-
«данные инструментального контроля, проводимого в рамках производственного экологического контроля, не могут быть признаны достоверными, поскольку ИЗА [№№] не оборудованы соответствующими местами для отбора проб»
-
«разработка программы производственного экологического контроля произведена на основе недостоверных данных инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух о количественном и качественном составе выбросов в связи с необорудованием на источниках выбросов [№№] мест отбора проб в соответствии с требованиями нормативных документов»
-
«в связи с тем, что требования действующих нормативных документов (ПНД Ф 12.1.1.-99, ГОСТ 17.2.4.06-90) о необходимой для получения достоверных результатов измерений длине прямолинейного участка газохода на ИЗА №№ не выполняются, достоверность инструментальных измерений на этих источниках не обеспечивается».
-
Общество вправе доказывать свое право использовать расчетный, а не инструментальный метод. Есть список случаев (когда допустимо использовать тот или другой метод) (главное — обосновать и предусмотреть в ПЭК).
-
требовать от природопользоватнля, чтоб место обора соответствовало ГОСТу неправомерно (главное, если место отбора организовано, подтвердить, что аккредитованным лабораториям удается производить отбор).
-
обеспечивать проведение инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов физического воздействия на атмосферный воздух;
-
обеспечивать доступ органу государственной власти субъекта РФ на территорию объекта, который оказывает негативное воздействие на окружающую среду и на котором расположены источники выбросов, для уточнения органом государственной власти субъекта РФ сведений, полученных в результате проведения инвентаризации источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и предоставленных юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями для проведения сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха с учетом законодательства Российской Федерации о государственной тайне;
Если в ходе проверки объекта НВОС не удается отобрать пробы воздуха
Вместе с телеграм-каналом Эко-лоцман https://t.me/gorshkovaea (бывший Legal Ecology_экология) рассмотрим популярное нарушение и его интерпретацию.
Если в ходе проверки объекта НВОС не удается отобрать пробы воздуха, то составляется Акт о невозможности проведения отбора проб/измерений промышленных выбросов.
В акте это фиксируется примерно так:
или
или
К каким нормативно-правовым актам апеллирует РПН, а следом на ним и суд, смотрите в конце поста («Содержание норм…»).
Свежие судебные дела (не в пользу РПН)
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.08.2024 № 13АП-18217/2024 по делу № А56-115120/2023.
Решение АС г. Москвы от 11.09.2024 по делу № А40-45016/2024-144-318 (РПН не признал обоснованными доводы Общества о применении расчетного метода).
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 25.09.2024 по делу № А33-54/2024 (в отчете не содержится обоснования выбора расчетного метода и применения использованного метода для ИЗАВ).
Остановимся подробнее на тех делах, где суд НЕ соглашался с РПН.
На что обращали внимание суды, делая вывод, что РПН ошибается:
Дело А40-40807/2022. Постановление АС Московского округа от 24.10.2024
Важно, чтоб использование расчетного метода в отчете о результатах инвентаризации выбросов включало обоснование выбора и применения использованных методов.
Не может вменяться обязанность соблюдения требований ГОСТ 17.2.4.06-90 Межгосударственный стандарт. Охрана природы. Атмосфера. Методы определения скорости и расхода газопылевых потоков…, поскольку в соответствии ФЗ от 31.07.2020 № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в РФ» с 01.01.2021 не допускается оценка соблюдения положений ГОСТ 17.2.4.06-90:
«с 01.01.2021 при осуществлении государственного контроля (надзора) не допускается оценка соблюдения обязательных требований, содержащихся в указанных актах, если они вступили в силу до 01.01.2020, при этом несоблюдение требований, содержащихся в указанных актах, не может являться основанием для привлечения к административной ответственности».
Дело А68-3397/2022. Постановление 20 ААС от 05.06.2023 № 20АП-8979/2022
ПНД Ф 12.1.1.-99 и ГОСТ 17.2.4.06-90 — нормативные правовые акты, на нарушение которых указывает управление, не прошли государственную регистрацию в Министерстве юстиции РФ и не были официально опубликованы, в связи с чем не являются нормативно-правовыми документами, обязательными к соблюдению, что подтверждается решением Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2019 № АКПИ19-862; решением Верховного Суда Российской Федерации № АКПИ14-1287 от 12.01.2015.
…
Поскольку стандарты в области охраны окружающей среды не включены в ст. 6 Закона № 162, они не являются обязательными, а подлежат применению добровольно п. 1 ст. 4 Закона № 162-ФЗ.
Приведенный подход согласуется с правовой позицией Арбитражного суда Центрального округа, изложенной в постановлении от 26.05.2023 по делу № А68-3394/2022.
Дело А40-40807/2022. Постановление АС Московского округа от 24.10.2024
(Суды руководствуются принципом действия закона во времени и применяют законодательство действовавшее на момент возникновения спорных правоотношений.)
До 24.06.2019 Перечень методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками сформирован Минприроды России не был. Так как инвентаризация выбросов с использованием расчетных методов проводилась ранее даты формирования Перечня, то требование, установленное в абз. первом п. 28 Порядка, утв. Приказом Минприроды России от 07.08.2018 г. № 352, не могло быть соблюдено.
Нельзя проигнорировать и то дело, где природопользователь сам себя «утопил».
Дело А40-28735/2022. Постановление АС Московского округа от 27.04.2023
… По мнению Заявителя, у него отсутствует практическая возможность применения инструментальных методов измерений выбросов. Однако основанием такого отсутствия, заявитель указывает, что для проведения инструментального замера выбросов на одном газоходе потребуется не менее 1 часа.
Следовательно, Заявитель сам указывает, что инструментальные методы применить возможно, но не применяет их по причине существующего у заявителя в графиках ограничения по времени.
Таким образом, доводы о практической невозможности применения инструментальных методов не подтверждены никакими документами, что также свидетельствует о законности пункта предписания.
Содержание норм, к которым апеллирует Росприроднадзор и Суд в той или иной ситуации, в т. ч. в зависимости от ИЗАВ:
ч. 1 ст. 30 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»
1. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны:
…
ч. 6 ст. 67.ФЗ «Об охране окружающей среды»
(Производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль).)
6. Документация, содержащая сведения о результатах осуществления производственного экологического контроля, включает в себя документированную информацию:
…о состоянии окружающей среды, местах отбора проб, методиках (методах) измерений.
Приказ Минприроды России от 19.11.2021 № 871
17. Определение качественного и количественного состава выбросов из выявленных ИЗАВ осуществляется инструментальными и расчетными методами.
18. Для определения показателей выбросов организованных ИЗАВ используются преимущественно инструментальные методы.
Случаи, при которых допускается использование расчетных методов для определения качественного и количественного состава выбросов из выявленных ИЗАВ, указаны в пунктах 26—28 настоящего Порядка. В случае использования расчетных методов в отчет о результатах инвентаризации выбросов, предусмотренный главой V настоящего Порядка, включается обоснование выбора и применения использованных методов.
Для определения показателей выбросов от передвижных ИЗАВ используются преимущественно расчетные методы.
В случае использования для определения показателей выбросов от передвижных ИЗАВ инструментальных методов приводится обоснование выбора и применения таких методов.
…
20. На стационарных ИЗАВ, оснащенных установками очистки газа, определение показателей выбросов осуществляется только инструментальными методами в специально оборудованных местах отбора проб, предусмотренных Правилами эксплуатации установок очистки газа и проектной документацией изготовителя установок очистки газа. При этом в качестве установок очистки газа не рассматриваются установки и устройства очистки газа, являющиеся неотъемлемой частью технологического оборудования и (или) не осуществляющие выбросы загрязняющих веществ непосредственно в атмосферный воздух.
21. При применении инструментальных методов получение данных о выбросах ЗВ проводится путем непосредственного исследования отходящих газов приборами (оборудованием) на ИЗАВ либо путем анализа проб в лаборатории после их отбора из отходящих газов в специально оборудованных местах на ИЗАВ.
Для целей инвентаризации выбросов также могут использоваться результаты автоматического контроля выбросов.
Приказ Минприроды России от 15.09.2017 № 498 «Об утверждении Правил эксплуатации установок очистки газа»
13. ГОУ должны быть оборудованы специальными местами отбора проб, оборудованием для измерения параметров отходящих газов, необходимых для определения фактической эффективности работы ГОУ.
- Правомерен ли отказ в актуализации сведений об объекте НВОС на основании замечаний, не связанных с актуализируемыми сведениями?
- Обращаем ваше внимание на то, что не всякая субстанция может быть побочным продуктом. Например, отработанные масла не могут.
- Если упаковка в прошлом, как быть с Декларацией, отчетностью, экологическим сбором?
-
«данные инструментального контроля, проводимого в рамках производственного экологического контроля, не могут быть признаны достоверными, поскольку ИЗА [№№] не оборудованы соответствующими местами для отбора проб»
-
«разработка программы производственного экологического контроля произведена на основе недостоверных данных инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух о количественном и качественном составе выбросов в связи с необорудованием на источниках выбросов [№№] мест отбора проб в соответствии с требованиями нормативных документов»
-
«в связи с тем, что требования действующих нормативных документов (ПНД Ф 12.1.1.-99, ГОСТ 17.2.4.06-90) о необходимой для получения достоверных результатов измерений длине прямолинейного участка газохода на ИЗА №№ не выполняются, достоверность инструментальных измерений на этих источниках не обеспечивается».
-
Общество вправе доказывать свое право использовать расчетный, а не инструментальный метод. Есть список случаев (когда допустимо использовать тот или другой метод) (главное — обосновать и предусмотреть в ПЭК).
-
требовать от природопользоватнля, чтоб место обора соответствовало ГОСТу неправомерно (главное, если место отбора организовано, подтвердить, что аккредитованным лабораториям удается производить отбор).
-
обеспечивать проведение инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов физического воздействия на атмосферный воздух;
-
обеспечивать доступ органу государственной власти субъекта РФ на территорию объекта, который оказывает негативное воздействие на окружающую среду и на котором расположены источники выбросов, для уточнения органом государственной власти субъекта РФ сведений, полученных в результате проведения инвентаризации источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и предоставленных юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями для проведения сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха с учетом законодательства Российской Федерации о государственной тайне;
Если в ходе проверки объекта НВОС не удается отобрать пробы воздуха
Вместе с телеграм-каналом Эко-лоцман https://t.me/gorshkovaea (бывший Legal Ecology_экология) рассмотрим популярное нарушение и его интерпретацию.
Если в ходе проверки объекта НВОС не удается отобрать пробы воздуха, то составляется Акт о невозможности проведения отбора проб/измерений промышленных выбросов.
В акте это фиксируется примерно так:
или
или
К каким нормативно-правовым актам апеллирует РПН, а следом на ним и суд, смотрите в конце поста («Содержание норм…»).
Свежие судебные дела (не в пользу РПН)
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.08.2024 № 13АП-18217/2024 по делу № А56-115120/2023.
Решение АС г. Москвы от 11.09.2024 по делу № А40-45016/2024-144-318 (РПН не признал обоснованными доводы Общества о применении расчетного метода).
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 25.09.2024 по делу № А33-54/2024 (в отчете не содержится обоснования выбора расчетного метода и применения использованного метода для ИЗАВ).
Остановимся подробнее на тех делах, где суд НЕ соглашался с РПН.
На что обращали внимание суды, делая вывод, что РПН ошибается:
Дело А40-40807/2022. Постановление АС Московского округа от 24.10.2024
Важно, чтоб использование расчетного метода в отчете о результатах инвентаризации выбросов включало обоснование выбора и применения использованных методов.
Не может вменяться обязанность соблюдения требований ГОСТ 17.2.4.06-90 Межгосударственный стандарт. Охрана природы. Атмосфера. Методы определения скорости и расхода газопылевых потоков…, поскольку в соответствии ФЗ от 31.07.2020 № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в РФ» с 01.01.2021 не допускается оценка соблюдения положений ГОСТ 17.2.4.06-90:
«с 01.01.2021 при осуществлении государственного контроля (надзора) не допускается оценка соблюдения обязательных требований, содержащихся в указанных актах, если они вступили в силу до 01.01.2020, при этом несоблюдение требований, содержащихся в указанных актах, не может являться основанием для привлечения к административной ответственности».
Дело А68-3397/2022. Постановление 20 ААС от 05.06.2023 № 20АП-8979/2022
ПНД Ф 12.1.1.-99 и ГОСТ 17.2.4.06-90 — нормативные правовые акты, на нарушение которых указывает управление, не прошли государственную регистрацию в Министерстве юстиции РФ и не были официально опубликованы, в связи с чем не являются нормативно-правовыми документами, обязательными к соблюдению, что подтверждается решением Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2019 № АКПИ19-862; решением Верховного Суда Российской Федерации № АКПИ14-1287 от 12.01.2015.
…
Поскольку стандарты в области охраны окружающей среды не включены в ст. 6 Закона № 162, они не являются обязательными, а подлежат применению добровольно п. 1 ст. 4 Закона № 162-ФЗ.
Приведенный подход согласуется с правовой позицией Арбитражного суда Центрального округа, изложенной в постановлении от 26.05.2023 по делу № А68-3394/2022.
Дело А40-40807/2022. Постановление АС Московского округа от 24.10.2024
(Суды руководствуются принципом действия закона во времени и применяют законодательство действовавшее на момент возникновения спорных правоотношений.)
До 24.06.2019 Перечень методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками сформирован Минприроды России не был. Так как инвентаризация выбросов с использованием расчетных методов проводилась ранее даты формирования Перечня, то требование, установленное в абз. первом п. 28 Порядка, утв. Приказом Минприроды России от 07.08.2018 г. № 352, не могло быть соблюдено.
Нельзя проигнорировать и то дело, где природопользователь сам себя «утопил».
Дело А40-28735/2022. Постановление АС Московского округа от 27.04.2023
… По мнению Заявителя, у него отсутствует практическая возможность применения инструментальных методов измерений выбросов. Однако основанием такого отсутствия, заявитель указывает, что для проведения инструментального замера выбросов на одном газоходе потребуется не менее 1 часа.
Следовательно, Заявитель сам указывает, что инструментальные методы применить возможно, но не применяет их по причине существующего у заявителя в графиках ограничения по времени.
Таким образом, доводы о практической невозможности применения инструментальных методов не подтверждены никакими документами, что также свидетельствует о законности пункта предписания.
Содержание норм, к которым апеллирует Росприроднадзор и Суд в той или иной ситуации, в т. ч. в зависимости от ИЗАВ:
ч. 1 ст. 30 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»
1. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны:
…
ч. 6 ст. 67.ФЗ «Об охране окружающей среды»
(Производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль).)
6. Документация, содержащая сведения о результатах осуществления производственного экологического контроля, включает в себя документированную информацию:
…о состоянии окружающей среды, местах отбора проб, методиках (методах) измерений.
Приказ Минприроды России от 19.11.2021 № 871
17. Определение качественного и количественного состава выбросов из выявленных ИЗАВ осуществляется инструментальными и расчетными методами.
18. Для определения показателей выбросов организованных ИЗАВ используются преимущественно инструментальные методы.
Случаи, при которых допускается использование расчетных методов для определения качественного и количественного состава выбросов из выявленных ИЗАВ, указаны в пунктах 26—28 настоящего Порядка. В случае использования расчетных методов в отчет о результатах инвентаризации выбросов, предусмотренный главой V настоящего Порядка, включается обоснование выбора и применения использованных методов.
Для определения показателей выбросов от передвижных ИЗАВ используются преимущественно расчетные методы.
В случае использования для определения показателей выбросов от передвижных ИЗАВ инструментальных методов приводится обоснование выбора и применения таких методов.
…
20. На стационарных ИЗАВ, оснащенных установками очистки газа, определение показателей выбросов осуществляется только инструментальными методами в специально оборудованных местах отбора проб, предусмотренных Правилами эксплуатации установок очистки газа и проектной документацией изготовителя установок очистки газа. При этом в качестве установок очистки газа не рассматриваются установки и устройства очистки газа, являющиеся неотъемлемой частью технологического оборудования и (или) не осуществляющие выбросы загрязняющих веществ непосредственно в атмосферный воздух.
21. При применении инструментальных методов получение данных о выбросах ЗВ проводится путем непосредственного исследования отходящих газов приборами (оборудованием) на ИЗАВ либо путем анализа проб в лаборатории после их отбора из отходящих газов в специально оборудованных местах на ИЗАВ.
Для целей инвентаризации выбросов также могут использоваться результаты автоматического контроля выбросов.
Приказ Минприроды России от 15.09.2017 № 498 «Об утверждении Правил эксплуатации установок очистки газа»
13. ГОУ должны быть оборудованы специальными местами отбора проб, оборудованием для измерения параметров отходящих газов, необходимых для определения фактической эффективности работы ГОУ.
- Правомерен ли отказ в актуализации сведений об объекте НВОС на основании замечаний, не связанных с актуализируемыми сведениями?
- Обращаем ваше внимание на то, что не всякая субстанция может быть побочным продуктом. Например, отработанные масла не могут.
- Если упаковка в прошлом, как быть с Декларацией, отчетностью, экологическим сбором?