Автогидроподъемники: гид по безопасной эксплуатации

«Промышленная безопасность» №5 2021 / Эксплуатация технических устройств

Разберемся с типами автогидроподъемников, критериями выбора для приобретения. Рассмотрим, какие документы потребовать от продавца, составим алгоритм действий для запуска спецтехники в эксплуатацию, разработки документации и постановки на учет в Гостехнадзоре и Ростехнадзоре.

Один из самых популярных вопросов, который встает при выборе специальной техники подъемного назначения — это в чем разница между автовышкой и автогидроподъемником. Давайте разберемся, что к чему.

 

Словарь

Автовышка (автоподъемник) — специальный автомобиль, оборудованный устройством для подъема на высоту и перемещения грузов и людей в пространстве. Рабочий орган — платформа или люлька, расположенная на окончании стрелы, осуществляющей подъем/выдвижение коленчатым, телескопическим, либо комбинированным (колено-телескопическим) способом.

Автогидроподъемник (АГП) специальный автомобиль, оборудованный гидравлическим подъемным устройством. Устройство состоит из насоса, нагнетающего масло, и гидроцилиндра — рабочего пространства — куда в конечном итоге жидкость попадает. Располагается вся конструкция на платформе, устанавливаемой на базовый автомобиль любой марки.

 

Не следует путать АГП с автоподъемником, который используется в автосервисе или на СТО. Гидравлический автоподъемник предназначен только для подъема автомобилей для целей проведения ремонтных работ и сервисного обслуживания. Он не перемещается в пространстве и размещен стационарно (см. рис. 1).

Приведем определения основных понятий, чтобы прояснить, о каких именно автогидроподъемниках пойдет речь в статье.

Подъемник с рабочей платформой — грузоподъемная машина, предназначенная для перемещения рабочего персонала с инструментом и материалами, размещенными на рабочей платформе, при проведении работ в пределах рабочей зоны и состоящая из базового шасси, подъемного оборудования и рабочей платформы[1].

Базовое шасси — составная часть подъемника, которая представляет собой, как правило, основание в виде ходового устройства с необходимыми местами крепления для установки рабочего оборудования, с опорными элементами, а также с силовой установкой для обеспечения движения рабочего оборудования и подъемника по рабочей площадке и/или дорогам[2].

Рабочее оборудование — комплект составных частей (подъемное оборудование, рабочая платформа), монтируемых на базовое шасси для обеспечения функционального назначения подъемника[3].

Подъемное оборудование — составная часть подъемника (стрела, мачта), которая соединена с базовым шасси и рабочей платформой, и позволяющими перемещать рабочую платформу в пределах рабочей зоны подъемника (в горизонтальном и/или вертикальном направлениях)[4].

Рабочая платформа — составная часть подъемника, которая представляет собой конструкцию различного исполнения в виде площадки с защитными ограждениями, которая прикреплена к подъемному оборудованию и предназначена для размещения рабочего персонала с инструментом и материалами в целях проведения работ в пределах рабочей зоны[5].

 

КЛАССИФИКАЦИЯ АВТОГИДРОПОДЬЕМНИКОВ 

Критерии, на основании которых подъемники подразделяются на разные типы, приведены в табл. 1.

Классы стрелы имеют следующие индексы:

  • АГП — автогидроподъемник;
  • ПСС — самоходный подъемник стрелового типа;
  • АП — автоподъемник;
  • ТВ — телескопические автовышки с вертикальным подъемом.

Схематические изображения некоторых типов подъемников с обозначением их основных составных частей приведены на рис. 2—5.

В статье мы будем рассматривать комбинированную автовышку АПТ-32 на шасси КАМАЗ-53215, которая предназначается для проведения работ на высоте до 32 метров (рис. 6). Эта машина имеет пропорциональную систему управления. Пульт управления, установленный в люльке, полностью дублирует все функции основного пульта.

ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПРИ НАРУШЕНИИ ПРАВИЛ ЭКСПЛУАТАЦИИ ПС 

Приведем основные нарушения требований правил промышленной безопасности:

  • допуск к работе на ОПО неквалифицированного персонала;
  • отсутствие протоколов и удостоверений о своевременной проверке знаний рабочего персонала и аттестации инженерно-технических работников;
  • не проведенные освидетельствования оборудования, его эксплуатация с истекшим сроком;
  • эксплуатация без полиса страхования ОПО;
  • ОПО работает без государственной регистрации в Реестре;
  • использование подложной экспертизы промбезопасности и др.

За нарушения в области промышленной безопасности предусмотрены гражданская, административная и уголовная ответственность.

К этим видам ответственности привлекают, как правило, руководителей, главных инженеров, заместителей по техническим вопросам, ответственных за производственный контроль и, чаще всего, ответственных за безопасную эксплуатацию ОПО. Если требования не выполнены или выполнены с нарушением, предприятию грозит административная ответственность по части 1 ст. 9.1 КоАП РФ.

Все зависит от масштабов и обстоятельств случая, начиная от штрафа по ст. 9.1 КоАП до 5 лет лишения свободы по ст. 217 УК РФ.

РЕЗЮМЕ

1. Выбирайте автовышку с учетом надежности, безопасности и эффективности в работе, требований производства работ.

2. На всех этапах жизненного цикла автовышки соблюдайте требования нормативных документов.

3. Не допускайте к выполнению работ персонал без соответствующей квалификации.

4. Помните, что в обеспечении безопасной эксплуатации подъемника задействованы все работники: от руководителя до рабочего.


[1] ГОСТ 33649-2015 «Подъемники с рабочими платформами. Классификация».

[2] Там же.

[3] Там же.

[4] Там же.

[5] Там же.

 

 

 

Т. Н. Гордюшина, специалист по охране труда ООО СтройИндустрия»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Промышленная безопасность» № 5, 2021.