Электронная версия журнала

Ошибка в протоколе анализа промышленных выбросов: последствия для предприятия

«Справочник эколога» №7 2021 / Охрана атмосферного воздуха

Каждое предприятие, эксплуатирующее объект НВОС[1] со стационарными источниками выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вынуждено обращаться к услугам испытательных лабораторий (центров) для анализа промышленных выбросов. Результаты анализа выдаются в виде протокола КХА[2], который в дальнейшем используется в различных внутренних документах по объекту НВОС и отчетах в Росприроднадзор. А если в протоколе КХА допущена ошибка? Поговорим о последствиях для предприятия.

 

Конечно, все мы люди и допускаем разного рода ошибки, но поверьте, инспекторы вряд ли простят «человеческий фактор», и допущенная ошибка в протоколе КХА может повлечь за собой возбуждение дела об административном правонарушении.

 

Обратите внимание

Ответственность за выбор испытательной лаборатории (центра) для проведения анализа промышленных выбросов в атмосферу возлагается на предприятие. Использование полученных результатов в документах по объекту НВОС является полноценным доказательством того, что предприятие эти результаты приняло, а значит, несет ответственность за полноту представленных сведений.

 

В статье рассмотрим возможные последствия допущенных ошибок в протоколе КХА для предприятия, опишем характер таких ошибок, а также способы предостережения неприятных исходов.

Документы по объекту НВОС

Прежде всего разберем документы и отчеты, в которых используются результаты анализа промышленных выбросов, и сразу же приведем последствия за ошибку в протоколе КХА.

 

Документ 1

Отчет по инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (далее — отчет по инвентаризации)

 

Все хозяйствующие субъекты, осуществляющую деятельность на объектах НВОС, проводят инвентаризацию источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включая выбросы от стационарных и передвижных источников, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) на объекте НВОС (при их наличии), документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения. Инвентаризация стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух проводится инструментальными и расчетными методами[3].

На практике проведение инвентаризации на объекте НВОС является первым шагом для составления последующих документов для организации правомерного выброса загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников.

Отчет по инвентаризации составляется по результатам инвентаризации выбросов и утверждается хозяйствующим субъектом, осуществляющим деятельность на объекте НВОС, с указанием даты утверждения.

 

Правовое регулирование

Порядок проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки (далее — Порядок № 352), утвержден Приказом Минприроды России от 07.08.2018 № 352 (в ред. от 17.09.2019).

 

Инструментальные измерения показателей выбросов выполняются в соответствии с законодательством РФ об обеспечении единства измерений[4] юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, аккредитованными в соответствии с законодательством РФ об аккредитации в национальной системе аккредитации[5] (п. 21 Порядка № 352).

 

В протоколах КХА в обязательном порядке должны быть указаны:

• методики (методы) измерений;

• средства измерений;

• расчет показателей выбросов на основе значений, полученных в результате измерений;

• сведения о выполнившей измерения организации, ее аттестате аккредитации с указанием срока действия и области аккредитации.

Четкой статьи в КоАП РФ[6] за такое нарушение, как непроведение инвентаризации, отсутствие отчета по инвентаризации или включение в инвентаризацию ошибочных данных, нет, однако эти деяния могут быть «подтянуты» под ст. 8.1 КоАП РФ, устанавливающую ответственность за несоблюдение экологических требований:

 

Субъект ответственности

Предупреждение или штраф, тыс. руб.

Должностное лицо

2–5

Юридическое лицо

20–100

 

В силу того что отчет по инвентаризации является основой основ, то использование в нем недостоверных результатов анализа промышленных выбросов из протокола КХА с ошибкой может повлечь за собой дополнительные негативные последствия.

 

[1] Объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду.

[2] Протокол количественного химического анализа.

[3] Статья 22 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха (в ред. от 08.12.2020; далее — Федеральный закон № 96-ФЗ).

[4] См. Федеральный закон от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» (в ред. от 08.12.2020; далее — Федеральный закон № 102-ФЗ).

[5] См. Федеральный закон от 28.12.2013 № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» (в ред. от 11.06.2021; далее — Федеральный закон № 412-ФЗ).

[6] Кодекс РФ об административных правонарушениях.

А.И. Эндеко, эксперт-эколог

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 7, 2021.