Плата за НВОС: отчитываемся за 2021 год

Ключевые вопросы

Сведения для расчета платы

Общие требования к расчету и декларации о плате

Ответственность

Плата за выбросы, сбросы, отходы: плательщики, платежная база, ставки платы, коэффициенты, заполнение разделов декларации

 

 

Плата за негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС, плата) взимается за следующие его виды:

• выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками;

• сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;

• хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).

Плату обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории РФ, континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую НВОС, за исключением хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность исключительно на объектах IV категории.

К сведению

В 2021 г. в нормативные правовые акты по плате вносилось лишь одно изменение, касающееся временной отмены пеней за невнесение авансовых платежей за III квартал 2020 г. и I–III кварталы 2021 г.[1] При этом в целом механизм расчета платы за 2021 г. по сравнению с 2020 отчетным годом не изменился.

 

В общем случае плата рассчитывается по формуле:

 

ПНВОС = ПБ × С × К1…n,

 

где ПНВОС — плата за НВОС;

ПБ — платежная база по итогам отчетного года;

С — ставка платы за НВОС;

К1…n — коэффициент, применяемый при исчислении платы.

Сведения для расчета платы

При расчете платы используются следующие сведения:

Объекты I категории

Используются сведения из комплексного экологического разрешения (далее — КЭР).

В отсутствие КЭР хозяйствующий субъект вправе руководствоваться действующими нормативами из разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, разрешений на сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, лимитами на выбросы, сбросы, нормативами образования отходов и лимитами на их размещение (далее — НООЛР).

Указанные разрешения и документы, полученные до 01.01.2019, можно применять, пока не истекут сроки их действия либо до дня получения КЭР в течение срока действия таких разрешений и документов (п. 1 ст. 11 Закона № 219-ФЗ[2]).

После 01.01.2019 и до получения КЭР лица, осуществляющие деятельность на объектах I категории, также могут получить новые или переоформить старые разрешения и документы, которые будут действительными до дня получения КЭР (п. 1.1 ст. 11 Закона № 219-ФЗ).

Обратите внимание

В качестве меры поддержки бизнеса в условиях распространения новой коронавирусной инфекции принято постановление Правительства[3], согласно которому сроки действия разрешений и лимитов на выброс или сброс в отношении объектов I категории, истекающие в периоды с 15.03.2020 по 31.12.2020, с 01.01.2021 по 31.12.2021, продлеваются на 12 месяцев.

 

Объекты II категории

Используются сведения из декларации о воздействии на окружающую среду (далее — ДВОС). При этом, как и для объектов I категории, для объектов II категории действуют нормы о возможности применения (до дня истечения срока действия либо до дня представления ДВОС) разрешений и лимитов на выбросы и сбросы, НООЛР, полученных до 01.01.2019 (п. 1.1 ст. 11 Закона № 219-ФЗ).

Объекты III категории

Используются сведения из отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля (далее — ПЭК, отчет ПЭК)[4].

 

[1] См. Федеральный закон от 02.07.2021 № 342-ФЗ «О внесении изменений в главу XVI Федерального закона "Об охране окружающей среды" и статьи 1 и 4 Федерального закона "О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части снижения загрязнения атмосферного воздуха"».

[2] Федеральный закон от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в ред. от 26.07.2019).

[3] Постановление Правительства РФ от 03.04.2020 № 440 «О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020–2022 годах» (в ред. от 29.12.2021).

[4] В отношении выбросов и сбросов высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II классов опасности), плата определяется исходя из нормативов допустимых выбросов и сбросов (далее — НДВ и НДС).

О.А. Фильченкова, заместитель директора Экспертного департамента Общероссийской общественной организации «Российское экологическое общество»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 2, 2022.

Плата за НВОС: отчитываемся за 2021 год

Ключевые вопросы

Сведения для расчета платы

Общие требования к расчету и декларации о плате

Ответственность

Плата за выбросы, сбросы, отходы: плательщики, платежная база, ставки платы, коэффициенты, заполнение разделов декларации

 

 

Плата за негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС, плата) взимается за следующие его виды:

• выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками;

• сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;

• хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).

Плату обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории РФ, континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую НВОС, за исключением хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность исключительно на объектах IV категории.

К сведению

В 2021 г. в нормативные правовые акты по плате вносилось лишь одно изменение, касающееся временной отмены пеней за невнесение авансовых платежей за III квартал 2020 г. и I–III кварталы 2021 г.[1] При этом в целом механизм расчета платы за 2021 г. по сравнению с 2020 отчетным годом не изменился.

 

В общем случае плата рассчитывается по формуле:

 

ПНВОС = ПБ × С × К1…n,

 

где ПНВОС — плата за НВОС;

ПБ — платежная база по итогам отчетного года;

С — ставка платы за НВОС;

К1…n — коэффициент, применяемый при исчислении платы.

Сведения для расчета платы

При расчете платы используются следующие сведения:

Объекты I категории

Используются сведения из комплексного экологического разрешения (далее — КЭР).

В отсутствие КЭР хозяйствующий субъект вправе руководствоваться действующими нормативами из разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, разрешений на сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, лимитами на выбросы, сбросы, нормативами образования отходов и лимитами на их размещение (далее — НООЛР).

Указанные разрешения и документы, полученные до 01.01.2019, можно применять, пока не истекут сроки их действия либо до дня получения КЭР в течение срока действия таких разрешений и документов (п. 1 ст. 11 Закона № 219-ФЗ[2]).

После 01.01.2019 и до получения КЭР лица, осуществляющие деятельность на объектах I категории, также могут получить новые или переоформить старые разрешения и документы, которые будут действительными до дня получения КЭР (п. 1.1 ст. 11 Закона № 219-ФЗ).

Обратите внимание

В качестве меры поддержки бизнеса в условиях распространения новой коронавирусной инфекции принято постановление Правительства[3], согласно которому сроки действия разрешений и лимитов на выброс или сброс в отношении объектов I категории, истекающие в периоды с 15.03.2020 по 31.12.2020, с 01.01.2021 по 31.12.2021, продлеваются на 12 месяцев.

 

Объекты II категории

Используются сведения из декларации о воздействии на окружающую среду (далее — ДВОС). При этом, как и для объектов I категории, для объектов II категории действуют нормы о возможности применения (до дня истечения срока действия либо до дня представления ДВОС) разрешений и лимитов на выбросы и сбросы, НООЛР, полученных до 01.01.2019 (п. 1.1 ст. 11 Закона № 219-ФЗ).

Объекты III категории

Используются сведения из отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля (далее — ПЭК, отчет ПЭК)[4].

 

[1] См. Федеральный закон от 02.07.2021 № 342-ФЗ «О внесении изменений в главу XVI Федерального закона "Об охране окружающей среды" и статьи 1 и 4 Федерального закона "О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части снижения загрязнения атмосферного воздуха"».

[2] Федеральный закон от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в ред. от 26.07.2019).

[3] Постановление Правительства РФ от 03.04.2020 № 440 «О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020–2022 годах» (в ред. от 29.12.2021).

[4] В отношении выбросов и сбросов высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II классов опасности), плата определяется исходя из нормативов допустимых выбросов и сбросов (далее — НДВ и НДС).

О.А. Фильченкова, заместитель директора Экспертного департамента Общероссийской общественной организации «Российское экологическое общество»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 2, 2022.

Лом, РОП и ФЭО: коротко о главном
Источники экологической информации для проектировщиков
Обязательные требования в вопросах и ответах
Три шпаргалки по инвентаризации: выбросы, сбросы, отходы
Охрана атмосферного воздуха. Инвентаризация. Нормирование
Подписаться на новости
Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам