Обзор изменений экологического законодательства (июнь 2023 г.). Часть 3

    /upl/Ae8vnTZVRY4_2.jpg

    Обзор подготовлен

    Представляем обзор изменений в сфере экологического и природоохранного законодательства, касающихся вопросов использования компонентов окружающей среды, негативного воздействия и надзора в рамках проведения контрольных мероприятий.

    Разделы освещают вопросы экологического надзора, отходов производства и потребления, недропользования, лесопользования, утилизации, водопользования, и прочих вопросов, регулирующих сферы деятельности природопользователей.

    Всего за июнь 2023 года принято 40 регулирующих нормативных акта. Больше всего в сфере регулирования отношений в области экологического учета и отчетности, обращения с отходами, выбросов, водные биологические ресурсы. Ниже представлен обзор по разделам.

    Учет изменений экологического законодательства позволяет выстраивать эффективный комплаенс, управлять экологическими рисками и принимать взвешенные управленческие решения в экологической, правовой и экономической плоскости. Планирование экологических рисков позволяет эффективнее подготовится к мероприятиям экологического надзора со стороны проверяющих органов.

    Отходы: вторичные ресурсы, побочный продукт, утилизация

    1. С 1 марта 2024 года устанавливаются случай и порядок подтверждения Росморречфлотом отсутствия возможности удаления затонувшего имущества по обращению его собственника. Постановление Правительства РФ от 24.06.2023 N 1028 "Об утверждении Правил подтверждения отсутствия возможности удаления затонувшего имущества". Реализован Федеральный закон от 30.12.2021 N 470-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
    2. Дополнен перечень продукции, относимой к продукции первичной переработки, произведенной из сельхозсырья собственного производства. Постановление Правительства РФ от 03.06.2023 N 924 "О внесении изменения в приложение N 2 к постановлению Правительства Российской Федерации от 25 июля 2006 г. N 458". Перечень утвержден постановлением Правительства РФ от 25.07.2006 N 458 для целей применения налогоплательщиками ЕСХН. В перечень включен новый раздел "Продукция морского зверобойного промысла". Постановление вступает в силу с 1 января 2024 г.
    3. С 1 сентября 2023 года устанавливаются требования к организациям, которые вправе выдавать независимые гарантии уплаты денежных сумм, необходимых для реализации мероприятий, предусмотренных планом мероприятий по предотвращению и ликвидации загрязнения окружающей среды в результате эксплуатации отдельного производственного объекта. Постановление Правительства РФ от 27.05.2023 N 828 "О требованиях, предъявляемых к организациям, которые в соответствии с пунктом 1 статьи 56.3 Федерального закона "Об охране окружающей среды" вправе выдавать независимые гарантии уплаты денежных сумм, необходимых для реализации мероприятий, предусмотренных планом мероприятий по предотвращению и ликвидации загрязнения окружающей среды в результате эксплуатации отдельного производственного объекта, заключать договор поручительства по уплате денежных сумм, необходимых для реализации мероприятий, предусмотренных указанным планом мероприятий, и (или) открывать счета эскроу (являться эскроу-агентом) для размещения денежных средств в объеме, необходимом для реализации мероприятий, предусмотренных указанным планом мероприятий или несколькими такими планами мероприятий, и о порядке утверждения перечня таких организаций" Такая организация должна являться банком с универсальной или базовой лицензией, иметь кредитный рейтинг не ниже определенного уровня. Также предусмотрены требования к организации, которая в соответствии с пунктом 1 статьи 56.3 Закона "Об охране окружающей среды" вправе заключать договор поручительства по уплате денежных сумм, необходимых для реализации мероприятий, предусмотренных планом мероприятий, и к организации, которая вправе открывать счета эскроу (являться эскроу-агентом) для размещения денежных средств в объеме, необходимом для реализации мероприятий, предусмотренных планом мероприятий или несколькими планами мероприятий. Определены также правила утверждения перечня вышеуказанных организаций.
    4. Уточнены обязанности лиц, осуществляющих деятельность по утилизации отходов, отнесенных к конкретным группам однородных отходов I - V классов опасности. Приказ Минприроды России от 04.04.2023 N 173 "О внесении изменений в Требования при обращении с группами однородных отходов I - V классов опасности, утвержденные приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 11 июня 2021 г. N 399". Зарегистрировано в Минюсте России 29.05.2023 N 73539. Установлено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны: в случае осуществления деятельности по утилизации отходов I - IV классов опасности обладать лицензией на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности с указанием в ней утилизации отходов соответствующего класса опасности в числе видов работ (услуг), выполняемых (оказываемых) в составе лицензируемого вида деятельности, а также соответствующих видов отходов и (или) групп, подгрупп отходов; обладать на праве собственности или ином законном основании оборудованием и (или) специализированными установками (в том числе мобильными), используемыми для осуществления деятельности по утилизации отходов, отнесенных к конкретным группам однородных отходов V классов опасности, и соответствующими требованиям к обращению с конкретными группами однородных отходов V классов опасности; вести учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц отходов, в порядке, установленном приказом Минприроды России от 8 декабря 2020 г. N 1028. Также, в числе прочего, скорректированы наименования отдельных позиций, классифицирующих отходы, уточнены технологические процессы утилизации отходов электронного и электрического оборудования. Настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2023 г. и действует до 1 марта 2028 г.
    5. Уточнен порядок отражения в бухгалтерском учете непроизведенных ресурсов при их вовлечении в экономический (хозяйственный) оборот. Приказ Минфина России от 27.04.2023 N 56н "О внесении изменений в приложение N 2 к приказу Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 г. N 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению". Зарегистрировано в Минюсте России 21.06.2023 N 73932. Установлено, что, начиная с 1 января 2025 года, признание непроизведенных ресурсов, вовлеченных (впервые вовлекаемых) в экономический (хозяйственный) оборот, осуществляется с учетом положений стандарта экономического субъекта, принятого субъектом учета, реализующим функции по управлению государственным имуществом в сфере пользования соответствующими непроизведенными ресурсами. Отражение объектов непроизведенных ресурсов, вовлеченных в экономический (хозяйственный) оборот до 1 января 2025 года, осуществляется при формировании показателей бюджетной отчетности 2025 года операциями, отражаемыми в межотчетный период.
    6. Конституционный Суд РФ поручил определить принадлежность, распределение и источники финансового обеспечения полномочий по ликвидации мест несанкционированного размещения ТКО, обнаруженных на расположенных в границах муниципальных образований землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, а также на земельных участках, находящихся в государственной собственности. Постановление Конституционного Суда РФ от 30.05.2023 N 27-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 3.3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", пункта 18 части 1, частей 3 и 4 статьи 14 и пункта 14 части 1 статьи 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статей 10 и 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды", пункта 1 статьи 22 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", пункта 2 статьи 9 и пунктов 1 и 2 статьи 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", а также пунктов 16 - 18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами в связи с жалобами муниципального образования "Городское поселение город Кодинск Кежемского муниципального района Красноярского края" и администрации Новосибирского района Новосибирской области". Положения статьи 33 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", пункта 18 части 1, частей 3 и 4 статьи 14 и пункта 14 части 1 статьи 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статей 10 и 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды", пункта 1 статьи 22 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", пунктов 1 и 2 статьи 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" и пунктов 16 - 18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой они, применяемые совокупно или обособленно, являются правовым основанием для возложения на орган местного самоуправления муниципального образования обязанности по ликвидации за счет средств местного бюджета мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или для взыскания с муниципального образования расходов, понесенных региональным оператором в связи с ликвидацией таких мест в случае, когда уполномоченный орган местного самоуправления не обеспечил такую ликвидацию самостоятельно или не заключил соответствующий договор с региональным оператором, если такие места расположены в границах муниципального образования: - на земельных участках, находящихся в государственной собственности, поскольку не обеспечено финансирование (либо - если доказано, что твердые коммунальные отходы размещены преимущественно населением муниципального образования, - справедливое гарантированное софинансирование) Российской Федерацией или субъектом РФ исполнения органами местного самоуправления указанной обязанности; - на землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, при этом отсутствуют как прямое указание в федеральном законодательстве на полномочия органов местного самоуправления по ликвидации таких мест на указанных землях и земельных участках, сопровождаемое одновременным закреплением форм участия Российской Федерации или субъектов РФ в финансовом обеспечении осуществления этих полномочий, так и закон субъекта РФ о наделении органов местного самоуправления соответствующими государственными полномочиями с передачей им финансовых ресурсов; - притом что не установлено, что возникновение или продолжение функционирования конкретного места размещения отходов вызвано умышленными неправомерными действиями органа местного самоуправления или должностного лица данного муниципального образования. Впредь до внесения соответствующих изменений в правовое регулирование допускается принятие судебных решений, возлагающих на органы местного самоуправления муниципальных образований обязанность по ликвидации за счет средств местного бюджета мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов либо предусматривающих взыскание с муниципального образования расходов, понесенных региональным оператором в связи с ликвидацией таких мест в случае, когда орган местного самоуправления не обеспечил такую ликвидацию самостоятельно или не заключил соответствующий договор с региональным оператором, если такие места находятся в границах муниципального образования на земельных участках, находящихся в государственной собственности, или на землях и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена. В таком судебном решении должно быть указано на условия финансового обеспечения, в том числе на минимально допустимый, исходя из обстоятельств конкретного дела, объем софинансирования из федерального бюджета или бюджета субъекта РФ, если необходимым является справедливое гарантированное софинансирование. Неисполнение такого судебного решения до получения из федерального бюджета или бюджета субъекта РФ соответствующего финансирования или справедливого (в объеме, не менее установленного в судебном решении) софинансирования и до истечения разумного срока на использование соответствующих средств по целевому назначению не должно быть основанием для взыскания с муниципального образования или органа местного самоуправления исполнительского сбора либо для применения ответственности, предусмотренной КоАП РФ. При этом органы местного самоуправления, полностью исполнившие за счет бюджетов муниципальных образований после вынесения настоящего Постановления соответствующие судебные решения, имеют право на возмещение части расходов, фактически понесенных ими на ликвидацию мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов (в том числе расходов на оплату соответствующих услуг регионального оператора на основании заключенного с ним договора): из федерального бюджета - если такие места находятся на расположенных в границах муниципальных образований земельных участках, находящихся в федеральной собственности; из бюджета субъекта РФ - если такие места находятся на расположенных в границах муниципальных образований земельных участках, находящихся в собственности субъекта РФ; из федерального бюджета и бюджета субъекта РФ (в равных долях) - если такие места находятся на расположенных в границах муниципальных образований землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена. При этом такое возмещение возможно, если не установлено, что возникновение или продолжение функционирования места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов вызвано умышленными неправомерными действиями органа местного самоуправления или должностного лица данного муниципального образования.
    13.07.2023, 17:06

    Обзор изменений экологического законодательства (июнь 2023 г.). Часть 3

    /upl/Ae8vnTZVRY4_2.jpg

    Обзор подготовлен

    Представляем обзор изменений в сфере экологического и природоохранного законодательства, касающихся вопросов использования компонентов окружающей среды, негативного воздействия и надзора в рамках проведения контрольных мероприятий.

    Разделы освещают вопросы экологического надзора, отходов производства и потребления, недропользования, лесопользования, утилизации, водопользования, и прочих вопросов, регулирующих сферы деятельности природопользователей.

    Всего за июнь 2023 года принято 40 регулирующих нормативных акта. Больше всего в сфере регулирования отношений в области экологического учета и отчетности, обращения с отходами, выбросов, водные биологические ресурсы. Ниже представлен обзор по разделам.

    Учет изменений экологического законодательства позволяет выстраивать эффективный комплаенс, управлять экологическими рисками и принимать взвешенные управленческие решения в экологической, правовой и экономической плоскости. Планирование экологических рисков позволяет эффективнее подготовится к мероприятиям экологического надзора со стороны проверяющих органов.

    Отходы: вторичные ресурсы, побочный продукт, утилизация

    1. С 1 марта 2024 года устанавливаются случай и порядок подтверждения Росморречфлотом отсутствия возможности удаления затонувшего имущества по обращению его собственника. Постановление Правительства РФ от 24.06.2023 N 1028 "Об утверждении Правил подтверждения отсутствия возможности удаления затонувшего имущества". Реализован Федеральный закон от 30.12.2021 N 470-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
    2. Дополнен перечень продукции, относимой к продукции первичной переработки, произведенной из сельхозсырья собственного производства. Постановление Правительства РФ от 03.06.2023 N 924 "О внесении изменения в приложение N 2 к постановлению Правительства Российской Федерации от 25 июля 2006 г. N 458". Перечень утвержден постановлением Правительства РФ от 25.07.2006 N 458 для целей применения налогоплательщиками ЕСХН. В перечень включен новый раздел "Продукция морского зверобойного промысла". Постановление вступает в силу с 1 января 2024 г.
    3. С 1 сентября 2023 года устанавливаются требования к организациям, которые вправе выдавать независимые гарантии уплаты денежных сумм, необходимых для реализации мероприятий, предусмотренных планом мероприятий по предотвращению и ликвидации загрязнения окружающей среды в результате эксплуатации отдельного производственного объекта. Постановление Правительства РФ от 27.05.2023 N 828 "О требованиях, предъявляемых к организациям, которые в соответствии с пунктом 1 статьи 56.3 Федерального закона "Об охране окружающей среды" вправе выдавать независимые гарантии уплаты денежных сумм, необходимых для реализации мероприятий, предусмотренных планом мероприятий по предотвращению и ликвидации загрязнения окружающей среды в результате эксплуатации отдельного производственного объекта, заключать договор поручительства по уплате денежных сумм, необходимых для реализации мероприятий, предусмотренных указанным планом мероприятий, и (или) открывать счета эскроу (являться эскроу-агентом) для размещения денежных средств в объеме, необходимом для реализации мероприятий, предусмотренных указанным планом мероприятий или несколькими такими планами мероприятий, и о порядке утверждения перечня таких организаций" Такая организация должна являться банком с универсальной или базовой лицензией, иметь кредитный рейтинг не ниже определенного уровня. Также предусмотрены требования к организации, которая в соответствии с пунктом 1 статьи 56.3 Закона "Об охране окружающей среды" вправе заключать договор поручительства по уплате денежных сумм, необходимых для реализации мероприятий, предусмотренных планом мероприятий, и к организации, которая вправе открывать счета эскроу (являться эскроу-агентом) для размещения денежных средств в объеме, необходимом для реализации мероприятий, предусмотренных планом мероприятий или несколькими планами мероприятий. Определены также правила утверждения перечня вышеуказанных организаций.
    4. Уточнены обязанности лиц, осуществляющих деятельность по утилизации отходов, отнесенных к конкретным группам однородных отходов I - V классов опасности. Приказ Минприроды России от 04.04.2023 N 173 "О внесении изменений в Требования при обращении с группами однородных отходов I - V классов опасности, утвержденные приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 11 июня 2021 г. N 399". Зарегистрировано в Минюсте России 29.05.2023 N 73539. Установлено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны: в случае осуществления деятельности по утилизации отходов I - IV классов опасности обладать лицензией на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности с указанием в ней утилизации отходов соответствующего класса опасности в числе видов работ (услуг), выполняемых (оказываемых) в составе лицензируемого вида деятельности, а также соответствующих видов отходов и (или) групп, подгрупп отходов; обладать на праве собственности или ином законном основании оборудованием и (или) специализированными установками (в том числе мобильными), используемыми для осуществления деятельности по утилизации отходов, отнесенных к конкретным группам однородных отходов V классов опасности, и соответствующими требованиям к обращению с конкретными группами однородных отходов V классов опасности; вести учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц отходов, в порядке, установленном приказом Минприроды России от 8 декабря 2020 г. N 1028. Также, в числе прочего, скорректированы наименования отдельных позиций, классифицирующих отходы, уточнены технологические процессы утилизации отходов электронного и электрического оборудования. Настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2023 г. и действует до 1 марта 2028 г.
    5. Уточнен порядок отражения в бухгалтерском учете непроизведенных ресурсов при их вовлечении в экономический (хозяйственный) оборот. Приказ Минфина России от 27.04.2023 N 56н "О внесении изменений в приложение N 2 к приказу Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 г. N 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению". Зарегистрировано в Минюсте России 21.06.2023 N 73932. Установлено, что, начиная с 1 января 2025 года, признание непроизведенных ресурсов, вовлеченных (впервые вовлекаемых) в экономический (хозяйственный) оборот, осуществляется с учетом положений стандарта экономического субъекта, принятого субъектом учета, реализующим функции по управлению государственным имуществом в сфере пользования соответствующими непроизведенными ресурсами. Отражение объектов непроизведенных ресурсов, вовлеченных в экономический (хозяйственный) оборот до 1 января 2025 года, осуществляется при формировании показателей бюджетной отчетности 2025 года операциями, отражаемыми в межотчетный период.
    6. Конституционный Суд РФ поручил определить принадлежность, распределение и источники финансового обеспечения полномочий по ликвидации мест несанкционированного размещения ТКО, обнаруженных на расположенных в границах муниципальных образований землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, а также на земельных участках, находящихся в государственной собственности. Постановление Конституционного Суда РФ от 30.05.2023 N 27-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 3.3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", пункта 18 части 1, частей 3 и 4 статьи 14 и пункта 14 части 1 статьи 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статей 10 и 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды", пункта 1 статьи 22 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", пункта 2 статьи 9 и пунктов 1 и 2 статьи 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", а также пунктов 16 - 18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами в связи с жалобами муниципального образования "Городское поселение город Кодинск Кежемского муниципального района Красноярского края" и администрации Новосибирского района Новосибирской области". Положения статьи 33 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", пункта 18 части 1, частей 3 и 4 статьи 14 и пункта 14 части 1 статьи 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статей 10 и 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды", пункта 1 статьи 22 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", пунктов 1 и 2 статьи 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" и пунктов 16 - 18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой они, применяемые совокупно или обособленно, являются правовым основанием для возложения на орган местного самоуправления муниципального образования обязанности по ликвидации за счет средств местного бюджета мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или для взыскания с муниципального образования расходов, понесенных региональным оператором в связи с ликвидацией таких мест в случае, когда уполномоченный орган местного самоуправления не обеспечил такую ликвидацию самостоятельно или не заключил соответствующий договор с региональным оператором, если такие места расположены в границах муниципального образования: - на земельных участках, находящихся в государственной собственности, поскольку не обеспечено финансирование (либо - если доказано, что твердые коммунальные отходы размещены преимущественно населением муниципального образования, - справедливое гарантированное софинансирование) Российской Федерацией или субъектом РФ исполнения органами местного самоуправления указанной обязанности; - на землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, при этом отсутствуют как прямое указание в федеральном законодательстве на полномочия органов местного самоуправления по ликвидации таких мест на указанных землях и земельных участках, сопровождаемое одновременным закреплением форм участия Российской Федерации или субъектов РФ в финансовом обеспечении осуществления этих полномочий, так и закон субъекта РФ о наделении органов местного самоуправления соответствующими государственными полномочиями с передачей им финансовых ресурсов; - притом что не установлено, что возникновение или продолжение функционирования конкретного места размещения отходов вызвано умышленными неправомерными действиями органа местного самоуправления или должностного лица данного муниципального образования. Впредь до внесения соответствующих изменений в правовое регулирование допускается принятие судебных решений, возлагающих на органы местного самоуправления муниципальных образований обязанность по ликвидации за счет средств местного бюджета мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов либо предусматривающих взыскание с муниципального образования расходов, понесенных региональным оператором в связи с ликвидацией таких мест в случае, когда орган местного самоуправления не обеспечил такую ликвидацию самостоятельно или не заключил соответствующий договор с региональным оператором, если такие места находятся в границах муниципального образования на земельных участках, находящихся в государственной собственности, или на землях и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена. В таком судебном решении должно быть указано на условия финансового обеспечения, в том числе на минимально допустимый, исходя из обстоятельств конкретного дела, объем софинансирования из федерального бюджета или бюджета субъекта РФ, если необходимым является справедливое гарантированное софинансирование. Неисполнение такого судебного решения до получения из федерального бюджета или бюджета субъекта РФ соответствующего финансирования или справедливого (в объеме, не менее установленного в судебном решении) софинансирования и до истечения разумного срока на использование соответствующих средств по целевому назначению не должно быть основанием для взыскания с муниципального образования или органа местного самоуправления исполнительского сбора либо для применения ответственности, предусмотренной КоАП РФ. При этом органы местного самоуправления, полностью исполнившие за счет бюджетов муниципальных образований после вынесения настоящего Постановления соответствующие судебные решения, имеют право на возмещение части расходов, фактически понесенных ими на ликвидацию мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов (в том числе расходов на оплату соответствующих услуг регионального оператора на основании заключенного с ним договора): из федерального бюджета - если такие места находятся на расположенных в границах муниципальных образований земельных участках, находящихся в федеральной собственности; из бюджета субъекта РФ - если такие места находятся на расположенных в границах муниципальных образований земельных участках, находящихся в собственности субъекта РФ; из федерального бюджета и бюджета субъекта РФ (в равных долях) - если такие места находятся на расположенных в границах муниципальных образований землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена. При этом такое возмещение возможно, если не установлено, что возникновение или продолжение функционирования места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов вызвано умышленными неправомерными действиями органа местного самоуправления или должностного лица данного муниципального образования.
    13.07.2023, 17:06
Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам