Отдаем журнал бесплатно!

Проблемы правоприменения при установлении СЗЗ

Тема установления санитарно-защитных зон (далее — СЗЗ), разработки и согласования проектов СЗЗ в отношении различных объектов хозяйственной деятельности является одной из самых дискуссионных. В статье поговорим о правовых основах, ответственности, проблемах при установлении СЗЗ, а также приведем позиции участников процесса — природопользователей, Роспотребнадзора и судов.

Правовые основы

Правовая форма установления СЗЗ как защитного барьера выражена в обязанности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении хозяйственной деятельности соблюдать земельное, градостроительное, санитарное и природоохранное законодательство РФ:

 

№ п/п

НПА

Сокращение в статье

1

Конституция РФ

Конституция РФ

2

Земельный кодекс РФ

ЗК РФ

3

Градостроительный кодекс РФ

ГрК РФ

4

Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»

Федеральный закон № 52-ФЗ

5

Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»

Федеральный закон № 323-ФЗ

6

Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»

Федеральный закон № 7-ФЗ

7

Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»

Федеральный закон № 96-ФЗ

8

Федеральный закон от 03.08.2018 № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Федеральный закон № 342-ФЗ

9

Федеральный закон от 27.12.2019 № 455-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации — городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Федеральный закон № 455-ФЗ

10

Постановление Правительства РФ от 03.03.2018 № 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон».

С 31.12.2019 пп. 6, 23–25 Правил № 222 признаны временно не действующими (см. Федеральный закон № 455-ФЗ)

Постановление № 222, Правила № 222

11

СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».

Действуют в части, не противоречащей Постановлению № 222

СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03

12

СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».

Не содержат требований, касающихся установления СЗЗ и режимов их использования, но содержат нормы, косвенно влияющие на ситуацию

СанПиН 2.1.3684-21

 

 

Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения является одним из основных условий реализации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, предусмотренных Конституцией РФ, и регулируется Федеральным законом № 52-ФЗ.

Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения — результат обязательного соблюдения хозяйствующими субъектами санитарных правил, в т.ч. предусматривающих установление СЗЗ вокруг объектов и производств — источников воздействия на среду обитания и здоровье человека.

Виды ответственности

Неустановление СЗЗ является нарушением пп. 2 и 3 Постановления № 222, п. 14 Правил № 222, пп. 2.1–2.5 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.

За нарушение санитарного законодательства устанавливается дисциплинарная, административная и уголовная ответственность (ст. 55 Федерального закона № 52-ФЗ; рис. 1).

М.В. Винокурова, директор УКЦ «ЭКОБЕЗОПАСНОСТЬ» ФГБОУ ВО УГЛТУ, сертифицированный судебный эксперт по виду экспертизы, к.т.н.

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 11, 2021.

Отдаем журнал бесплатно!

Проблемы правоприменения при установлении СЗЗ

Тема установления санитарно-защитных зон (далее — СЗЗ), разработки и согласования проектов СЗЗ в отношении различных объектов хозяйственной деятельности является одной из самых дискуссионных. В статье поговорим о правовых основах, ответственности, проблемах при установлении СЗЗ, а также приведем позиции участников процесса — природопользователей, Роспотребнадзора и судов.

Правовые основы

Правовая форма установления СЗЗ как защитного барьера выражена в обязанности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении хозяйственной деятельности соблюдать земельное, градостроительное, санитарное и природоохранное законодательство РФ:

 

№ п/п

НПА

Сокращение в статье

1

Конституция РФ

Конституция РФ

2

Земельный кодекс РФ

ЗК РФ

3

Градостроительный кодекс РФ

ГрК РФ

4

Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»

Федеральный закон № 52-ФЗ

5

Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»

Федеральный закон № 323-ФЗ

6

Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»

Федеральный закон № 7-ФЗ

7

Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»

Федеральный закон № 96-ФЗ

8

Федеральный закон от 03.08.2018 № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Федеральный закон № 342-ФЗ

9

Федеральный закон от 27.12.2019 № 455-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации — городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Федеральный закон № 455-ФЗ

10

Постановление Правительства РФ от 03.03.2018 № 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон».

С 31.12.2019 пп. 6, 23–25 Правил № 222 признаны временно не действующими (см. Федеральный закон № 455-ФЗ)

Постановление № 222, Правила № 222

11

СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».

Действуют в части, не противоречащей Постановлению № 222

СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03

12

СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».

Не содержат требований, касающихся установления СЗЗ и режимов их использования, но содержат нормы, косвенно влияющие на ситуацию

СанПиН 2.1.3684-21

 

 

Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения является одним из основных условий реализации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, предусмотренных Конституцией РФ, и регулируется Федеральным законом № 52-ФЗ.

Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения — результат обязательного соблюдения хозяйствующими субъектами санитарных правил, в т.ч. предусматривающих установление СЗЗ вокруг объектов и производств — источников воздействия на среду обитания и здоровье человека.

Виды ответственности

Неустановление СЗЗ является нарушением пп. 2 и 3 Постановления № 222, п. 14 Правил № 222, пп. 2.1–2.5 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.

За нарушение санитарного законодательства устанавливается дисциплинарная, административная и уголовная ответственность (ст. 55 Федерального закона № 52-ФЗ; рис. 1).

М.В. Винокурова, директор УКЦ «ЭКОБЕЗОПАСНОСТЬ» ФГБОУ ВО УГЛТУ, сертифицированный судебный эксперт по виду экспертизы, к.т.н.

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 11, 2021.

Статотчетность для эколога: как заполнять формы?
Санитарно-защитные зоны и их неочевидные аспекты
Новый дайджест журнала «Справочник эколога»
Выбросы парниковых газов
Как разработать заявку на получение КЭР для объекта I категории НВОС
Как теперь это делается: новое для природопользователя
Лом, РОП и ФЭО: коротко о главном
Источники экологической информации для проектировщиков
Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам