СЗЗ: что нового в 2022 году

Законодатели не дремлют и стараются улучшить и облегчить жизнь обычного природопользователя (или нет). Именно желанием упростить ведение бизнеса в непростых российских реалиях можно объяснить то, что в конце прошлого года и в начале нового произошел целый ряд изменений в санитарном и градостроительном законодательстве, которые довольно серьезно меняют процедуру разработки проекта и установления санитарно-защитной зоны (далее — СЗЗ). Рассмотрим основные из этих нововведений.

СЗЗ как ЗОУИТ: продлен мораторий на обязательность установления СЗЗ для строительства 

Сегодня проект СЗЗ разрабатывается в соответствии с требованиями Правил № 222[1] и СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03[2], а также на основании Градостроительного кодекса РФ (далее — ГрК РФ), т.к. СЗЗ является ЗОУИТ[3], требования к установлению которых утверждаются в ГрК РФ.

Для установления СЗЗ в соответствии с требованиями Правил № 222 после получения в Роспотребнадзоре санитарно-эпидемиологического заключения правообладателю объекта капитального строительства необходимо подать заявление об установлении границ СЗЗ вместе с проектом СЗЗ и экспертным заключением на проект. При этом в случае, если проектируемый объект, для которого разработан и утвержден проект СЗЗ, находится на территории действующего промышленного узла аналогичного вида хозяйственной деятельности, необходимо:

1) провести исследования атмосферного воздуха, уровней физического и иного воздействия за контуром объекта;

2) представить в Роспотребнадзор заявление об установлении СЗЗ с приложением к нему документов, предусмотренных п. 14 Правил № 222.

Следующим этапом является получение правообладателем земельных участков решения об установлении СЗЗ в Роспотребнадзоре после предоставления:

• заявления;

• проекта СЗЗ;

• экспертного и санитарно-эпидемиологического заключения на проект;

• результатов измерений уровней химического, физического и иных видов воздействия за контуром объекта, если объекты действующие;

• графического и текстового описания границ СЗЗ в формате XML и материалов оценки риска для здоровья населения (при необходимости).

В свое время Федеральный закон от 27.12.2019 № 455-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации — городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"» внес изменения в Федеральный закон от 03.08.2018 № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в ред. от 30.12.2021; далее — Закон № 342-ФЗ), который изначально определил СЗЗ в качестве ЗОУИТ и внес обязанность для застройщиков устанавливать СЗЗ до начала строительства объекта.

Согласно старой редакции ГрК РФ, действовавшей до конца 2021 г., границы СЗЗ, определенные по старым требованиям закона, так называемые ориентировочные, предварительные, расчетные СЗЗ, должны были действовать до начала 2022 г. К 01.10.2019 природопользователи, имеющие только санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии проекта СЗЗ санитарным нормам и правилам, получили письма от Роспотребнадзора о необходимости срочно провести работы по внесению сведений о границах СЗЗ в ЕГРН[4]. Из-за высокой стоимости и длительности комплекса работ по установлению СЗЗ многие предприятия не успели их закончить, и срок завершения этой процедуры на тот момент отодвинули на 2 года: с 2020 на 2022 г.

Пункт 16 Закона № 342-ФЗ в редакции на конец 2021 г. говорит о том, что до 01.01.2020 установление, изменение или прекращение существования СЗЗ осуществляется в порядке, установленном до дня официального опубликования Закона № 342-ФЗ (т.е. до 04.08.2018) с учетом новых требований пп. 16.1, 16.2. Таким образом, фактически продолжают действовать Правила № 222, однако на некоторые их положения наложен временный мораторий. Не действуют до 01.01.2020 пп. 6, 23, 24 и 25 Правил № 222:

Извлечение
из Правил № 222

[…]
6. При планировании строительства или реконструкции объекта застройщик не позднее чем за 30 дней до дня направления в соответствии с [ГрК РФ] заявления о выдаче разрешения на строительство представляет в уполномоченный орган заявление об установлении или изменении [СЗЗ].
[…]
23. Копия решения об установлении (изменении) [СЗЗ], копия решения о прекращении существования [СЗЗ] направляются уполномоченным органом в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение [ЕГРН] и представление сведений, содержащихся в [ЕГРН], в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения, а в случаях, указанных в пункте 6 настоящих Правил, — со дня получения копии разрешения на строительство объекта капитального строительства.
[…]
24. Орган государственной власти, орган местного самоуправления, организация, выдавшие в соответствии с [ГрК РФ] разрешение на строительство объекта капитального строительства, в отношении которого принято решение об установлении (изменении) [СЗЗ], в течение 2 рабочих дней со дня выдачи такого разрешения направляют его копию в уполномоченный орган, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия.
[…]
25. [СЗЗ] и ограничения использования земельных участков, расположенных в ее границах, считаются установленными со дня внесения сведений о такой зоне в [ЕГРН].

 

Указанные пункты Правил № 222 обязывают застройщика при планировании строительства или реконструкции объекта не позднее, чем за 30 дней до дня направления заявления о выдаче разрешения на строительство подать заявление об установлении или изменении СЗЗ в Роспотребнадзор. После установления СЗЗ копия решения об установлении (изменении) направляется Роспотребнадзором в Росреестр. Уполномоченный на выдачу разрешения на строительство орган направляет копию решения о СЗЗ в Роспотребнадзор, после чего границы СЗЗ наносятся на кадастровую карту территории, сведения о ней вносятся в ЕГРН. С этого момента СЗЗ считается установленной.

Из-за этого дополнительного административного барьера в 2018 г. строительная отрасль получила значительные проблемы с получением разрешения на строительство, по причине чего и был наложен двухлетний мораторий на всю эту процедуру.

Однако и за выделенное дополнительное время бизнес не успел справиться с задачей и наладить быстрый алгоритм получения решения об установлении СЗЗ для строящихся объектов. На это повлияло несколько факторов:

1. Пандемия, которая как раз пришлась на период отсрочки и затормозила все процессы в государстве и в бизнесе.

2. Для крупных строек, которые относятся по санитарной классификации к I и II классам опасности, необходимо получать решение об установлении СЗЗ согласно Правилам № 222 в центральном аппарате Роспотребнадзора. Практика показала, что направленные в это ведомство проекты пропадали там минимум на полгода без обратной связи, после чего предприятие через длительное время получало уведомления об отказе в установлении СЗЗ, и приходилось подавать документы заново.

В итоге в конце 2021 г. вышел Федеральный закон от 30.12.2021 № 447-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Этим законом внесены изменения в ст. 26 Закона № 342-ФЗ. Теперь, согласно новой редакции п. 13 Закона № 342-ФЗ, ориентировочные, расчетные (предварительные) СЗЗ прекращают существование, а ограничения использования земельных участков в них прекращают действие начиная не с 01.01.2022, а с 01.01.2025. Собственники зданий, сооружений, в отношении которых были определены ориентировочные, расчетные (предварительные) СЗЗ, обязаны обратиться с заявлениями об установлении СЗЗ или о прекращении существования ориентировочных, расчетных (предварительных) СЗЗ не до 01.10.2021, а до 01.10.2024.

И, наконец, мораторий на действие пп. 6, 23, 24 и 25 Правил № 222 продлевается до 01.01.2025, т.е. у застройщиков есть еще три года на отладку процессов по установлению СЗЗ. Это подтверждается п. 59 Закона № 342-ФЗ:

59. Требования об установлении [ЗОУИТ] до выдачи разрешения на строительство и (или) о представлении вместе с заявлением о выдаче разрешения на строительство копии решения об установлении или изменении [ЗОУИТ] применяются с 1 января 2025 года.

СЗЗ для I и II классов опасности можно установить в региональном Роспотребнадзоре 

Как было сказано выше, согласно п. 3 действовавшей на конец прошлого года редакции Правил № 222 полномочия по выдаче решений на установление СЗЗ распределялись между органами Роспотребнадзора так — решение об установлении, изменении или о прекращении существования СЗЗ принимают следующие уполномоченные органы по результатам рассмотрения заявления об установлении, изменении или о прекращении существования СЗЗ:

• Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека — в отношении объектов I и II классов опасности в соответствии с классификацией, установленной санитарно-эпидемиологическими требованиями (далее — санитарная классификация), групп объектов, в состав которых входят объекты I и (или) II классов опасности, а также в отношении объектов, не включенных в санитарную классификацию;

• территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека — в отношении объектов III–V классов опасности в соответствии с санитарной классификацией, а также в отношении групп объектов, в состав которых входят объекты III–V классов опасности.

Однако именно из-за высокой загруженности Роспотребнадзора по г. Москве по рассмотрению проектов для объектов I и II классов опасности получение решения об установлении СЗЗ занимало такой долгий срок. Поэтому в начале 2022 г. данный пункт был отредактирован Постановлением Правительства РФ от 03.03.2022 № 286 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации». Теперь п. 3 Правил № 222 выглядит следующим образом:


[1] Правила установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 03.03.2018 № 222 (в ред. от 03.03.2022).

[2] СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».

[3] Зона с особыми условиями использования территории.

[4] Единый государственный реестр недвижимости.

М.В. Ламихова, инженер отдела охраны окружающей среды Саратовского филиала ООО «Газпром проектирование»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 5, 2022.

СЗЗ: что нового в 2022 году

Законодатели не дремлют и стараются улучшить и облегчить жизнь обычного природопользователя (или нет). Именно желанием упростить ведение бизнеса в непростых российских реалиях можно объяснить то, что в конце прошлого года и в начале нового произошел целый ряд изменений в санитарном и градостроительном законодательстве, которые довольно серьезно меняют процедуру разработки проекта и установления санитарно-защитной зоны (далее — СЗЗ). Рассмотрим основные из этих нововведений.

СЗЗ как ЗОУИТ: продлен мораторий на обязательность установления СЗЗ для строительства 

Сегодня проект СЗЗ разрабатывается в соответствии с требованиями Правил № 222[1] и СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03[2], а также на основании Градостроительного кодекса РФ (далее — ГрК РФ), т.к. СЗЗ является ЗОУИТ[3], требования к установлению которых утверждаются в ГрК РФ.

Для установления СЗЗ в соответствии с требованиями Правил № 222 после получения в Роспотребнадзоре санитарно-эпидемиологического заключения правообладателю объекта капитального строительства необходимо подать заявление об установлении границ СЗЗ вместе с проектом СЗЗ и экспертным заключением на проект. При этом в случае, если проектируемый объект, для которого разработан и утвержден проект СЗЗ, находится на территории действующего промышленного узла аналогичного вида хозяйственной деятельности, необходимо:

1) провести исследования атмосферного воздуха, уровней физического и иного воздействия за контуром объекта;

2) представить в Роспотребнадзор заявление об установлении СЗЗ с приложением к нему документов, предусмотренных п. 14 Правил № 222.

Следующим этапом является получение правообладателем земельных участков решения об установлении СЗЗ в Роспотребнадзоре после предоставления:

• заявления;

• проекта СЗЗ;

• экспертного и санитарно-эпидемиологического заключения на проект;

• результатов измерений уровней химического, физического и иных видов воздействия за контуром объекта, если объекты действующие;

• графического и текстового описания границ СЗЗ в формате XML и материалов оценки риска для здоровья населения (при необходимости).

В свое время Федеральный закон от 27.12.2019 № 455-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации — городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"» внес изменения в Федеральный закон от 03.08.2018 № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в ред. от 30.12.2021; далее — Закон № 342-ФЗ), который изначально определил СЗЗ в качестве ЗОУИТ и внес обязанность для застройщиков устанавливать СЗЗ до начала строительства объекта.

Согласно старой редакции ГрК РФ, действовавшей до конца 2021 г., границы СЗЗ, определенные по старым требованиям закона, так называемые ориентировочные, предварительные, расчетные СЗЗ, должны были действовать до начала 2022 г. К 01.10.2019 природопользователи, имеющие только санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии проекта СЗЗ санитарным нормам и правилам, получили письма от Роспотребнадзора о необходимости срочно провести работы по внесению сведений о границах СЗЗ в ЕГРН[4]. Из-за высокой стоимости и длительности комплекса работ по установлению СЗЗ многие предприятия не успели их закончить, и срок завершения этой процедуры на тот момент отодвинули на 2 года: с 2020 на 2022 г.

Пункт 16 Закона № 342-ФЗ в редакции на конец 2021 г. говорит о том, что до 01.01.2020 установление, изменение или прекращение существования СЗЗ осуществляется в порядке, установленном до дня официального опубликования Закона № 342-ФЗ (т.е. до 04.08.2018) с учетом новых требований пп. 16.1, 16.2. Таким образом, фактически продолжают действовать Правила № 222, однако на некоторые их положения наложен временный мораторий. Не действуют до 01.01.2020 пп. 6, 23, 24 и 25 Правил № 222:

Извлечение
из Правил № 222

[…]
6. При планировании строительства или реконструкции объекта застройщик не позднее чем за 30 дней до дня направления в соответствии с [ГрК РФ] заявления о выдаче разрешения на строительство представляет в уполномоченный орган заявление об установлении или изменении [СЗЗ].
[…]
23. Копия решения об установлении (изменении) [СЗЗ], копия решения о прекращении существования [СЗЗ] направляются уполномоченным органом в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение [ЕГРН] и представление сведений, содержащихся в [ЕГРН], в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения, а в случаях, указанных в пункте 6 настоящих Правил, — со дня получения копии разрешения на строительство объекта капитального строительства.
[…]
24. Орган государственной власти, орган местного самоуправления, организация, выдавшие в соответствии с [ГрК РФ] разрешение на строительство объекта капитального строительства, в отношении которого принято решение об установлении (изменении) [СЗЗ], в течение 2 рабочих дней со дня выдачи такого разрешения направляют его копию в уполномоченный орган, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия.
[…]
25. [СЗЗ] и ограничения использования земельных участков, расположенных в ее границах, считаются установленными со дня внесения сведений о такой зоне в [ЕГРН].

 

Указанные пункты Правил № 222 обязывают застройщика при планировании строительства или реконструкции объекта не позднее, чем за 30 дней до дня направления заявления о выдаче разрешения на строительство подать заявление об установлении или изменении СЗЗ в Роспотребнадзор. После установления СЗЗ копия решения об установлении (изменении) направляется Роспотребнадзором в Росреестр. Уполномоченный на выдачу разрешения на строительство орган направляет копию решения о СЗЗ в Роспотребнадзор, после чего границы СЗЗ наносятся на кадастровую карту территории, сведения о ней вносятся в ЕГРН. С этого момента СЗЗ считается установленной.

Из-за этого дополнительного административного барьера в 2018 г. строительная отрасль получила значительные проблемы с получением разрешения на строительство, по причине чего и был наложен двухлетний мораторий на всю эту процедуру.

Однако и за выделенное дополнительное время бизнес не успел справиться с задачей и наладить быстрый алгоритм получения решения об установлении СЗЗ для строящихся объектов. На это повлияло несколько факторов:

1. Пандемия, которая как раз пришлась на период отсрочки и затормозила все процессы в государстве и в бизнесе.

2. Для крупных строек, которые относятся по санитарной классификации к I и II классам опасности, необходимо получать решение об установлении СЗЗ согласно Правилам № 222 в центральном аппарате Роспотребнадзора. Практика показала, что направленные в это ведомство проекты пропадали там минимум на полгода без обратной связи, после чего предприятие через длительное время получало уведомления об отказе в установлении СЗЗ, и приходилось подавать документы заново.

В итоге в конце 2021 г. вышел Федеральный закон от 30.12.2021 № 447-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Этим законом внесены изменения в ст. 26 Закона № 342-ФЗ. Теперь, согласно новой редакции п. 13 Закона № 342-ФЗ, ориентировочные, расчетные (предварительные) СЗЗ прекращают существование, а ограничения использования земельных участков в них прекращают действие начиная не с 01.01.2022, а с 01.01.2025. Собственники зданий, сооружений, в отношении которых были определены ориентировочные, расчетные (предварительные) СЗЗ, обязаны обратиться с заявлениями об установлении СЗЗ или о прекращении существования ориентировочных, расчетных (предварительных) СЗЗ не до 01.10.2021, а до 01.10.2024.

И, наконец, мораторий на действие пп. 6, 23, 24 и 25 Правил № 222 продлевается до 01.01.2025, т.е. у застройщиков есть еще три года на отладку процессов по установлению СЗЗ. Это подтверждается п. 59 Закона № 342-ФЗ:

59. Требования об установлении [ЗОУИТ] до выдачи разрешения на строительство и (или) о представлении вместе с заявлением о выдаче разрешения на строительство копии решения об установлении или изменении [ЗОУИТ] применяются с 1 января 2025 года.

СЗЗ для I и II классов опасности можно установить в региональном Роспотребнадзоре 

Как было сказано выше, согласно п. 3 действовавшей на конец прошлого года редакции Правил № 222 полномочия по выдаче решений на установление СЗЗ распределялись между органами Роспотребнадзора так — решение об установлении, изменении или о прекращении существования СЗЗ принимают следующие уполномоченные органы по результатам рассмотрения заявления об установлении, изменении или о прекращении существования СЗЗ:

• Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека — в отношении объектов I и II классов опасности в соответствии с классификацией, установленной санитарно-эпидемиологическими требованиями (далее — санитарная классификация), групп объектов, в состав которых входят объекты I и (или) II классов опасности, а также в отношении объектов, не включенных в санитарную классификацию;

• территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека — в отношении объектов III–V классов опасности в соответствии с санитарной классификацией, а также в отношении групп объектов, в состав которых входят объекты III–V классов опасности.

Однако именно из-за высокой загруженности Роспотребнадзора по г. Москве по рассмотрению проектов для объектов I и II классов опасности получение решения об установлении СЗЗ занимало такой долгий срок. Поэтому в начале 2022 г. данный пункт был отредактирован Постановлением Правительства РФ от 03.03.2022 № 286 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации». Теперь п. 3 Правил № 222 выглядит следующим образом:


[1] Правила установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 03.03.2018 № 222 (в ред. от 03.03.2022).

[2] СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».

[3] Зона с особыми условиями использования территории.

[4] Единый государственный реестр недвижимости.

М.В. Ламихова, инженер отдела охраны окружающей среды Саратовского филиала ООО «Газпром проектирование»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 5, 2022.

Лом, РОП и ФЭО: коротко о главном
Источники экологической информации для проектировщиков
Обязательные требования в вопросах и ответах
Три шпаргалки по инвентаризации: выбросы, сбросы, отходы
Охрана атмосферного воздуха. Инвентаризация. Нормирование
Подписаться на новости
Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам