Отдаем журнал бесплатно!

Создание систем автоматического контроля: новые требования

Федеральным законом от 29.07.2018 № 252-ФЗ внесены изменения[1] в части создания систем автоматического контроля выбросов, сбросов загрязняющих веществ на объектах I категории. Рассмотрим их подробнее.

 

Прежде всего, в Федеральный закон № 7-ФЗ введено понятие «система автоматического контроля» — комплекс технических средств, обеспечивающих автоматические измерения и учет показателей выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ, фиксацию и передачу информации о показателях выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС).

Как видим, вместо массы и объема загрязняющих веществ фиксации будут подлежать показатели выбросов (сбросов), а вместо передачи сведений в фонд данных государственного экологического мониторинга теперь будет передача результатов измерений в государственный реестр объектов, оказывающих НВОС.

Формулировка в части фиксации показателей выбросов (сбросов) вместо массы и объема загрязняющих веществ расширяет перечень измеряемых показателей и позволяет учесть такие параметры, как температура, влажность, рН.

Надеемся, формулировка в части предоставления результатов в государственный реестр объектов, оказывающих НВОС, означает, что результаты контроля будут передаваться в качестве результатов производственного экологического контроля (далее — ПЭК), а не отдельно — наряду с результатами ПЭК. Напомним, что одним из принципов административной реформы является исключение дублирования административных процедур.

 

В статье 67 «Производственный экологический контроль» Федерального закона № 7-ФЗ уточнены требования по оснащению стационарных источников системами автоматического контроля.

Также установлено, что программа ПЭК для объектов I категории дополнительно должна будет содержать программу создания системы автоматического контроля или сведения о наличии системы автоматического контроля.

 

К СВЕДЕНИЮ

Программой создания системы автоматического контроля определяются:
• стационарные источники;
• показатели выбросов и (или) сбросов загрязняющих веществ, подлежащие автоматическому контролю;
• места и сроки установки автоматических средств измерения и учета, а также технических средств фиксации и передачи информации в государственный реестр объектов, оказывающих НВОС;
• состав и форма передаваемой информации.

 

Правила создания и эксплуатации системы автоматического контроля утверждаются Правительством Российской Федерации. Следовательно, владельцам объектов I категории придется подождать выхода соответствующего подзаконного акта.

Срок создания системы автоматического контроля не может превышать четыре года со дня получения или пересмотра комплексного экологического разрешения.

Если программой повышения экологической эффективности предусмотрена реконструкция стационарных источников, подлежащих оснащению автоматическими средствами измерения и учета, а также техническими средствами фиксации и передачи информации, сроки оснащения таких источников определяются с учетом сроков реализации мероприятий программы повышения экологической эффективности.

Требования к автоматическим средствам измерения и учета, а также техническим средствам фиксации и передачи информации устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Попутно удалено требование о соответствии автоматических средств контроля законодательству Российской Федерации об обеспечении единства измерений. Может, таким образом пытаются решить проблему отсутствия измерительного оборудования в государственном реестре средств измерений? Однако для этого необходимо внести соответствующие изменения в Федеральный закон от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений».

Связанные с этим изменения также внесены в Федеральный закон № 7-ФЗ через внесение изменений в Федеральный закон № 219-ФЗ: проектирование, строительство и реконструкция объектов капитального строительства, зданий, сооружений, которые относятся к областям применения наилучших доступных технологий, должны осуществляться с учетом необходимости создания системы автоматического контроля выбросов и (или) сбросов загрязняющих веществ. Каким образом будет закладываться необходимость создания системы автоматического контроля, видимо, будет прописано в правилах создания и эксплуатации системы автоматического контроля, которые будут утверждены Правительством Российской Федерации.

 

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» приведен в соответствие с внесенными изменениями в части, касающейся производственного контроля за охраной атмосферного воздуха.

 

Изменения вступят в силу 01.01.2019.

Однако и после 01.01.2019 тем, кто участвует в нормотворческом процессе, оставляет свои замечания на федеральном портале проектов нормативных правовых актов regulation.gov.ru или другим способом доносит свое мнение о совершенствовании принимаемых актов до лиц, ответственных за принятие решений, стоит следить за принятием необходимых подзаконных актов, поскольку без:

• правил создания и эксплуатации системы автоматического контроля, утвержденных Правительством Российской Федерации;

• акта, дополняющего программу ПЭК для объектов I категории программой создания системы автоматического контроля или сведениями о наличии системы автоматического контроля;

• требований к автоматическим средствам измерения и учета, а также техническим средствам фиксации и передачи информации, установленных Правительством Российской Федерации,

вышеизложенным нормам заработать будет проблематично.

 

 

[1] Изменения внесены в следующие Федеральные законы:

• от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Федеральный закон № 7-ФЗ);

• от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 219-ФЗ).

А.А. Самохина, начальник отдела эколого-правового консалтинга ООО «ЭКОТИМ»

Статья опубликована в журнале «Справочник эколога» № 10, 2018.

Отдаем журнал бесплатно!

Создание систем автоматического контроля: новые требования

Федеральным законом от 29.07.2018 № 252-ФЗ внесены изменения[1] в части создания систем автоматического контроля выбросов, сбросов загрязняющих веществ на объектах I категории. Рассмотрим их подробнее.

 

Прежде всего, в Федеральный закон № 7-ФЗ введено понятие «система автоматического контроля» — комплекс технических средств, обеспечивающих автоматические измерения и учет показателей выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ, фиксацию и передачу информации о показателях выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС).

Как видим, вместо массы и объема загрязняющих веществ фиксации будут подлежать показатели выбросов (сбросов), а вместо передачи сведений в фонд данных государственного экологического мониторинга теперь будет передача результатов измерений в государственный реестр объектов, оказывающих НВОС.

Формулировка в части фиксации показателей выбросов (сбросов) вместо массы и объема загрязняющих веществ расширяет перечень измеряемых показателей и позволяет учесть такие параметры, как температура, влажность, рН.

Надеемся, формулировка в части предоставления результатов в государственный реестр объектов, оказывающих НВОС, означает, что результаты контроля будут передаваться в качестве результатов производственного экологического контроля (далее — ПЭК), а не отдельно — наряду с результатами ПЭК. Напомним, что одним из принципов административной реформы является исключение дублирования административных процедур.

 

В статье 67 «Производственный экологический контроль» Федерального закона № 7-ФЗ уточнены требования по оснащению стационарных источников системами автоматического контроля.

Также установлено, что программа ПЭК для объектов I категории дополнительно должна будет содержать программу создания системы автоматического контроля или сведения о наличии системы автоматического контроля.

 

К СВЕДЕНИЮ

Программой создания системы автоматического контроля определяются:
• стационарные источники;
• показатели выбросов и (или) сбросов загрязняющих веществ, подлежащие автоматическому контролю;
• места и сроки установки автоматических средств измерения и учета, а также технических средств фиксации и передачи информации в государственный реестр объектов, оказывающих НВОС;
• состав и форма передаваемой информации.

 

Правила создания и эксплуатации системы автоматического контроля утверждаются Правительством Российской Федерации. Следовательно, владельцам объектов I категории придется подождать выхода соответствующего подзаконного акта.

Срок создания системы автоматического контроля не может превышать четыре года со дня получения или пересмотра комплексного экологического разрешения.

Если программой повышения экологической эффективности предусмотрена реконструкция стационарных источников, подлежащих оснащению автоматическими средствами измерения и учета, а также техническими средствами фиксации и передачи информации, сроки оснащения таких источников определяются с учетом сроков реализации мероприятий программы повышения экологической эффективности.

Требования к автоматическим средствам измерения и учета, а также техническим средствам фиксации и передачи информации устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Попутно удалено требование о соответствии автоматических средств контроля законодательству Российской Федерации об обеспечении единства измерений. Может, таким образом пытаются решить проблему отсутствия измерительного оборудования в государственном реестре средств измерений? Однако для этого необходимо внести соответствующие изменения в Федеральный закон от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений».

Связанные с этим изменения также внесены в Федеральный закон № 7-ФЗ через внесение изменений в Федеральный закон № 219-ФЗ: проектирование, строительство и реконструкция объектов капитального строительства, зданий, сооружений, которые относятся к областям применения наилучших доступных технологий, должны осуществляться с учетом необходимости создания системы автоматического контроля выбросов и (или) сбросов загрязняющих веществ. Каким образом будет закладываться необходимость создания системы автоматического контроля, видимо, будет прописано в правилах создания и эксплуатации системы автоматического контроля, которые будут утверждены Правительством Российской Федерации.

 

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» приведен в соответствие с внесенными изменениями в части, касающейся производственного контроля за охраной атмосферного воздуха.

 

Изменения вступят в силу 01.01.2019.

Однако и после 01.01.2019 тем, кто участвует в нормотворческом процессе, оставляет свои замечания на федеральном портале проектов нормативных правовых актов regulation.gov.ru или другим способом доносит свое мнение о совершенствовании принимаемых актов до лиц, ответственных за принятие решений, стоит следить за принятием необходимых подзаконных актов, поскольку без:

• правил создания и эксплуатации системы автоматического контроля, утвержденных Правительством Российской Федерации;

• акта, дополняющего программу ПЭК для объектов I категории программой создания системы автоматического контроля или сведениями о наличии системы автоматического контроля;

• требований к автоматическим средствам измерения и учета, а также техническим средствам фиксации и передачи информации, установленных Правительством Российской Федерации,

вышеизложенным нормам заработать будет проблематично.

 

 

[1] Изменения внесены в следующие Федеральные законы:

• от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Федеральный закон № 7-ФЗ);

• от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 219-ФЗ).

А.А. Самохина, начальник отдела эколого-правового консалтинга ООО «ЭКОТИМ»

Статья опубликована в журнале «Справочник эколога» № 10, 2018.

Акция «50 на 50: год за полцены!»
Статотчетность для эколога: как заполнять формы?
Санитарно-защитные зоны и их неочевидные аспекты
Новый дайджест журнала «Справочник эколога»
Выбросы парниковых газов
Как разработать заявку на получение КЭР для объекта I категории НВОС
Как теперь это делается: новое для природопользователя
Лом, РОП и ФЭО: коротко о главном
Источники экологической информации для проектировщиков
Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам