Электронная версия журнала

Обзор основных изменений в нормативном регулировании охраны труда

«Санэпидконтроль. Охрана труда» №1 2018 / Гигиена и охрана труда

С началом очередного календарного года, как правило, связаны и обширные изменения в нормативном регулировании большинства сфер хозяйственно-экономической деятельности и всех ее составляющих, включая охрану труда.

В наступившем году скорректированы нормы, регулирующие внесение изменений в действующие положения Трудового кодекса Российской Федерации, включая положения, содержащие государственные нормативные требования охраны труда. Согласно Федеральному закону от 29.07.2017 № 255-ФЗ изменения в кодекс будут вноситься только федеральными законами (ранее изменения вносились федеральными законами, изменяющими и положения Трудового кодекса РФ, и положения иных федеральных законодательных актов).

Рассмотрим основные изменения в нормативном регулировании охраны труда.

Изменения на рассмотрении Государственной Думы

Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в ближайшие месяцы будут рассмотрены следующие изменения к положениям Трудового кодекса РФ (далее — ТК РФ), которые содержат государственные нормативные требования охраны труда:

 

  • к статьям 91, 92 и 108 — в части уменьшения нормальной и сокращенной (в том числе для работников, занятых на работах с вредными или (и) опасными условиями труда) продолжительности рабочего времени, установления продолжительности перерыва для отдыха и питания (в течение рабочего дня (смены)) в летнее время года не менее двух часов;
  • статье 257.1 (новой) — в части установления очередности предоставления ежегодных основных оплачиваемых отпусков отдельным категориям работников из числа лиц с семейными обязанностями: работникам, имеющим трех и более детей в возрасте не старше 12 лет;
  • статье 313.1 (новой) — в части предоставления гарантий и компенсаций за работу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностям отдельным категориям работников — работникам резидентов территорий опережающего социально-экономического развития;
  • к статьям 382, 386 и 392 — в части урегулирования индивидуального трудового спора (в том числе по вопросам обеспечения надлежащих условий и охраны труда) посредством процедуры медиации.

 

Важно!

Обеспечение надлежащего режима труда и отдыха (в ряде источников также — режима рабочего времени и времени отдыха) работников — одна из основополагающих мер охраны труда и одновременно обязанностей работодателя в области охраны труда (ст. 212 ТК РФ).

 

Продолжительность работы не должна превышать нормальной, а в случаях, установленных законодательством, — сокращенной продолжительности, в том числе работников, выполняющих порученную им работу во вредных или (и) опасных условиях труда (ст. 91, 92 ТК РФ).

Время отдыха включает как перерывы для отдыха в течение рабочего дня (смены), так и между рабочими днями (сменами; ст. 108 ТК РФ). Кроме того, работникам обязательно предоставляется еженедельный непрерывный отдых, основные и дополнительные отпуска (ст. 109, 110, 115 и 117 ТК РФ).

Условия труда работников отдельных категорий регулируются с учетом особенностей, предусмотренных законодательством (см., например, гл. 41, 50 ТК РФ).

Сроки рассмотрения соответствующих изменений определяются программами законопроектной работы Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в течение весенней и осенней сессий 2018 г.[1]

Изменения, инициированные Минтрудом России

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации инициирует изменения в порядке реализации полномочий, предусмотренных п. 5.1 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19.06.2012 № 610 (в ред. от 05.07.2017). Речь прежде всего об изменениях, заложенных в План нормотворческой деятельности Минтруда России, в соответствии с которым в течение 2018 г. ожидаются:

  • актуализация действующей редакции Стандарта безопасности труда, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 17.12.2010 № 1122н — в части нормирования выдачи работникам смывающих и обезвреживающих средств непосредственно трудовым договором с соответствующим работником, регламентации контроля и учета работодателем их выдачи;
  • совершенствование Методики проведения специальной оценки условий труда, утвержденной Приказом Минтруда России от 24.01.2014 № 33н — в части регламентации принятия уполномоченной комиссией решения о признании условий труда допустимыми на рабочих местах с неидентифицированными вредными или (и) опасными производственными факторами (в рамках специальной оценки условий труда);
  • замена действующих перечней вредных или (и) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры работников, лиц, поступающих на работу (приложения № 1, 2 к Приказу Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н);
  • замена действующего Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций (приложение к Приказу Минтруда России и Минобразования России от 13.01.2003 № 1/29).

Минтруд России также готовит к внесению в Правительство Российской Федерации проекты по меньшей мере двух федеральных законов об изменениях в Трудовом кодексе Российской Федерации (помимо уже рассмотренных нами):

  • в части дальнейшего совершенствования существующих механизмов предупреждения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;
  • в части исключения дублирования полномочий органов власти в сфере охраны труда.

Ожидаются изменения и в некоторых процедурах документирования деятельности в сфере охраны труда — в частности, предусмотренных при оформлении отчета о специальной оценке условий труда (приложение № 4 к Приказу Минтруда России от 24.01.2014 № 33).

Сроки принятия изменений, инициируемых Минтрудом России, определяются в соответствии с планом[2].

Изменения, связанные с применением законодательства о специальной оценке условий труда

К числу отношений, непосредственно связанных с трудовыми, принято относить не только отношения в сфере охраны труда, но и отношения в сфере специальной оценки условий труда (далее — СОУТ).

СОУТ пришла на смену аттестации рабочих мест по условиям труда в начале 2014 г., когда был принят одноименный федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ; далее — Федеральный закон № 426-ФЗ).

По результатам СОУТ (а в случаях, предусмотренных законодательством, кроме того, результатам государственной экспертизы условий труда — см. Приказ Минтруда России от 12.08.2014 № 549н)) устанавливаются и предоставляются соответствующие гарантии и компенсации работникам, занятым на работах с вредными или (и) опасными условиями труда (ст. 219 ТК РФ), за исключением случаев, когда такие условия признаны безопасными.

 

Обратите внимание!

Несмотря на то, что в наступившем году Федеральный закон № 426-ФЗ продолжит действовать в прежней редакции (от 01.05.2016), его отдельные положения будут применяться с учетом следующих особенностей:

  • до 31.12.2018 должна быть завершена оценка условий труда на всех рабочих местах, не указанных в п. 6 ст. 10 Федерального закона № 426;

  • не позднее 31.12.2018 прекращается действие выданных до дня начала действия Федерального закона № 426-ФЗ аттестатов аккредитации испытательных лабораторий (центров) организаций, допущенных к проведению СОУТ (ст. 27 Федерального закона № 426-ФЗ).

Изменения, обусловленные вступлением в силу новых правил по охране труда

Начиная с 17 февраля 2018 г. действуют Правила по охране труда при осуществлении охраны (защиты) объектов или (и) имущества, утвержденные Приказом Минтруда России от 28.07.2017 № 601н.

Ожидается, что в течение года будут изданы и вступят в силу некоторые иные правила по охране труда, в том числе с одновременной отменой действующих сейчас, например, Правил по охране труда на автомобильном транспорте, проект которых находится на подписи у федерального министра труда и социальной защиты.

Изменения, обусловленные вступлением в силу новых норм обеспечения средствами индивидуальной защиты

В 2018 г. работников будут обеспечивать средствами индивидуальной защиты (СИЗ) в соответствии с новыми, в том числе введенными впервые, нормами.

Так, работникам авиационной промышленности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, СИЗ теперь должны выдаваться по нормам, утвержденным Приказом Минтруда России от 19.06.2017 № 507н.

Изменения в Правилах финансового обеспечения охраны труда

Мероприятия по улучшению условий и охраны труда (ст. 226 ТК РФ) в наступающем году будут финансироваться работодателями с учетом поправок, внесенных в Правила финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утвержденные Приказом Минтруда России от 10.12.2012 № 580н.

В соответствии с поправками, предусмотренными Приказом Минтруда России от 29.04.2016 № 201н, в 2018 г. расходы работодателя (иного страхователя) на приобретение специальной одежды подлежат финансовому обеспечение, если такая одежда изготовлена на территории Российской Федерации из тканей (трикотажных полотен, нетканых материалов), страной происхождения которых также является Российская Федерация.

Изменения в нормативном регулировании федерального государственного надзора в сфере охраны труда

С 1 января 2018 г. действует новая редакция Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 № 875. В соответствии с изменениями:

  • Положение будет рапространяться в том числе на федеральный государственный надзор за условиями труда (их соответствием действующим обязательным требованиям) работников-инвалидов;
  • при проведении плановых проверок соблюдения обязательных требований охраны труда работодателями государственные инспекторы труда будут использовать проверочные листы (списки контрольных вопросов).

Листы будут применяться:

  • начиная с 1 января 2018 г. — при проверках работодателей, отнесенных в соответствии с действующими критериями к категории умеренного риска (в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 17.08.2016 № 806);
  • начиная с 1 июля 2018 г. — при проверках всех работодателей.

 

К сведению

Предмет проверки ограничивается перечнем вопросов, включенных в проверочные листы (списки контрольных вопросов).

 

Проверочные листы для применения при проверках соблюдения работодателями требований к установлению продолжительности рабочего времени, требований охраны труда утверждены Приказом Минтруда России от 10.11.2017 № 655[3].

 

[1] www.duma.gov.ru.

[2] rosmintrud.ru.

[3] www.rostrud.ru.

Ю. М. Михайлов, эксперт

Статья опубликована в журнале «Санэпидконтроль. Охрана труда» № 1, 2018.

Купить этот номер в электронном виде

Подпишитесь на нашу рассылку

Рассылка о новых материалах в блоге и новых номерах журналов. Отправляется в среднем 1 письмо в 2 недели.