Переход с одной категории на другую: штрафы и повышенная плата за НВОС

Существует немало ситуаций, которые буквально вынуждают предприятия на осуществление своей деятельности с высочайшим риском получения штрафа за отсутствие разрешительной документации и однозначно обрекают на плату за НВОС[1] с применением повышающих коэффициентов за сверхнормативное воздействие. Закон суров и беспощаден? Смоделируем одну из таких ситуаций и рассмотрим ее в рамках требований действующего законодательства.

Ситуация 

Объект НВОС поставлен на государственный учет объектов НВОС с присвоением II категории. Юридическим лицом (далее — ЮЛ), осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность на таком объекте, представлена ДВОС[2]. Появилось основание для перехода со II категории на I.

В случае возникновения оснований для изменения категории каждый хозяйствующий субъект обязательно столкнется с необходимостью приведения разрешительной документации в соответствие с действующим природоохранным законодательством в отношении новой категории своего объекта НВОС. С понижением категории дела обстоят куда проще, чем с ее повышением, т.к. чем выше категория, тем больше новых требований.

Варианты изменения категории объекта НВОС 

Рассмотрим три варианта изменения категории для смоделированной ситуации, а также последствия такого изменения и то, как может себя повести хозяйствующий субъект в каждом из них.

Актуализация 

Присвоенная объекту НВОС категория при его постановке на государственный учет объектов НВОС может быть изменена при актуализации учетных сведений об объекте НВОС (п. 5 ст. 4.2 Закона № 7-ФЗ[3]). Основания, при которых сведения об объекте НВОС подлежат актуализации, перечислены в п. 6 ст. 69.2 Закона № 7-ФЗ.

Будем откровенны, не все из оснований и не все случаи актуализации в целом могут потянуть за собой изменение категории объекта НВОС.

Основания и сроки актуализации сведений об объекте НВОС 

Для ряда наступающих оснований, которые обязывают актуализировать сведения об объекте НВОС, имеется утвержденный срок представления сведений в уполномоченный на ведение государственного реестра объектов НВОС орган: не позднее чем через 30 дней со дня государственной регистрации изменений (п. 7 ст. 69.2 Закона № 7-ФЗ).

К таким основаниям относятся:

• замена ЮЛ или индивидуального предпринимателя (далее — ИП), осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте НВОС, реорганизация ЮЛ в форме преобразования, изменение его наименования, адреса (места нахождения), а также изменение фамилии, имени, отчества (при наличии), места жительства ИП, реквизитов документа, удостоверяющего его личность;

• изменение места нахождения объекта НВОС.

Для остальных оснований срок не утвержден. Учитывая сложившуюся судебную практику по всей стране, отсутствие установленного срока в основном расценивается как то, что хозяйствующий субъект должен моментально в тот же день, когда наступили основания, подать заявление об актуализации сведений об объекте НВОС для внесения в государственный реестр объектов НВОС достоверных данных о таком объекте. И это несмотря на то, что документы предприятия, например отчет об инвентаризации выбросов[4], могут быть вполне законно еще не приведены к реальному положению дел на объекте НВОС.

К таким основаниям относятся:

• изменения характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды;

• изменения характеристик технических средств по обезвреживанию выбросов, сбросов загрязняющих веществ, технологий использования, обезвреживания и размещения отходов производства и потребления.

Именно эти основания в бóльшей степени могут повлиять на изменение категории, в т.ч. на присвоение категории выше. Для них следовало бы также установить срок, причем учитывающий период подготовки хозяйствующим субъектом достоверных сведений об объекте НВОС перед их внесением в государственный реестр объектов НВОС.

Получение разрешительных документов 

В случае изменения характеристик технологических процессов основных производств на объекте НВОС, которые, в соответствии с Критериями № 2398[5], относятся к объектам I категории, ЮЛ из смоделированной ситуации обязано подать заявления об актуализации сведений об объекте НВОС, получить свидетельство об актуализации учетных сведений с присвоением объекту I категории и с даты получения такого свидетельства соблюдать требования природоохранного законодательства в отношении объектов I категории.

 

По объекту НВОС была представлена ДОВОС, следовательно, разработаны нормативы допустимых выбросов, сбросов, образования отходов и лимиты на их размещение, что облегчает задачу по получению необходимых разрешительных документов для объекта I категории.

У объектов I категории имеется выбор между двумя разными видами разрешительной документации, которую они могут получить:

1) разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее — разрешение на выбросы), разрешение на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду (далее — разрешение на сбросы), документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее — Документ об утверждении НООЛР);

2) комплексное экологическое разрешение (далее — КЭР).

Согласно п. 1.1 ст. 11 Закона № 219-ФЗ[6] с 01.09.2019 и до получения КЭР в установленные сроки допускается выдача или переоформление:

• разрешения на выбросы;

• лимитов на выбросы загрязняющих веществ;

• разрешения на сбросы;

• лимитов на сбросы загрязняющих веществ;

• нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Установленные сроки, о которых говорится в п. 1.1 ст. 11 Закона № 219-ФЗ:

До 31.12.2024[7]

Хозяйствующие субъекты, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, включенные в перечень объектов НВОС[8], обязаны обратиться в уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти с заявкой на получение КЭР

До 01.01.2025

Хозяйствующие субъекты, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, относящихся к области применения наилучших доступных технологий и не включенных в перечень объектов НВОС, обязаны получить КЭР

Разрешения на выбросы, сбросы, Документ об утверждении НООЛР

Разрешение на выбросы выдается хозяйствующим субъектам, осуществляющим хозяйственную и иную деятельность на объектах I категории, в соответствии с Административным регламентом № 776[9] в срок, не превышающий 30 рабочих дней со дня регистрации заявления об установлении нормативов допустимых выбросов и о выдаче разрешения на выбросы.

Даже если представить, что ЮЛ из смоделированной ситуации подало заявление об установлении нормативов допустимых выбросов и о выдаче разрешения на выбросы в тот же день, когда его объекту была присвоена I категория, и ему с первой попытки было выдано разрешение на выбросы, в этот период (с момента присвоения I категории до получения разрешения на выбросы) это ЮЛ:

1) все равно рискует быть привлеченным к административной ответственности за выброс вредных веществ в атмосферный воздух без специального разрешения в соответствии со ст. 8.21 КоАП РФ[10];

2) все равно обязано исчислять плату за НВОС в части выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками с применением коэффициента 100[11].

Разрешение на сбросы выдается хозяйствующим субъектам, осуществляющим хозяйственную и иную деятельность на объектах I категории, в соответствии с Административным регламентом № 1022[12] в срок, не превышающий 30 рабочих дней со дня регистрации заявления о выдаче разрешения на сбросы загрязняющих веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты.

Точно так же, как и в случае с разрешением на выбросы, ЮЛ в отсутствие разрешения на сбросы:

1) рискует быть привлеченным к административной ответственности за нарушение правил водопользования при сбросе сточных вод в водные объекты в соответствии со ст. 8.14 КоАП РФ;

2) обязано исчислять плату за НВОС в части сброса загрязняющих веществ в водные объекты с применением коэффициента 100 (Закон № 71-ФЗ).

Документ об утверждении НООЛР выдается хозяйствующим субъектам, осуществляющим хозяйственную и иную деятельность на объектах I категории, в соответствии с Административным регламентом № 437[13] в срок, не превышающий 30 рабочих дней с даты регистрации заявления об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

С момента присвоения I категории и до получения Документа об утверждении НООЛР ЮЛ:

1) рискует быть привлеченным к административной ответственности за неисполнение обязанности по разработке проектов нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение или направлению таких проектов на утверждение в уполномоченный орган в соответствии с ч. 7 ст. 8.2 КоАП РФ;

2) обязано исчислять плату за НВОС в части хранения, захоронения отходов производства и потребления с применением коэффициента 25 (Закон № 71-ФЗ).

Обратите внимание
Перечисленные административные регламенты не предполагают выдачу разрешений и документа другим категориям, кроме I.

Заявителями являются ЮЛ и ИП:


[1] Негативное воздействие на окружающую среду.

[2] Декларация о воздействии на окружающую среду.

[3] Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 26.03.2022).

[4] См. Порядок проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки, утвержденный Приказом Минприроды России от 19.11.2021 № 871.

[5] Критерии отнесения объектов к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2398 (в ред. от 07.10.2021).

[6] Федеральный закон от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в ред. от 26.03.2022).

[7] См. Федеральный закон от 26.03.2022 № 71-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № 71-ФЗ).

[8] Перечень объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, относящихся к I категории, вклад которых в суммарные выбросы, сбросы загрязняющих веществ в Российской Федерации составляет не менее чем 60 процентов, утвержденный Приказом Минприроды России от 18.04.2018 № 154.

[9] Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по установлению нормативов допустимых выбросов, временно разрешенных выбросов и выдаче разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных), утвержденный Приказом Росприроднадзора от 06.07.2020 № 776.

[10] Кодекс РФ об административных правонарушениях.

[11] Пункт 5 ст. 16.3 Закона № 7-ФЗ, Постановление Правительства РФ от 03.03.2017 № 255 «Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду», письмо Минприроды России от 17.03.2021 № 19-50/3222-ОГ «О плате за негативное воздействие на окружающую среду».

[12] Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования предоставления государственной услуги по выдаче разрешений на сбросы загрязняющих веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты, утвержденный Приказом Росприроднадзора от 17.08.2020 № 1022.

[13] Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования предоставления государственной услуги по утверждению нормативов образования отходов и лимитов на их размещение применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности индивидуальных предпринимателей, юридических лиц на объектах I категории, утвержденный Приказом Росприроднадзора от 17.04.2020 № 437.

А.И. Эндеко, эксперт-эколог, создатель проекта «Типичный природопользователь»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 9, 2022.

Переход с одной категории на другую: штрафы и повышенная плата за НВОС

Существует немало ситуаций, которые буквально вынуждают предприятия на осуществление своей деятельности с высочайшим риском получения штрафа за отсутствие разрешительной документации и однозначно обрекают на плату за НВОС[1] с применением повышающих коэффициентов за сверхнормативное воздействие. Закон суров и беспощаден? Смоделируем одну из таких ситуаций и рассмотрим ее в рамках требований действующего законодательства.

Ситуация 

Объект НВОС поставлен на государственный учет объектов НВОС с присвоением II категории. Юридическим лицом (далее — ЮЛ), осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность на таком объекте, представлена ДВОС[2]. Появилось основание для перехода со II категории на I.

В случае возникновения оснований для изменения категории каждый хозяйствующий субъект обязательно столкнется с необходимостью приведения разрешительной документации в соответствие с действующим природоохранным законодательством в отношении новой категории своего объекта НВОС. С понижением категории дела обстоят куда проще, чем с ее повышением, т.к. чем выше категория, тем больше новых требований.

Варианты изменения категории объекта НВОС 

Рассмотрим три варианта изменения категории для смоделированной ситуации, а также последствия такого изменения и то, как может себя повести хозяйствующий субъект в каждом из них.

Актуализация 

Присвоенная объекту НВОС категория при его постановке на государственный учет объектов НВОС может быть изменена при актуализации учетных сведений об объекте НВОС (п. 5 ст. 4.2 Закона № 7-ФЗ[3]). Основания, при которых сведения об объекте НВОС подлежат актуализации, перечислены в п. 6 ст. 69.2 Закона № 7-ФЗ.

Будем откровенны, не все из оснований и не все случаи актуализации в целом могут потянуть за собой изменение категории объекта НВОС.

Основания и сроки актуализации сведений об объекте НВОС 

Для ряда наступающих оснований, которые обязывают актуализировать сведения об объекте НВОС, имеется утвержденный срок представления сведений в уполномоченный на ведение государственного реестра объектов НВОС орган: не позднее чем через 30 дней со дня государственной регистрации изменений (п. 7 ст. 69.2 Закона № 7-ФЗ).

К таким основаниям относятся:

• замена ЮЛ или индивидуального предпринимателя (далее — ИП), осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте НВОС, реорганизация ЮЛ в форме преобразования, изменение его наименования, адреса (места нахождения), а также изменение фамилии, имени, отчества (при наличии), места жительства ИП, реквизитов документа, удостоверяющего его личность;

• изменение места нахождения объекта НВОС.

Для остальных оснований срок не утвержден. Учитывая сложившуюся судебную практику по всей стране, отсутствие установленного срока в основном расценивается как то, что хозяйствующий субъект должен моментально в тот же день, когда наступили основания, подать заявление об актуализации сведений об объекте НВОС для внесения в государственный реестр объектов НВОС достоверных данных о таком объекте. И это несмотря на то, что документы предприятия, например отчет об инвентаризации выбросов[4], могут быть вполне законно еще не приведены к реальному положению дел на объекте НВОС.

К таким основаниям относятся:

• изменения характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды;

• изменения характеристик технических средств по обезвреживанию выбросов, сбросов загрязняющих веществ, технологий использования, обезвреживания и размещения отходов производства и потребления.

Именно эти основания в бóльшей степени могут повлиять на изменение категории, в т.ч. на присвоение категории выше. Для них следовало бы также установить срок, причем учитывающий период подготовки хозяйствующим субъектом достоверных сведений об объекте НВОС перед их внесением в государственный реестр объектов НВОС.

Получение разрешительных документов 

В случае изменения характеристик технологических процессов основных производств на объекте НВОС, которые, в соответствии с Критериями № 2398[5], относятся к объектам I категории, ЮЛ из смоделированной ситуации обязано подать заявления об актуализации сведений об объекте НВОС, получить свидетельство об актуализации учетных сведений с присвоением объекту I категории и с даты получения такого свидетельства соблюдать требования природоохранного законодательства в отношении объектов I категории.

 

По объекту НВОС была представлена ДОВОС, следовательно, разработаны нормативы допустимых выбросов, сбросов, образования отходов и лимиты на их размещение, что облегчает задачу по получению необходимых разрешительных документов для объекта I категории.

У объектов I категории имеется выбор между двумя разными видами разрешительной документации, которую они могут получить:

1) разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее — разрешение на выбросы), разрешение на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду (далее — разрешение на сбросы), документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее — Документ об утверждении НООЛР);

2) комплексное экологическое разрешение (далее — КЭР).

Согласно п. 1.1 ст. 11 Закона № 219-ФЗ[6] с 01.09.2019 и до получения КЭР в установленные сроки допускается выдача или переоформление:

• разрешения на выбросы;

• лимитов на выбросы загрязняющих веществ;

• разрешения на сбросы;

• лимитов на сбросы загрязняющих веществ;

• нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Установленные сроки, о которых говорится в п. 1.1 ст. 11 Закона № 219-ФЗ:

До 31.12.2024[7]

Хозяйствующие субъекты, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, включенные в перечень объектов НВОС[8], обязаны обратиться в уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти с заявкой на получение КЭР

До 01.01.2025

Хозяйствующие субъекты, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, относящихся к области применения наилучших доступных технологий и не включенных в перечень объектов НВОС, обязаны получить КЭР

Разрешения на выбросы, сбросы, Документ об утверждении НООЛР

Разрешение на выбросы выдается хозяйствующим субъектам, осуществляющим хозяйственную и иную деятельность на объектах I категории, в соответствии с Административным регламентом № 776[9] в срок, не превышающий 30 рабочих дней со дня регистрации заявления об установлении нормативов допустимых выбросов и о выдаче разрешения на выбросы.

Даже если представить, что ЮЛ из смоделированной ситуации подало заявление об установлении нормативов допустимых выбросов и о выдаче разрешения на выбросы в тот же день, когда его объекту была присвоена I категория, и ему с первой попытки было выдано разрешение на выбросы, в этот период (с момента присвоения I категории до получения разрешения на выбросы) это ЮЛ:

1) все равно рискует быть привлеченным к административной ответственности за выброс вредных веществ в атмосферный воздух без специального разрешения в соответствии со ст. 8.21 КоАП РФ[10];

2) все равно обязано исчислять плату за НВОС в части выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками с применением коэффициента 100[11].

Разрешение на сбросы выдается хозяйствующим субъектам, осуществляющим хозяйственную и иную деятельность на объектах I категории, в соответствии с Административным регламентом № 1022[12] в срок, не превышающий 30 рабочих дней со дня регистрации заявления о выдаче разрешения на сбросы загрязняющих веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты.

Точно так же, как и в случае с разрешением на выбросы, ЮЛ в отсутствие разрешения на сбросы:

1) рискует быть привлеченным к административной ответственности за нарушение правил водопользования при сбросе сточных вод в водные объекты в соответствии со ст. 8.14 КоАП РФ;

2) обязано исчислять плату за НВОС в части сброса загрязняющих веществ в водные объекты с применением коэффициента 100 (Закон № 71-ФЗ).

Документ об утверждении НООЛР выдается хозяйствующим субъектам, осуществляющим хозяйственную и иную деятельность на объектах I категории, в соответствии с Административным регламентом № 437[13] в срок, не превышающий 30 рабочих дней с даты регистрации заявления об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

С момента присвоения I категории и до получения Документа об утверждении НООЛР ЮЛ:

1) рискует быть привлеченным к административной ответственности за неисполнение обязанности по разработке проектов нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение или направлению таких проектов на утверждение в уполномоченный орган в соответствии с ч. 7 ст. 8.2 КоАП РФ;

2) обязано исчислять плату за НВОС в части хранения, захоронения отходов производства и потребления с применением коэффициента 25 (Закон № 71-ФЗ).

Обратите внимание
Перечисленные административные регламенты не предполагают выдачу разрешений и документа другим категориям, кроме I.

Заявителями являются ЮЛ и ИП:


[1] Негативное воздействие на окружающую среду.

[2] Декларация о воздействии на окружающую среду.

[3] Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 26.03.2022).

[4] См. Порядок проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки, утвержденный Приказом Минприроды России от 19.11.2021 № 871.

[5] Критерии отнесения объектов к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2398 (в ред. от 07.10.2021).

[6] Федеральный закон от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в ред. от 26.03.2022).

[7] См. Федеральный закон от 26.03.2022 № 71-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № 71-ФЗ).

[8] Перечень объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, относящихся к I категории, вклад которых в суммарные выбросы, сбросы загрязняющих веществ в Российской Федерации составляет не менее чем 60 процентов, утвержденный Приказом Минприроды России от 18.04.2018 № 154.

[9] Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по установлению нормативов допустимых выбросов, временно разрешенных выбросов и выдаче разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных), утвержденный Приказом Росприроднадзора от 06.07.2020 № 776.

[10] Кодекс РФ об административных правонарушениях.

[11] Пункт 5 ст. 16.3 Закона № 7-ФЗ, Постановление Правительства РФ от 03.03.2017 № 255 «Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду», письмо Минприроды России от 17.03.2021 № 19-50/3222-ОГ «О плате за негативное воздействие на окружающую среду».

[12] Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования предоставления государственной услуги по выдаче разрешений на сбросы загрязняющих веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты, утвержденный Приказом Росприроднадзора от 17.08.2020 № 1022.

[13] Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования предоставления государственной услуги по утверждению нормативов образования отходов и лимитов на их размещение применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности индивидуальных предпринимателей, юридических лиц на объектах I категории, утвержденный Приказом Росприроднадзора от 17.04.2020 № 437.

А.И. Эндеко, эксперт-эколог, создатель проекта «Типичный природопользователь»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 9, 2022.

Лом, РОП и ФЭО: коротко о главном
Источники экологической информации для проектировщиков
Обязательные требования в вопросах и ответах
Три шпаргалки по инвентаризации: выбросы, сбросы, отходы
Охрана атмосферного воздуха. Инвентаризация. Нормирование
Подписаться на новости
Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам