Отдаем журнал бесплатно!

Особенности расчета выбросов от передвижных источников

Раньше передвижные источники выбросов учитывались как стационарные стоянки, проезды, парковки, автосервисы, мойки, стройплощадки и т.д., теперь возникает неопределенность с обоснованием выбора той или иной методики представления передвижных источников — в виде либо неорганизованных, либо «передвижных». Попробуем разобраться в этом вопросе.

Стационарные и передвижные источники 

Стационарные и передвижные источники загрязнения атмосферного воздуха (далее — ИЗАВ) имеют ряд отличий (табл. 1).

Таблица 1. Ключевые отличия стационарных и передвижных источников

Стационарные ИЗАВ

Передвижные ИЗАВ

Координаты определены в местной системе координат, могут быть перемещены передвижными ИЗАВ

ТС с ДВС (неэлектрический автотранспорт, самолеты, вертолеты, тепловозы, катера и др.)

Инвентаризация

Могут представляться в виде неорганизованных источников (стоянок, сервисов и др.)

Не учитывается сторонний транспорт, могут не учитываться на непроизводственных площадках, если представлены исключительно легковыми и автобусами (не более 20 ед./день), грузовыми (не более 3 ед./день)

Выбросы на территории промплощадки

Учет геометрии: длина, ширина, высота, координаты, режим работы, параметры отходящих газов для организованных выбросов зданий (сооружений)

Учет количества единиц ТС и вида используемого топлива, координаты мест эксплуатации, стоянки, обслуживания и ремонта, маршруты перемещения, скорости движения и режимы работы

Нумерация организованных — с ИЗАВ № 0001, неорганизованных — с ИЗАВ № 6001 (эксплуатируемые источники), ИЗАВ № 5501 и ИЗАВ № 6501 соответственно для временных на период строительства

Нумерация с ИЗАВ № 0001п или ИЗАВ № 0001п (индекс): 0001п (авто), 0001п (ж/д), 0001п (дор. тех.) и т.д.

Преимущественно инструментальные методы для организованных и расчетные для неорганизованных

Преимущественно расчетные методы

Определение показателей выбросов по методикам, включенным в реестр Минприроды России

Показатели выбросов определяются в соответствии с областью применения методики, учитывающей виды и количество передвижных ИЗАВ, их топлива

 

Подытоживая результаты анализа Порядка № 871[1], отметим основные отличия стационарных источников выбросов от передвижных: количество ИЗАВ каждого вида; сезонное, годовое время работы; скорость движения по объекту (км/ч). На территории большинства объектов, если это не проектируемая автомагистраль или железнодорожная ветка, скорость движения обычно не более 20–30 км/ч. Ключевым отличием передвижных источников выбросов от стационарных является наличие пробеговых выбросов.

Особенности применимости автотранспортных методик для передвижных источников 

Попробуем разобраться в основных отличиях предлагаемых методик по расчету выбросов от автотранспорта на примере следующих документов:

• Методика проведения инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу автотранспортных предприятий (расчетным методом), 1998;

• Порядок организации работ по оценке выбросов от отдельных видов передвижных источников, утвержденный Распоряжением Росприроднадзора от 01.11.2013 № 6-р;

• Методика определения выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от передвижных источников для проведения сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха, утвержденная Приказом Минприроды России от 27.11.2019 № 804;

• ГОСТ Р 56162-2019 «Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу. Метод расчета количества выбросов загрязняющих веществ в атмосферу потоками автотранспортных средств на автомобильных дорогах разной категории».

Область применения 

Методика
1998 г.

Оценка выбросов стоянок, гаражей, автосервисов, внутренних проездов предприятий

Методика
2013 г.

Усредненная оценка валовых выбросов как на территории населенных пунктов, так и при движении по загородным дорогам общего пользования

Методика
2019 г.

Сводные расчеты, автодороги

ГОСТ Р
56162-2019

Автодороги разной категории

Исходные данные 

Методика
1998 г.

Средние пробеги по территории (км); количество дней в теплом, холодном и переходном периодах; коэффициент выпуска

Методика
2013 г.

Приоритет в части выбора экологического класса двигателей, данные ГИБДД по интенсивности движения и расходу топлива ОАО «РЖД»

Методика
2019 г.

Структура и интенсивность движения (более 300 ед./час для сводных расчетов)

ГОСТ Р
56162-2019

Структура, скорость и интенсивность движения, протяженность дороги (км)

Перечень учитываемых веществ 

Методика
1998 г.

Углерода оксид, азота оксид, азота диоксид, углеводороды, сажа, диоксид серы

Методика
2013 г.

Углерода оксид, азота оксид, азота диоксид, твердые частицы в пересчете на углерод (сажа), диоксид серы, метан, неметановые летучие органические соединения, аммиак

Методика
2019 г.

Углерода оксид, азота оксид, азота диоксид, взвешенные PM2.5, бензин, керосин, серы диоксид, формальдегид, бензапирен, метан (для газового топлива)

ГОСТ Р
56162-2019

Углерода оксид, азота оксид, азота диоксид, углеводороды (бензин, керосин), сажа, серы диоксид, формальдегид, бенз(а)пирен

 

[1] Приказ Минприроды России от 19.11.2021 № 871 «Об утверждении Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки».

 

Д.И. Орехов, главный специалист-эколог ООО «Желдорпроект»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 4, 2022.

Отдаем журнал бесплатно!

Особенности расчета выбросов от передвижных источников

Раньше передвижные источники выбросов учитывались как стационарные стоянки, проезды, парковки, автосервисы, мойки, стройплощадки и т.д., теперь возникает неопределенность с обоснованием выбора той или иной методики представления передвижных источников — в виде либо неорганизованных, либо «передвижных». Попробуем разобраться в этом вопросе.

Стационарные и передвижные источники 

Стационарные и передвижные источники загрязнения атмосферного воздуха (далее — ИЗАВ) имеют ряд отличий (табл. 1).

Таблица 1. Ключевые отличия стационарных и передвижных источников

Стационарные ИЗАВ

Передвижные ИЗАВ

Координаты определены в местной системе координат, могут быть перемещены передвижными ИЗАВ

ТС с ДВС (неэлектрический автотранспорт, самолеты, вертолеты, тепловозы, катера и др.)

Инвентаризация

Могут представляться в виде неорганизованных источников (стоянок, сервисов и др.)

Не учитывается сторонний транспорт, могут не учитываться на непроизводственных площадках, если представлены исключительно легковыми и автобусами (не более 20 ед./день), грузовыми (не более 3 ед./день)

Выбросы на территории промплощадки

Учет геометрии: длина, ширина, высота, координаты, режим работы, параметры отходящих газов для организованных выбросов зданий (сооружений)

Учет количества единиц ТС и вида используемого топлива, координаты мест эксплуатации, стоянки, обслуживания и ремонта, маршруты перемещения, скорости движения и режимы работы

Нумерация организованных — с ИЗАВ № 0001, неорганизованных — с ИЗАВ № 6001 (эксплуатируемые источники), ИЗАВ № 5501 и ИЗАВ № 6501 соответственно для временных на период строительства

Нумерация с ИЗАВ № 0001п или ИЗАВ № 0001п (индекс): 0001п (авто), 0001п (ж/д), 0001п (дор. тех.) и т.д.

Преимущественно инструментальные методы для организованных и расчетные для неорганизованных

Преимущественно расчетные методы

Определение показателей выбросов по методикам, включенным в реестр Минприроды России

Показатели выбросов определяются в соответствии с областью применения методики, учитывающей виды и количество передвижных ИЗАВ, их топлива

 

Подытоживая результаты анализа Порядка № 871[1], отметим основные отличия стационарных источников выбросов от передвижных: количество ИЗАВ каждого вида; сезонное, годовое время работы; скорость движения по объекту (км/ч). На территории большинства объектов, если это не проектируемая автомагистраль или железнодорожная ветка, скорость движения обычно не более 20–30 км/ч. Ключевым отличием передвижных источников выбросов от стационарных является наличие пробеговых выбросов.

Особенности применимости автотранспортных методик для передвижных источников 

Попробуем разобраться в основных отличиях предлагаемых методик по расчету выбросов от автотранспорта на примере следующих документов:

• Методика проведения инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу автотранспортных предприятий (расчетным методом), 1998;

• Порядок организации работ по оценке выбросов от отдельных видов передвижных источников, утвержденный Распоряжением Росприроднадзора от 01.11.2013 № 6-р;

• Методика определения выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от передвижных источников для проведения сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха, утвержденная Приказом Минприроды России от 27.11.2019 № 804;

• ГОСТ Р 56162-2019 «Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу. Метод расчета количества выбросов загрязняющих веществ в атмосферу потоками автотранспортных средств на автомобильных дорогах разной категории».

Область применения 

Методика
1998 г.

Оценка выбросов стоянок, гаражей, автосервисов, внутренних проездов предприятий

Методика
2013 г.

Усредненная оценка валовых выбросов как на территории населенных пунктов, так и при движении по загородным дорогам общего пользования

Методика
2019 г.

Сводные расчеты, автодороги

ГОСТ Р
56162-2019

Автодороги разной категории

Исходные данные 

Методика
1998 г.

Средние пробеги по территории (км); количество дней в теплом, холодном и переходном периодах; коэффициент выпуска

Методика
2013 г.

Приоритет в части выбора экологического класса двигателей, данные ГИБДД по интенсивности движения и расходу топлива ОАО «РЖД»

Методика
2019 г.

Структура и интенсивность движения (более 300 ед./час для сводных расчетов)

ГОСТ Р
56162-2019

Структура, скорость и интенсивность движения, протяженность дороги (км)

Перечень учитываемых веществ 

Методика
1998 г.

Углерода оксид, азота оксид, азота диоксид, углеводороды, сажа, диоксид серы

Методика
2013 г.

Углерода оксид, азота оксид, азота диоксид, твердые частицы в пересчете на углерод (сажа), диоксид серы, метан, неметановые летучие органические соединения, аммиак

Методика
2019 г.

Углерода оксид, азота оксид, азота диоксид, взвешенные PM2.5, бензин, керосин, серы диоксид, формальдегид, бензапирен, метан (для газового топлива)

ГОСТ Р
56162-2019

Углерода оксид, азота оксид, азота диоксид, углеводороды (бензин, керосин), сажа, серы диоксид, формальдегид, бенз(а)пирен

 

[1] Приказ Минприроды России от 19.11.2021 № 871 «Об утверждении Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки».

 

Д.И. Орехов, главный специалист-эколог ООО «Желдорпроект»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 4, 2022.

Статотчетность для эколога: как заполнять формы?
Санитарно-защитные зоны и их неочевидные аспекты
Новый дайджест журнала «Справочник эколога»
Выбросы парниковых газов
Как разработать заявку на получение КЭР для объекта I категории НВОС
Как теперь это делается: новое для природопользователя
Лом, РОП и ФЭО: коротко о главном
Источники экологической информации для проектировщиков
Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам