ИП у физических лиц.
    2. Утверждены правила предоставления субсидии в виде имущественного взноса Российской Федерации в ППК "Российский экологический оператор" для финансирования затрат на приобретение специализированной техники для обращения с ТКО новым субъектам РФ. Постановление Правительства РФ от 02.08.2023 N 1254 "Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидии в виде имущественного взноса Российской Федерации в публично-правовую компанию по формированию комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами "Российский экологический оператор". Предусмотрено, что субсидия предоставляется в целях осуществления ППК "Российский экологический оператор" закупок специализированной техники, контейнеров и бункеров для обращения с ТКО и их безвозмездной передачи исполнительным органам ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей, а также поставок, доставок, перевозок и перевалок специализированной техники и оборудования до мест хранения на территориях указанных субъектов РФ, в том числе на аренду складских помещений. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
    3. Установлены условия и порядок предоставления субсидий бюджетам новых субъектов РФ в целях софинансирования их расходных обязательств на реализацию мероприятий по строительству объектов обработки и утилизации ТКО. Постановление Правительства РФ от 02.08.2023 N 1256 "Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области в целях софинансирования расходных обязательств указанных субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации мероприятий по проектированию и строительству объектов обработки, и (или) утилизации, и (или) обезвреживания, и (или) захоронения твердых коммунальных отходов". Определены в числе прочего критерии отбора для предоставления субсидии, порядок расчета ее размера, порядок предоставления заявки и перечень указываемых в ней сведений. Результатами использования субсидии являются разработанные проектные документации, на которые получены положительные заключения государственной экспертизы, количество введенных в промышленную эксплуатацию объектов, строительство которых софинансируется за счет субсидии.
    4. Установлены условия и порядок предоставления субсидий бюджетам новых субъектов РФ в целях софинансирования их расходных обязательств, возникающих при разработке проекта работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде. Постановление Правительства РФ от 29.06.2023 N 1074 "Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области в целях софинансирования расходных обязательств Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, возникающих при разработке проекта работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде". Определены, в числе прочего, критерии отбора субъектов в целях предоставления субсидии, порядок расчета размера субсидии, приведена форма заявки на предоставление субсидии.
    5. До 1 сентября 2029 г. устанавливается порядок проведения орнитологического исследования на предмет достаточности мер защиты объекта по обращению с отходами от привлечения и массового скопления птиц. Приказ Минприроды России от 05.07.2023 N 420 "Об утверждении Порядка проведения орнитологического исследования на предмет отсутствия факторов, способствующих привлечению и массовому скоплению птиц, и (или) достаточности мер защиты объекта по обращению с отходами от привлечения и массового скопления птиц, в том числе формы заключения, выдаваемого по его результатам, сроков проведения и порядка расчета размера платы за проведение такого исследования" Зарегистрировано в Минюсте России 17.07.2023 N 74318. Порядок определяет процедуру проведения исследования на предмет отсутствия факторов, способствующих привлечению и массовому скоплению птиц и достаточности мер защиты объекта по обращению с ТКО, пищевыми и биологическими отходами, расположенного в границах шестой подзоны приаэродромной территории. Приводится порядок расчета размера платы за проведение исследования.

    Побочный продукт

    1. Рассмотрен вопрос о возможности отнесения отработанных масел к побочным продуктам производства. Письмо Минприроды России от 13.07.2023 N 25-47/25610 "О побочных продуктах производства". Сообщается, что хозяйствующие субъекты самостоятельно осуществляют отнесение веществ и (или) предметов, образующихся при производстве основной продукции, в том числе при выполнении работ и оказании услуг, и не являющихся целью данного производства, работ или услуг, к отходам либо побочным продуктам. Специальные требования к обращению с отработанными смазочными материалами, маслами и специальными жидкостями, относящимися к отходам производства и потребления, установлены техническим регламентом Таможенного союза "О требованиях к смазочным материалам, маслам и специальным жидкостям" (ТР ТС 030/2012). Также требования при обращении с группой однородных отходов "Минеральные и синтетические масла, утратившие потребительские свойства" содержатся в приказе Минприроды от 11.06.2021 N 399 "Об утверждении требований при обращении с группами однородных отходов I - V классов опасности".
    2. С 1 марта 2024 года устанавливаются перечни видов продукции (товаров), работ, услуг, производство, выполнение и оказание которых осуществляются с использованием определенной доли вторичного сырья в их составе и в отношении которых осуществляется стимулирование деятельности по их производству и выполнению. Распоряжение Правительства РФ от 02.08.2023 N 2094-р. Об утверждении перечня видов продукции (товаров), производство которых осуществляется с использованием определенной доли вторичного сырья в их составе и в отношении которых осуществляется стимулирование деятельности по их производству, и перечня видов работ, услуг, выполнение и оказание которых осуществляется с использованием определенной доли вторичного сырья в их составе и в отношении которых осуществляется стимулирование деятельности по их выполнению. В частности, к такой продукции отнесены в том числе: цементы общестроительные, производимые с использованием сланцевой золы (с использованием золошлаковых смесей (золы-уноса); бумага и картон и (или) изделия из них; покрытия из резиновой крошки, резиновая плитка; минеральная вата или изделия из нее. Указана доля вторичного сырья для каждой позиции. Реализованы положения Федерального закона от 14.07.2022 N 268-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".

    Утилизация

    1. Внесены уточнения в изменения, вносимые в Постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. N 1291, устанавливающее порядок взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора. Постановление Правительства РФ от 31.07.2023 N 1241 "О внесении изменений в изменения, которые вносятся в постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. N 1291, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июля 2023 г. N 1118". В частности, скорректирован порядок уведомления заявителя о принятии (отказе в принятии) расчета утилизационного сбора, в перечне транспортных средств категорий N1, N2, N3, в том числе повышенной проходимости категории G, а также специализированных транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, слова "полной массой" заменены словами "технически допустимой максимальной массой".
    2. Подписан закон о расширенной ответственности производителей и импортеров товаров и упаковки. Федеральный закон от 04.08.2023 N 451-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и отдельные законодательные акты Российской Федерации". В частности, устанавливаются новые подходы к определению лиц, ответственных за утилизацию отходов от использования товаров, а также ставок экологического сбора для производителей, импортеров товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров. Предусмотрено, что до 1 января 2027 года производители товаров, импортеры товаров обеспечивают утилизацию отходов от использования упаковки поэтапно (в частности, с 2024 года по нормативам утилизации, установленным Правительством, с 2025 года - в отношении 55 процентов массы упаковки, с 2026 года - в отношении 75 процентов ее массы). Закон вступает в силу с 1 января 2024 года, за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу.
    3. С 1 августа 2023 года будет проиндексирован утилизационный сбор на легковые, легкие коммерческие, грузовые автомобили и автобусы. Информация Минпромторга России "Принято решение об индексации утильсбора на автомобили". Сообщается, в частности, что ставка утилизационного сбора будет индексирована в среднем в 1,7 - 3,7 раза на легковые автомобили (в зависимости от объема двигателя), в 2,5 - 3,4 раза на легкие коммерческие автомобили, в 1,7 раза на грузовые автомобили. Утильсбор на автобусы увеличится в среднем в 2,2 - 4,8 раза (в зависимости от объема двигателя), на электробусы - в 8,7 раза. Индексация подразумевается в отношении как новых, так и б/у транспортных средств, импортируемых в РФ после 1 августа 2023 года. При этом в отношении седельных тягачей экологического класса 6 Минпромторгу и Минтрансу даны полномочия по определению квоты ввозимых ТС, на которые продолжат действовать прежние коэффициенты расчета утильсбора. Для других автомобилей, произведенных в России или ввезенных до 1 августа, также сохраняются прежние условия. Индексация не затрагивает электромобили. Полную ставку утилизационного сбора (как у юридических лиц) необходимо будет уплачивать гражданам, ввозящим импортный автомобиль после 1 августа 2023 года и планирующим перепродать его на территории РФ в течение одного года с даты ввоза. Информация о проведении оплаты утильсбора в полном или неполном объеме будет доступна на официальном сайте АО "Электронный паспорт". После оплаты полного утильсбора автомобиль может быть зарегистрирован на нового собственника. Также полный размер утильсбора будет уплачиваться, если физическое лицо ввозит в РФ более одного автомобиля за год - начиная со второго автомобиля. Для ввоза частным лицом импортного легкового автомобиля с объемом двигателя более 3 л с 1 августа также регламентирована уплата полной ставки.
    4. Минприроды напоминает об обязательности представления информации об утилизации отходов от использования товаров. Письмо Минприроды России от 20.06.2023 N 25-47/22324 "О рассмотрении обращения". Сообщается, в частности, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в сфере обращения с отходами, а также деятельность по производству на территории РФ товаров, импорту из третьих стран или ввозу из государств - членов ЕАЭС товаров, в отношении которых установлена обязанность по обеспечению выполнения установленных нормативов утилизации отходов от их использования, представляют в единую федеральную государственную информационную систему учета отходов от использования товаров (далее - ЕФГИС УОИТ) информацию в соответствии с пунктами 12 - 18 перечня статистической и иной документированной информации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13.05.2022 N 868, в форме электронного документа, который создается и направляется с использованием программных средств системы учета отходов с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи. Таким образом, представление указанной информации является обязательным и должно осуществляться в электронной форме.
    24.08.2023, 00:22

    Обзор изменений экозаконодательства (июль 2023 г.). Отходы, побочный продукт, утилизация

    /upl/Ae8vnTZVRY4_9.jpg

    Обзор подготовлен

    Отходы

    1. Установлены условия, при которых статус регионального оператора может быть однократно продлен без проведения конкурсного отбора. Федеральный закон от 04.08.2023 N 476-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и признании утратившей силу части 3 статьи 3 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и Федеральный закон "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом". Без проведения конкурса статус регионального оператора может быть продлен однократно, но не более чем на пять лет, если: осуществлено строительство (реконструкция) объекта обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения ТКО. При этом доля поступающих на такой объект ТКО составляет не менее 20% от общей массы ТКО, образованных в зоне деятельности оператора; объем инвестиций в строительство (реконструкцию) объекта составил не менее 1 млрд рублей; использование объекта позволяет снизить объем захоронения поступающих на него ТКО на 50% и более. Также законом определены особенности обращения с отходами I и II классов опасности, принятыми юрлицами или ИП у физических лиц.
    2. Утверждены правила предоставления субсидии в виде имущественного взноса Российской Федерации в ППК "Российский экологический оператор" для финансирования затрат на приобретение специализированной техники для обращения с ТКО новым субъектам РФ. Постановление Правительства РФ от 02.08.2023 N 1254 "Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидии в виде имущественного взноса Российской Федерации в публично-правовую компанию по формированию комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами "Российский экологический оператор". Предусмотрено, что субсидия предоставляется в целях осуществления ППК "Российский экологический оператор" закупок специализированной техники, контейнеров и бункеров для обращения с ТКО и их безвозмездной передачи исполнительным органам ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей, а также поставок, доставок, перевозок и перевалок специализированной техники и оборудования до мест хранения на территориях указанных субъектов РФ, в том числе на аренду складских помещений. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
    3. Установлены условия и порядок предоставления субсидий бюджетам новых субъектов РФ в целях софинансирования их расходных обязательств на реализацию мероприятий по строительству объектов обработки и утилизации ТКО. Постановление Правительства РФ от 02.08.2023 N 1256 "Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области в целях софинансирования расходных обязательств указанных субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации мероприятий по проектированию и строительству объектов обработки, и (или) утилизации, и (или) обезвреживания, и (или) захоронения твердых коммунальных отходов". Определены в числе прочего критерии отбора для предоставления субсидии, порядок расчета ее размера, порядок предоставления заявки и перечень указываемых в ней сведений. Результатами использования субсидии являются разработанные проектные документации, на которые получены положительные заключения государственной экспертизы, количество введенных в промышленную эксплуатацию объектов, строительство которых софинансируется за счет субсидии.
    4. Установлены условия и порядок предоставления субсидий бюджетам новых субъектов РФ в целях софинансирования их расходных обязательств, возникающих при разработке проекта работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде. Постановление Правительства РФ от 29.06.2023 N 1074 "Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области в целях софинансирования расходных обязательств Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, возникающих при разработке проекта работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде". Определены, в числе прочего, критерии отбора субъектов в целях предоставления субсидии, порядок расчета размера субсидии, приведена форма заявки на предоставление субсидии.
    5. До 1 сентября 2029 г. устанавливается порядок проведения орнитологического исследования на предмет достаточности мер защиты объекта по обращению с отходами от привлечения и массового скопления птиц. Приказ Минприроды России от 05.07.2023 N 420 "Об утверждении Порядка проведения орнитологического исследования на предмет отсутствия факторов, способствующих привлечению и массовому скоплению птиц, и (или) достаточности мер защиты объекта по обращению с отходами от привлечения и массового скопления птиц, в том числе формы заключения, выдаваемого по его результатам, сроков проведения и порядка расчета размера платы за проведение такого исследования" Зарегистрировано в Минюсте России 17.07.2023 N 74318. Порядок определяет процедуру проведения исследования на предмет отсутствия факторов, способствующих привлечению и массовому скоплению птиц и достаточности мер защиты объекта по обращению с ТКО, пищевыми и биологическими отходами, расположенного в границах шестой подзоны приаэродромной территории. Приводится порядок расчета размера платы за проведение исследования.

    Побочный продукт

    1. Рассмотрен вопрос о возможности отнесения отработанных масел к побочным продуктам производства. Письмо Минприроды России от 13.07.2023 N 25-47/25610 "О побочных продуктах производства". Сообщается, что хозяйствующие субъекты самостоятельно осуществляют отнесение веществ и (или) предметов, образующихся при производстве основной продукции, в том числе при выполнении работ и оказании услуг, и не являющихся целью данного производства, работ или услуг, к отходам либо побочным продуктам. Специальные требования к обращению с отработанными смазочными материалами, маслами и специальными жидкостями, относящимися к отходам производства и потребления, установлены техническим регламентом Таможенного союза "О требованиях к смазочным материалам, маслам и специальным жидкостям" (ТР ТС 030/2012). Также требования при обращении с группой однородных отходов "Минеральные и синтетические масла, утратившие потребительские свойства" содержатся в приказе Минприроды от 11.06.2021 N 399 "Об утверждении требований при обращении с группами однородных отходов I - V классов опасности".
    2. С 1 марта 2024 года устанавливаются перечни видов продукции (товаров), работ, услуг, производство, выполнение и оказание которых осуществляются с использованием определенной доли вторичного сырья в их составе и в отношении которых осуществляется стимулирование деятельности по их производству и выполнению. Распоряжение Правительства РФ от 02.08.2023 N 2094-р. Об утверждении перечня видов продукции (товаров), производство которых осуществляется с использованием определенной доли вторичного сырья в их составе и в отношении которых осуществляется стимулирование деятельности по их производству, и перечня видов работ, услуг, выполнение и оказание которых осуществляется с использованием определенной доли вторичного сырья в их составе и в отношении которых осуществляется стимулирование деятельности по их выполнению. В частности, к такой продукции отнесены в том числе: цементы общестроительные, производимые с использованием сланцевой золы (с использованием золошлаковых смесей (золы-уноса); бумага и картон и (или) изделия из них; покрытия из резиновой крошки, резиновая плитка; минеральная вата или изделия из нее. Указана доля вторичного сырья для каждой позиции. Реализованы положения Федерального закона от 14.07.2022 N 268-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".

    Утилизация

    1. Внесены уточнения в изменения, вносимые в Постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. N 1291, устанавливающее порядок взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора. Постановление Правительства РФ от 31.07.2023 N 1241 "О внесении изменений в изменения, которые вносятся в постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. N 1291, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июля 2023 г. N 1118". В частности, скорректирован порядок уведомления заявителя о принятии (отказе в принятии) расчета утилизационного сбора, в перечне транспортных средств категорий N1, N2, N3, в том числе повышенной проходимости категории G, а также специализированных транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, слова "полной массой" заменены словами "технически допустимой максимальной массой".
    2. Подписан закон о расширенной ответственности производителей и импортеров товаров и упаковки. Федеральный закон от 04.08.2023 N 451-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и отдельные законодательные акты Российской Федерации". В частности, устанавливаются новые подходы к определению лиц, ответственных за утилизацию отходов от использования товаров, а также ставок экологического сбора для производителей, импортеров товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров. Предусмотрено, что до 1 января 2027 года производители товаров, импортеры товаров обеспечивают утилизацию отходов от использования упаковки поэтапно (в частности, с 2024 года по нормативам утилизации, установленным Правительством, с 2025 года - в отношении 55 процентов массы упаковки, с 2026 года - в отношении 75 процентов ее массы). Закон вступает в силу с 1 января 2024 года, за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу.
    3. С 1 августа 2023 года будет проиндексирован утилизационный сбор на легковые, легкие коммерческие, грузовые автомобили и автобусы. Информация Минпромторга России "Принято решение об индексации утильсбора на автомобили". Сообщается, в частности, что ставка утилизационного сбора будет индексирована в среднем в 1,7 - 3,7 раза на легковые автомобили (в зависимости от объема двигателя), в 2,5 - 3,4 раза на легкие коммерческие автомобили, в 1,7 раза на грузовые автомобили. Утильсбор на автобусы увеличится в среднем в 2,2 - 4,8 раза (в зависимости от объема двигателя), на электробусы - в 8,7 раза. Индексация подразумевается в отношении как новых, так и б/у транспортных средств, импортируемых в РФ после 1 августа 2023 года. При этом в отношении седельных тягачей экологического класса 6 Минпромторгу и Минтрансу даны полномочия по определению квоты ввозимых ТС, на которые продолжат действовать прежние коэффициенты расчета утильсбора. Для других автомобилей, произведенных в России или ввезенных до 1 августа, также сохраняются прежние условия. Индексация не затрагивает электромобили. Полную ставку утилизационного сбора (как у юридических лиц) необходимо будет уплачивать гражданам, ввозящим импортный автомобиль после 1 августа 2023 года и планирующим перепродать его на территории РФ в течение одного года с даты ввоза. Информация о проведении оплаты утильсбора в полном или неполном объеме будет доступна на официальном сайте АО "Электронный паспорт". После оплаты полного утильсбора автомобиль может быть зарегистрирован на нового собственника. Также полный размер утильсбора будет уплачиваться, если физическое лицо ввозит в РФ более одного автомобиля за год - начиная со второго автомобиля. Для ввоза частным лицом импортного легкового автомобиля с объемом двигателя более 3 л с 1 августа также регламентирована уплата полной ставки.
    4. Минприроды напоминает об обязательности представления информации об утилизации отходов от использования товаров. Письмо Минприроды России от 20.06.2023 N 25-47/22324 "О рассмотрении обращения". Сообщается, в частности, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в сфере обращения с отходами, а также деятельность по производству на территории РФ товаров, импорту из третьих стран или ввозу из государств - членов ЕАЭС товаров, в отношении которых установлена обязанность по обеспечению выполнения установленных нормативов утилизации отходов от их использования, представляют в единую федеральную государственную информационную систему учета отходов от использования товаров (далее - ЕФГИС УОИТ) информацию в соответствии с пунктами 12 - 18 перечня статистической и иной документированной информации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13.05.2022 N 868, в форме электронного документа, который создается и направляется с использованием программных средств системы учета отходов с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи. Таким образом, представление указанной информации является обязательным и должно осуществляться в электронной форме.
    24.08.2023, 00:22
Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам