Обзор изменений экологического законодательства (июнь 2023 г.). Часть 1

    /upl/Ae8vnTZVRY4.jpg

    Обзор подготовлен

    Представляем обзор изменений в сфере экологического и природоохранного законодательства, касающихся вопросов использования компонентов окружающей среды, негативного воздействия и надзора в рамках проведения контрольных мероприятий.

    Разделы освещают вопросы экологического надзора, отходов производства и потребления, недропользования, лесопользования, утилизации, водопользования, и прочих вопросов, регулирующих сферы деятельности природопользователей.

    Всего за июнь 2023 года принято 40 регулирующих нормативных акта. Больше всего в сфере регулирования отношений в области экологического учета и отчетности, обращения с отходами, выбросов, водные биологические ресурсы. Ниже представлен обзор по разделам.

    Учет изменений экологического законодательства позволяет выстраивать эффективный комплаенс, управлять экологическими рисками и принимать взвешенные управленческие решения в экологической, правовой и экономической плоскости. Планирование экологических рисков позволяет эффективнее подготовится к мероприятиям экологического надзора со стороны проверяющих органов.

    Читайте также обзоры по другим темам: 
    Экологический учет и отчетность
    Отходы: вторичные ресурсы, побочный продукт, утилизация
    Выбросы
    Недропользование, землепользование, лесопользование, животный мир
    Водопользование, водные биоресурсы

    Экологический надзор

    1. Установлены случаи, при которых допускается выдача предписаний по итогам проведения контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия с контролируемым лицом. Постановление Правительства РФ от 19.06.2023 N 1001 "О внесении изменения в пункт 7(2) постановления Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. N 336". Определено, что если в ходе проведения выездного обследования в рамках муниципального контроля в сфере благоустройства выявлены нарушения обязательных требований, то составляется акт выездного обследования, который направляется контролируемому лицу, и выдается предписание об устранении выявленных нарушений. Оценка исполнения такого предписания осуществляется только посредством проведения контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия.
    2. Закреплен порядок проведения досмотра и отбора проб (образцов) партии пестицидов и агрохимикатов на складах временного хранения. Постановление Правительства РФ от 27.06.2023 N 1035 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросу осуществления федерального государственного контроля (надзора) в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами". Установлено, в частности, что в случае перемещения партий пестицидов и агрохимикатов через автомобильные, железнодорожные, морские или воздушные пункты пропуска досмотр партий пестицидов и агрохимикатов с отбором проб (образцов) осуществляется в специально оборудованных и оснащенных местах в пунктах пропуска или на складах временного хранения. Продолжительность проведения федерального государственного контроля на складах временного хранения составляет не более 72 часов с момента поступления партии пестицидов и (или) агрохимикатов на склад временного хранения.
    3. Дополнен перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований, используемых при осуществлении федерального государственного ветеринарного контроля (надзора). Приказ Минсельхоза России от 30.03.2023 N 323 "О внесении изменений в перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований, используемых при осуществлении федерального государственного ветеринарного контроля (надзора), утвержденный приказом Минсельхоза России от 28 мая 2021 г. N 343" Зарегистрировано в Минюсте России 22.06.2023 N 73952. В указанный перечень включены следующие индикаторы: сокращение срока гашения ветеринарного сопроводительного документа на партию подконтрольного товара более чем в 2 раза по сравнению со средним сроком гашения ветеринарных сопроводительных документов, оформленных при перемещении подконтрольного товара аналогичным транспортным средством по аналогичному маршруту (по информации, содержащейся в федеральной государственной информационной системе в области ветеринарии); несоответствие объема партии подконтрольного товара, подлежащего обязательной маркировке средствами идентификации, при его вводе в оборот и объема той же партии подконтрольного товара, указанного в ветеринарном сопроводительном документе, оформленном при производстве подконтрольного товара, не менее 5 раз в течение 7 календарных дней подряд. Кроме этого, документом скорректированы ранее утвержденные индикаторы.
    4. Дополнен перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований, используемых при осуществлении федерального государственного ветеринарного контроля (надзора). Приказ Минсельхоза России от 30.03.2023 N 323 "О внесении изменений в перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований, используемых при осуществлении федерального государственного ветеринарного контроля (надзора), утвержденный приказом Минсельхоза России от 28 мая 2021 г. N 343" Зарегистрировано в Минюсте России 22.06.2023 N 73952. В указанный перечень включены следующие индикаторы: сокращение срока гашения ветеринарного сопроводительного документа на партию подконтрольного товара более чем в 2 раза по сравнению со средним сроком гашения ветеринарных сопроводительных документов, оформленных при перемещении подконтрольного товара аналогичным транспортным средством по аналогичному маршруту (по информации, содержащейся в федеральной государственной информационной системе в области ветеринарии); несоответствие объема партии подконтрольного товара, подлежащего обязательной маркировке средствами идентификации, при его вводе в оборот и объема той же партии подконтрольного товара, указанного в ветеринарном сопроводительном документе, оформленном при производстве подконтрольного товара, не менее 5 раз в течение 7 календарных дней подряд. Кроме этого, документом скорректированы ранее утвержденные индикаторы.

    Экологическая ответственность

    1. Установлена административная ответственность за неисполнение должностными лицами контролирующих органов и учреждений обязанности по выдаче предписания об устранении выявленных нарушений или о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям. Федеральный закон от 29.05.2023 N 195-ФЗ "О внесении изменений в статью 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях". В качестве административного наказания предусматривается предупреждение или административный штраф в размере от 3000 рублей до 5000 рублей. Указанное правонарушение, совершенное повторно, повлечет повышенную ответственность в виде штрафа от 5000 рублей до 15000 рублей либо дисквалификацию на срок от 6 месяцев до 1 года.
    2. Установлена административная ответственность за нарушение требований законодательства в области обращения с животными. Федеральный закон от 13.06.2023 N 230-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". КоАП РФ дополнен новыми статьями 8.52 - 8.54, предусматривающими ответственность за: несоблюдение требований к содержанию животных; несоблюдение требований к использованию животных в культурно-зрелищных целях и их содержанию; несоблюдение требований к осуществлению деятельности по обращению с животными владельцами приютов для животных; несоблюдение требований к осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев. Так, в частности, за жестокое обращение с животными, если это действие не содержит признаков уголовно наказуемого деяния, предусмотрено наказание в виде административного штрафа: для граждан - в размере от 5 тыс. до 15 тыс. рублей; для должностных лиц - от 15 тыс. до 30 тыс. рублей; для юридических лиц - от 50 тыс. до 100 тыс. рублей. Нарушение требований законодательства в области обращения с животными, повлекшее причинение вреда жизни или здоровью граждан либо имуществу, повлечет административный штраф для граждан в размере от 10 тыс. до 30 тыс. рублей, для должностных лиц - от 50 тыс. до 100 тыс. рублей, для юридических лиц - от 100 тыс. до 200 тыс. рублей. В указанном случае административная ответственность не будет применяться к владельцу животного, если нарушение допущено в результате действий (бездействия) иного лица, осуществляющего либо обязанного по поручению владельца осуществлять непосредственный надзор за животным, а также в случае, если животное выбыло из владения лица в результате противоправных действий других лиц. Осуществление деятельности по содержанию и использованию животных в зоопарках, зоосадах, цирках, зоотеатрах, дельфинариях, океанариумах без лицензии либо с нарушением требований лицензии повлечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 30 тыс. до 50 тыс. рублей; на юридических лиц - от 100 тыс. до 200 тыс. рублей.
    3. Уточнены основания для применения мер административной ответственности за нарушение правил пользования объектами животного мира. Федеральный закон от 13.06.2023 N 234-ФЗ "О внесении изменения в статью 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях". Согласно внесенным изменениям к отношениям в сфере охоты и рыболовства не будет применяться предусмотренная частью 3 статьи 8.37 КоАП РФ административная ответственность в виде штрафа за нарушение установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ правил, регламентирующих виды пользования животным миром.
    4. В новой редакции изложен Перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), привлечения к административной ответственности. Приказ Ространснадзора от 29.05.2023 N ВБ-163фс "О внесении изменений в приказ Ространснадзора от 15.12.2020 N ВБ-870фс "Об утверждении Перечня нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), привлечения к административной ответственности". Приказ Ространснадзора от 25.04.2023 N ВБ-117фс "О внесении изменений в приказ Ространснадзора от 15.12.2020 N ВБ-870фс "Об утверждении Перечня нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), привлечения к административной ответственности" признан утратившим силу.
    5. В новой редакции изложен Перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), привлечения к административной ответственности. Приказ Ространснадзора от 29.05.2023 N ВБ-163фс "О внесении изменений в приказ Ространснадзора от 15.12.2020 N ВБ-870фс "Об утверждении Перечня нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), привлечения к административной ответственности". Приказ Ространснадзора от 25.04.2023 N ВБ-117фс "О внесении изменений в приказ Ространснадзора от 15.12.2020 N ВБ-870фс "Об утверждении Перечня нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), привлечения к административной ответственности" признан утратившим силу.
    6. Установлена административная ответственность за непредставление или несвоевременное представление регулируемыми организациями в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти отчета о выбросах парниковых газов либо представление в указанном отчете заведомо недостоверной информации. Федеральный закон от 13.06.2023 N 218-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Совершение указанного правонарушения повлечет предупреждение или наложение административного штрафа: на должностных лиц - в размере от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2025 года.
    13.07.2023, 16:53

    Обзор изменений экологического законодательства (июнь 2023 г.). Часть 1

    /upl/Ae8vnTZVRY4.jpg

    Обзор подготовлен

    Представляем обзор изменений в сфере экологического и природоохранного законодательства, касающихся вопросов использования компонентов окружающей среды, негативного воздействия и надзора в рамках проведения контрольных мероприятий.

    Разделы освещают вопросы экологического надзора, отходов производства и потребления, недропользования, лесопользования, утилизации, водопользования, и прочих вопросов, регулирующих сферы деятельности природопользователей.

    Всего за июнь 2023 года принято 40 регулирующих нормативных акта. Больше всего в сфере регулирования отношений в области экологического учета и отчетности, обращения с отходами, выбросов, водные биологические ресурсы. Ниже представлен обзор по разделам.

    Учет изменений экологического законодательства позволяет выстраивать эффективный комплаенс, управлять экологическими рисками и принимать взвешенные управленческие решения в экологической, правовой и экономической плоскости. Планирование экологических рисков позволяет эффективнее подготовится к мероприятиям экологического надзора со стороны проверяющих органов.

    Читайте также обзоры по другим темам: 
    Экологический учет и отчетность
    Отходы: вторичные ресурсы, побочный продукт, утилизация
    Выбросы
    Недропользование, землепользование, лесопользование, животный мир
    Водопользование, водные биоресурсы

    Экологический надзор

    1. Установлены случаи, при которых допускается выдача предписаний по итогам проведения контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия с контролируемым лицом. Постановление Правительства РФ от 19.06.2023 N 1001 "О внесении изменения в пункт 7(2) постановления Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. N 336". Определено, что если в ходе проведения выездного обследования в рамках муниципального контроля в сфере благоустройства выявлены нарушения обязательных требований, то составляется акт выездного обследования, который направляется контролируемому лицу, и выдается предписание об устранении выявленных нарушений. Оценка исполнения такого предписания осуществляется только посредством проведения контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия.
    2. Закреплен порядок проведения досмотра и отбора проб (образцов) партии пестицидов и агрохимикатов на складах временного хранения. Постановление Правительства РФ от 27.06.2023 N 1035 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросу осуществления федерального государственного контроля (надзора) в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами". Установлено, в частности, что в случае перемещения партий пестицидов и агрохимикатов через автомобильные, железнодорожные, морские или воздушные пункты пропуска досмотр партий пестицидов и агрохимикатов с отбором проб (образцов) осуществляется в специально оборудованных и оснащенных местах в пунктах пропуска или на складах временного хранения. Продолжительность проведения федерального государственного контроля на складах временного хранения составляет не более 72 часов с момента поступления партии пестицидов и (или) агрохимикатов на склад временного хранения.
    3. Дополнен перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований, используемых при осуществлении федерального государственного ветеринарного контроля (надзора). Приказ Минсельхоза России от 30.03.2023 N 323 "О внесении изменений в перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований, используемых при осуществлении федерального государственного ветеринарного контроля (надзора), утвержденный приказом Минсельхоза России от 28 мая 2021 г. N 343" Зарегистрировано в Минюсте России 22.06.2023 N 73952. В указанный перечень включены следующие индикаторы: сокращение срока гашения ветеринарного сопроводительного документа на партию подконтрольного товара более чем в 2 раза по сравнению со средним сроком гашения ветеринарных сопроводительных документов, оформленных при перемещении подконтрольного товара аналогичным транспортным средством по аналогичному маршруту (по информации, содержащейся в федеральной государственной информационной системе в области ветеринарии); несоответствие объема партии подконтрольного товара, подлежащего обязательной маркировке средствами идентификации, при его вводе в оборот и объема той же партии подконтрольного товара, указанного в ветеринарном сопроводительном документе, оформленном при производстве подконтрольного товара, не менее 5 раз в течение 7 календарных дней подряд. Кроме этого, документом скорректированы ранее утвержденные индикаторы.
    4. Дополнен перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований, используемых при осуществлении федерального государственного ветеринарного контроля (надзора). Приказ Минсельхоза России от 30.03.2023 N 323 "О внесении изменений в перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований, используемых при осуществлении федерального государственного ветеринарного контроля (надзора), утвержденный приказом Минсельхоза России от 28 мая 2021 г. N 343" Зарегистрировано в Минюсте России 22.06.2023 N 73952. В указанный перечень включены следующие индикаторы: сокращение срока гашения ветеринарного сопроводительного документа на партию подконтрольного товара более чем в 2 раза по сравнению со средним сроком гашения ветеринарных сопроводительных документов, оформленных при перемещении подконтрольного товара аналогичным транспортным средством по аналогичному маршруту (по информации, содержащейся в федеральной государственной информационной системе в области ветеринарии); несоответствие объема партии подконтрольного товара, подлежащего обязательной маркировке средствами идентификации, при его вводе в оборот и объема той же партии подконтрольного товара, указанного в ветеринарном сопроводительном документе, оформленном при производстве подконтрольного товара, не менее 5 раз в течение 7 календарных дней подряд. Кроме этого, документом скорректированы ранее утвержденные индикаторы.

    Экологическая ответственность

    1. Установлена административная ответственность за неисполнение должностными лицами контролирующих органов и учреждений обязанности по выдаче предписания об устранении выявленных нарушений или о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям. Федеральный закон от 29.05.2023 N 195-ФЗ "О внесении изменений в статью 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях". В качестве административного наказания предусматривается предупреждение или административный штраф в размере от 3000 рублей до 5000 рублей. Указанное правонарушение, совершенное повторно, повлечет повышенную ответственность в виде штрафа от 5000 рублей до 15000 рублей либо дисквалификацию на срок от 6 месяцев до 1 года.
    2. Установлена административная ответственность за нарушение требований законодательства в области обращения с животными. Федеральный закон от 13.06.2023 N 230-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". КоАП РФ дополнен новыми статьями 8.52 - 8.54, предусматривающими ответственность за: несоблюдение требований к содержанию животных; несоблюдение требований к использованию животных в культурно-зрелищных целях и их содержанию; несоблюдение требований к осуществлению деятельности по обращению с животными владельцами приютов для животных; несоблюдение требований к осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев. Так, в частности, за жестокое обращение с животными, если это действие не содержит признаков уголовно наказуемого деяния, предусмотрено наказание в виде административного штрафа: для граждан - в размере от 5 тыс. до 15 тыс. рублей; для должностных лиц - от 15 тыс. до 30 тыс. рублей; для юридических лиц - от 50 тыс. до 100 тыс. рублей. Нарушение требований законодательства в области обращения с животными, повлекшее причинение вреда жизни или здоровью граждан либо имуществу, повлечет административный штраф для граждан в размере от 10 тыс. до 30 тыс. рублей, для должностных лиц - от 50 тыс. до 100 тыс. рублей, для юридических лиц - от 100 тыс. до 200 тыс. рублей. В указанном случае административная ответственность не будет применяться к владельцу животного, если нарушение допущено в результате действий (бездействия) иного лица, осуществляющего либо обязанного по поручению владельца осуществлять непосредственный надзор за животным, а также в случае, если животное выбыло из владения лица в результате противоправных действий других лиц. Осуществление деятельности по содержанию и использованию животных в зоопарках, зоосадах, цирках, зоотеатрах, дельфинариях, океанариумах без лицензии либо с нарушением требований лицензии повлечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 30 тыс. до 50 тыс. рублей; на юридических лиц - от 100 тыс. до 200 тыс. рублей.
    3. Уточнены основания для применения мер административной ответственности за нарушение правил пользования объектами животного мира. Федеральный закон от 13.06.2023 N 234-ФЗ "О внесении изменения в статью 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях". Согласно внесенным изменениям к отношениям в сфере охоты и рыболовства не будет применяться предусмотренная частью 3 статьи 8.37 КоАП РФ административная ответственность в виде штрафа за нарушение установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ правил, регламентирующих виды пользования животным миром.
    4. В новой редакции изложен Перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), привлечения к административной ответственности. Приказ Ространснадзора от 29.05.2023 N ВБ-163фс "О внесении изменений в приказ Ространснадзора от 15.12.2020 N ВБ-870фс "Об утверждении Перечня нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), привлечения к административной ответственности". Приказ Ространснадзора от 25.04.2023 N ВБ-117фс "О внесении изменений в приказ Ространснадзора от 15.12.2020 N ВБ-870фс "Об утверждении Перечня нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), привлечения к административной ответственности" признан утратившим силу.
    5. В новой редакции изложен Перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), привлечения к административной ответственности. Приказ Ространснадзора от 29.05.2023 N ВБ-163фс "О внесении изменений в приказ Ространснадзора от 15.12.2020 N ВБ-870фс "Об утверждении Перечня нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), привлечения к административной ответственности". Приказ Ространснадзора от 25.04.2023 N ВБ-117фс "О внесении изменений в приказ Ространснадзора от 15.12.2020 N ВБ-870фс "Об утверждении Перечня нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), привлечения к административной ответственности" признан утратившим силу.
    6. Установлена административная ответственность за непредставление или несвоевременное представление регулируемыми организациями в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти отчета о выбросах парниковых газов либо представление в указанном отчете заведомо недостоверной информации. Федеральный закон от 13.06.2023 N 218-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Совершение указанного правонарушения повлечет предупреждение или наложение административного штрафа: на должностных лиц - в размере от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2025 года.
    13.07.2023, 16:53
Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам