Вот уже более полугода действуют новые Методические указания по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденные Приказом Минприроды России от 05.08.2014 № 349[1] (далее — МУ-2014), но до сих пор согласование проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее — ПНООЛР) вызывает споры среди разработчиков и инспекторов Росприроднадзора, в связи с чем последнему периодически приходится давать разъяснения в виде писем по тем или иным вопросам.
Автор статьи только недавно столкнулась с необходимостью согласования ПНООЛР, разработанного в соответствии с МУ-2014, причем в другом субъекте Российской Федерации. И вот какое интересное замечание к проекту было на бланке отказа в его согласовании:
Согласно п. 7 Постановления Правительства РФ от 16.08.2013 № 712 «О порядке проведения паспортизации отходов I–IV классов опасности»[2] документами, подтверждающими отнесение вида отхода к конкретному классу опасности[3], являются копии писем территориального отдела Росприроднадзора о соответствии данного вида отхода аналогичному виду отхода, включенному в ФККО. В ПНООЛР данные копии писем не представлены.
Напомним, что согласно МУ-2014 в ПНООЛР отсутствуют раздел «Сведения об отходах» и таблица «Состав и физико-химические свойства отходов», которые ранее были предусмотрены утратившими силу Методическими указаниями по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденными Приказом Ростехнадзора от 19.10.2007 № 703 (п. 21 и образец 2.6 соответственно). Таким образом, какого-либо раздела и/или таблицы, в которых нужно было бы указать сведения об отнесении отходов к определенному классу опасности и их паспортизации, в ПНООЛР нового образца нет. Единственное, что предлагается сделать, — это указать реквизиты соответствующего документа:
Извлечение
из МУ-2104
[…]
21. В разделе «Сведения о предлагаемом образовании отходов» ПНООЛР в табличном виде приводятся сведения о предлагаемом ежегодном образовании отходов отдельно по каждому структурному подразделению (цеху, участку и другим объектам) хозяйствующего субъекта, информация по которым включена в ПНООЛР (приложение № 8 к Методическим указаниям) и сводные сведения о предлагаемом суммарном ежегодном образовании отходов по хозяйствующему субъекту (его филиалу(ам) и обособленным подразделениям), в целом (приложение № 9 к Методическим указаниям).
Для всех отходов, включенных и не включенных в федеральный классификационный каталог отходов, формируемый Росприроднадзором в соответствии с Порядком, указанным в пункте 6 Методических указаний, указывается класс опасности, определенный в соответствии с порядком отнесения отходов I–IV классов опасности к конкретному классу опасности и (или) критериями отнесения отходов к I–V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду, утверждаемыми Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации […].
При этом в приложениях № 8 и № 9 к Методическим указаниям указываются реквизиты письма о направлении хозяйствующим субъектом в соответствующий территориальный орган Росприроднадзора документов, подтверждающих отнесение вида отхода к конкретному классу опасности[4].
[…]
Вот здесь мы и находим противоречие. Обратите внимание: в соответствии с МУ-2014 необходимо указать в ПНООЛР реквизиты письма о направлении в Росприроднадзор документов, подтверждающих отнесение вида отхода к конкретному классу опасности, а согласно Правилам проведения паспортизации — направить в Росприроднадзор копию паспорта и копии документов, подтверждающих отнесение вида отхода к конкретному классу опасности, т.е. получается, что материалы должны быть уже согласованы Росприроднадзором.
В связи с этим возникла путаница: в разных регионах требуются разные документы для согласования ПНООЛР.
Например, в регионе, где работает автор статьи, инспекторы вполне довольны приложением к ПНООЛР письма об отправке материалов обоснования на согласование в Росприроднадзор. В других же регионах требуют приложить документ о согласовании данных материалов и направлении в Росприроднадзор паспортов отходов.
В результате было выпущено два письма Росприроднадзора с разъяснениями, которые трактуют ситуацию явно не в пользу природопользователей, — от 18.05.2015 № АА-03-04-36/8203 и от 16.07.2015 № АА-03-04-36/12324:
Извлечение
из письма Росприроднадзора от 16.07.2015 № АА-03-04-36/12324
[…]
Согласно п. 21 Методических указаний, в приложениях 8 и 9 к проекту НООЛР необходимо указывать реквизиты письма о направлении хозяйствующим субъектом в соответствующий территориальный орган Росприроднадзора документов, подтверждающих отнесение вида отхода к конкретному классу опасности.
Ввиду отсутствия в настоящее время нормативного документа, регламентирующего порядок подтверждения отнесения отходов к конкретному классу опасности для окружающей среды, территориальным органам Росприроднадзора надлежит руководствоваться положениями ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», постановлением Правительства Российской Федерации от 16.08.2013 № 712 «О порядке проведения паспортизации отходов I–IV классов опасности» (далее — Постановление), а также разъяснениями Минприроды России.
Так, согласно письму Минприроды России от 04.12.2014 № 05-12-44/27813, документом, подтверждающим отнесение вида отхода к конкретному классу опасности, является копия письма территориального органа Росприроднадзора либо о соответствии данного вида отхода аналогичному виду отхода, включенному в федеральный классификационный каталог отходов (утвержден приказом Росприроднадзора от 18.07.2014 № 445, далее — ФККО) и Банк данных об отходах (далее — БДО), и его конкретному классу опасности, либо о соответствии данного вида отхода конкретному классу опасности и о его включении в ФККО и БДО с присвоением соответствующего кода и наименования отхода[5].
При наличии документов, подтверждающих отнесение отхода к конкретному классу опасности для окружающей среды, хозяйствующим субъектом составляется и утверждается паспорт отхода I–IV класса опасности по типовой форме, утвержденной Постановлением.
Таким образом, процедуры по подтверждению отнесения вида отхода к конкретному классу опасности для окружающей среды, по включению вида отхода в ФККО и БДО, являются первичными перед процедурой паспортизации отходов и разработки проектов НООЛР.
[…]
Иными словами, вместо ожидаемого упрощения процедуры паспортизации отходов и согласования ПНООЛР мы столкнулись с иным порядком осуществления этих процедур, возможно, даже более сложным. Это объясняется тем, что подтверждение классов опасности отходов проводится с привлечением не только территориальных органов Росприроднадзора, но и его центрального аппарата в Москве.
Согласно п. 7 письма Минприроды России от 15.09.2014 № 05-12-44/20925 «О направлении разъяснений по подтверждению отнесения отходов I–IV классов опасности к конкретному классу опасности и паспортизации отходов»:
•если отход соответствует определенному отходу, включенному в федеральный классификационный каталог отходов (утв. Приказом Росприроднадзора от 18.07.2014 № 445; в ред. от 20.07.2015; далее — ФККО) и Банк данных об отходах[6] (далее — БДО), то срок информирования хозяйствующего субъекта территориальными органами Росприроднадзора о результатах рассмотрения его материалов составляет 45 дней;
•если отход необходимо включить в ФККО и БДО, срок информирования увеличивается до 90 дней.
СПРАВКА
ФККО ищите здесь:
http://www.fkko.ru/
http://rpn.gov.ru/node/852
http://clevereco.ru/
Таким образом, прежде чем начать разработку ПНООЛР, необходимо пройти длительную процедуру обоснования классов опасности отходов, затем (или одновременно) — паспортизацию отходов и только после этого согласовывать ПНООЛР.
На основании приведенной выше информации мы разработали следующую схему паспортизации отходов (см. рисунок).
После согласования паспортов можно приступать к разработке и согласованию ПНООЛР.
Напоследок отметим, что в результате выявленного несоответствия МУ-2014 Правилам проведения паспортизации и позиции Минприроды и Росприроднадзора многие разработанные с начала февраля ПНООЛР «повисли в воздухе» в ожидании согласования материалов обоснования отнесения отходов к классу опасности[7]. К сожалению, это не единственный досадный промах разработчиков МУ-2014. Мы уже неоднократно отмечали, что данный документ был разработан в спешке и представляет собой попытку модернизировать ПНООЛР, при этом оставив многие элементы и методы расчетов без изменений, что привело к путанице и «обесцениванию» многих положительных преобразований, которые были запланированы изначально.
[1] Подробнее о данном документе см.: Прохоров И.О. Новые Методические указания по разработке ПНООЛР: комментарии и размышления // Справочник эколога. 2014. № 12. С. 9–25 (https://www.profiz.ru/eco/12_2014/Metod_ukaz/) (прим. редакции).
[2] Имеется в виду п. 7 Правил проведения паспортизации отходов I–IV классов опасности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.08.2013 № 712 (далее — Правила проведения паспортизации) (прим. автора).
[3] Выделено автором.
[4] Выделено автором.
[5] Выделено автором.
[7] О расчете класса опасности отхода см.:
– Афанасьев Д. Расчет класса опасности отходов вручную: подготовительный этап // Справочник эколога. 2014. № 4. С. 62–70;
– Афанасьев Д. Расчет класса опасности отходов вручную: общий алгоритм расчета // Справочник эколога. 2014. № 5. С. 76–80;
– Афанасьев Д. Расчет класса опасности отходов вручную: изучаем состав отхода // Справочник эколога. 2014. № 6. С. 47–51;
– Афанасьев Д. Расчет класса опасности отходов вручную: собираем первичные показатели опасности // Справочник эколога. 2014. № 7. С. 83–96;
– Афанасьев Д. Расчет класса опасности отходов вручную: проводим расчет и оформляем протокол // Справочник эколога. 2014. № 11. С. 54–64 (прим. редакции).