Электронная версия журнала

Утверждена форма отчета по ПЭК: заполняем с учетом программы

«Справочник эколога» №11 2018 / Новое в законодательстве

Экологическое сообщество ожидало утверждения формы отчетности по производственному экологическому контролю (далее — ПЭК) в надежде, что данный документ внесет ясность в размытые формулировки «приказа по ПЭК»[1]. К счастью, форма отчета[2] вышла не за день до срока сдачи, и у нас есть время разобраться, что к чему.

 

Производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический) проводится в целях выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды (п. 1 ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 31.12.2017); далее — Федеральный закон № 7-ФЗ).

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу ПЭК, осуществляют ПЭК в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам ПЭК (п. 2 ст. 67 Федерального закона № 7-ФЗ).

Пункт 3 ст. 67 Федерального закона № 7-ФЗ содержит сведения, указываемые в программе ПЭК; п. 4 предусмотрено, что требования к содержанию программы ПЭК, сроки представления отчета об организации и о результатах осуществления ПЭК определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с учетом категорий объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС), т.е. Минприроды России.

В апреле 2018 г. Приказом № 74 утверждены требования к содержанию программы ПЭК.

 

Многие хозяйствующие субъекты разработали программу ПЭК по новым требованиям, хотя это оказалось довольно непросто.

На первый взгляд программа ПЭК не содержит особых сложностей в составлении, но, приступив к делу, любой специалист поймет, что в ней таится много подводных камней. При этом ответов на возникающие вопросы нет, и получить их не удастся, т.к. программа ПЭК не проходит согласование в государственных органах, следовательно, никакого контроля за ее «правильностью» не будет. Точнее, не будет до тех пор, пока на предприятие не придет проверка, которая зафиксирует несоответствие программы установленным требованиям. Исключение — программа ПЭК для объектов I категории, которая входит в состав заявки на получение комплексного экологического разрешения[3] (далее — КЭР) и, соответственно, будет проверяться при рассмотрении заявки.

Приказом № 74 утверждены также сроки представления отчета о результатах ПЭК — 25 марта года, следующего за отчетным. Следовательно, утвержденная в 2018 г. программа ПЭК, составленная по требованиям Приказа № 74, должна быть реализована в течение этого года, а до 25.03.2019 необходимо подать отчет о результатах ПЭК.

 

КСТАТИ

С 01.01.2019 п. 9 ст. 67 Федерального закона № 7-ФЗ излагается в новой редакции[4]. Так, на объектах I категории стационарные источники выбросов, сбросов должны быть оснащены автоматическими средствами измерения и учета показателей выбросов и (или) сбросов, а также техническими средствами фиксации и передачи информации о таких показателях в государственный реестр объектов, оказывающих НВОС, на основании программы создания системы автоматического контроля.
Программой определяются:
• источники и показатели выбросов, сбросов, подлежащие автоматизированному контролю;
• места и сроки установки автоматических средств контроля;
• форма и состав передаваемой в реестр информации.
Система автоматического контроля должна быть создана в течение 4 лет с момента получения КЭР с учетом сроков реализации мероприятий программы повышения экологической эффективности.
Форма программы пока не разработана, вероятно, она будет являться отдельным документом в рамках ПЭК на предприятии.

 

Отчет о результатах ПЭК состоит из нескольких разделов в соответствии с разделами программы ПЭК.

 

 

[1] См. Приказ Минприроды России от 28.02.2018 № 74 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля» (далее — Приказ № 74).

[2] Форма отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля утверждена Приказом Минприроды России от 14.06.2018 № 261 (далее — Приказ № 261).

[3] Подробнее см.: Алымова В.А. Комплексные экологические разрешения: что известно сегодня? // Справочник эколога. 2018. № 11. С. 16–21 (прим. редакции).

[4] См. Федеральный закон от 29.07.2018 № 252-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и статьи 1 и 5 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в части создания систем автоматического контроля выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ».

Подробнее см.: Самохина А.А. Создание систем автоматического контроля: новые требования // Справочник эколога. 2018. № 10. С. 59–61 (profiz.ru/eco/10_2018/autocontrol) (прим. редакции).

М. Ламихова, инженер-эколог ГК «Экологический центр»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 11, 2018.

Получить статью целиком бесплатно

Подпишитесь на нашу рассылку

Рассылка о новых материалах в блоге и новых номерах журналов. Отправляется в среднем 1 письмо в 2 недели.
  • Непрерывный мониторинг сбросов и выбросов загрязняющих веществ на предприятиях

    Каким образом должен осуществляться непрерывный мониторинг сбросов и выбросов загрязняющих веществ на предприятиях? Это будет единый "пункт сбора и обработки" информации, или же необходимо специализированное оборудование на каждую единицу оборудования имеющего "трубу"?

  • Рост участников на 30%, рост посетителей на 15%

  • Изменение ранее присвоенной объекту государственного надзора категории риска

    На основании п.24 ПП РФ от 08.05.2014 г. N 426 "О федеральном государственном экологическом надзоре" Юридическое лицо, вправе подать в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования и ее территориальные органы заявление об изменении ранее присвоенной используемым ими объектам государственного надзора категории риска. В какой форме необходимо подать данное заявление и какие документы прикладывать в качестве Приложений?