Электронная версия журнала

Как объекту III категории правильно рассчитывать плату за выбросы?

«Справочник эколога» №9 2021 / Экологические платежи

Природопользователи, которые осуществляют выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, расположенными на объектах НВОС[1] III категории, являются лицами, обязанными вносить плату за НВОС[2]. В статье рассмотрим, как рассчитать сумму платы за НВОС в части выбросов для объекта III категории и в каких случаях должен применяться тот или иной стимулирующий коэффициент.

 

Согласно ст. 16.2 Федерального закона № 7-ФЗ платежной базой для исчисления платы за НВОС по итогам отчетного периода является объем или масса выбросов загрязняющих веществ. Платежная база определяется лицами, обязанными вносить плату:

• для каждого стационарного источника, фактически использовавшегося в отчетный период;

• в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в Перечень, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 08.07.2015 № 1316-р (в ред. от 10.05.2019; далее — Перечень).

 

Платежная база определяется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно на основе данных производственного экологического контроля (далее — ПЭК), при этом должны учитываться объем и (или) масса выбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых выбросов (далее — НДВ), временно разрешенных выбросов (далее — ВРВ), превышающих такие нормативы и выбросы (включая аварийные).

Плата за НВОС по итогам отчетного периода исчисляется путем умножения величины платежной базы по каждому загрязняющему веществу, включенному в Перечень, на соответствующие ставки указанной платы[3] с применением установленных коэффициентов и суммирования полученных величин. Коэффициенты применяются для стимулирования природопользователей к проведению мероприятий по снижению НВОС, в т.ч. в случае превышения установленных НДВ и ВРВ.

Чтобы понять, как хозяйствующим субъектам, осуществляющим деятельность на объектах III категории, рассчитывать сумму платы за НВОС в части выбросов и в каких случаях ими должен применяться тот или иной стимулирующий коэффициент, необходимо определиться с основополагающими документами, в соответствии с которыми такие субъекты должны рассчитывать плату за НВОС.

НДВ

НДВ, за исключением высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II классов опасности), не рассчитываются для объектов III категории (п. 4 ст. 22 Федерального закона № 7-ФЗ).

Запутанная формулировка наконец расшифрована в подзаконных актах:

• Положении о предельно допустимых выбросах, временно разрешенных выбросах, предельно допустимых нормативах вредных физических воздействий на атмосферный воздух и разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 09.12.2020 № 2055 (далее — Положение № 2055);

• Методике разработки (расчета) и установления нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, утвержденной Приказом Минприроды России от 11.08.2020 № 581 (далее — Методика № 581).

Согласно данным НПА для объектов III категории НДВ разрабатываются (рассчитываются) только для высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II классов опасности в соответствии с санитарными правилами) при их наличии в выбросах.

Дополнительно к этому Методика № 581 уточняет, что для действующих объектов III категорий НДВ разрабатываются на основе данных инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух[4]. Перечень загрязняющих веществ, в отношении которых разрабатываются НДВ, определяется посредством выбора из перечня загрязняющих веществ, поступающих в атмосферный воздух от стационарных источников объекта НВОС, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II классов опасности в соответствии с санитарными правилами), включенных в Перечень.

 

Обратите внимание

Просто разработать (рассчитать) НДВ для объекта III категории недостаточно. НДВ должны быть утверждены (установлены) хозяйствующим субъектом, что возможно только при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии НДВ санитарным правилам. До получения положительного санэпидзаключения разработанные (рассчитанные) НДВ не являются утвержденными (установленными).

 

При исчислении платы за НВОС хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на объектах III категории, к ставкам платы применяются следующие коэффициенты (п. 5 ст. 16.3 Федерального закона № 7-ФЗ):

• 1 — за объем или массу выбросов загрязняющих веществ в пределах НДВ;

• 25 — за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, превышающих установленные НДВ.

Таким образом, именно утвержденные (установленные) НДВ для объектов III категории будут являться документом, на основании которого должна рассчитываться плата за НВОС в части выбросов веществ I, II классов опасности.

Согласно Правилам № 255[5] плата за НВОС в пределах (равных или менее) НДВ (ссылка на конкретную категорию объекта НВОС отсутствует) рассчитывается по формуле, указанной в п. 17, с применением коэффициента 1. В этом пункте нет прямого указания на применение формулы для объектов III категории в отношении утвержденных (установленных) НДВ для веществ I, II классов опасности, не превышающих НДВ, однако ее использование в отношении таких объектов логично и сопоставимо с указаниями Федерального закона № 7-ФЗ.

В отношении веществ, выброс которых на объектах III категории в отчетный период превысил утвержденные (установленные) НДВ, Правила № 255 не содержат указаний по использованию какой-либо формулы, однако игнорировать применение коэффициента 25 в такой ситуации в силу Федерального закона № 7-ФЗ нельзя. Самая подходящая формула для описанных условий содержится в п. 21 Правил № 255.

 

К сведению

Понимая недоработку Правил № 255, Минприроды России опубликовало разъяснительное письмо от 27.01.2021 № 12-50/825-ОГ «Об объектах III категории» (далее — письмо № 12-50/825-ОГ), в котором подтверждается использование формул:
• п. 17 Правил № 255 — для веществ, в отношении которых утверждаются (устанавливаются) НДВ и выброс которых в отчетном периоде осуществлялся в пределах (равных или менее) НДВ, — с применением коэффициента 1;
• п. 21 Правил № 255 — для веществ, в отношении которых утверждаются (устанавливаются) НДВ и выброс которых в отчетном периоде осуществлялся с превышением НДВ, — с применением коэффициента 25.

 

Отсутствие утвержденных (установленных) НДВ не тождественно ситуации их превышения, однако, следуя логике, все равно должен быть применен коэффициент 25 в отношении веществ, для которых законодательством предусмотрено утверждение (установление) НДВ для объектов III категории. Но Правила № 255, как и Федеральный закон № 7-ФЗ, не дают должных указаний. В пункте 21(1) Правил № 255 перечисляются документы, отсутствие которых обязывает природопользователя применять к ставкам платы повышающие коэффициенты, и для выбросов на объекте III категории такой коэффициент равен 25.

Логика госоргана в части применения коэффициента 25 в описанной ситуации может быть такой:

• для объекта не утверждены (не установлены) НДВ, а значит, они равны 0;

• объем и (или) масса выбросов загрязняющих веществ, для которых предусмотрено утверждение (установление) НДВ, значение которых в отчетном периоде составило выше 0, приравниваются к превышению НДВ.

ВРВ

При невозможности соблюдения НДВ для действующего стационарного источника и (или) совокупности действующих стационарных источников, расположенных на объекте НВОС, разрешением на временные выбросы[6] устанавливаются ВРВ на период поэтапного достижения НДВ[7]. Таким образом, для веществ I, II классов опасности, выброс которых осуществляется на объекте III категории, при несоблюдении НДВ могут быть установлены ВРВ.

 

[1] Объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду.

Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий утверждены Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2398.

[2] См. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 02.07.2021; далее — Федеральный закон № 7-ФЗ).

[3] См. Постановления Правительства РФ от 13.09.2016 № 913 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах» (в ред. от 24.01.2020), 11.09.2020 № 1393 «О применении в 2021 году ставок платы за негативное воздействие на окружающую среду».

[4] См. Приказ Минприроды России от 07.08.2018 № 352 «Об утверждении Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки» (в ред. от 17.09.2019).

[5] Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 № 255 (в ред. от 17.08.2020).

[6] С 01.09.2021 вступили в силу Правила выдачи разрешений на временные выбросы, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 31.05.2021 № 828.

[7] См. ст. 23.1 Федерального закона № 7-ФЗ, ст. 12 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (в ред. от 11.06.2021; далее — Федеральный закон № 96-ФЗ).

А.И. Эндеко, эксперт-эколог

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 9, 2021.