Электронная версия журнала

Проект СЗЗ: к какому сроку должен быть на предприятии? Отсрочка заканчивается!

«Справочник эколога» №9 2021 / Разработка и согласование экологической документации

Перевалил за середину 2021 г., и все еще продолжается болезненная агония для всех правообладателей объектов, которым нужны санитарно-защитные зоны (далее — СЗЗ), и для разработчиков проектов СЗЗ. Скоро закончится отсрочка, предоставленная предприятиям для окончательного решения вопросов, связанных с СЗЗ. Что будет после 1 октября? А после 1 января? Когда наступает дедлайн? Попробуем разобраться.

 

В настоящее время проект СЗЗ разрабатывается в соответствии с требованиями трех документов:

• Правила установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 03.03.2018 № 222 (в ред. от 21.12.2018; далее — Правила № 222, Постановление № 222);

• СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (далее — СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03);

• Градостроительный кодекс РФ (далее — ГрК РФ), т.к. СЗЗ признана зоной с особыми условиями использования территории (далее — ЗОУИТ), требования к установлению которых определяются ГрК РФ.

 

Проект СЗЗ после разработки должен пройти экспертизу в уполномоченных органах и получить положительное заключение о его соответствии санитарным нормам и правилам. На разработанный проект СЗЗ выдается санитарно-эпидемиологическое заключение о его соответствии санитарным нормам и правилам, подтвержденном результатами экспертизы[1].

Для установления СЗЗ в соответствии с требованиями Правил № 222 после получения санитарно-эпидемиологического заключения правообладателю объекта капитального строительства необходимо подать заявление об установлении СЗЗ вместе с проектом СЗЗ и экспертным заключением на проект.

В Роспотребнадзор представляется следующий пакет документов:

• заявление об установлении СЗЗ;

• проект СЗЗ;

• экспертное заключение на проект СЗЗ;

• санитарно-эпидемиологическое заключение на проект СЗЗ;

• результаты измерений концентраций загрязняющих веществ и уровней физического и иных видов воздействия за контуром объекта, если объекты действующие;

• файлы в формате XML, содержащие графическое и текстовое описание границ СЗЗ;

• материалы оценки риска для здоровья населения (при необходимости).

СЗЗ как ЗОУИТ

Как указано выше, СЗЗ относится к ЗОУИТ (см. ст. 105 Земельного кодекса РФ; далее — ЗК РФ), поэтому теперь процедура ее установления, помимо санитарных проблем, усложнилась и с точки зрения земельного вопроса. Вопросы установления СЗЗ как ЗОУИТ регулируются требованиями ГрК РФ.

Федеральный закон № 455-ФЗ[2] изменил ст. 26 Федерального закона № 342-ФЗ[3], который определяет аспекты установления СЗЗ как ЗОУИТ.

 

[1] См. ч. 2 ст. 42 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (в ред. от 02.07.2021).

[2] Федеральный закон от 27.12.2019 № 455-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации — городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

[3] Федеральный закон от 03.08.2018 № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

М.В. Ламихова, инженер отдела охраны окружающей среды Саратовского филиала ООО «Газпром проектирование»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 9, 2021.