Неподнадзорные ГПМ: документы производителя

«Промышленная безопасность» №1 2020 / Эксплуатация технических устройств

Статья для тех, кто планирует использовать или уже использует на производстве грузоподъемное оборудование, не подлежащее регистрации в Ростехнадзоре, и раздумывает, как это правильно сделать, обезопасив людей и оборудование.

 

Грузоподъемные механизмы (далее — ГПМ) — это технические устройства для подъема и опускания груза. Устанавливают их, как правило, стационарно и применяют повсеместно — в строительстве, на производстве, на складах и в ремонтных комплексах.

Как и любой другой механизм, ГПМ неизбежно изнашиваются и выходят из строя. Это может привести к остановкам, повреждению оборудования, разрушениям конструкций, а иногда к травмам и даже гибели работников. Чтобы предотвратить материальный ущерб и несчастные случаи, необходимо правильно эксплуатировать технические устройства на всех этапах их жизненного цикла начиная с момента приобретения.

 

Обратите внимание!

При приобретении нового или бывшего в употреблении ГПМ нужно в первую очередь позаботиться о комплектности документов, иначе в дальнейшем могут возникнуть проблемы при разработке эксплуатационной документации (инструкций по охране труда, производственных инструкций, графиков осмотра и испытаний оборудования) и приобретении запасных частей на замену изношенным.

 

Надзор за процессами проектирования, изготовления и монтажа подъемно-транспортного оборудования, кранов грузоподъемных осуществляет Росстандарт[1]. Документы в области промышленной безопасности также ссылаются на документы стандартизации, в частности технические регламенты.

На краны грузоподъемные и подъемно-транспортное оборудование распространяются требования технического регламента «О безопасности машин и оборудования»[2]. В нем определены нормы проектирования, изготовления, составления проектной и эксплуатационной документации, приведен перечень стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается в том числе надлежащее качество продукции и требования к эксплуатации.

Рассмотрим на примере, какой комплект документов должен быть у организации, которая приобретает ГПМ.

Предположим, для установки в складском помещении мы решили приобрести мостовой кран грузоподъемностью до 5 т (рис. 1).

Кран мостового типа

 

Какие документы нам нужны?

В ТР ТС 010/2011 приведен перечень стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований регламента. В этот перечень включен, в частности, ГОСТ 7890-93 «Краны мостовые однобалочные подвесные. Технические условия». В соответствии с п. 5.3 и 6.1 этого ГОСТа кран должен снабжаться паспортом, оформленным по ГОСТ 34022[3], и табличкой (в обиходе — шильдой, рис. 2) по ГОСТ 12969[4], содержащей следующие данные:

• наименование (товарный знак) предприятия-изготовителя;

• наименование и (или) обозначение типа и индекса крана;

• год и месяц изготовления;

• заводской номер;

• максимальная грузоподъемность;

• обозначение стандарта или технических условий (при наличии).

Оригинальная табличка (шильда) крана

 

Обратите внимание!

Применение ГОСТ 7890-93 на территории Российской Федерации прекращается с 01.06.2020. Взамен с 01.06.2020 будет введен[5] ГОСТ 34589-2019[6].

 

Паспорт — это основной документ на грузоподъемное оборудование, содержащим в себе полную информацию о нем (рис. 3). Этот документ хранится в течение всего срока службы крана, а в случае продажи оборудования переходит вместе с ним к новому владельцу.

Паспорт — основной документ на грузоподъемное оборудование. Берегите его как зеницу ока!

 

Помимо паспорта согласно ГОСТ 34022-2016 у организации на каждый кран мостового типа должны быть следующие документы:

• комплектовочная ведомость;

• паспорт тали;

• руководство по монтажу и эксплуатации.

Паспорт должен содержать:

• идентификационные признаки, значения основных параметров и характеристик;

• сведения о сертификации, изготовителе, сроке службы, гарантийных обязательствах;

• сведения о приемке;

• другую информацию, необходимую для эксплуатации устройства.

Руководство по эксплуатации должно содержать:

• наименование изготовителя и (или) его товарный знак;

• наименование и (или) обозначение устройства (тип, марка, модель (при наличии));

• заводской номер, месяц и год изготовления;

• сведения о конструкции, принципе действия, характеристиках (свойствах) устройства;

• указания по монтажу или сборке, наладке или регулировке, техническому обслуживанию и ремонту устройства;

• указания по использованию устройства и меры по обеспечению безопасности, которые необходимо соблюдать при эксплуатации устройства, включая ввод в эксплуатацию, применение по назначению, техническое обслуживание, периодическое диагностирование, испытания, условия транспортирования, упаковки, консервации и хранения, указания по ремонту;

• назначенные показатели (назначенный срок хранения, назначенный срок службы и (или) назначенный ресурс) в зависимости от конструктивных особенностей, а также указания владельцу оборудования о действиях по истечении срока службы и (или) выработки назначенного ресурса;

• перечень критических отказов, возможные ошибочные действия персонала, которые приводят к инциденту или аварии;

• действия персонала в случае инцидента, критического отказа или аварии;

• критерии предельных состояний;

• указания по выводу из эксплуатации и утилизации, а также меры для предотвращения использования устройства не по назначению после достижения назначенного ресурса или назначенного срока службы;

• сведения о квалификации обслуживающего персонала.

В руководство по эксплуатации (или в комплект эксплуатационной документации) должны входить руководства на покупные комплектующие изделия, входящие в состав устройства.

Руководство по эксплуатации должно содержать информацию, достаточную для разработки программ обучения персонала, обслуживающего грузоподъемное устройство, а также для планирования осмотров, технического обслуживания и ремонта.

 

При приобретении крана (покупке, лизинге и т. д.) проверьте, есть ли на него полный комплект документов!

 

В первом номере журнала рассмотрим и другие аспекты работы с неподнадзорными ГПМ: регистрировать их в Ростехнадзоре или не нужно, как организовать работу сотрудников с ГПН, как не допустить аварии.

 

[1] См. Постановление Правительства РФ от 13.05.2013 № 407 (в ред. от 22.01.2020) «Об уполномоченных органах Российской Федерации по обеспечению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов Таможенного союза».

[2] Утвержден Решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 № 823 (в ред. от 16.05.2016; далее — ТР ТС 010/2011).

[3] ГОСТ 34022-2016 «Краны грузоподъемные. Эксплуатационные документы».

[4] ГОСТ 12969-67 «Таблички для машин и приборов. Технические требования».

[5] Приказ Росстандарта от 09.10.2019 № 940-ст «О введении в действие межгосударственного стандарта».

[6] ГОСТ 34589-2019 «Краны грузоподъемные. Краны мостовые и козловые. Общие технические требования».

Т. Н. Гордюшина,
инженер по производственному контролю

Статья опубликована в журнале «Промышленная безопасность» № 1, 2020.

Подпишитесь на нашу рассылку

Рассылка о новых материалах в блоге и новых номерах журналов. Отправляется в среднем 1 письмо в 2 недели.