Если в ходе проверки объекта НВОС не удается отобрать пробы воздуха

    /upl/image%20465.png

    Вместе с телеграм-каналом Эко-лоцман https://t.me/gorshkovaea (бывший Legal Ecology_экология) рассмотрим популярное нарушение и его интерпретацию. 

    Если в ходе проверки объекта НВОС не удается отобрать пробы воздуха, то составляется Акт о невозможности проведения отбора проб/измерений промышленных выбросов.

    В акте это фиксируется примерно так: 

    • «данные инструментального контроля, проводимого в рамках производственного экологического контроля, не могут быть признаны достоверными, поскольку ИЗА [№№] не оборудованы соответствующими местами для отбора проб»

    или

    • «разработка программы производственного экологического контроля произведена на основе недостоверных данных инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух о количественном и качественном составе выбросов в связи с необорудованием на источниках выбросов [№№] мест отбора проб в соответствии с требованиями нормативных документов»

    или

    • «в связи с тем, что требования действующих нормативных документов (ПНД Ф 12.1.1.-99, ГОСТ 17.2.4.06-90) о необходимой для получения достоверных результатов измерений длине прямолинейного участка газохода на ИЗА №№ не выполняются, достоверность инструментальных измерений на этих источниках не обеспечивается».

    К каким нормативно-правовым актам апеллирует РПН, а следом на ним и суд, смотрите в конце поста («Содержание норм…»).

     

    Свежие судебные дела (не в пользу РПН)

    Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.08.2024 № 13АП-18217/2024 по делу № А56-115120/2023.

    Решение АС г. Москвы от 11.09.2024 по делу № А40-45016/2024-144-318 (РПН не признал обоснованными доводы Общества о применении расчетного метода).

    Решение Арбитражного суда Красноярского края от 25.09.2024 по делу № А33-54/2024 (в отчете не содержится обоснования выбора расчетного метода и применения использованного метода для ИЗАВ).

    Остановимся подробнее на тех делах, где суд НЕ соглашался с РПН.

    На что обращали внимание суды, делая вывод, что РПН ошибается:

    • Общество вправе доказывать свое право использовать расчетный, а не инструментальный метод. Есть список случаев (когда допустимо использовать тот или другой метод) (главное — обосновать и предусмотреть в ПЭК).

    • требовать от природопользоватнля, чтоб место обора соответствовало ГОСТу неправомерно (главное, если место отбора организовано, подтвердить, что аккредитованным лабораториям удается производить отбор).

    Дело А40-40807/2022. Постановление АС Московского округа от 24.10.2024

    Важно, чтоб использование расчетного метода в отчете о результатах инвентаризации выбросов включало обоснование выбора и применения использованных методов.

    Не может вменяться обязанность соблюдения требований ГОСТ 17.2.4.06-90 Межгосударственный стандарт. Охрана природы. Атмосфера. Методы определения скорости и расхода газопылевых потоков…, поскольку в соответствии ФЗ от 31.07.2020 № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в РФ» с 01.01.2021 не допускается оценка соблюдения положений ГОСТ 17.2.4.06-90:

    «с 01.01.2021 при осуществлении государственного контроля (надзора) не допускается оценка соблюдения обязательных требований, содержащихся в указанных актах, если они вступили в силу до 01.01.2020, при этом несоблюдение требований, содержащихся в указанных актах, не может являться основанием для привлечения к административной ответственности».

     

    Дело А68-3397/2022. Постановление 20 ААС от 05.06.2023 № 20АП-8979/2022 

    ПНД Ф 12.1.1.-99 и ГОСТ 17.2.4.06-90 — нормативные правовые акты, на нарушение которых указывает управление, не прошли государственную регистрацию в Министерстве юстиции РФ и не были официально опубликованы, в связи с чем не являются нормативно-правовыми документами, обязательными к соблюдению, что подтверждается решением Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2019 № АКПИ19-862; решением Верховного Суда Российской Федерации № АКПИ14-1287 от 12.01.2015.

    Поскольку стандарты в области охраны окружающей среды не включены в ст. 6 Закона № 162, они не являются обязательными, а подлежат применению добровольно п. 1 ст. 4 Закона № 162-ФЗ.

    Приведенный подход согласуется с правовой позицией Арбитражного суда Центрального округа, изложенной в постановлении от 26.05.2023 по делу № А68-3394/2022.

    Дело А40-40807/2022. Постановление АС Московского округа от 24.10.2024

    (Суды руководствуются принципом действия закона во времени и применяют законодательство действовавшее на момент возникновения спорных правоотношений.)

    До 24.06.2019 Перечень методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками сформирован Минприроды России не был. Так как инвентаризация выбросов с использованием расчетных методов проводилась ранее даты формирования Перечня, то требование, установленное в абз. первом п. 28 Порядка, утв. Приказом Минприроды России от 07.08.2018 г. № 352, не могло быть соблюдено.

     

    Нельзя проигнорировать и то дело, где природопользователь сам себя «утопил».

    Дело А40-28735/2022. Постановление АС Московского округа от 27.04.2023

    … По мнению Заявителя, у него отсутствует практическая возможность применения инструментальных методов измерений выбросов. Однако основанием такого отсутствия, заявитель указывает, что для проведения инструментального замера выбросов на одном газоходе потребуется не менее 1 часа.

    Следовательно, Заявитель сам указывает, что инструментальные методы применить возможно, но не применяет их по причине существующего у заявителя в графиках ограничения по времени.

    Таким образом, доводы о практической невозможности применения инструментальных методов не подтверждены никакими документами, что также свидетельствует о законности пункта предписания. 

    Содержание норм, к которым апеллирует Росприроднадзор и Суд в той или иной ситуации, в т. ч. в зависимости от ИЗАВ:

    ч. 1 ст. 30 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»

    1. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны:

    • обеспечивать проведение инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов физического воздействия на атмосферный воздух;

    • обеспечивать доступ органу государственной власти субъекта РФ на территорию объекта, который оказывает негативное воздействие на окружающую среду и на котором расположены источники выбросов, для уточнения органом государственной власти субъекта РФ сведений, полученных в результате проведения инвентаризации источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и предоставленных юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями для проведения сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха с учетом законодательства Российской Федерации о государственной тайне;

    ч. 6 ст. 67.ФЗ «Об охране окружающей среды»

    (Производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль).)

    6. Документация, содержащая сведения о результатах осуществления производственного экологического контроля, включает в себя документированную информацию:

    …о состоянии окружающей среды, местах отбора проб, методиках (методах) измерений.

    Приказ Минприроды России от 19.11.2021 № 871

    17. Определение качественного и количественного состава выбросов из выявленных ИЗАВ осуществляется инструментальными и расчетными методами.

    18. Для определения показателей выбросов организованных ИЗАВ используются преимущественно инструментальные методы. 

    Случаи, при которых допускается использование расчетных методов для определения качественного и количественного состава выбросов из выявленных ИЗАВ, указаны в пунктах 2628 настоящего Порядка. В случае использования расчетных методов в отчет о результатах инвентаризации выбросов, предусмотренный главой V настоящего Порядка, включается обоснование выбора и применения использованных методов. 

    Для определения показателей выбросов от передвижных ИЗАВ используются преимущественно расчетные методы. 

    В случае использования для определения показателей выбросов от передвижных ИЗАВ инструментальных методов приводится обоснование выбора и применения таких методов

    20. На стационарных ИЗАВ, оснащенных установками очистки газа, определение показателей выбросов осуществляется только инструментальными методами в специально оборудованных местах отбора проб, предусмотренных Правилами эксплуатации установок очистки газа и проектной документацией изготовителя установок очистки газа. При этом в качестве установок очистки газа не рассматриваются установки и устройства очистки газа, являющиеся неотъемлемой частью технологического оборудования и (или) не осуществляющие выбросы загрязняющих веществ непосредственно в атмосферный воздух.

    21. При применении инструментальных методов получение данных о выбросах ЗВ проводится путем непосредственного исследования отходящих газов приборами (оборудованием) на ИЗАВ либо путем анализа проб в лаборатории после их отбора из отходящих газов в специально оборудованных местах на ИЗАВ.

    Для целей инвентаризации выбросов также могут использоваться результаты автоматического контроля выбросов

    Приказ Минприроды России от 15.09.2017 № 498 «Об утверждении Правил эксплуатации установок очистки газа»

    13. ГОУ должны быть оборудованы специальными местами отбора проб, оборудованием для измерения параметров отходящих газов, необходимых для определения фактической эффективности работы ГОУ.

     
    10.12.2024, 17:37

    Если в ходе проверки объекта НВОС не удается отобрать пробы воздуха

    /upl/image%20465.png

    Вместе с телеграм-каналом Эко-лоцман https://t.me/gorshkovaea (бывший Legal Ecology_экология) рассмотрим популярное нарушение и его интерпретацию. 

    Если в ходе проверки объекта НВОС не удается отобрать пробы воздуха, то составляется Акт о невозможности проведения отбора проб/измерений промышленных выбросов.

    В акте это фиксируется примерно так: 

    • «данные инструментального контроля, проводимого в рамках производственного экологического контроля, не могут быть признаны достоверными, поскольку ИЗА [№№] не оборудованы соответствующими местами для отбора проб»

    или

    • «разработка программы производственного экологического контроля произведена на основе недостоверных данных инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух о количественном и качественном составе выбросов в связи с необорудованием на источниках выбросов [№№] мест отбора проб в соответствии с требованиями нормативных документов»

    или

    • «в связи с тем, что требования действующих нормативных документов (ПНД Ф 12.1.1.-99, ГОСТ 17.2.4.06-90) о необходимой для получения достоверных результатов измерений длине прямолинейного участка газохода на ИЗА №№ не выполняются, достоверность инструментальных измерений на этих источниках не обеспечивается».

    К каким нормативно-правовым актам апеллирует РПН, а следом на ним и суд, смотрите в конце поста («Содержание норм…»).

     

    Свежие судебные дела (не в пользу РПН)

    Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.08.2024 № 13АП-18217/2024 по делу № А56-115120/2023.

    Решение АС г. Москвы от 11.09.2024 по делу № А40-45016/2024-144-318 (РПН не признал обоснованными доводы Общества о применении расчетного метода).

    Решение Арбитражного суда Красноярского края от 25.09.2024 по делу № А33-54/2024 (в отчете не содержится обоснования выбора расчетного метода и применения использованного метода для ИЗАВ).

    Остановимся подробнее на тех делах, где суд НЕ соглашался с РПН.

    На что обращали внимание суды, делая вывод, что РПН ошибается:

    • Общество вправе доказывать свое право использовать расчетный, а не инструментальный метод. Есть список случаев (когда допустимо использовать тот или другой метод) (главное — обосновать и предусмотреть в ПЭК).

    • требовать от природопользоватнля, чтоб место обора соответствовало ГОСТу неправомерно (главное, если место отбора организовано, подтвердить, что аккредитованным лабораториям удается производить отбор).

    Дело А40-40807/2022. Постановление АС Московского округа от 24.10.2024

    Важно, чтоб использование расчетного метода в отчете о результатах инвентаризации выбросов включало обоснование выбора и применения использованных методов.

    Не может вменяться обязанность соблюдения требований ГОСТ 17.2.4.06-90 Межгосударственный стандарт. Охрана природы. Атмосфера. Методы определения скорости и расхода газопылевых потоков…, поскольку в соответствии ФЗ от 31.07.2020 № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в РФ» с 01.01.2021 не допускается оценка соблюдения положений ГОСТ 17.2.4.06-90:

    «с 01.01.2021 при осуществлении государственного контроля (надзора) не допускается оценка соблюдения обязательных требований, содержащихся в указанных актах, если они вступили в силу до 01.01.2020, при этом несоблюдение требований, содержащихся в указанных актах, не может являться основанием для привлечения к административной ответственности».

     

    Дело А68-3397/2022. Постановление 20 ААС от 05.06.2023 № 20АП-8979/2022 

    ПНД Ф 12.1.1.-99 и ГОСТ 17.2.4.06-90 — нормативные правовые акты, на нарушение которых указывает управление, не прошли государственную регистрацию в Министерстве юстиции РФ и не были официально опубликованы, в связи с чем не являются нормативно-правовыми документами, обязательными к соблюдению, что подтверждается решением Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2019 № АКПИ19-862; решением Верховного Суда Российской Федерации № АКПИ14-1287 от 12.01.2015.

    Поскольку стандарты в области охраны окружающей среды не включены в ст. 6 Закона № 162, они не являются обязательными, а подлежат применению добровольно п. 1 ст. 4 Закона № 162-ФЗ.

    Приведенный подход согласуется с правовой позицией Арбитражного суда Центрального округа, изложенной в постановлении от 26.05.2023 по делу № А68-3394/2022.

    Дело А40-40807/2022. Постановление АС Московского округа от 24.10.2024

    (Суды руководствуются принципом действия закона во времени и применяют законодательство действовавшее на момент возникновения спорных правоотношений.)

    До 24.06.2019 Перечень методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками сформирован Минприроды России не был. Так как инвентаризация выбросов с использованием расчетных методов проводилась ранее даты формирования Перечня, то требование, установленное в абз. первом п. 28 Порядка, утв. Приказом Минприроды России от 07.08.2018 г. № 352, не могло быть соблюдено.

     

    Нельзя проигнорировать и то дело, где природопользователь сам себя «утопил».

    Дело А40-28735/2022. Постановление АС Московского округа от 27.04.2023

    … По мнению Заявителя, у него отсутствует практическая возможность применения инструментальных методов измерений выбросов. Однако основанием такого отсутствия, заявитель указывает, что для проведения инструментального замера выбросов на одном газоходе потребуется не менее 1 часа.

    Следовательно, Заявитель сам указывает, что инструментальные методы применить возможно, но не применяет их по причине существующего у заявителя в графиках ограничения по времени.

    Таким образом, доводы о практической невозможности применения инструментальных методов не подтверждены никакими документами, что также свидетельствует о законности пункта предписания. 

    Содержание норм, к которым апеллирует Росприроднадзор и Суд в той или иной ситуации, в т. ч. в зависимости от ИЗАВ:

    ч. 1 ст. 30 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»

    1. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны:

    • обеспечивать проведение инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов физического воздействия на атмосферный воздух;

    • обеспечивать доступ органу государственной власти субъекта РФ на территорию объекта, который оказывает негативное воздействие на окружающую среду и на котором расположены источники выбросов, для уточнения органом государственной власти субъекта РФ сведений, полученных в результате проведения инвентаризации источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и предоставленных юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями для проведения сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха с учетом законодательства Российской Федерации о государственной тайне;

    ч. 6 ст. 67.ФЗ «Об охране окружающей среды»

    (Производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль).)

    6. Документация, содержащая сведения о результатах осуществления производственного экологического контроля, включает в себя документированную информацию:

    …о состоянии окружающей среды, местах отбора проб, методиках (методах) измерений.

    Приказ Минприроды России от 19.11.2021 № 871

    17. Определение качественного и количественного состава выбросов из выявленных ИЗАВ осуществляется инструментальными и расчетными методами.

    18. Для определения показателей выбросов организованных ИЗАВ используются преимущественно инструментальные методы. 

    Случаи, при которых допускается использование расчетных методов для определения качественного и количественного состава выбросов из выявленных ИЗАВ, указаны в пунктах 2628 настоящего Порядка. В случае использования расчетных методов в отчет о результатах инвентаризации выбросов, предусмотренный главой V настоящего Порядка, включается обоснование выбора и применения использованных методов. 

    Для определения показателей выбросов от передвижных ИЗАВ используются преимущественно расчетные методы. 

    В случае использования для определения показателей выбросов от передвижных ИЗАВ инструментальных методов приводится обоснование выбора и применения таких методов

    20. На стационарных ИЗАВ, оснащенных установками очистки газа, определение показателей выбросов осуществляется только инструментальными методами в специально оборудованных местах отбора проб, предусмотренных Правилами эксплуатации установок очистки газа и проектной документацией изготовителя установок очистки газа. При этом в качестве установок очистки газа не рассматриваются установки и устройства очистки газа, являющиеся неотъемлемой частью технологического оборудования и (или) не осуществляющие выбросы загрязняющих веществ непосредственно в атмосферный воздух.

    21. При применении инструментальных методов получение данных о выбросах ЗВ проводится путем непосредственного исследования отходящих газов приборами (оборудованием) на ИЗАВ либо путем анализа проб в лаборатории после их отбора из отходящих газов в специально оборудованных местах на ИЗАВ.

    Для целей инвентаризации выбросов также могут использоваться результаты автоматического контроля выбросов

    Приказ Минприроды России от 15.09.2017 № 498 «Об утверждении Правил эксплуатации установок очистки газа»

    13. ГОУ должны быть оборудованы специальными местами отбора проб, оборудованием для измерения параметров отходящих газов, необходимых для определения фактической эффективности работы ГОУ.

     
    10.12.2024, 17:37
Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам