Обзор изменений экологического законодательства (июнь 2023 г.). Часть 2

    /upl/Ae8vnTZVRY4_1.jpg

    Обзор подготовлен

    Представляем обзор изменений в сфере экологического и природоохранного законодательства, касающихся вопросов использования компонентов окружающей среды, негативного воздействия и надзора в рамках проведения контрольных мероприятий.

    Разделы освещают вопросы экологического надзора, отходов производства и потребления, недропользования, лесопользования, утилизации, водопользования, и прочих вопросов, регулирующих сферы деятельности природопользователей.

    Всего за июнь 2023 года принято 40 регулирующих нормативных акта. Больше всего в сфере регулирования отношений в области экологического учета и отчетности, обращения с отходами, выбросов, водные биологические ресурсы. Ниже представлен обзор по разделам.

    Учет изменений экологического законодательства позволяет выстраивать эффективный комплаенс, управлять экологическими рисками и принимать взвешенные управленческие решения в экологической, правовой и экономической плоскости. Планирование экологических рисков позволяет эффективнее подготовится к мероприятиям экологического надзора со стороны проверяющих органов.

    Экологический учет и отчетность

    1. С 1 сентября 2023 года действуют новые правила взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду. Постановление Правительства РФ от 31.05.2023 N 881 "Об утверждении Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельного положения акта Правительства Российской Федерации". Обновление порядка исчисления и взимания платы за НВОС обусловлено необходимостью конкретизации отдельных положений в целях исключения некорректного исчисления размера платы, что позволит снизить риски привлечения к ответственности субъектов предпринимательской деятельности. С вступлением в силу новых правил утратит силу постановление Правительства РФ от 3 марта 2017 г. N 255.
    2. По 31 декабря 2024 г. продлен срок проведения на территории РФ эксперимента по оптимизации и автоматизации процессов в сфере разрешительной деятельности, в том числе лицензирования. Постановление Правительства РФ от 19.06.2023 N 1002 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 июля 2021 г. N 1279". Целями эксперимента являются создание и апробация механизма упрощения и ускорения подачи, приема, рассмотрения заявлений о предоставлении разрешений, о внесении изменений в реестр разрешений, о проведении периодического подтверждения соответствия лицензиата лицензионным требованиям, предоставления разрешения по результатам проверки заявителя на соответствие требованиям, прекращения действия разрешения. Кроме того, в число новых участников эксперимента включены Минспорт, Минэнерго, Минюст, ФАС и ГК "Росатом". Таким образом, общее количество участников эксперимента теперь составляет 43 федеральных органа власти и 2 госкорпорации.
    3. Уточнен порядок представления заказчиком на государственную экологическую экспертизу материалов, документов и документации. Постановление Правительства РФ от 27.06.2023 N 1036 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации". Установлено, что материалы представляются в электронном виде с использованием единого портала Госуслуг или ведомственного программного ресурса в форме электронных документов, подписанных: для юридических лиц - усиленной квалифицированной электронной подписью или усиленной неквалифицированной электронной подписью; для физических лиц - усиленной квалифицированной электронной подписью, усиленной неквалифицированной электронной подписью или простой электронной подписью. Подготовка и направление материалов, а также заключения государственной экологической экспертизы с сопроводительным письмом, осуществляются с учетом требований законодательства РФ о государственной тайне.
    4. Определен состав разрабатываемого для отдельных производственных объектов плана мероприятий по предотвращению и ликвидации загрязнения окружающей среды. Постановление Правительства РФ от 02.06.2023 N 909. "Об утверждении Положения о составе плана мероприятий по предотвращению и ликвидации загрязнения окружающей среды в результате эксплуатации отдельного производственного объекта и требованиях к содержанию такого плана". План включает в себя мероприятия по снижению (ликвидации) негативного воздействия на окружающую среду, оказываемого отдельным производственным объектом, выводимым из эксплуатации, реализация которых позволит обеспечить соблюдение нормативов качества окружающей среды. Постановление вступает в силу с 1 сентября 2023 г. и действует до 1 сентября 2029 г.
    5. Установлен перечень актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается в рамках государственного надзора за ядерной и радиационной безопасностью организаций, использующих атомную энергию в оборонных целях. "Перечень актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении государственного надзора за ядерной и радиационной безопасностью организаций, осуществляющих работы по использованию ядерных материалов и радиоактивных веществ при проведении работ по использованию атомной энергии в оборонных целях, включая разработку, изготовление, испытание, транспортирование (перевозку), эксплуатацию, хранение, ликвидацию и утилизацию ядерного оружия" (утв. Минобороны России). Перечень содержит в том числе: краткое описание круга лиц, в отношении которых устанавливаются обязательные требования; указание на структурные единицы акта, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю; ссылки на текст акта на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru).
    6. Разъяснены требования к содержанию заключения экспертизы промышленной безопасности. Письмо Ростехнадзора от 16.02.2023 N 11-00-15/845 О содержании заключения экспертизы промышленной безопасности. Сообщается, в частности, что заключение экспертизы промышленной безопасности может содержать один из следующих выводов (кроме экспертизы декларации промышленной безопасности): объект экспертизы соответствует либо не соответствует требованиям промышленной безопасности. Понятия "некритичное нарушение требований промышленной безопасности" нормативными правовыми актами в области промышленной безопасности не установлено. Заключение экспертизы промышленной безопасности должно содержать вывод о том, что объект экспертизы не соответствует требованиям промышленной безопасности при несоответствии объекта экспертизы любому из установленных требований промышленной безопасности к данному объекту.
    7. Актуализирована методика отбора инвестиционных проектов по внедрению наилучших доступных технологий на объектах, оказывающих значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящихся к областям применения наилучших доступных технологий. Приказ Минпромторга России от 07.04.2023 N 1239 "Об утверждении методики отбора инвестиционных проектов по внедрению наилучших доступных технологий на объектах, оказывающих значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящихся к областям применения наилучших доступных технологий, в соответствии с критериями отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий". Зарегистрировано в Минюсте России 02.06.2023 N 73724. Проведение отбора инвестиционного проекта производится межведомственной комиссией по отбору инвестиционных проектов. Проведение отбора производится в случае, если инвестиционный проект прошел технико-экономическую оценку. Признается утратившим силу приказ Минпромторга России от 29 апреля 2021 г. N 1562, которым утверждена аналогичная методика.
    8. Актуализирована методика проведения технико-экономической оценки инвестиционных проектов по внедрению наилучших доступных технологий на объектах, оказывающих значительное негативное воздействие на окружающую среду. Приказ Минпромторга России от 07.04.2023 N 1238 "Об утверждении методики проведения технико-экономической оценки инвестиционных проектов по внедрению наилучших доступных технологий на объектах, оказывающих значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящихся к областям применения наилучших доступных технологий, в соответствии с критериями отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, российских организаций, реализующих указанные инвестиционные проекты с привлечением средств, полученных от размещения облигаций, или с привлечением кредитов". Технико-экономическая оценка проводится экспертным советом в соответствии с пунктом 20 правил предоставления субсидий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30 апреля 2019 г. N 541. Оценка инвестиционных проектов, направленных на снижение технологических показателей наилучших доступных технологий, проводится экспертным советом по следующим критериям: соответствие технологических процессов, оборудования, технических способов, методов, планируемых к внедрению при реализации инвестиционного проекта, наилучшим доступным технологиям; финансовая эффективность инвестиционного проекта. Оценка инвестиционных проектов, направленных на сокращение выбросов парниковых газов, проводится экспертным советом по следующим критериям: планируемые снижение удельных выбросов парниковых газов и повышение ресурсной и энергетической эффективности производства; финансовая эффективность инвестиционного проекта. Признается утратившим силу приказ Минпромторга России от 29 апреля 2021 г. N 1563, которым утверждена аналогичная методика.
    9. С 1 сентября 2023 г. устанавливаются правила осуществления маркшейдерской деятельности. Приказ Ростехнадзора от 19.05.2023 N 186 "Об утверждении Правил осуществления маркшейдерской деятельности". Зарегистрировано в Минюсте России 31.05.2023 N 73638. Правилами, в частности, определяется перечень сведений, включаемых в проектную документацию на производство маркшейдерских работ, устанавливаются требования к созданию опорных и съемочных маркшейдерских сетей, требования к проведению пространственно-геометрических измерений горных разработок, требования к ведению маркшейдерской документации, и прочее. Настоящий приказ действует до 1 сентября 2029 г.
    10. Президент РФ поручил принять закон, направленный на совершенствование механизма расширенной ответственности производителей товаров и упаковки. "Перечень поручений по итогам совещания с членами Правительства" (утв. Президентом РФ 20.06.2023 N Пр-1220). Обеспечить принятие соответствующего закона (законопроект N 345338-8) Правительству совместно с Госдумой поручено в срок до 1 августа 2023 года. Правительству РФ также поручено, в числе прочего, рассмотреть вопрос о целесообразности внесения в законодательство изменений, предусматривающих уголовную ответственность за намеренные поджоги сухой растительности и (или) лесных насаждений вне зависимости от наступившего ущерба.
    13.07.2023, 17:04

    Обзор изменений экологического законодательства (июнь 2023 г.). Часть 2

    /upl/Ae8vnTZVRY4_1.jpg

    Обзор подготовлен

    Представляем обзор изменений в сфере экологического и природоохранного законодательства, касающихся вопросов использования компонентов окружающей среды, негативного воздействия и надзора в рамках проведения контрольных мероприятий.

    Разделы освещают вопросы экологического надзора, отходов производства и потребления, недропользования, лесопользования, утилизации, водопользования, и прочих вопросов, регулирующих сферы деятельности природопользователей.

    Всего за июнь 2023 года принято 40 регулирующих нормативных акта. Больше всего в сфере регулирования отношений в области экологического учета и отчетности, обращения с отходами, выбросов, водные биологические ресурсы. Ниже представлен обзор по разделам.

    Учет изменений экологического законодательства позволяет выстраивать эффективный комплаенс, управлять экологическими рисками и принимать взвешенные управленческие решения в экологической, правовой и экономической плоскости. Планирование экологических рисков позволяет эффективнее подготовится к мероприятиям экологического надзора со стороны проверяющих органов.

    Экологический учет и отчетность

    1. С 1 сентября 2023 года действуют новые правила взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду. Постановление Правительства РФ от 31.05.2023 N 881 "Об утверждении Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельного положения акта Правительства Российской Федерации". Обновление порядка исчисления и взимания платы за НВОС обусловлено необходимостью конкретизации отдельных положений в целях исключения некорректного исчисления размера платы, что позволит снизить риски привлечения к ответственности субъектов предпринимательской деятельности. С вступлением в силу новых правил утратит силу постановление Правительства РФ от 3 марта 2017 г. N 255.
    2. По 31 декабря 2024 г. продлен срок проведения на территории РФ эксперимента по оптимизации и автоматизации процессов в сфере разрешительной деятельности, в том числе лицензирования. Постановление Правительства РФ от 19.06.2023 N 1002 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 июля 2021 г. N 1279". Целями эксперимента являются создание и апробация механизма упрощения и ускорения подачи, приема, рассмотрения заявлений о предоставлении разрешений, о внесении изменений в реестр разрешений, о проведении периодического подтверждения соответствия лицензиата лицензионным требованиям, предоставления разрешения по результатам проверки заявителя на соответствие требованиям, прекращения действия разрешения. Кроме того, в число новых участников эксперимента включены Минспорт, Минэнерго, Минюст, ФАС и ГК "Росатом". Таким образом, общее количество участников эксперимента теперь составляет 43 федеральных органа власти и 2 госкорпорации.
    3. Уточнен порядок представления заказчиком на государственную экологическую экспертизу материалов, документов и документации. Постановление Правительства РФ от 27.06.2023 N 1036 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации". Установлено, что материалы представляются в электронном виде с использованием единого портала Госуслуг или ведомственного программного ресурса в форме электронных документов, подписанных: для юридических лиц - усиленной квалифицированной электронной подписью или усиленной неквалифицированной электронной подписью; для физических лиц - усиленной квалифицированной электронной подписью, усиленной неквалифицированной электронной подписью или простой электронной подписью. Подготовка и направление материалов, а также заключения государственной экологической экспертизы с сопроводительным письмом, осуществляются с учетом требований законодательства РФ о государственной тайне.
    4. Определен состав разрабатываемого для отдельных производственных объектов плана мероприятий по предотвращению и ликвидации загрязнения окружающей среды. Постановление Правительства РФ от 02.06.2023 N 909. "Об утверждении Положения о составе плана мероприятий по предотвращению и ликвидации загрязнения окружающей среды в результате эксплуатации отдельного производственного объекта и требованиях к содержанию такого плана". План включает в себя мероприятия по снижению (ликвидации) негативного воздействия на окружающую среду, оказываемого отдельным производственным объектом, выводимым из эксплуатации, реализация которых позволит обеспечить соблюдение нормативов качества окружающей среды. Постановление вступает в силу с 1 сентября 2023 г. и действует до 1 сентября 2029 г.
    5. Установлен перечень актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается в рамках государственного надзора за ядерной и радиационной безопасностью организаций, использующих атомную энергию в оборонных целях. "Перечень актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении государственного надзора за ядерной и радиационной безопасностью организаций, осуществляющих работы по использованию ядерных материалов и радиоактивных веществ при проведении работ по использованию атомной энергии в оборонных целях, включая разработку, изготовление, испытание, транспортирование (перевозку), эксплуатацию, хранение, ликвидацию и утилизацию ядерного оружия" (утв. Минобороны России). Перечень содержит в том числе: краткое описание круга лиц, в отношении которых устанавливаются обязательные требования; указание на структурные единицы акта, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю; ссылки на текст акта на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru).
    6. Разъяснены требования к содержанию заключения экспертизы промышленной безопасности. Письмо Ростехнадзора от 16.02.2023 N 11-00-15/845 О содержании заключения экспертизы промышленной безопасности. Сообщается, в частности, что заключение экспертизы промышленной безопасности может содержать один из следующих выводов (кроме экспертизы декларации промышленной безопасности): объект экспертизы соответствует либо не соответствует требованиям промышленной безопасности. Понятия "некритичное нарушение требований промышленной безопасности" нормативными правовыми актами в области промышленной безопасности не установлено. Заключение экспертизы промышленной безопасности должно содержать вывод о том, что объект экспертизы не соответствует требованиям промышленной безопасности при несоответствии объекта экспертизы любому из установленных требований промышленной безопасности к данному объекту.
    7. Актуализирована методика отбора инвестиционных проектов по внедрению наилучших доступных технологий на объектах, оказывающих значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящихся к областям применения наилучших доступных технологий. Приказ Минпромторга России от 07.04.2023 N 1239 "Об утверждении методики отбора инвестиционных проектов по внедрению наилучших доступных технологий на объектах, оказывающих значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящихся к областям применения наилучших доступных технологий, в соответствии с критериями отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий". Зарегистрировано в Минюсте России 02.06.2023 N 73724. Проведение отбора инвестиционного проекта производится межведомственной комиссией по отбору инвестиционных проектов. Проведение отбора производится в случае, если инвестиционный проект прошел технико-экономическую оценку. Признается утратившим силу приказ Минпромторга России от 29 апреля 2021 г. N 1562, которым утверждена аналогичная методика.
    8. Актуализирована методика проведения технико-экономической оценки инвестиционных проектов по внедрению наилучших доступных технологий на объектах, оказывающих значительное негативное воздействие на окружающую среду. Приказ Минпромторга России от 07.04.2023 N 1238 "Об утверждении методики проведения технико-экономической оценки инвестиционных проектов по внедрению наилучших доступных технологий на объектах, оказывающих значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящихся к областям применения наилучших доступных технологий, в соответствии с критериями отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, российских организаций, реализующих указанные инвестиционные проекты с привлечением средств, полученных от размещения облигаций, или с привлечением кредитов". Технико-экономическая оценка проводится экспертным советом в соответствии с пунктом 20 правил предоставления субсидий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30 апреля 2019 г. N 541. Оценка инвестиционных проектов, направленных на снижение технологических показателей наилучших доступных технологий, проводится экспертным советом по следующим критериям: соответствие технологических процессов, оборудования, технических способов, методов, планируемых к внедрению при реализации инвестиционного проекта, наилучшим доступным технологиям; финансовая эффективность инвестиционного проекта. Оценка инвестиционных проектов, направленных на сокращение выбросов парниковых газов, проводится экспертным советом по следующим критериям: планируемые снижение удельных выбросов парниковых газов и повышение ресурсной и энергетической эффективности производства; финансовая эффективность инвестиционного проекта. Признается утратившим силу приказ Минпромторга России от 29 апреля 2021 г. N 1563, которым утверждена аналогичная методика.
    9. С 1 сентября 2023 г. устанавливаются правила осуществления маркшейдерской деятельности. Приказ Ростехнадзора от 19.05.2023 N 186 "Об утверждении Правил осуществления маркшейдерской деятельности". Зарегистрировано в Минюсте России 31.05.2023 N 73638. Правилами, в частности, определяется перечень сведений, включаемых в проектную документацию на производство маркшейдерских работ, устанавливаются требования к созданию опорных и съемочных маркшейдерских сетей, требования к проведению пространственно-геометрических измерений горных разработок, требования к ведению маркшейдерской документации, и прочее. Настоящий приказ действует до 1 сентября 2029 г.
    10. Президент РФ поручил принять закон, направленный на совершенствование механизма расширенной ответственности производителей товаров и упаковки. "Перечень поручений по итогам совещания с членами Правительства" (утв. Президентом РФ 20.06.2023 N Пр-1220). Обеспечить принятие соответствующего закона (законопроект N 345338-8) Правительству совместно с Госдумой поручено в срок до 1 августа 2023 года. Правительству РФ также поручено, в числе прочего, рассмотреть вопрос о целесообразности внесения в законодательство изменений, предусматривающих уголовную ответственность за намеренные поджоги сухой растительности и (или) лесных насаждений вне зависимости от наступившего ущерба.
    13.07.2023, 17:04
Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам