Электронная версия журнала

Требования к содержанию помещений предприятий торговли: самые частые нарушения

«Санэпидконтроль. Охрана труда» №5 2017 / Надзор и контроль

Какие требования к содержанию помещений и торгового оборудования должны соблюдать торговые предприятия?

Какие нарушения чаще всего выявляют проверяющие органы?

Какая ответственность за них предусмотрена?

 

Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов (СП 2.3.6.1066-01) введены в действие Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 07.09.2001 № 23 (в ред. от 03.05.2007; далее — СП 2.3.6.1066-01).

Требования к содержанию помещений и оборудования установлены разделом 10 данных правил. Рассмотрим их подробнее:

  • Все помещения, оборудование, инвентарь, посуда должны содержаться в чистоте (п. 10.1). По окончании работы проводится влажная уборка и мытье с применением моющих средств и, желательно, с использованием современного механизированного оборудования.

 

  • Ежемесячно должна проводиться генеральная уборка с последующей дезинфекцией помещений, оборудования, инвентаря, посуды и других предметов (п. 10.2).

 

  • Осветительные приборы, арматура, остекленные поверхности окон и проемов содержат в чистоте и очищают по мере загрязнения (п. 10.3).
  • Мусор и отходы должны собираться в установленные в помещениях металлические или пластмассовые педальные баки с крышками (п. 10.4). Баки должны очищаться по мере наполнения, но не более чем на 2/3 объема. По окончании работы бачки промываются разрешенными в установленном порядке для этих целей моющими и дезинфицирующими средствами, затем ополаскиваются горячей водой.

 

  • Торговый инвентарь ручным способом моется таким образом: сначала удаляются остатки пищевых продуктов, затем он моется щеткой с добавлением моющих средств при температуре воды 45–50 ˚С, ополаскивается проточной водой с температурой не ниже 65 ˚С и просушивается на специальных полках или решетках (п. 10.5). Ванны для мытья инвентаря также регулярно промываются горячей проточной водой с применением моющих и дезинфицирующих средств.

Ежедневно должны тщательно промываться с применением моющих средств (при возможности — кипятиться в течение 10–15 мин) щетки и мочалки для мытья инвентаря, посуды и тары. Сушат и хранят их в специально выделенном месте.

Изотермические емкости, используемые для реализации кваса, пива, молока и других продуктов, очищаются на предприятии — изготовителе этих продуктов. Автоматы по продаже пищевых продуктов моются в соответствии с инструкцией по их эксплуатации и санитарной обработке.

 

  •  Туалеты моются и дезинфицируются по мере необходимости и после окончания работы предприятия торговли специальным инвентарем, имеющим маркировку (п. 10.6).

Уборочный инвентарь для туалетов и спецодежда должны храниться в отдельно выделенных местах, изолированно от уборочного инвентаря других помещений.

Вентили водопроводных кранов, а также ручки и затворы дверей, спусковые ручки и другие поверхности, которых касаются руки человека при посещении туалета, протирают при каждой уборке туалетов отдельно выделенной тканью, смоченной дезинфицирующим раствором.

 

  • Предприятия торговли должны применять только разрешенные Роспотребнадзором моющие и дезинфицирующие средства, использовать их в строгом соответствии с прилагаемыми инструкциями и хранить в специально отведенных местах (в сухом, хорошо проветриваемом помещении, оборудованном стеллажами, где не допускается хранение пищевых продуктов) в таре производителя (п. 10.7).

 

  • Текущий ремонт организаций торговли (побелка, покраска помещений, оборудования и другие виды ремонта) производится по мере необходимости (п. 10.8).

 

 

 

Н. В. Лебедева, эксперт

Статья опубликована в журнале «Санэпидконтроль. Охрана труда» № 5, 2017.

Купить этот номер в электронном виде

Подпишитесь на нашу рассылку

Рассылка о новых материалах в блоге и новых номерах журналов. Отправляется в среднем 1 письмо в 2 недели.