Электронная версия журнала

Применяем профессиональный стандарт

«Санэпидконтроль. Охрана труда» №2 2017 / Гигиена и охрана труда

Зачем вводят профессиональные стандарты?

Кто должен их применять?

Для кого предусмотрены особенности введения стандартов?

Что применять — квалификационные справочники или стандарты?

 

Развитие современного производства и технологий требует от работников постоянного совершенствования профессиональных навыков.

Правовое регулирование в указанной сфере изменяется значительно медленнее. Многие положения еще действующих в настоящее время квалификационных справочников уже не соответствуют действительности: появились новые профессии, которые не включены в квалификационные справочники, многие требования к включенным в квалификационные справочники профессиям устарели.

Потребность в совершенствовании системы требований к квалификации работников обусловила введение профессиональных стандартов.

Профессиональные стандарты носят комплексный характер, в них конкретизируются необходимые для выполнения работником трудовых функций знания, умения и профессиональные навыки.

 

Кроме того, профессиональные стандарты учитывают положения международных профессиональных стандартов по схожим видам профессиональной деятельности, состояние и перспективы развития соответствующего вида экономической деятельности, группы занятий.

Работодатель принимает кадровые решения, а профессиональный стандарт задает планку современных требований и ориентиров для выстраивания кадровой политики.

Понятия профессионального стандарта и квалификации работника установлены нормативно в статье 195.1 Трудового кодекса РФ (далее — ТК РФ).

 

 

Трудовая функция в соответствии со ст. 57 ТК РФ — это работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации, конкретный вид поручаемой работнику работы.

Правила разработки и утверждения профессиональных стандартов утверждены Постановлением Правительства РФ от 22.01.2013 № 23.

Профессиональные стандарты разрабатываются в соответствии с:

  • Методическими рекомендациями по разработке профессионального стандарта, утвержденными Приказом Минтруда России от 29.04.2013 № 170н;
  • Уровнями квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов, утвержденными Приказом Минтруда России от 12.04.2013 № 148н;
  • Макетом профессионального стандарта, утвержденного Приказом Минтруда России от 12.04.2013 № 147н.

 

К сведению

Ответы на типовые вопросы по применению профессиональных стандартов приведены в письме Минтруда России от 04.04.2016 № 14-0/10/13-2253.

 

Реестр профессиональных стандартов (перечень видов профессиональной деятельности) размещается и актуализируется на специализированном сайте Минтруда России «Профессиональные стандарты» http://ргоfstandart.rosmintrud.ru.

 

Обратите внимание!

Профессиональные стандарты являются обязательными для применения работодателями в части требований к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, если указанные требования установлены Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (абз. 1 ст. 195.3 ТК РФ).

 

Следует учитывать, что под иными нормативными правовыми актами имеются в виду постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, приказы федеральных органов исполнительной власти, которые устанавливают специальные требования к работникам, выполняющим те или иные трудовые обязанности, носящие нормативный правовой характер (например, приказы Минтранса России и др.).

Рассмотрим конкретные примеры обязательности применения профессиональных стандартов.

Приказом Минтруда России от 19.10.2015 № 728н утвержден профессиональный стандарт для профессии «Аудитор». Федеральным законом от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» установлены требования к квалификации для лиц, осуществляющих аудиторскую деятельность. В частности, в ч. 1 ст. 4 закона предусмотрено, что аудитор — это физическое лицо, получившее квалификационный аттестат аудитора.

Таким образом, профессиональный стандарт для профессии «Аудитор» в части требований к квалификации аудитора является обязательным для применения работодателями.

Профессиональный стандарт для специалистов в области охраны труда утвержден Приказом Минтруда России от 04.08.2014 № 524н. Требования к квалификации специалистов в области охраны труда не установлены Трудовым кодексом РФ, федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Следовательно, положения профессионального стандарта «Специалист в области охраны труда» носят рекомендательный характер (за исключением случая, предусмотренного ст. 57 ТК РФ).

 

К сведению

За несоблюдение требования об обязательности применения работодателем профессионального стандарта в части требований к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, предусмотрена административная ответственность. Частью 1 ст. 5.27 КоАП РФ за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, предусмотрены предупреждение или административный штраф:

  • для должностных лиц — от одной тысячи до пяти тысяч рублей;

  • для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от одной тысячи до пяти тысяч рублей;

  • для юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

 

Наименования должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках или профессиональных стандартах, если в соответствии с Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений[2].

Например, если работнику в соответствии со ст. 117 ТК РФ полагается ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск в связи с работами с вредными и (или) опасными условиями труда, то наименование должности, профессии или специальности и квалификационные требования к указанному работнику должны соответствовать наименованию и требованиям, указанным в соответствующем квалификационном справочнике или соответствующем профессиональном стандарте.

За несоблюдение этого требования предусмотрена административная ответственность — штраф за ненадлежащее оформление трудового договора (ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ):

  • для должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей;
  • на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

 

Обратите внимание!

Обязательность применения требований профессиональных стандартов, установленная ст. 57 и 195.3 ТК РФ, не зависит от формы собственности организации или статуса работодателя[3].

 

Характеристики квалификации, которые содержатся в профессиональных стандартах и обязательность применения которых не установлена, применяются работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых работниками трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда[4].

Постановлением Правительства РФ от 27.06.2016 № 584 определены особенности применения профессиональных стандартов для:

  • государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;
  • государственных или муниципальных учреждений;
  • государственных или муниципальных унитарных предприятий;
  • государственных корпораций, государственных компаний и хозяйственных обществ, более 50 % акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной или муниципальной собственности.

Указанные организации применяют профессиональные стандарты поэтапно на основе утвержденных с учетом мнений представительных органов работников планов по организации применения профессиональных стандартов, содержащих в том числе:

  • список профессиональных стандартов, подлежащих применению;
  • сведения о потребности в профессиональном образовании, профессиональном обучении и (или) дополнительном профессиональном образовании работников, полученные на основе анализа квалификационных требований, содержащихся в профессиональных стандартах, и кадрового состава организаций, и о проведении соответствующих мероприятий по образованию и обучению в установленном порядке;
  • этапы применения профессиональных стандартов;
  • перечень локальных нормативных актов и других документов организаций, в том числе по вопросам аттестации, сертификации и других форм оценки квалификации работников, подлежащих изменению в связи с учетом положений профессиональных стандартов, подлежащих применению.

Реализация мероприятий планов должна быть завершена не позднее 1 января 2020 г.[5]

 

Обратите внимание!

Обязанности работников изменяться автоматически в связи с принятием профессионального стандарта не могут, так как не изменяются организационные или технологические условия труда применительно к положениям ст. 74 ТК РФ.

Но с учетом требований профессиональных стандартов могут быть изменены определенные сторонами условия трудового договора (ст. 72 ТК РФ) или перевод работника на другую работу (ст. 72.1 ТК РФ).

 

Вступление в силу профессиональных стандартов не является основанием для увольнения работников, поскольку допуск работника к выполнению трудовой функции является полномочием работодателя.

Если уровень образования работника не соответствует требованиям, установленным профессиональным стандартом, работодатель может направить работника на соответствующую подготовку (профессиональное образование и профессиональное обучение; ст. 196 ТК РФ).

Кроме того, работодатель вправе провести аттестацию работника. Если результатами аттестации будет подтверждено несоответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе из-за недостаточной квалификации, работодатель может расторгнуть трудовой договор (абз. 3 ст. 81 ТК РФ).

 

Обратите внимание!

Лица, не имеющие специальной подготовки или необходимого стажа работы, предусмотренного профессиональным стандартом, но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии назначаются на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы[6].

 

Чтобы подтвердить соответствие квалификации положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, с 1 января 2017 г. введена процедура независимой оценки квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности.

Порядок проведения независимой оценки квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности, установлен Федеральным законом от 03.07.2016 № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации».

Независимая оценка квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности, — это процедура подтверждения соответствия квалификации соискателя положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям.

 

К сведению

Независимая оценка квалификации может быть проведена по инициативе как работника, так и работодателя.

 

Работодатель самостоятельно определяет, надо ли направлять работника на прохождение независимой оценки квалификации.

 

Обратите внимание!

Работодатель может направить работников на прохождение независимой оценки квалификации с их письменного согласия и на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором[7].

 

Независимая оценка квалификации проводится центрами оценки квалификаций в форме профессионального экзамена. Правила проведения независимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена утверждены Постановлением Правительства РФ от 16.11.2016 № 1204.

По итогам прохождения профессионального экзамена работнику в тридцатидневный срок центром оценки квалификаций выдается либо свидетельство о квалификации, либо — при неудовлетворительной оценке — заключение о прохождении профессионального экзамена, включающее рекомендации для соискателя.

Работник или работодатель, которые не согласны с решениями, принятыми центром оценки квалификаций по итогам прохождения профессионального экзамена, в течение тридцати календарных дней с даты информирования их о результатах прохождения профессионального экзамена вправе подать письменную жалобу в апелляционную комиссию совета по профессиональным квалификациям, а также обратиться в суд.

Рассмотрение жалобы и принятие по ней решения об апелляции осуществляется комиссией в течение шестидесяти календарных дней со дня регистрации жалобы[8]. Комиссия вправе принять решение об удовлетворении жалобы (полностью или частично) или отказать в удовлетворении жалобы.

 

[1] Пункт 5 письма Минтруда России от 04.04.2016 № 14-0/10/13-2253 «Ответы на типовые вопросы по применению профессиональных стандартов».

[2] Статья 57 ТК РФ.

[3] Пункт 7 письма Минтруда России от 04.04.2016 N 14-0/10/13-2253 «Ответы на типовые вопросы по применению профессиональных стандартов»

[4] Абзац 2 статьи 195_3 ТК РФ

[5] Пункт 2 постановления Правительства РФ от 27.06.2016 N 584

[6] Пункт 10 письма Минтруда России от 04.04.2016 № 14-0/10/13-2253 «Ответы на типовые вопросы по применению профессиональных стандартов».

[7] Абзац 2 ст. 196 ТК РФ.

[8] Пункт 7 Порядка подачи указанной апелляционной жалобы установлен в Положении об апелляционной комиссии по рассмотрению жалоб, связанных с результатами прохождения профессионального экзамена и выдачей свидетельства о квалификации, утвержденном Приказом Минтруда России от 01.12.2016 № 701н.

И. В. Григорович, юрист

Статья опубликована в журнале «Санэпидконтроль. Охрана труда» № 2, 2017.

Купить этот номер в электронном виде

Подпишитесь на нашу рассылку

Рассылка о новых материалах в блоге и новых номерах журналов. Отправляется в среднем 1 письмо в 2 недели.