Отдаем журнал бесплатно!

Отрицательное заключение на проект СЗЗ: что делать и есть ли виновные

Ключевые темы: предоставление информации о результатах исследований и измерений, проведение исследований и измерений, производственный контроль на границе СЗЗ и жилой застройки.

 

Очень часто у заказчиков, эксплуатирующих объекты хозяйственной деятельности III–V классов опасности по действующей санитарной классификации СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03[1], после получения отрицательного СЭЗ[2] на проект СЗЗ[3] при наличии положительного экспертного заключения, выданного территориальным ФБУЗ[4] Роспотребнадзора или иным аккредитованным в установленном порядке экспертным центром (рис. 1), возникает целый пул вопросов, например:

• Является ли контур объекта нормируемой территорией?

• Распространяются ли на него ПДК[5] атмосферного воздуха и шума для населенных мест?

• Какое количество замеров и во скольких точках нужно предъявить к экспертному заключению по проекту СЗЗ, выполненному расчетным путем?

• Устанавливать ли СЗЗ в размере 3—5 м до ближайшего жилья, чтобы удовлетворить требования Роспотребнадзора?

• Или все же разработать программу на точках ближайшего жилья?

• Если предприятие эти требования не выполнит, то СЗЗ или ее отсутствие Роскадастр не зарегистрирует в Едином государственном реестре недвижимости?

Свою позицию Управление Роспотребнадзора выражает достаточно однозначно в виде следующих замечаний к проекту СЗЗ (см. рис. 1):

Итак, далее мы более детально рассмотрим вопросы натурных исследований и измерений.

Предоставление информации о результатах исследований и измерений 

Самое главное — требования к проектируемым, реконструируемым и действующим объектам хозяйственной деятельности отличаются, и именно в части предоставления в составе экспертного заключения и проекта СЗЗ информации о результатах исследований и измерений.

Если требуется установить СЗЗ 

При рассмотрении проектов СЗЗ и экспертных заключений на них при выдаче СЭЗ и (или) решения Главного государственного санитарного врача РФ или субъекта РФ практически всегда возникает вопрос о результатах натурных исследований и измерений, которые нужно представлять в составе проекта СЗЗ и отражать в экспертном заключении.

 

Размер СЗЗ для действующих объектов может быть уменьшен при объективном доказательстве достижения уровня химического, биологического загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух до ПДК и ПДУ[6] на границе СЗЗ и за ее пределами по материалам систематических лабораторных наблюдений (абз. 1 п. 4.5 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).

С другой стороны, согласно редакции п. 1.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03:

1.2.  Требования настоящих санитарных правил распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и др., являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека[7].

 

Для установления размеров СЗЗ расчетные параметры должны быть подтверждены натурными измерениями факторов физического воздействия на атмосферный воздух (п. 6.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).

Хозяйствующие субъекты, эксплуатирующие источники воздействия (т.е. действующие и реконструируемые объекты хозяйственной деятельности — предприятия), обязаны в целях подтверждения соблюдения гигиенических нормативов обеспечивать проведение лабораторных исследований на границе СЗЗ с учетом характеристик производственных процессов и метеорологических характеристик окружающей среды в объеме и с периодичностью, определенными программой производственного контроля[8].

[9]

Хотя согласно нормам Правил № 222 проводить натурные исследования и измерения требуется в срок не более одного года со дня ввода в эксплуатацию построенного, реконструированного объекта, в отношении которого установлена или изменена СЗЗ (п. 7 Правил № 222). Исследования и измерения атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на атмосферный воздух проводятся за контуром объекта (контуром ранее существовавшего объекта при его ликвидации), при экспертизе проектов СЗЗ экспертами службы выставляется требование по представлению данных натурных исследований и измерений на границе СЗЗ предприятия и жилой застройки (пп. 12, 15 Правил № 222).

СЗЗ устанавливается при совокупности следующих факторов:

1. Объект является источником воздействия на среду обитания и здоровье человека, т.е. создает химическое, физическое, биологическое воздействие, превышающие 0,1 ПДК (ориентировочно безопасный уровень воздействия) и (или) ПДУ

• пункт 1.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03: за пределами промышленной площадки;

• пункт 1 Правил № 222: за контурами объектов химического, физического и (или) биологического воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологические требования;

• пункт 72 СанПиН 2.1.3684-21: на границе земельного (земельных) участка (участков) объекта (объектов); на границе полосы отвода для автомобильных дорог и железнодорожных линий; на границе объектов недвижимости или участков недр, предоставляемых в пользование, в случаях, когда законодательством РФ размещение объекта допускается без оформления прав на земельный участок и установления сервитута, а также объекта, архитектурно-строительное проектирование которого допускается в границах, не принадлежащего застройщику или иному правообладателю земельного участка (далее — граница объекта)

2. Непревышение ПДК (ориентировочно безопасный уровень воздействия) и ПДУ (или 0,8 ПДК/ПДУ) с учетом фона

• пункт 2.3 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03: на внешней границе СЗЗ и за ее пределами;

• пункт 1 Правил № 222: за контурами объектов химического, физического и (или) биологического воздействия;

• пункты 70 и 71 СанПиН 2.1.3684-21: на границе СЗЗ, а именно: ПДКмр, ПДКсс и ПДКсг

Таким образом:

• ответ на вопрос о том, является ли контур объекта нормируемой территорией, — да, является на основании абз. 2 п. 1 Правил № 222 в случае, если граница СЗЗ устанавливается по границе контура объекта;

• ответ на вопрос о том, распространяются ли на него ПДК атмосферного воздуха и шума для населенных мест, — да, распространяются на основании абз. 2 п. 1 Правил № 222 в случае, если граница СЗЗ устанавливается по границе контура объекта.

Если не требуется устанавливать СЗЗ 

Следующий возникающий вопрос — как доказать, что установление СЗЗ не требуется, т.е. объект не является источником воздействия на среду обитания и здоровье человека?

К сожалению, чтобы доказать отсутствие необходимости разработки проекта СЗЗ, как правило, требуется провести такую же работу, как и при установлении СЗЗ:

1) разработать расчетное обоснование (фактический эквивалент проекта СЗЗ);

2) провести инструментальные исследования, подтверждающие расчетные данные;

3) провести экспертизу во ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» по субъекту РФ или в ином экспертном органе, аккредитованном на право проведения санитарных экспертиз;

4) получить документальное подтверждение со стороны территориального органа Роспотребнадзора об отсутствии необходимости установления СЗЗ.

На первый взгляд, такая процедура выглядит парадоксальной и избыточной, однако, по сложившейся практике, только она позволяет впоследствии избежать претензий со стороны Роспотребнадзора при проведении проверки в отношении предприятия. Но тем не менее следует выполнить следующие действия:

1. В разработанном проекте СЗЗ расчетами обосновать, что объект хозяйственной деятельности с его инфраструктурой, расположенный на земельном участке или нескольких земельных участках, не является источником химического, физического и (или) биологического воздействия на среду обитания.

2. Результатами натурных исследований и измерений, выполненных аккредитованным в установленном порядке испытательным лабораторным центром, подтвердить, что указанный объект не является источником химического, физического и (или) биологического воздействия на среду обитания с приложением актов отбора проб, протоколов натурных исследований и измерений, аттестата и области аккредитации испытательного лабораторного центра.

3. Экспертным заключением ФБУЗ или иного аккредитованного в установленном порядке на проведение санитарно-эпидемиологических экспертиз экспертного центра при проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы разработанного проекта СЗЗ установить и включить в текст экспертного заключения, что указанный объект не является источником химического, физического и (или) биологического воздействия на среду обитания.

Кроме того, позиция Роспотребнадзора по информации, изложение которой целесообразно предусмотреть в содержательной части экспертного заключения при его оформлении по результатам проведенной санитарно-эпидемиологической экспертизы проекта СЗЗ, еще много лет назад представлена в письме Роспотребнадзора от 18.06.2015 № 01/6968-15-32 «О рассмотрении проектных материалов по обоснованию окончательных санитарно-защитных зон» (рис. 2). Роспотребнадзор отказывает (и, скорее всего, данная позиция сохранится) в выдаче решения Главного государственного санитарного врача РФ и (или) СЭЗ на проект СЗЗ в связи с выявлением замечаний к экспертным заключениям в части недостоверности или отсутствия сведений по производственной мощности, источникам выбросов, перечню загрязняющих веществ, неправомерному использованию гигиенических нормативов, отсутствию данных натурных исследований и измерений и т.д. (например, дела № А42-7304/2016, № А61-3869/2017, № А60-63038/2017, № А31-4721/2017, № А04-6312/2017, № 2-913/2019, № А60-19075/2019, № А60-9239/2020 и др.).

Проведение исследований и измерений 

Рассмотрим требования действующих нормативно-методических документов и проектов нормативно-правовых актов (действующие нормативно-правовые акты федерального уровня отсутствуют) к количеству и расположению точек отбора проб и проведения измерений физических факторов, перечню веществ и факторам воздействия, а также к периодичности исследований и измерений.

Выбор контрольных точек для отбора проб атмосферного воздуха 

На сайте regulation.gov.ru более двух лет назад был размещен проект Приказа Главного государственного санитарного врача РФ «Об утверждении Порядка определения контрольных точек и показателей воздействия в целях проведения исследований и измерений атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на среду обитания человека за контуром объекта (контуром ранее существовавшего объекта)» (далее — проект Порядка определения контрольных точек и показателей воздействия), но он не подписан до настоящего времени. Согласно ему программа исследования и измерения атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта (контуром ранее существовавшего объекта) должна соответствовать требованиям действующих нормативно-методических документов и содержать:


[1] СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».

[2] Санитарно-эпидемиологическое заключение.

[3] Санитарно-защитная зона.

[4] Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения.

[5] Предельно допустимая концентрация.

[6] Предельно допустимый уровень.

[7] Здесь и далее выделено автором.

[8] Пункт 73 (в копии листа 2 СЭЗ, представленного на рис. 1, допущена опечатка в указании номера пункта) СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (в ред. от 14.02.2022; далее — СанПиН 2.1.3684-21).

[9] Правила установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 03.03.2018 № 222 (в ред. от 03.03.2022).

М.В. Винокурова, директор УКЦ «ЭКОБЕЗОПАСНОСТЬ» ФГБОУ ВО УГЛТУ, сертифицированный судебный эксперт по экологической экспертизе, к.т.н.

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 8, 2022.

Отдаем журнал бесплатно!

Отрицательное заключение на проект СЗЗ: что делать и есть ли виновные

Ключевые темы: предоставление информации о результатах исследований и измерений, проведение исследований и измерений, производственный контроль на границе СЗЗ и жилой застройки.

 

Очень часто у заказчиков, эксплуатирующих объекты хозяйственной деятельности III–V классов опасности по действующей санитарной классификации СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03[1], после получения отрицательного СЭЗ[2] на проект СЗЗ[3] при наличии положительного экспертного заключения, выданного территориальным ФБУЗ[4] Роспотребнадзора или иным аккредитованным в установленном порядке экспертным центром (рис. 1), возникает целый пул вопросов, например:

• Является ли контур объекта нормируемой территорией?

• Распространяются ли на него ПДК[5] атмосферного воздуха и шума для населенных мест?

• Какое количество замеров и во скольких точках нужно предъявить к экспертному заключению по проекту СЗЗ, выполненному расчетным путем?

• Устанавливать ли СЗЗ в размере 3—5 м до ближайшего жилья, чтобы удовлетворить требования Роспотребнадзора?

• Или все же разработать программу на точках ближайшего жилья?

• Если предприятие эти требования не выполнит, то СЗЗ или ее отсутствие Роскадастр не зарегистрирует в Едином государственном реестре недвижимости?

Свою позицию Управление Роспотребнадзора выражает достаточно однозначно в виде следующих замечаний к проекту СЗЗ (см. рис. 1):

Итак, далее мы более детально рассмотрим вопросы натурных исследований и измерений.

Предоставление информации о результатах исследований и измерений 

Самое главное — требования к проектируемым, реконструируемым и действующим объектам хозяйственной деятельности отличаются, и именно в части предоставления в составе экспертного заключения и проекта СЗЗ информации о результатах исследований и измерений.

Если требуется установить СЗЗ 

При рассмотрении проектов СЗЗ и экспертных заключений на них при выдаче СЭЗ и (или) решения Главного государственного санитарного врача РФ или субъекта РФ практически всегда возникает вопрос о результатах натурных исследований и измерений, которые нужно представлять в составе проекта СЗЗ и отражать в экспертном заключении.

 

Размер СЗЗ для действующих объектов может быть уменьшен при объективном доказательстве достижения уровня химического, биологического загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух до ПДК и ПДУ[6] на границе СЗЗ и за ее пределами по материалам систематических лабораторных наблюдений (абз. 1 п. 4.5 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).

С другой стороны, согласно редакции п. 1.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03:

1.2.  Требования настоящих санитарных правил распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и др., являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека[7].

 

Для установления размеров СЗЗ расчетные параметры должны быть подтверждены натурными измерениями факторов физического воздействия на атмосферный воздух (п. 6.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).

Хозяйствующие субъекты, эксплуатирующие источники воздействия (т.е. действующие и реконструируемые объекты хозяйственной деятельности — предприятия), обязаны в целях подтверждения соблюдения гигиенических нормативов обеспечивать проведение лабораторных исследований на границе СЗЗ с учетом характеристик производственных процессов и метеорологических характеристик окружающей среды в объеме и с периодичностью, определенными программой производственного контроля[8].

[9]

Хотя согласно нормам Правил № 222 проводить натурные исследования и измерения требуется в срок не более одного года со дня ввода в эксплуатацию построенного, реконструированного объекта, в отношении которого установлена или изменена СЗЗ (п. 7 Правил № 222). Исследования и измерения атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на атмосферный воздух проводятся за контуром объекта (контуром ранее существовавшего объекта при его ликвидации), при экспертизе проектов СЗЗ экспертами службы выставляется требование по представлению данных натурных исследований и измерений на границе СЗЗ предприятия и жилой застройки (пп. 12, 15 Правил № 222).

СЗЗ устанавливается при совокупности следующих факторов:

1. Объект является источником воздействия на среду обитания и здоровье человека, т.е. создает химическое, физическое, биологическое воздействие, превышающие 0,1 ПДК (ориентировочно безопасный уровень воздействия) и (или) ПДУ

• пункт 1.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03: за пределами промышленной площадки;

• пункт 1 Правил № 222: за контурами объектов химического, физического и (или) биологического воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологические требования;

• пункт 72 СанПиН 2.1.3684-21: на границе земельного (земельных) участка (участков) объекта (объектов); на границе полосы отвода для автомобильных дорог и железнодорожных линий; на границе объектов недвижимости или участков недр, предоставляемых в пользование, в случаях, когда законодательством РФ размещение объекта допускается без оформления прав на земельный участок и установления сервитута, а также объекта, архитектурно-строительное проектирование которого допускается в границах, не принадлежащего застройщику или иному правообладателю земельного участка (далее — граница объекта)

2. Непревышение ПДК (ориентировочно безопасный уровень воздействия) и ПДУ (или 0,8 ПДК/ПДУ) с учетом фона

• пункт 2.3 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03: на внешней границе СЗЗ и за ее пределами;

• пункт 1 Правил № 222: за контурами объектов химического, физического и (или) биологического воздействия;

• пункты 70 и 71 СанПиН 2.1.3684-21: на границе СЗЗ, а именно: ПДКмр, ПДКсс и ПДКсг

Таким образом:

• ответ на вопрос о том, является ли контур объекта нормируемой территорией, — да, является на основании абз. 2 п. 1 Правил № 222 в случае, если граница СЗЗ устанавливается по границе контура объекта;

• ответ на вопрос о том, распространяются ли на него ПДК атмосферного воздуха и шума для населенных мест, — да, распространяются на основании абз. 2 п. 1 Правил № 222 в случае, если граница СЗЗ устанавливается по границе контура объекта.

Если не требуется устанавливать СЗЗ 

Следующий возникающий вопрос — как доказать, что установление СЗЗ не требуется, т.е. объект не является источником воздействия на среду обитания и здоровье человека?

К сожалению, чтобы доказать отсутствие необходимости разработки проекта СЗЗ, как правило, требуется провести такую же работу, как и при установлении СЗЗ:

1) разработать расчетное обоснование (фактический эквивалент проекта СЗЗ);

2) провести инструментальные исследования, подтверждающие расчетные данные;

3) провести экспертизу во ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» по субъекту РФ или в ином экспертном органе, аккредитованном на право проведения санитарных экспертиз;

4) получить документальное подтверждение со стороны территориального органа Роспотребнадзора об отсутствии необходимости установления СЗЗ.

На первый взгляд, такая процедура выглядит парадоксальной и избыточной, однако, по сложившейся практике, только она позволяет впоследствии избежать претензий со стороны Роспотребнадзора при проведении проверки в отношении предприятия. Но тем не менее следует выполнить следующие действия:

1. В разработанном проекте СЗЗ расчетами обосновать, что объект хозяйственной деятельности с его инфраструктурой, расположенный на земельном участке или нескольких земельных участках, не является источником химического, физического и (или) биологического воздействия на среду обитания.

2. Результатами натурных исследований и измерений, выполненных аккредитованным в установленном порядке испытательным лабораторным центром, подтвердить, что указанный объект не является источником химического, физического и (или) биологического воздействия на среду обитания с приложением актов отбора проб, протоколов натурных исследований и измерений, аттестата и области аккредитации испытательного лабораторного центра.

3. Экспертным заключением ФБУЗ или иного аккредитованного в установленном порядке на проведение санитарно-эпидемиологических экспертиз экспертного центра при проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы разработанного проекта СЗЗ установить и включить в текст экспертного заключения, что указанный объект не является источником химического, физического и (или) биологического воздействия на среду обитания.

Кроме того, позиция Роспотребнадзора по информации, изложение которой целесообразно предусмотреть в содержательной части экспертного заключения при его оформлении по результатам проведенной санитарно-эпидемиологической экспертизы проекта СЗЗ, еще много лет назад представлена в письме Роспотребнадзора от 18.06.2015 № 01/6968-15-32 «О рассмотрении проектных материалов по обоснованию окончательных санитарно-защитных зон» (рис. 2). Роспотребнадзор отказывает (и, скорее всего, данная позиция сохранится) в выдаче решения Главного государственного санитарного врача РФ и (или) СЭЗ на проект СЗЗ в связи с выявлением замечаний к экспертным заключениям в части недостоверности или отсутствия сведений по производственной мощности, источникам выбросов, перечню загрязняющих веществ, неправомерному использованию гигиенических нормативов, отсутствию данных натурных исследований и измерений и т.д. (например, дела № А42-7304/2016, № А61-3869/2017, № А60-63038/2017, № А31-4721/2017, № А04-6312/2017, № 2-913/2019, № А60-19075/2019, № А60-9239/2020 и др.).

Проведение исследований и измерений 

Рассмотрим требования действующих нормативно-методических документов и проектов нормативно-правовых актов (действующие нормативно-правовые акты федерального уровня отсутствуют) к количеству и расположению точек отбора проб и проведения измерений физических факторов, перечню веществ и факторам воздействия, а также к периодичности исследований и измерений.

Выбор контрольных точек для отбора проб атмосферного воздуха 

На сайте regulation.gov.ru более двух лет назад был размещен проект Приказа Главного государственного санитарного врача РФ «Об утверждении Порядка определения контрольных точек и показателей воздействия в целях проведения исследований и измерений атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на среду обитания человека за контуром объекта (контуром ранее существовавшего объекта)» (далее — проект Порядка определения контрольных точек и показателей воздействия), но он не подписан до настоящего времени. Согласно ему программа исследования и измерения атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта (контуром ранее существовавшего объекта) должна соответствовать требованиям действующих нормативно-методических документов и содержать:


[1] СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».

[2] Санитарно-эпидемиологическое заключение.

[3] Санитарно-защитная зона.

[4] Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения.

[5] Предельно допустимая концентрация.

[6] Предельно допустимый уровень.

[7] Здесь и далее выделено автором.

[8] Пункт 73 (в копии листа 2 СЭЗ, представленного на рис. 1, допущена опечатка в указании номера пункта) СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (в ред. от 14.02.2022; далее — СанПиН 2.1.3684-21).

[9] Правила установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 03.03.2018 № 222 (в ред. от 03.03.2022).

М.В. Винокурова, директор УКЦ «ЭКОБЕЗОПАСНОСТЬ» ФГБОУ ВО УГЛТУ, сертифицированный судебный эксперт по экологической экспертизе, к.т.н.

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 8, 2022.

Статотчетность для эколога: как заполнять формы?
Санитарно-защитные зоны и их неочевидные аспекты
Новый дайджест журнала «Справочник эколога»
Выбросы парниковых газов
Как разработать заявку на получение КЭР для объекта I категории НВОС
Как теперь это делается: новое для природопользователя
Лом, РОП и ФЭО: коротко о главном
Источники экологической информации для проектировщиков
Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам