Отдаем журнал бесплатно!

Водоотведение будущего: с чего начинали, к тому и вернулись

Госдума приняла во втором чтении поправки Правительства Российской Федерации к проекту Федерального закона № 386179-6 «О внесении изменений в Федеральный закон "О водоснабжении и водоотведении" и некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее — поправки, проект № 386179-6), регулирующему отношения между организациями водопроводно-канализационного хозяйства (далее — ВКХ) и абонентами централизованной системы водоотведения (далее — ЦСВ).

 

Проектом № 386179-6 предлагается внести изменения в Федеральные законы от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее — Федеральный закон № 416-ФЗ), 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» и Водный кодекс Российской Федерации.

 

СПРАВКА

Проект № 386179-6 внесен в Госдуму 15.11.2013 и принят в первом чтении 14.11.2014, при этом Госдума постановила разработать поправки к указанному законопроекту.
01.07.2017 Правительство Российской Федерации уведомило о подготовке Минстроем России поправок к проекту № 386179-6, которые приняты во втором чтении 14.07.2017.
19.07.2017 проект № 386179-6 принят Госдумой в третьем чтении и направлен в Совет Федерации.

 

Поправки четко разделяют ответственность за сброс загрязняющих веществ между организациями ВКХ и абонентами ЦСВ.

 

Функции по предотвращению загрязнения водных объектов теми веществами, которые очищаются на очистных сооружениях организаций ВКХ, закреплены за организациями ВКХ, а в отношении веществ, очистка которых на очистных сооружениях организаций ВКХ не предусмотрена, — за абонентами ЦСВ.

Главными особенностями поправок являются:

1) отказ:

• от необходимости установления нормативов допустимых сбросов (далее — НДС), лимитов на сбросы для отдельных категорий абонентов ЦСВ;

• выделения отдельной категории абонентов ЦСВ, для объектов которых устанавливаются НДС, лимиты на сбросы;

2) распространение обязанности по соблюдению нормативов водоотведения по составу сточных вод на всех абонентов ЦСВ (за исключением жилых домов, многоквартирных домов (кроме нежилых помещений многоквартирных домов, имеющих отдельные канализационные выпуски в ЦСВ), иных объектов, определенных правилами холодного водоснабжения и водоотведения).

Изменение понятийного аппарата

Поправками установлены определения следующих понятий:

локальное очистное сооружение или устройство;

нормативы водоотведения по составу сточных вод;

централизованная система водоотведения поселения, городского округа (вместо понятия «централизованная система водоотведения»).

В настоящее время определения понятий «локальное очистное сооружение» и «нормативы водоотведения по составу сточных вод» предусмотрены Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644 (в ред. от 29.06.2017; далее — Правила ХВиВ).

Нормирование качества сточных вод, сбрасываемых абонентами в ЦСВ

Поправками предусмотрены основы правового регулирования порядка разработки, установления и соблюдения нормативов водоотведения по составу сточных вод:

1. Нормативы водоотведения разрабатываются в соответствии с порядком, предусмотренным правилами холодного водоснабжения и водоотведения.

В настоящее время Правила ХВиВ не содержат положений, регулирующих порядок разработки нормативов водоотведения по составу сточных вод. Поэтому в случае внесения в Федеральный закон № 416-ФЗ рассматриваемых изменений потребуется соответствующее дополнение Правил ХВиВ.

2. Нормативы водоотведения устанавливаются органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями ВКХ.

В настоящее время органы местного самоуправления также обладают:

полномочием устанавливать нормативы водоотведения по составу сточных вод;

правом наделять данным полномочием организацию ВКХ.

Соответствующее полномочие предусмотрено Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 № 167 (в ред. от 05.01.2015; далее — Правила пользования СКВК).

3. Нормативы водоотведения устанавливаются:

на основании НДС, утвержденных для объектов организаций ВКХ;

с учетом эффективности удаления загрязняющих веществ очистными сооружениями организаций ВКХ.

При этом показатели эффективности удаления загрязняющих веществ очистными сооружениями организаций ВКХ рассчитываются в соответствии с Правилами ХВиВ.

Правилами пользования СКВК предусмотрены схожие требования к порядку установления нормативов водоотведения по составу сточных вод:

 

Извлечение
из Правил пользования СКВК

[…]
61. Нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства с учетом следующих условий:
соблюдение норм предельно допустимых сбросов сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденных для организаций водопроводно-канализационного хозяйства природоохранными органами;
обеспечение проектных параметров очистки сточных вод на очистных сооружениях коммунальной канализации;
техническая и технологическая возможность очистных сооружений коммунальной канализации очищать сточные воды от конкретных загрязняющих веществ.
[…]

 

Принципиальным отличием предлагаемого порядка установления нормативов водоотведения от действующего порядка является отсутствие необходимости учитывать проектные параметры очистки сточных вод на очистных сооружениях организаций ВКХ. Однако не исключено, что такая необходимость будет предусмотрена Правилами ХВиВ.

Плата абонентов ЦСВ за превышение нормативов водоотведения по составу сточных вод

Основание для исчисления и внесения платы — наличие в составе сточных вод абонента ЦСВ загрязняющих веществ в концентрациях, превышающих нормативы водоотведения по составу сточных вод.

При этом средства, полученные организациями ВКХ в виде платы за превышение нормативов водоотведения по составу сточных вод, используются целевым образом:

на внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС);

на компенсацию вреда, причиненного водным объектам;

в качестве источника финансирования инвестиционной программы организации ВКХ (в части мероприятий по снижению НВОС).

Планы снижения сбросов абонентов ЦСВ

Основания для разработки абонентами ЦСВ планов снижения сбросов:

превышение нормативов водоотведения по составу сточных вод 2 раза и более в течение 12 месяцев со дня первого превышения;

однократное превышение нормативов водоотведения по составу сточных вод в 3 и более раза.

Алгоритм разработки и утверждения плана снижения сбросов:

1. План снижения сбросов разрабатывается и утверждается абонентами ЦСВ в течение 90 календарных дней со дня уведомления абонента организацией ВКХ о наличии оснований для разработки плана.

2. В пределах указанного срока план снижения сбросов согласовывается:

• с территориальным органом Росприроднадзора (в случае, если объект абонента соответствует критериям определения объектов, подлежащих федеральному госэконадзору);

• уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (в иных случаях);

• организацией ВКХ (во всех случаях).

Мероприятия, включаемые в план снижения сбросов:

• строительство или модернизация локальных очистных сооружений;

• очистка сточных вод абонента с использованием локальных очистных сооружений, принадлежащих третьим лицам;

• создание систем оборотного водоснабжения;

• внедрение технологий производства продукции (товаров), оказания услуг, проведения работ, обеспечивающих снижение содержания загрязняющих веществ в составе сточных вод.

 

КСТАТИ

В соответствии с поправками плата за превышение нормативов водоотведения по составу сточных вод уменьшается за счет затрат на реализацию мероприятий, предусмотренных планом снижения сбросов.

 

В настоящее время Правилами ХВиВ установлены:

основания для разработки, согласования, утверждения и реализации плана по обеспечению соблюдения требований к составу и свойствам сточных вод, установленных Правилами ХВиВ;

порядок разработки, согласования и утверждения указанного плана.

При этом в случае внесения рассматриваемых изменений в Федеральный закон № 416-ФЗ и сохранении в неизменном виде положений Правил ХВиВ абоненты ЦСВ будут обременены (при наличии оснований) двумя различными обязанностями по разработке, утверждению и реализации:

планов по обеспечению соблюдения требований к составу и свойствам сточных вод;

планов снижения сбросов.

Проведение проверок органами госэконадзора в отношении абонентов ЦСВ

Организация ВКХ уведомляет орган госэконадзора о случаях, когда абонент ЦСВ:

не разработал и не утвердил план снижения сбросов (при наличии оснований);

не реализовал план снижения сбросов в установленные сроки;

неоднократно (2 и более раза в течение года) не допустил представителей организации ВКХ к местам отбора проб сточных вод для проведения в установленном порядке контроля состава и свойств сточных вод.

Соответствующее уведомление является основанием для проведения в отношении абонента ЦСВ проверки:

• территориальным органом Росприроднадзора (в случае, если объект абонента соответствует критериям определения объектов, подлежащих федеральному госэконадзору);

• органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (в иных случаях).

Возмещение абонентами ЦСВ вреда, причиненного водному объекту

Обязанность по возмещению вреда, причиненного водному объекту в результате сброса сточных вод через ЦСВ, предлагается возложить на абонентов ЦСВ, допустивших сброс сточных вод, не соответствующих нормативам водоотведения по составу сточных вод, в случаях причинения вреда окружающей среде при сбросе:

загрязняющих веществ, не относящихся к технологически нормируемым веществам (за исключением случаев причинения вреда в результате сброса таких веществ, образовавшихся в результате хозяйственной или иной деятельности объектов организаций, эксплуатирующих ЦСВ поселения, городского округа);

технологически нормируемых веществ при превышении абонентами в 3 и более раза нормативов водоотведения по составу сточных вод по таким веществам.

Следует отметить, что поправками не определено понятие «технологически нормируемые вещества». Вероятно, данное понятие связано с технологическими показателями наилучших доступных технологий в сфере очистки сточных вод с использованием ЦСВ поселений, городских округов[1] (далее — технологические показатели НДТ).

Нормирование объектов ЦСВ, эксплуатируемых организациями ВКХ

Предлагается установить, что для объектов ЦСВ поселений, городских округов в отношении загрязняющих веществ, не относящихся к технологически нормируемым веществам, НДС (в целях расчета нормативов водоотведения по составу сточных вод абонентов):

• устанавливаются комплексным экологическим разрешением;

• или рассчитываются при подаче декларации о воздействии на окружающую среду.

НДС в указанном случае устанавливаются расчетным путем:

• на основе нормативов качества окружающей среды;

• с учетом фонового состояния водного объекта;

• в отношении загрязняющих веществ, содержание которых в сточных водах объектов ЦСВ поселений, городских округов на выпусках в водные объекты превышает значение предельно допустимой концентрации вещества в воде водного объекта.

В свою очередь, технологические нормативы на основе технологических показателей НДТ устанавливаются для объектов ЦСВ поселений, городских округов:

отнесенных к I категории;

отнесенных ко II категории (в случае применения владельцами данных объектов права на получение комплексного экологического разрешения в инициативном порядке).

Основания для установления временно согласованных сбросов:

невозможность соблюдения технологических нормативов (НДС по технологически нормируемым веществам);

наличие плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности.

Временно согласованные сбросы в указанном случае устанавливаются на основе фактических показателей массы сбросов загрязняющих веществ на уровне максимальных значений концентраций за последний календарный год эксплуатации объектов ЦСВ поселений, городских округов (исключая аварийные сбросы).

Плата организаций ВКХ за сброс сточных вод в водный объект

Предлагается установить право организаций ВКХ:

на применение при исчислении платы за НВОС в части сбросов загрязняющих веществ, не относящихся к веществам, для которых устанавливаются технологические показатели НДТ, коэффициента 0,5 (за исключением периода реализации организациями, эксплуатирующими ЦСВ поселений, городских округов, программ повышения экологической эффективности или планов мероприятий по охране окружающей среды);

уменьшение платы за НВОС за счет:

– затрат на реализацию мероприятий по снижению НВОС, включенных в план мероприятий по охране окружающей среды или программу повышения экологической эффективности, фактически произведенных указанными организациями;

– суммы, на которую была снижена плата абонентов ЦСВ за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов водоотведения по составу сточных вод (в случае реализации абонентами ЦСВ планов снижения сбросов).

Изменения подзаконных нормативных правовых актов

Предлагается установить:

правила отнесения ЦСВ к ЦСВ поселений, городских округов;

порядок установления органами местного самоуправления нормативов водоотведения по составу сточных вод;

порядок исчисления и взимания платы абонентов за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов водоотведения по составу сточных вод, порядок уменьшения платы абонентов за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов водоотведения по составу сточных вод в случае реализации абонентами планов снижения сбросов;

порядок возмещения вреда, причиненного водному объекту при сбросе загрязняющих веществ в водные объекты и ЦСВ поселений, городских округов организациями, осуществляющими водоотведение, и их абонентами.

 

[1] ИТС 10-2015 «Очистка сточных вод с использованием централизованных систем водоотведения поселений, городских округов» утвержден Приказом Росстандарта от 15.12.2015 № 1580.

В.А. Алымова, ведущий юрист ООО «Центр правовой экологии»

Статья опубликована в журнале «Справочник эколога» № 8, 2017.

Отдаем журнал бесплатно!

Водоотведение будущего: с чего начинали, к тому и вернулись

Госдума приняла во втором чтении поправки Правительства Российской Федерации к проекту Федерального закона № 386179-6 «О внесении изменений в Федеральный закон "О водоснабжении и водоотведении" и некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее — поправки, проект № 386179-6), регулирующему отношения между организациями водопроводно-канализационного хозяйства (далее — ВКХ) и абонентами централизованной системы водоотведения (далее — ЦСВ).

 

Проектом № 386179-6 предлагается внести изменения в Федеральные законы от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее — Федеральный закон № 416-ФЗ), 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» и Водный кодекс Российской Федерации.

 

СПРАВКА

Проект № 386179-6 внесен в Госдуму 15.11.2013 и принят в первом чтении 14.11.2014, при этом Госдума постановила разработать поправки к указанному законопроекту.
01.07.2017 Правительство Российской Федерации уведомило о подготовке Минстроем России поправок к проекту № 386179-6, которые приняты во втором чтении 14.07.2017.
19.07.2017 проект № 386179-6 принят Госдумой в третьем чтении и направлен в Совет Федерации.

 

Поправки четко разделяют ответственность за сброс загрязняющих веществ между организациями ВКХ и абонентами ЦСВ.

 

Функции по предотвращению загрязнения водных объектов теми веществами, которые очищаются на очистных сооружениях организаций ВКХ, закреплены за организациями ВКХ, а в отношении веществ, очистка которых на очистных сооружениях организаций ВКХ не предусмотрена, — за абонентами ЦСВ.

Главными особенностями поправок являются:

1) отказ:

• от необходимости установления нормативов допустимых сбросов (далее — НДС), лимитов на сбросы для отдельных категорий абонентов ЦСВ;

• выделения отдельной категории абонентов ЦСВ, для объектов которых устанавливаются НДС, лимиты на сбросы;

2) распространение обязанности по соблюдению нормативов водоотведения по составу сточных вод на всех абонентов ЦСВ (за исключением жилых домов, многоквартирных домов (кроме нежилых помещений многоквартирных домов, имеющих отдельные канализационные выпуски в ЦСВ), иных объектов, определенных правилами холодного водоснабжения и водоотведения).

Изменение понятийного аппарата

Поправками установлены определения следующих понятий:

локальное очистное сооружение или устройство;

нормативы водоотведения по составу сточных вод;

централизованная система водоотведения поселения, городского округа (вместо понятия «централизованная система водоотведения»).

В настоящее время определения понятий «локальное очистное сооружение» и «нормативы водоотведения по составу сточных вод» предусмотрены Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644 (в ред. от 29.06.2017; далее — Правила ХВиВ).

Нормирование качества сточных вод, сбрасываемых абонентами в ЦСВ

Поправками предусмотрены основы правового регулирования порядка разработки, установления и соблюдения нормативов водоотведения по составу сточных вод:

1. Нормативы водоотведения разрабатываются в соответствии с порядком, предусмотренным правилами холодного водоснабжения и водоотведения.

В настоящее время Правила ХВиВ не содержат положений, регулирующих порядок разработки нормативов водоотведения по составу сточных вод. Поэтому в случае внесения в Федеральный закон № 416-ФЗ рассматриваемых изменений потребуется соответствующее дополнение Правил ХВиВ.

2. Нормативы водоотведения устанавливаются органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями ВКХ.

В настоящее время органы местного самоуправления также обладают:

полномочием устанавливать нормативы водоотведения по составу сточных вод;

правом наделять данным полномочием организацию ВКХ.

Соответствующее полномочие предусмотрено Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 № 167 (в ред. от 05.01.2015; далее — Правила пользования СКВК).

3. Нормативы водоотведения устанавливаются:

на основании НДС, утвержденных для объектов организаций ВКХ;

с учетом эффективности удаления загрязняющих веществ очистными сооружениями организаций ВКХ.

При этом показатели эффективности удаления загрязняющих веществ очистными сооружениями организаций ВКХ рассчитываются в соответствии с Правилами ХВиВ.

Правилами пользования СКВК предусмотрены схожие требования к порядку установления нормативов водоотведения по составу сточных вод:

 

Извлечение
из Правил пользования СКВК

[…]
61. Нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства с учетом следующих условий:
соблюдение норм предельно допустимых сбросов сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденных для организаций водопроводно-канализационного хозяйства природоохранными органами;
обеспечение проектных параметров очистки сточных вод на очистных сооружениях коммунальной канализации;
техническая и технологическая возможность очистных сооружений коммунальной канализации очищать сточные воды от конкретных загрязняющих веществ.
[…]

 

Принципиальным отличием предлагаемого порядка установления нормативов водоотведения от действующего порядка является отсутствие необходимости учитывать проектные параметры очистки сточных вод на очистных сооружениях организаций ВКХ. Однако не исключено, что такая необходимость будет предусмотрена Правилами ХВиВ.

Плата абонентов ЦСВ за превышение нормативов водоотведения по составу сточных вод

Основание для исчисления и внесения платы — наличие в составе сточных вод абонента ЦСВ загрязняющих веществ в концентрациях, превышающих нормативы водоотведения по составу сточных вод.

При этом средства, полученные организациями ВКХ в виде платы за превышение нормативов водоотведения по составу сточных вод, используются целевым образом:

на внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС);

на компенсацию вреда, причиненного водным объектам;

в качестве источника финансирования инвестиционной программы организации ВКХ (в части мероприятий по снижению НВОС).

Планы снижения сбросов абонентов ЦСВ

Основания для разработки абонентами ЦСВ планов снижения сбросов:

превышение нормативов водоотведения по составу сточных вод 2 раза и более в течение 12 месяцев со дня первого превышения;

однократное превышение нормативов водоотведения по составу сточных вод в 3 и более раза.

Алгоритм разработки и утверждения плана снижения сбросов:

1. План снижения сбросов разрабатывается и утверждается абонентами ЦСВ в течение 90 календарных дней со дня уведомления абонента организацией ВКХ о наличии оснований для разработки плана.

2. В пределах указанного срока план снижения сбросов согласовывается:

• с территориальным органом Росприроднадзора (в случае, если объект абонента соответствует критериям определения объектов, подлежащих федеральному госэконадзору);

• уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (в иных случаях);

• организацией ВКХ (во всех случаях).

Мероприятия, включаемые в план снижения сбросов:

• строительство или модернизация локальных очистных сооружений;

• очистка сточных вод абонента с использованием локальных очистных сооружений, принадлежащих третьим лицам;

• создание систем оборотного водоснабжения;

• внедрение технологий производства продукции (товаров), оказания услуг, проведения работ, обеспечивающих снижение содержания загрязняющих веществ в составе сточных вод.

 

КСТАТИ

В соответствии с поправками плата за превышение нормативов водоотведения по составу сточных вод уменьшается за счет затрат на реализацию мероприятий, предусмотренных планом снижения сбросов.

 

В настоящее время Правилами ХВиВ установлены:

основания для разработки, согласования, утверждения и реализации плана по обеспечению соблюдения требований к составу и свойствам сточных вод, установленных Правилами ХВиВ;

порядок разработки, согласования и утверждения указанного плана.

При этом в случае внесения рассматриваемых изменений в Федеральный закон № 416-ФЗ и сохранении в неизменном виде положений Правил ХВиВ абоненты ЦСВ будут обременены (при наличии оснований) двумя различными обязанностями по разработке, утверждению и реализации:

планов по обеспечению соблюдения требований к составу и свойствам сточных вод;

планов снижения сбросов.

Проведение проверок органами госэконадзора в отношении абонентов ЦСВ

Организация ВКХ уведомляет орган госэконадзора о случаях, когда абонент ЦСВ:

не разработал и не утвердил план снижения сбросов (при наличии оснований);

не реализовал план снижения сбросов в установленные сроки;

неоднократно (2 и более раза в течение года) не допустил представителей организации ВКХ к местам отбора проб сточных вод для проведения в установленном порядке контроля состава и свойств сточных вод.

Соответствующее уведомление является основанием для проведения в отношении абонента ЦСВ проверки:

• территориальным органом Росприроднадзора (в случае, если объект абонента соответствует критериям определения объектов, подлежащих федеральному госэконадзору);

• органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (в иных случаях).

Возмещение абонентами ЦСВ вреда, причиненного водному объекту

Обязанность по возмещению вреда, причиненного водному объекту в результате сброса сточных вод через ЦСВ, предлагается возложить на абонентов ЦСВ, допустивших сброс сточных вод, не соответствующих нормативам водоотведения по составу сточных вод, в случаях причинения вреда окружающей среде при сбросе:

загрязняющих веществ, не относящихся к технологически нормируемым веществам (за исключением случаев причинения вреда в результате сброса таких веществ, образовавшихся в результате хозяйственной или иной деятельности объектов организаций, эксплуатирующих ЦСВ поселения, городского округа);

технологически нормируемых веществ при превышении абонентами в 3 и более раза нормативов водоотведения по составу сточных вод по таким веществам.

Следует отметить, что поправками не определено понятие «технологически нормируемые вещества». Вероятно, данное понятие связано с технологическими показателями наилучших доступных технологий в сфере очистки сточных вод с использованием ЦСВ поселений, городских округов[1] (далее — технологические показатели НДТ).

Нормирование объектов ЦСВ, эксплуатируемых организациями ВКХ

Предлагается установить, что для объектов ЦСВ поселений, городских округов в отношении загрязняющих веществ, не относящихся к технологически нормируемым веществам, НДС (в целях расчета нормативов водоотведения по составу сточных вод абонентов):

• устанавливаются комплексным экологическим разрешением;

• или рассчитываются при подаче декларации о воздействии на окружающую среду.

НДС в указанном случае устанавливаются расчетным путем:

• на основе нормативов качества окружающей среды;

• с учетом фонового состояния водного объекта;

• в отношении загрязняющих веществ, содержание которых в сточных водах объектов ЦСВ поселений, городских округов на выпусках в водные объекты превышает значение предельно допустимой концентрации вещества в воде водного объекта.

В свою очередь, технологические нормативы на основе технологических показателей НДТ устанавливаются для объектов ЦСВ поселений, городских округов:

отнесенных к I категории;

отнесенных ко II категории (в случае применения владельцами данных объектов права на получение комплексного экологического разрешения в инициативном порядке).

Основания для установления временно согласованных сбросов:

невозможность соблюдения технологических нормативов (НДС по технологически нормируемым веществам);

наличие плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности.

Временно согласованные сбросы в указанном случае устанавливаются на основе фактических показателей массы сбросов загрязняющих веществ на уровне максимальных значений концентраций за последний календарный год эксплуатации объектов ЦСВ поселений, городских округов (исключая аварийные сбросы).

Плата организаций ВКХ за сброс сточных вод в водный объект

Предлагается установить право организаций ВКХ:

на применение при исчислении платы за НВОС в части сбросов загрязняющих веществ, не относящихся к веществам, для которых устанавливаются технологические показатели НДТ, коэффициента 0,5 (за исключением периода реализации организациями, эксплуатирующими ЦСВ поселений, городских округов, программ повышения экологической эффективности или планов мероприятий по охране окружающей среды);

уменьшение платы за НВОС за счет:

– затрат на реализацию мероприятий по снижению НВОС, включенных в план мероприятий по охране окружающей среды или программу повышения экологической эффективности, фактически произведенных указанными организациями;

– суммы, на которую была снижена плата абонентов ЦСВ за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов водоотведения по составу сточных вод (в случае реализации абонентами ЦСВ планов снижения сбросов).

Изменения подзаконных нормативных правовых актов

Предлагается установить:

правила отнесения ЦСВ к ЦСВ поселений, городских округов;

порядок установления органами местного самоуправления нормативов водоотведения по составу сточных вод;

порядок исчисления и взимания платы абонентов за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов водоотведения по составу сточных вод, порядок уменьшения платы абонентов за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов водоотведения по составу сточных вод в случае реализации абонентами планов снижения сбросов;

порядок возмещения вреда, причиненного водному объекту при сбросе загрязняющих веществ в водные объекты и ЦСВ поселений, городских округов организациями, осуществляющими водоотведение, и их абонентами.

 

[1] ИТС 10-2015 «Очистка сточных вод с использованием централизованных систем водоотведения поселений, городских округов» утвержден Приказом Росстандарта от 15.12.2015 № 1580.

В.А. Алымова, ведущий юрист ООО «Центр правовой экологии»

Статья опубликована в журнале «Справочник эколога» № 8, 2017.

Статотчетность для эколога: как заполнять формы?
Санитарно-защитные зоны и их неочевидные аспекты
Новый дайджест журнала «Справочник эколога»
Выбросы парниковых газов
Как разработать заявку на получение КЭР для объекта I категории НВОС
Как теперь это делается: новое для природопользователя
Лом, РОП и ФЭО: коротко о главном
Источники экологической информации для проектировщиков
Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам