Электронная версия журнала

Санитарные правила для организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

«Санэпидконтроль. Охрана труда» №5 2015 / Образование

Сколько существует наше общество, столько дети оказываются в трудных жизненных ситуациях, теряют родителей, остаются без попечения взрослых. Поэтому сиротство, к сожалению, нужно воспринимать не иначе как неотъемлемый элемент цивилизации. Забота о детях-сиротах — важнейшее направление социальной политики государства, которая предусматривает организацию деятельности по их воспитанию и образованию, оздоровлению и физическому развитию, абилитации и реабилитации. При этом она должна осуществляться в условиях, безопасных для здоровья детей, что гарантируется соблюдением санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

 

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 09.02.2015 № 8 (далее — Постановление) утверждены СанПиН 2.4.3259-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Они направлены на охрану здоровья детей в период их пребывания в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также в организациях, обеспечивающих временное проживание и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в социальной помощи государства. СанПиН 2.4.3259-15 вступили в силу 1 сентября 2015 г. Ранее санитарно-эпидемиологические требования к функционированию подобных учреждений устанавливались разными нормативными правовыми актами, а именно:

•СП 2.4.990-00 «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в детских домах и школах-интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»[1];

•СанПиН 2.4.1201-03 «Гигиенические требования к устройству, содержанию, оборудованию и режиму работы специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации»[2].

 

Наша справка. Согласно п. 3 Постановления с 1 сентября 2015 г. прекратилось действие СанПиН 2.4.1201-03 и нормативных правовых актов, которыми вносились изменения в данные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. СП 2.4.990-00 в Постановлении не упоминаются, однако с даты начала действия СанПиН 2.4.3259-15 они также утратили силу, поскольку их применение стало избыточным.

 

СанПиН 2.4.3259-15 обязательны для исполнения всеми гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом и эксплуатацией объектов организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также организаций, обеспечивающих временное проживание и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в социальной помощи государства (далее — организации для детей-сирот). К ним относятся учреждения образовательного и медицинского профилей, а также организации, оказывающих социальные услуги, в которых проживают дети-сироты. СанПиН 2.4.3259-15 не распространяются на семьи, воспитывающие детей в различных формах семейного устройства (опека, попечительство, семейные детские дома, патронатные семьи).

 

Документ состоит из традиционных разделов, в которых содержатся санитарно-эпидемиологические требования:

•к размещению организаций для детей-сирот;

•территории и ее содержанию;

•зданию и оборудованию помещений;

•организации питания и питьевого режима детей-сирот;

•внутренней отделке помещений;

•водоснабжению и канализации;

•воздушно-тепловому режиму;

•естественному и искусственному освещению и инсоляции;

•водоснабжению и канализации;

•режиму дня и организации воспитательного процесса;

•санитарному содержанию территории, помещений организации для детей-сирот и проведению дезинфекционных мероприятий.

Кроме того, в СанПиН 2.4.3259-15 освещены вопросы медицинского обеспечения детей, проведения профилактических медицинских осмотров, профессиональной гигиенической подготовки, личной гигиены персонала. Многие из санитарно-эпидемиологических требований, установленных в СанПиН 2.4.3259-15, аналогичны предъявляемым в соответствующих нормативных правовых актах к функционированию образовательных организаций для детей дошкольного и школьного возраста. Поэтому подробнее остановимся на тех моментах, что отражают специфику работы организаций для детей-сирот.

 

Размещение и территория

Согласно п. 2.3 СанПиН 2.4.3259-15 организации для детей-сирот могут размещаться в отдельно стоящих зданиях, встроенных, встроено-пристроенных в жилые дома помещениях, пристроенных к торцам жилых домов, в жилых помещениях жилищного фонда. При этом если учреждение не осуществляет образовательную деятельность, рекомендуется размещать его вблизи образовательных организаций с учетом радиуса пешеходной доступности в соответствии с требованиями, установленными СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»[3]. В тех случаях, когда выполнение данной рекомендации невозможно, должно обеспечиваться транспортное обслуживание детей, предусматривающее их подвоз до школы и обратно.

Если организация для детей-сирот размещена на обособленной территории, ее необходимо зонировать. В соответствии с п. 3.2 СанПиН 2.4.3259-15 выделяют зону отдыха, игровую, физкультурно-спортивную, хозяйственную зоны. Оборудование зон зависит от возраста детей (дошкольники, школьники), а также состояния их здоровья.

На игровых площадках, как следует из п. 3.4 СанПиН 2.4.3259-15, для защиты детей раннего и дошкольного возраста от солнца и осадков устанавливают теневые навесы или прогулочные веранды. Игровые площадки для дошкольников также оборудуются песочницами. Обращаем внимание на то, что в новом документе нет прямого указания на соблюдение обязательного для детских садов принципа групповой изоляции.

Для отдыха детей школьного возраста и реализации образовательных программ, предусматривающих проведение мероприятий на свежем воздухе, выделяют специальную зону, состав, планировочная организация и оборудование площадок в которой должны удовлетворять возрастным потребностям воспитанников в различных видах игр и отдыха.

В тех случаях, когда зонирование территории по каким-то причинам невозможно, п. 3.8 СанПиН 2.4.3259-15 допускается использование спортивных сооружений, территории скверов, парков и других территорий, расположенных вблизи организаций для детей-сирот и приспособленных для прогулок детей и занятий физкультурой.

 

Здание и помещения

Если речь идет о строительстве новых и реконструкции существующих зданий организаций для детей-сирот, то согласно п. 4.1 СанПиН 2.4.3259-15 в них обеспечиваются условия проживания, воспитания, образования, медицинского обеспечения и предоставления социальных услуг, предусматривающие реализацию принципов семейного воспитания в воспитательных группах. Новый подход к воспитанию детей в подобных учреждениях отражен и в Положении о деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей[4] (далее — Положение), действующем с 1 сентября 2015 г. В соответствии с п. 33 Положения проживание детей организовывается по принципам семейного воспитания в воспитательных группах, размещаемых в помещениях для проживания, созданных по квартирному типу.

Планировочные решения зданий должны предусматривать наличие следующих функциональных зон и помещений:

•для проживания детей и воспитателей;

•для отдыха, игр, занятий;

•для хранения пищевых продуктов и продовольственного сырья, приготовления и приема пищи;

•для хранения средств индивидуального перемещения, технических средств реабилитации, спортивного инвентаря;

•для медицинского обслуживания;

•для проведения реабилитационных мероприятий;

•помещения административно-хозяйственного назначения;

•санитарно-бытовые помещения.

Требования к водоснабжению и канализации, воздушно-тепловому режиму, естественному и искусственному освещению, инсоляции, изложенные в СанПиН 2.4.3259-15, традиционны для организаций, в которых пребывают дети и подростки. Единственная особенность касается температуры воздуха в раздевальных, помещениях для занятий (подготовки уроков), жилых комнатах (спальнях), помещении для приема пищи, для отдыха и игр (гостиные), санитарных узлах. Согласно п. 10.3 СанПиН 2.4.3259-15 она должна быть не ниже 20° С.

Минимально необходимый набор помещений воспитательных групп включает:

•жилые комнаты (спальни) — не менее 4,5 м2 на одного ребенка;

•помещение для отдыха и игр (гостиная) — не менее 2,0 м2 на одного ребенка;

•помещение для занятий (подготовки уроков) — не менее 2,0 м2 на одного ребенка;

•помещение для приема и (или) приготовления пищи — не менее 1,5 м2 на одного ребенка;

•санитарный узел, душевая (ванная комната) — не менее 1,5 м2 на одного ребенка;

•комната воспитателя — не менее 6,0 м2 для одного взрослого;

•раздевальную (прихожую) — не менее 1,2 м2 на одного ребенка.

Санитарные узлы и душевые (ванные комнаты) могут быть размещены в отдельных и (или) в совмещенных помещениях.

 

Это важно! Согласно п. 4.5 СанПиН 2.4.3259-15 численность детей в воспитательной группе в возрасте до 4 лет не должна превышать 6 человек, в возрасте от 4 лет и старше — 8 человек. При наличии в воспитательной группе детей в возрасте до 4 лет и старше наполняемость группы не должна превышать 6 человек.

 

Жилые комнаты (спальни) для детей школьного возраста разного пола должны быть раздельными. В одном помещении не рекомендуется размещать для проживания более 4 детей. Спальни оборудуют стационарными кроватями в соответствии с росто-возрастными особенностями детей, шкафами для хранения личных вещей воспитанников, тумбочками. А вот на раскладные и трансформируемые (выдвижные, выкатные) кровати в организациях для детей-сирот п. 4.9 СанПиН 2.4.3259-15 наложен запрет. Обратим внимание, что в дошкольных образовательных учреждениях в определенных условиях возможно использование для сна детей кроватей трансформируемых или раскладных с жестким ложем.

Специальные требования предусмотрены и для медицинских помещений, набор которых определяется объемом оказываемых медицинских услуг (п. 4.16–4.17 СанПиН 2.4.3259-15). Среди обязательных в организации для детей-сирот приемно-карантинное отделение, предназначенное для размещения в нем вновь поступивших детей на период установления у них наличия или отсутствия инфекционных заболеваний. Оно оборудуется отдельным входом, состоит из приемно-смотровой, не менее 2 палат изолятора, буфета, кабинета врача, медицинского кабинета, санитарно-бытовых помещений (санитарный узел, душевая (ванная) комната). Палаты изолятора отделяют от остальных медицинских помещений шлюзом с умывальником. Площадь палат изолятора принимается из расчета не менее 6,0 м2 на 1 койку. Медицинский кабинет размещается рядом с палатами изолятора, снабжается отдельным входом из коридора. В буфетной приемно-карантинного отделения устанавливают моечные ванны, бак для дезинфекции посуды, шкаф для хранения посуды и инвентаря, стол.

Если в организации для детей-сирот реализуется образовательная деятельность по общеобразовательным программам, то для этих целей предусматриваются помещения, соответствующие СанПиН 2.4.2.2821-10.

 

Воспитанники с ограниченными возможностями здоровья в организации для детей-сирот

Нарушения в физическом или психическом здоровье воспитанников организаций для детей-сирот еще более затрудняют процесс их социализации. Для полноценной жизнедеятельности таких детей требуется обеспечение специальных условий.

При строительстве и реконструкции зданий организаций для детей-сирот для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на территории и в помещениях создается доступная (безбарьерная) среда, учитывающая особенности их здоровья, обеспечивающая свободное передвижение детей.

Раздел V СанПиН 2.4.3259-15 посвящен требованиям к оборудованию помещений для детей-сирот с ограниченными возможностями здоровья.

Согласно п. 5.1 СанПиН 2.4.3259-15 воспитание детей-сирот с ограниченными возможностями здоровья организуется в группах компенсирующей, комбинированной и оздоровительной направленности. Группы компенсирующей направленности предназначены для осуществления квалифицированной коррекции недостатков в физическом и психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья. Как правило, это глухие и слабослышащие, слепые и слабовидящие дети, воспитанники с тяжелыми нарушениями речи, фонетико-фонематическими нарушениями, нарушениями опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития, умственной отсталостью, аутизмом, сложным дефектом (сочетание двух и более недостатков в физическом и (или) психическом развитии) и др. Группы комбинированной направленности предполагают совместное воспитание и образование здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья. В оздоровительных группах воспитываются дети с туберкулезной интоксикацией, часто болеющие и другие дети, которым необходим комплекс специальных оздоровительных мероприятий.

 

Это важно! СанПиН 2.4.3259-15 устанавливают требования к устройству, содержанию и организации работы только для воспитательных групп компенсирующей и комбинированной направленности.

 

Для детей-сирот с ограниченными возможностями здоровья, в частности с дефектами физического развития, затрудняющими передвижение, нарушением координации движений, при ослаблении или отсутствии зрения и др., обеспечивается возможность удобного перемещения внутри здания. Так, дверные проемы должны быть достаточной ширины, лестницы — с двусторонними поручнями, которые устанавливают на двух уровнях (первый уровень — на высоте 0,9 м, второй — 0,5 м). В помещениях для детей с нарушениями зрения окраска дверей и дверных наличников, выступающих частей зданий, границ ступеней, мебели и оборудования должна контрастировать с окраской стен. Помещениям для отдыха и игр, жилым комнатам (спальням), помещениям для занятий (подготовки уроков) для слепых, слабовидящих детей требуется южная и восточная ориентация по сторонам горизонта. Уровень искусственной освещенности в помещениях для отдыха и игр, занятий (подготовки уроков) должен быть не менее 600 лк для слепых и слабовидящих детей, не более 300 лк для детей, страдающих светобоязнью. Плавательный бассейн оборудуется устройством для опускания и поднятия детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.

 

Режим дня

Режим дня и организация образовательного процесса в учреждениях для детей-сирот строятся с учетом особенностей их здоровья дифференцированно для воспитанников дошкольного и школьного возраста.

В пункте 12.9 СанПиН 2.4.3259-15 приведены возрастные нормы суточной потребности детей во сне. Так, для детей 6–7 лет потребность в сне составляет 11 часов в сутки, 8–9 лет — 11–10,5 часов, 10 лет — 10,5–10 часов, 11–12 лет — 10–9 часов, 13–14 лет — 9,5–9 часов, 15 лет и старше — 9—8,5 часов. Отход ко сну детям младшего школьного возраста рекомендуется организовать не позднее 21.00, детям среднего и старшего школьного возраста — не позднее 22.00–22.30. Подъем детей после ночного сна следует проводить не ранее 7.00. Детям дошкольного и младшего школьного возраста с отклонениями в состоянии здоровья, выздоравливающим после инфекционных заболеваний, быстро утомляющимся, необходим дневной сон продолжительностью 1,5–2 часа.

Согласно п. 12.12 СанПиН 2.4.3259-15 дети должны питаться не менее 5 раз в день (завтрак, второй завтрак, обед, полдник, ужин). Интервалы между приемами пищи для детей дошкольного возраста не превышают 3,5 часов, для детей школьного возраста — 4 часов. В период учебного процесса второй завтрак рекомендуется организовывать после второго или третьего урока.

В соответствии с п. 12.3 СанПиН 2.4.3259-15 в режиме дня дошкольников и младших школьников двигательная активность должна занимать до 50 % дневного времени, в режиме дня старших школьников — до 30 %. Спортивные и физкультурные мероприятия проводят с учетом состояния здоровья, физической подготовленности и групп здоровья детей. Работа по физическому воспитанию должна осуществляться под контролем со стороны медицинского персонала организации для детей-сирот. Дети с отклонениями в состоянии здоровья занимаются по индивидуальным программам, составленным врачом и педагогом по физическому воспитанию с учетом рекомендаций врачей-специалистов. В выходные дни и каникулы необходимо выделять время на дополнительное пребывание детей на свежем воздухе для проведения занятий по интересам, спортивных мероприятий, экскурсий, походов, общественно полезного труда.

 

Предупреждаем ошибки

Как следует из п. 12.8 СанПиН 2.4.3259-15, не допускается привлекать детей к работам с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе 18 лет, а также к уборке санитарных узлов и мест общего пользования, мытью окон и светильников, уборке снега с крыш, строительным и ремонтным работам.

 

Питание и питьевой режим

По ключевым моментам организации питания в учреждениях для детей-сирот СанПиН 2.4.3259-15 отсылают к СанПиН 2.4.1.3049-13, которым должно соответствовать питание детей до 3 лет и детей старшего дошкольного возраста, а также к СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего образования»[5], которые необходимо соблюдать при обеспечении питанием детей школьного возраста. Пунктом 6.9 СанПиН 2.4.3259-15 установлено, что для детей с хроническими заболеваниями питание организуется согласно принципам лечебного и профилактического питания детей, учитывающим особенности имеющейся патологии, на основе соответствующих норм питания.

Как следует из п. 6.1, 6.8 СанПиН 2.4.3259-15 питание детей можно организовать в столовой, помещении для приема и (или) приготовления пищи либо для отдыха и игр детей. Количество посадочных мест должно обеспечивать одновременный прием пищи всеми детьми. Питание детей в помещении для приема и (или) приготовления пищи допускается, если проживание детей-сирот организовано по квартирному типу (по принципам семейного воспитания). В этом случае устройство, оборудование и содержание таких помещений, а также питание детей должны отвечать п. 6.2–6.14 СанПиН 2.4.3259-15.

Пунктом 6.10 СанПиН 2.4.3259-15 допускается доставка готовых блюд и кулинарных изделий, полуфабрикатов из комбинатов питания или организаций общественного питания. Она должна осуществляться в изотермической таре. Если тара обеспечивает поддержание температуры горячих блюд на уровне +60 °С... +65 °С, до раздачи детям готовые первые и вторые блюда могут находиться в ней не более 2 часов.

Требования к организации питьевого режима аналогичны тем, которые предъявляются для детских образовательных или оздоровительных учреждений. Согласно п. 7.1 СанПиН 2.4.3259-15 питьевой режим организуют с использованием воды комнатной температуры, расфасованной в емкости, или бутилированной, или кипяченной питьевой воды. Ее качество и безопасность должны отвечать требованиям к питьевой воде. Кипяченую воду хранят не более 3 часов. Пунктом 7.2 СанПиН 2.4.3259-15 допускается потребление ребенком бутилированной питьевой воды непосредственно из потребительской упаковки при условии, что ее объем не превышает 0,33 л.

 

Пара слов о важном

Требования к санитарному содержанию территории, помещений организации для детей-сирот и проведению дезинфекционных мероприятий, а также требования к прохождению профилактических медицинских осмотров, профессиональной гигиенической подготовки, личной гигиене персонала довольно стандартны и практически аналогичны представленным в других документах, адресованных учреждениям для детей и подростков. Укажем только некоторые из них. Так, согласно п. 13.1 СанПиН 2.4.3259-15 влажную уборку в жилых помещениях (спальнях) проводят после ночного сна, в обеденном зале, помещении для приема пищи — после каждого приема пищи. Генеральную уборку помещений с применением моющих и дезинфицирующих средств в соответствии с п. 13.7 СанПиН 2.4.3259-15 проводят 1 раз в месяц.

На основании п. 13.2 СанПиН 2.4.3259-15 каждый ребенок обеспечивается комплектом полотенец (для лица и рук, для ног и банное), индивидуальными предметами личной гигиены (зубная щетка, мыло, мочалка, расческа). Постельное белье, полотенца меняют по мере загрязнения, но не реже 1 раза в неделю — в день помывки (купания) детей.

Как следует из п. 13.11 СанПиН 2.4.3259-15 при выявлении случаев заболеваний у детей в течение дня (повышение температуры, появление сыпи, болей, рвоты, поноса и других отклонений в состоянии здоровья) необходимо незамедлительно сообщать об этом в территориальные органы здравоохранения. До госпитализации заболевших детей помещают в изолятор. Во время нахождения заболевшего ребенка в организации для детей-сирот проводится текущая дезинфекция в окружении больного. После госпитализации осуществляются заключительная дезинфекция и проветривание помещений. При установлении карантина организуется профилактическая дезинфекция.

 

В заключение осмелимся предположить, что СанПиН 2.4.3259-15 вызвало к жизни не только стремление контрольно-надзорного органа обобщить и актуализировать имевшиеся нормативные акты, устанавливавшие требования к учреждениям, в которых пребывают дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, нуждающиеся в социальной реабилитации. Назрела необходимость в изменении самого подхода к воспитанию детей-сирот в специализированных учреждениях. Так, СанПиН 2.4.3259-15, а позднее Постановлением Правительства России от 24.05.2014 № 481 закреплено положение, провозгласившее приоритетность принципа семейного воспитания, а с ним и требование организовывать проживание детей-сирот в помещениях, созданных по квартирному типу. Вступление в силу данных документов положило начало деятельности, направленной на приближение организаций для детей-сирот к семейному типу.

 

[1] Утверждены Главным государственным санитарным врачом РФ 01.11.2000.

[2] Утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 11.03.2003 № 13 (в ред. от 04.03.2011).

[3] Утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189.

[4] Утверждено Постановлением Правительства России от 24.05.2014 № 481.

[5] Утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 23.07.2008 № 45.

М. И. Степанова,
д-р мед. наук, профессор ФГБНУ «Научный центр здоровья детей»

Статья опубликована в журнале «Санэпидконтроль. Охрана труда» № 5, 2015.

Купить этот номер в электронном виде

Подпишитесь на нашу рассылку

Рассылка о новых материалах в блоге и новых номерах журналов. Отправляется в среднем 1 письмо в 2 недели.