Отдаем журнал бесплатно!

«Регуляторная гильотина»: как изменилось законодательство в области обращения с отходами

Ключевые вопросы

Отмененные и не отмененные НПА в области обращения с отходами

НПА, содержащие требования в области обращения с отходами, по отдельным статьям Федерального закона № 89-ФЗ

Санитарные требования в области обращения с отходами

 

С 01.11.2020 действует Федеральный закон от 31.07.2020 № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 247-ФЗ), в соответствии с которым должны быть пересмотрены нормативные правовые акты (далее — НПА) во всех сферах деятельности.

 

Статьей 15 Федерального закона № 247-ФЗ предусмотрен механизм «регуляторной гильотины», согласно которому Правительством РФ до 01.01.2021 признаются утратившими силу и отменяются подзаконные НПА, вступившие в силу до 01.01.2020 и содержащие обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении государственного надзора.

Правительством РФ приняты многочисленные постановления, отменяющие с 01.01.2021 как акты самого Правительства РФ, так и акты федеральных органов в различных сферах деятельности[1]. В большинстве случаев вместо отмененных НПА в 2020 г. были приняты новые НПА, которые вступили в силу с 01.01.2021.

Вместе с тем значительное число НПА, принятых до 01.01.2020, не отменено, но их применение для целей государственного надзора ограничивается Федеральным законом № 247-ФЗ:

• независимо от того, признаны ли утратившими силу или отменены НПА, с 01.01.2021 при осуществлении государственного надзора не допускается оценка соблюдения обязательных требований, содержащихся в указанных актах (ч. 2 ст. 15);

• несоблюдение требований, содержащихся в указанных актах, не может являться основанием для привлечения к административной ответственности[2], если они вступили в силу до 01.01.2020 (ч. 3 ст. 15);

• Правительство РФ определяет перечень НПА, в отношении которых положения чч. 1–3 ст. 15 не применяются (ч. 4 ст. 15), т.е. такие НПА освобождаются от «регуляторной гильотины» и выполнение содержащихся в них требований подлежит проверке при осуществлении государственного надзора.

 

Обратите внимание

Требования НПА, вступивших в силу до 01.01.2020 и не освобожденных от «регуляторной гильотины», проверке в рамках государственного надзора не подлежат.

 

Наиболее сложная совокупность НПА с различным правовым статусом, определяющим или исключающим возможность проверки содержащихся в НПА требований при осуществлении государственного надзора, характерна для отношений в области обращения с отходами.

Отмена НПА в области обращения с отходами

Постановлением № 1496[3] с 01.01.2021 отменены, в числе прочих, НПА непосредственно в области обращения с отходами, а также более общие НПА, касающиеся отношений в области обращения с отходами (табл. 1).

В таблице 2 представлены основные подзаконные НПА, содержащие требования в области обращения с отходами, по отдельным статьям Федерального закона № 89-ФЗ:

• новые НПА, вступившие в силу с 01.01.2021, выделены жирным шрифтом;

• старые НПА, освобожденные от «регуляторной гильотины», подчеркнуты;

• отмененные НПА зачеркнуты;

• прочие НПА никак не выделены.

 

[1] Такие постановления имеют названия «О признании утратившими силу нормативных правовых актов и отдельных положений нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, об отмене нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении федерального государственного надзора...» (с указанием области надзора).

[2] В том числе по ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

[3] Постановление Правительства РФ от 18.09.2020 № 1496 (в ред. от 30.12.2020).

VK:49532

Ю.В. Бабина, ведущий научный сотрудник Института географии РАН, д.э.н.

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 6, 2021.

Отдаем журнал бесплатно!

«Регуляторная гильотина»: как изменилось законодательство в области обращения с отходами

Ключевые вопросы

Отмененные и не отмененные НПА в области обращения с отходами

НПА, содержащие требования в области обращения с отходами, по отдельным статьям Федерального закона № 89-ФЗ

Санитарные требования в области обращения с отходами

 

С 01.11.2020 действует Федеральный закон от 31.07.2020 № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 247-ФЗ), в соответствии с которым должны быть пересмотрены нормативные правовые акты (далее — НПА) во всех сферах деятельности.

 

Статьей 15 Федерального закона № 247-ФЗ предусмотрен механизм «регуляторной гильотины», согласно которому Правительством РФ до 01.01.2021 признаются утратившими силу и отменяются подзаконные НПА, вступившие в силу до 01.01.2020 и содержащие обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении государственного надзора.

Правительством РФ приняты многочисленные постановления, отменяющие с 01.01.2021 как акты самого Правительства РФ, так и акты федеральных органов в различных сферах деятельности[1]. В большинстве случаев вместо отмененных НПА в 2020 г. были приняты новые НПА, которые вступили в силу с 01.01.2021.

Вместе с тем значительное число НПА, принятых до 01.01.2020, не отменено, но их применение для целей государственного надзора ограничивается Федеральным законом № 247-ФЗ:

• независимо от того, признаны ли утратившими силу или отменены НПА, с 01.01.2021 при осуществлении государственного надзора не допускается оценка соблюдения обязательных требований, содержащихся в указанных актах (ч. 2 ст. 15);

• несоблюдение требований, содержащихся в указанных актах, не может являться основанием для привлечения к административной ответственности[2], если они вступили в силу до 01.01.2020 (ч. 3 ст. 15);

• Правительство РФ определяет перечень НПА, в отношении которых положения чч. 1–3 ст. 15 не применяются (ч. 4 ст. 15), т.е. такие НПА освобождаются от «регуляторной гильотины» и выполнение содержащихся в них требований подлежит проверке при осуществлении государственного надзора.

 

Обратите внимание

Требования НПА, вступивших в силу до 01.01.2020 и не освобожденных от «регуляторной гильотины», проверке в рамках государственного надзора не подлежат.

 

Наиболее сложная совокупность НПА с различным правовым статусом, определяющим или исключающим возможность проверки содержащихся в НПА требований при осуществлении государственного надзора, характерна для отношений в области обращения с отходами.

Отмена НПА в области обращения с отходами

Постановлением № 1496[3] с 01.01.2021 отменены, в числе прочих, НПА непосредственно в области обращения с отходами, а также более общие НПА, касающиеся отношений в области обращения с отходами (табл. 1).

В таблице 2 представлены основные подзаконные НПА, содержащие требования в области обращения с отходами, по отдельным статьям Федерального закона № 89-ФЗ:

• новые НПА, вступившие в силу с 01.01.2021, выделены жирным шрифтом;

• старые НПА, освобожденные от «регуляторной гильотины», подчеркнуты;

• отмененные НПА зачеркнуты;

• прочие НПА никак не выделены.

 

[1] Такие постановления имеют названия «О признании утратившими силу нормативных правовых актов и отдельных положений нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, об отмене нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении федерального государственного надзора...» (с указанием области надзора).

[2] В том числе по ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

[3] Постановление Правительства РФ от 18.09.2020 № 1496 (в ред. от 30.12.2020).

VK:49532

Ю.В. Бабина, ведущий научный сотрудник Института географии РАН, д.э.н.

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 6, 2021.

Статотчетность для эколога: как заполнять формы?
Санитарно-защитные зоны и их неочевидные аспекты
Новый дайджест журнала «Справочник эколога»
Выбросы парниковых газов
Как разработать заявку на получение КЭР для объекта I категории НВОС
Как теперь это делается: новое для природопользователя
Лом, РОП и ФЭО: коротко о главном
Источники экологической информации для проектировщиков
Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам