Отдаем журнал бесплатно!

Внесение платы за НВОС по веществам, не включенным в Перечень № 1316-р

Платежная база для исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС) определяется лицами, обязанными вносить плату[1], для каждого стационарного источника, фактически использовавшегося в отчетный период, в отношении каждого загрязняющего вещества (далее — ЗВ), включенного в перечень ЗВ. В связи с этим интересен вопрос, за какие вещества следует вносить плату.

 

Плата за НВОС взимается (п. 1 ст. 16 Закона № 7-ФЗ):

• за выбросы ЗВ в атмосферный воздух стационарными источниками;

• сбросы ЗВ в водные объекты;

• хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).

Отчетным периодом в отношении платы за НВОС признается календарный год (п. 2 ст. 16.4 Закона № 7-ФЗ).

Перечень ЗВ

Правительством РФ устанавливается перечень ЗВ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды. Такие ЗВ определяются (ст. 4.1 Закона № 7-ФЗ):

• с учетом уровня токсичности, канцерогенных и (или) мутагенных свойств химических и иных веществ, в т.ч. имеющих тенденцию к накоплению в окружающей среде, а также их способности к преобразованию в окружающей среде в соединения, обладающие большей токсичностью;

• с учетом данных государственного экологического мониторинга и социально-гигиенического мониторинга;

• при наличии методик (методов) измерения ЗВ.

Правовое регулирование

Перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды (далее — Перечень № 1316-р), утвержден Распоряжением Правительства РФ от 08.07.2015 № 1316-р (в ред. от 10.05.2019). Перечень № 1316-р является закрытым.

 

Ставки платы за НВОС устанавливаются за выбросы, сбросы ЗВ в отношении каждого ЗВ, включенного в перечень (п. 2 ст. 16.3 Закона № 7-ФЗ).

Таким образом, законодательством предусмотрено, что плата вносится только за ЗВ, включенные в Перечень № 1316-р.

Ставки платы

Ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду утверждены Постановлением Правительства РФ от 13.09.2016 № 913 (в ред. от 24.01.2020; далее — Постановление № 913).

Перечень № 1316-р содержит, в частности, следующие ЗВ, ставки платы за которые утверждены Постановлением № 913:

• взвешенные вещества;

• углеводороды предельные C1–C5;

• углеводороды предельные C6–C10;

• гексан.

 

При этом по таким веществам, как углерод (сажа), дижелезо триоксид, пыль абразивная, пентан, бутан, этан, отсутствующим в Перечне № 1316-р, ставки платы не установлены.

В письмах Минприроды России и Росприроднадзора[2] выражена следующая позиция: выбросы веществ, которые по своим физическим свойствам относятся к твердым частицам, присутствуют в Перечне № 1316-р и индивидуально поименованы, нормируются индивидуально (отдельно по каждому из таких веществ). Все остальные вещества, относящиеся к твердым частицам по своим физическим свойствам, целесообразно учитывать в составе выбросов как взвешенные вещества. В связи с этим выбросы таких веществ, как пыль абразивная, углерод (сажа), железа оксид, по своим физическим свойствам относящимся к твердым частицам, целесообразно учитывать в составе выбросов как взвешенные вещества, соответственно, плата в таком случае исчисляется исходя из ставок платы в зависимости от размера твердых частиц.

Вместе с тем письма не являются нормативными правовыми актами, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера[3].

Кроме того, в СанПиН 1.2.3685-21[4] предусмотрены предельно допустимые концентрации (далее — ПДК) ЗВ в атмосферном воздухе городских и сельских поселений отдельно по следующим веществам: взвешенные вещества, дижелезо триоксид (железа оксид), пыль абразивная, пентан, гексан, бутан, смесь предельных углеводородов.

Судебная практика

В судебной практике складываются два противоположных подхода относительно необходимости вносить плату за НВОС по веществам, не включенным в Перечень № 1316-р. Приведем примеры.

 

[1] Плату за НВОС обязаны вносить хозяйствующие субъекты, осуществляющие на территории РФ, континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую НВОС, за исключением лиц, осуществляющих деятельность исключительно на объектах IV категории (п. 1 ст. 16.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 02.07.2021); далее — Закон № 7-ФЗ).

[2] См. письма Минприроды России от 29.11.2019 № 19-47/29872 «О плате за негативное воздействие на окружающую среду», Росприроднадзора от 16.01.2017 № АС-03-01-31/502 «О рассмотрении обращения».

[3] Пункт 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 № 1009 (в ред. от 18.03.2021).

[4] СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».

Д.М. Обухова, заместитель генерального директора ООО «Юридический центр промышленной экологии», член Рабочей группы Комитета по экологии и охране окружающей среды по обращению с отходами Государственной Думы ФС РФ, эколог-аудитор, судебный эксперт в экологии, эксперт ОНФ по экологии
Е.С. Артюхова, юрист ООО «Юридический центр промышленной экологии»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 1, 2022.

Отдаем журнал бесплатно!

Внесение платы за НВОС по веществам, не включенным в Перечень № 1316-р

Платежная база для исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС) определяется лицами, обязанными вносить плату[1], для каждого стационарного источника, фактически использовавшегося в отчетный период, в отношении каждого загрязняющего вещества (далее — ЗВ), включенного в перечень ЗВ. В связи с этим интересен вопрос, за какие вещества следует вносить плату.

 

Плата за НВОС взимается (п. 1 ст. 16 Закона № 7-ФЗ):

• за выбросы ЗВ в атмосферный воздух стационарными источниками;

• сбросы ЗВ в водные объекты;

• хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).

Отчетным периодом в отношении платы за НВОС признается календарный год (п. 2 ст. 16.4 Закона № 7-ФЗ).

Перечень ЗВ

Правительством РФ устанавливается перечень ЗВ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды. Такие ЗВ определяются (ст. 4.1 Закона № 7-ФЗ):

• с учетом уровня токсичности, канцерогенных и (или) мутагенных свойств химических и иных веществ, в т.ч. имеющих тенденцию к накоплению в окружающей среде, а также их способности к преобразованию в окружающей среде в соединения, обладающие большей токсичностью;

• с учетом данных государственного экологического мониторинга и социально-гигиенического мониторинга;

• при наличии методик (методов) измерения ЗВ.

Правовое регулирование

Перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды (далее — Перечень № 1316-р), утвержден Распоряжением Правительства РФ от 08.07.2015 № 1316-р (в ред. от 10.05.2019). Перечень № 1316-р является закрытым.

 

Ставки платы за НВОС устанавливаются за выбросы, сбросы ЗВ в отношении каждого ЗВ, включенного в перечень (п. 2 ст. 16.3 Закона № 7-ФЗ).

Таким образом, законодательством предусмотрено, что плата вносится только за ЗВ, включенные в Перечень № 1316-р.

Ставки платы

Ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду утверждены Постановлением Правительства РФ от 13.09.2016 № 913 (в ред. от 24.01.2020; далее — Постановление № 913).

Перечень № 1316-р содержит, в частности, следующие ЗВ, ставки платы за которые утверждены Постановлением № 913:

• взвешенные вещества;

• углеводороды предельные C1–C5;

• углеводороды предельные C6–C10;

• гексан.

 

При этом по таким веществам, как углерод (сажа), дижелезо триоксид, пыль абразивная, пентан, бутан, этан, отсутствующим в Перечне № 1316-р, ставки платы не установлены.

В письмах Минприроды России и Росприроднадзора[2] выражена следующая позиция: выбросы веществ, которые по своим физическим свойствам относятся к твердым частицам, присутствуют в Перечне № 1316-р и индивидуально поименованы, нормируются индивидуально (отдельно по каждому из таких веществ). Все остальные вещества, относящиеся к твердым частицам по своим физическим свойствам, целесообразно учитывать в составе выбросов как взвешенные вещества. В связи с этим выбросы таких веществ, как пыль абразивная, углерод (сажа), железа оксид, по своим физическим свойствам относящимся к твердым частицам, целесообразно учитывать в составе выбросов как взвешенные вещества, соответственно, плата в таком случае исчисляется исходя из ставок платы в зависимости от размера твердых частиц.

Вместе с тем письма не являются нормативными правовыми актами, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера[3].

Кроме того, в СанПиН 1.2.3685-21[4] предусмотрены предельно допустимые концентрации (далее — ПДК) ЗВ в атмосферном воздухе городских и сельских поселений отдельно по следующим веществам: взвешенные вещества, дижелезо триоксид (железа оксид), пыль абразивная, пентан, гексан, бутан, смесь предельных углеводородов.

Судебная практика

В судебной практике складываются два противоположных подхода относительно необходимости вносить плату за НВОС по веществам, не включенным в Перечень № 1316-р. Приведем примеры.

 

[1] Плату за НВОС обязаны вносить хозяйствующие субъекты, осуществляющие на территории РФ, континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую НВОС, за исключением лиц, осуществляющих деятельность исключительно на объектах IV категории (п. 1 ст. 16.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 02.07.2021); далее — Закон № 7-ФЗ).

[2] См. письма Минприроды России от 29.11.2019 № 19-47/29872 «О плате за негативное воздействие на окружающую среду», Росприроднадзора от 16.01.2017 № АС-03-01-31/502 «О рассмотрении обращения».

[3] Пункт 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 № 1009 (в ред. от 18.03.2021).

[4] СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».

Д.М. Обухова, заместитель генерального директора ООО «Юридический центр промышленной экологии», член Рабочей группы Комитета по экологии и охране окружающей среды по обращению с отходами Государственной Думы ФС РФ, эколог-аудитор, судебный эксперт в экологии, эксперт ОНФ по экологии
Е.С. Артюхова, юрист ООО «Юридический центр промышленной экологии»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 1, 2022.

Статотчетность для эколога: как заполнять формы?
Санитарно-защитные зоны и их неочевидные аспекты
Новый дайджест журнала «Справочник эколога»
Выбросы парниковых газов
Как разработать заявку на получение КЭР для объекта I категории НВОС
Как теперь это делается: новое для природопользователя
Лом, РОП и ФЭО: коротко о главном
Источники экологической информации для проектировщиков
Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам