Электронная версия журнала

Рассмотрение разногласий по вопросам экспертизы качества специальной оценки условий труда

«Санэпидконтроль. Охрана труда» №1 2017 / Гигиена и охрана труда

Как свидетельствует без малого трехлетняя практика проведения специальной оценки условий труда (СОУТ), интерпретация ее результатов нередко становится предметом разногласий между организаторами (исполнителями) такой оценки и работниками соответствующего работодателя. При этом до последнего времени отсутствовала сколь-либо внятная нормативная регламентация процедуры рассмотрения подобных разногласий, и прежде всего — по поводу качества проведенной СОУТ. Во многих случаях закономерным следствием этого становилась трансформация разногласий в трудовой спор. Впрочем, есть основания надеяться на то, что подобная практика вскоре останется в прошлом. Единый порядок рассмотрения разногласий по вопросам несогласия сторон с результатами экспертизы качества специальной оценки условий труда уже утвержден Минтрудом России. Почти одновременно начал действовать и административный регламент предоставления соответствующей государственной услуги.

Общие вопросы нормативного регулирования рассмотрения разногласий по вопросам проведения экспертизы качества СОУТ

Порядок рассмотрения разногласий по вопросам проведения экспертизы качества СОУТ, несогласия работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, работодателей, их объединений, страховщиков, территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, организаций, проводивших специальную оценку условий труда, с результатами экспертизы качества специальной оценки условий труда (далее также соответственно Порядок, разногласия, экспертиза качества СОУТ, работники (представители работников)) утвержден Приказом Минтруда России от 08.09.2016 № 501н и устанавливает правила рассмотрения таких разногласий.

 

Обратите внимание!

Подвергнуть сомнениям качество экспертизы СОУТ (проводится в порядке, предусмотренном Приказом Минтруда России от 12.08.2014 № 549н; далее — Приказ Минтруда России № 549н) вправе не только работники (их представители в лице профессиональных союзов, их объединений либо иных уполномоченных работниками представительных органов), но также страховщики, работодатели или их объединения, Федеральная служба по труду и занятости (Роструд), ее территориальные органы и организации, проводившие СОУТ.

 

Процедура рассмотрения разногласий предусматривает (см. также в этой связи Административный регламент, утвержденный Приказом Минтруда России от 08.07.2016 № 350н; далее — Административный регламент):

  • представление заинтересованной стороной (далее — заявитель) заявления, его прием к рассмотрению уполномоченным органом;
  • рассмотрение заявления;
  • документирование результатов рассмотрения заявления (в форме соответствующего заключения);
  • направление заключения заявителю (для исполнения или для сведения).

Представление заявления о несогласии с заключением государственной экспертизы условий труда

Для рассмотрения разногласий по вопросам проведения экспертизы качества СОУТ, несогласия заявителей с результатами экспертизы качества СОУТ заявителем (лично или через уполномоченного представителя) подается в Минтруд России соответствующее заявление.

Заявление с прилагаемыми документами представляются на бумажном или электронном носителе посредством заказного почтового отправления с уведомлением о вручении либо посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в том числе с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее — Единый портал).

 

Обратите внимание!

Заявление, направленное в виде электронного документа через Единый портал, должно быть подписано усиленной квалифицированной электронной подписью (см. в этой связи также Постановления Правительства Российской Федерации от 07.07.2011 № 553 и от 25.08.2012 № 852).

 

В заявлении указываются:

  • наименование заявителя (для юридических лиц) либо фамилия, имя, отчество (при наличии, для физических лиц);
  • почтовый адрес заявителя, адрес электронной почты (при наличии);
  • доводы заявителя, на основании которых он не согласен с заключением государственной экспертизы условий труда.

К заявлению прилагается копия заключения государственной экспертизы условий труда, с выводами которой не согласен заявитель.

 

В заключении государственной экспертизы условий труда указываются следующие сведения:

  • наименование органа государственной экспертизы условий труда с указанием почтового адреса, фамилии, имени, отчества (при наличии) руководителя, а также должности, фамилии, имени, отчества (при наличии) государственного эксперта (членов экспертной комиссии), проводившего (проводивших) государственную экспертизу условий труда;

  • основание для государственной экспертизы условий труда с указанием даты регистрации в органе государственной экспертизы условий труда;

  • полное наименование заявителя, судебного органа, государственной инспекции труда — для юридических лиц; фамилия, имя, отчество (при наличии) — для физических лиц, почтовый адрес;

  • период проведения государственной экспертизы условий труда с указанием даты начала и окончания ее проведения;

  • объект государственной экспертизы условий труда;

  • наименование работодателя (его обособленного подразделения), в отношении условий труда на рабочих местах которого проводится государственная экспертиза условий труда;

  • рабочие места, в отношении условий труда на которых проводится государственная экспертиза условий труда (индивидуальный номер рабочего места, наименование профессии (должности) работника (работников), занятого на данном рабочем месте);

  • перечень документов, представленных в составе оснований для государственной экспертизы условий труда.

 

Копии документов, на основании которых проведена государственная экспертиза условий труда в целях оценки качества СОУТ, при необходимости запрашиваются Минтрудом России, в том числе в рамках использования системы межведомственного электронного взаимодействия.

Заявитель вправе представить такие документы (их копии) самостоятельно, приложив к заявлению в дополнение к копии заключения государственной экспертизы условий труда.

При наличии оснований для отказа в рассмотрении поступившее в Минтруд России заявление в течение семи рабочих дней со дня его регистрации возвращается заявителю.

 

Обратите внимание!

Заявитель вправе направить заявление повторно после устранения обстоятельств, которые послужили основанием для отказа в его рассмотрении.

 

Основанием для отказа являются представление заявителем подложных документов, документов, содержащих заведомо ложные сведения либо отсутствие в заявлении сведений (или документов) из числа перечисленных выше (отказ по иным основаниям не допускается).

Рассмотрение заявления

Заявление, соответствующее установленным требованиям, подлежит регистрации в день поступления в Минтруд России и рассматривается в срок не более сорока пяти рабочих дней со дня регистрации.

Рассмотрение заявления и прилагаемых к нему документов, подготовка проекта заключения по результатам рассмотрения осуществляются уполномоченным должностным лицом Департамента условий и охраны труда Минтруда России.

При необходимости получения документов, на основании которых проведена государственная экспертиза условий труда в целях оценки качества СОУТ, проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса на рабочих местах работодателя, в отношении которых проводилась государственная экспертиза условий труда в целях оценки качества проведения СОУТ, срок рассмотрения заявления может быть продлен, но не более чем на сорок пять рабочих дней.

 

Извлечение

из Приказа Минтруда России № 549н

 

<…>

V. Проведение государственной экспертизы условий труда в отношении указанного заявителем объекта государственной экспертизы условий труда

 

23. При проведении государственной экспертизы условий труда в целях оценки качества проведения специальной оценки условий труда государственный эксперт (экспертная комиссия) анализирует отчет, последовательно проверяя на соответствие требованиям Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» следующие обстоятельства:

а) соответствие данных о работодателе на титульном листе отчета данным, указанным в основаниях для государственной экспертизы условий труда;

б) в разделе I отчета:

соответствие данных об организации, проводившей специальную оценку условий труда, ее экспертах, участвовавших в проведении специальной оценки условий труда, данным, содержащимся в соответствующих реестрах, оператором которых является Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации;

соответствие данных об аккредитации организации, проводившей специальную оценку условий труда, данным, содержащимся в Реестре органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий (центров);

наличие регистрации средств измерения, использованных в ходе проведения специальной оценки условий труда, в Государственном реестре средств измерений;

соответствие использованных в ходе проведения специальной оценки условий труда средств измерения вредным и (или) опасным факторам производственной среды и трудового процесса, идентифицированным в ходе проведения специальной оценки условий труда;

наличие сведений о поверке средств измерения, использованных в ходе проведения специальной оценки условий труда;

в) в разделе II отчета:

правильность отнесения рабочих мест к аналогичным при наличии таковых;

соответствие сведений о рабочем месте (рабочих местах) сведениям, указанным в заявлении;

правильность идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса в соответствии с Классификатором вредных и (или) опасных производственных факторов, а также их источников на исследуемом рабочем месте (рабочих местах);

правильность отнесения рабочего места (рабочих мест) к подлежащим декларированию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда по материалам отчета;

г) в протоколах испытаний (измерений):

соответствие данных об организации, проводящей специальную оценку условий труда, экспертах и других специалистах, проводивших исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, об испытательной лаборатории (центре), об использовавшихся средствах измерений сведениям, указанным в разделе I отчета;

соответствие данных о работодателе данным, указанным на титульном листе отчета;

соответствие данных о рабочих места данным, указанным в разделе II отчета;

соответствие измеренных (испытанных) величин идентифицированным на рабочем месте (рабочих местах) и указанным в разделе II отчета вредным и (или) опасным факторам производственной среды и трудового процесса;

соответствие примененных в ходе проведения специальной оценки условий труда метода исследований (испытаний) и (или) методики (метода) измерений идентифицированным на рабочем месте (рабочих местах) вредным и (или) опасным факторам производственной среды и трудового процесса;

правильность применения в ходе проведения специальной оценки условий труда нормативных правовых актов, регламентирующих предельно допустимые уровни или предельно допустимые концентрации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса;

д) в разделе III отчета:

соответствие данных о работодателе данным, указанным в основаниях для государственной экспертизы условий труда и на титульном листе отчета;

соответствие наименования профессии (должности) работника (работников) наименованиям профессий (должностей) работников, указанных в Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов;

соответствие указанных в строке 030 Карты специальной оценки условий труда (далее — Карта) вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса перечню используемого (эксплуатируемого) на рабочем месте (рабочих местах) оборудования, сырья и материалов;

правильность определения класса (подкласса) условий труда, в том числе с учетом оценки эффективности средств индивидуальной защиты;

правильность предоставления работнику (работникам) указанных в строке 040 Карты гарантий и компенсаций;

е) правильность и полноту сведений, указанных в протоколе оценки эффективности средств индивидуальной защиты на рабочем месте (рабочих местах), их соответствие данным строки 030 Карты;

ж) соответствие данных и правильность заполнения Сводной ведомости результатов проведения специальной оценки условий труда данным Карты (Карт) и прилагаемых к ним протоколов результатов испытаний (измерений);

з) соответствие данных и правильность заполнения Перечня рекомендуемых мероприятий по улучшению условий труда на рабочем месте (рабочих местах) данным строки 050 Карты указанного рабочего места (рабочих мест).

 

Таким образом, в общем случае рассмотрение заявления предполагает:

  • изучение заключения государственной экспертизы условий труда, с выводами которой не согласен заявитель, содержащихся в нем сведений;
  • изучение документов, на основании которых проведена государственная экспертиза условий труда в целях оценки качества СОУТ, содержащихся в них сведений;
  • проведение (в объеме, требуемом для обеспечения объективного рассмотрения заявления) исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса на рабочих местах работодателя, в отношении которых проводилась государственная экспертиза условий труда в целях оценки качества проведения СОУТ, а также материалов, полученных по результатам проведения таких исследований (испытаний, измерений) с оформлением полученных результатов соответствующими протоколами.

Заключение о рассмотрении разногласия по вопросам проведения экспертизы качества СОУТ

По результатам рассмотрения заявления подготавливается заключение о рассмотрении разногласия по вопросам проведения экспертизы качества СОУТ, несогласия заявителя с результатами экспертизы качества СОУТ (далее — заключение).

 

2 части заключения:

1) констатирующая;

2) резолютивная.

 

При наличии правовых оснований для удовлетворения заявления в резолютивной части заключения указывается на необходимость проведения на бесплатной основе повторной экспертизы качества СОУТ.

Если правовых оснований для проведения повторной экспертизы качества СОУТ нет, в резолютивную часть включается соответствующая формулировка.

 

Важно!

Заключение обязательно к исполнению всеми сторонами.

 

Заключение оформляется в трех экземплярах, подписывается должностным лицом (исполнителем) и утверждается директором (заместителем директора) Департамента условий и охраны труда Минтруда России.

Не позднее пяти рабочих дней с даты подписания заключения должностное лицо, подписавшее заключение, выдает один экземпляр заключения на руки заявителю (его уполномоченному представителю) или направляет заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении. Второй экземпляр заключения, заявление и документы, прилагаемые к нему, хранятся в Минтруде России, третий экземпляр направляется в исполнительный орган власти субъекта Российской Федерации в области охраны труда, заключение государственной экспертизы условий труда которого оспаривалось.

Обжалование заключения

Обжаловать заключение о рассмотрении разногласия по вопросам проведения экспертизы качества СОУТ можно во внесудебном или судебном порядке.

Для обжалования во внесудебном порядке заявитель (его уполномоченный представитель) направляет в Минтруд России жалобу (в письменной или электронной форме), в которой указывает:

  • наименование органа, предоставляющего государственную услугу (Минтруд России), и должностного лица, решения и действие (бездействие) которого обжалуются;
  • наименование, место нахождения заявителя, номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ;
  • обжалуемые действия (бездействие);
  • доводы, на основании которых заявитель не согласен с действием (бездействием).

К жалобе могут быть приложены документы (их копии), подтверждающие доводы заявителя.

 

К сведению

Заявитель вправе обратиться за необходимыми документами (их копиями) в Минтруд России.

 

Жалоба подлежит обязательной регистрации не позднее следующего рабочего дня со дня ее поступления в Минтруд России. Срок рассмотрения — не более пятнадцати рабочих дней со дня регистрации.

Жалоба оставляется без рассмотрения при наличии решения, принятого ранее в отношении того же заявителя и по тому же предмету жалобы, в том числе вступившего в законную силу судебного решения по жалобе по тем же основаниям, либо при подаче жалобы лицом, полномочия которого не подтверждены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

 Жалоба оставляется без ответа в случаях, указанных в п. 75 Административного регламента.

 

Извлечение

из Административного регламента

 

<…>

 

75. Министерство вправе оставить жалобу без ответа в следующих случаях:

а) наличие в жалобе нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью и имуществу должностного лица Министерства, а также членов его семьи;

б) отсутствие возможности прочитать какую-либо часть текста жалобы, фамилию, имя, отчество (при наличии) и (или) почтовый адрес заявителя, указанные в жалобе.

 

Ответ по результатам рассмотрения жалобы направляется заявителю не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия решения по жалобе, в письменной форме либо, по желанию заявителя (не позднее одного рабочего дня, следующего за днем принятия решения по жалобе), – в электронной форме за подписью уполномоченного на рассмотрение жалобы дожностного лица Минтруда России.

В ответе по результатам рассмотрения жалобы указываются:

  • наименование органа, предоставляющего государственную услугу (Минтруд России), должности, фамилия, имя, отчество (при наличии) должностного лица, принявшего решение по жалобе;
  • номер, дата, место принятия решения по жалобе, включая сведения о должностном лице, решение или действие (бездействие) которого обжалуется;
  • фамилия, имя, отчество (при наличии) или наименование заявителя;
  • основание для принятия решения по жалобе;
  • принятое по жалобе решение: об удовлетворении жалобы, в том числе в форме отмены принятого ранее решения (заключения о рассмотрении разногласия по вопросам проведения экспертизы качества СОУТ, несогласия заявителя с результатами экспертизы качества СОУТ), либо об отказе в ее удовлетворении;
  • в случае если жалоба признана обоснованной – сроки устранения выявленных нарушений, в том числе срок предоставления результата государственной услуги;
  • порядок обжалования принятого по жалобе решения.

 

Решение, принятое по жалобе, может быть обжаловано в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ст. 26 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ (в ред. от 01.05.2016) «О специальной оценке условий труда».

 

 

М. В. Васильев, эксперт

Статья опубликована в журнале «Санэпидконтроль. Охрана труда» № 1, 2017.

Купить этот номер в электронном виде

Подпишитесь на нашу рассылку

Рассылка о новых материалах в блоге и новых номерах журналов. Отправляется в среднем 1 письмо в 2 недели.