Отдаем журнал бесплатно!

Новый порядок инвентаризации выбросов: ключевые изменения

Приказом Минприроды России от 19.11.2021 № 871 обновлен Порядок проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки (далее — Порядок).

 

Прежде всего отметим, что само по себе издание нового Порядка не является основанием для пересмотра имеющейся на предприятии документации по инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Документация по инвентаризации, утвержденная до вступления в силу нового Порядка, признается действующей и подлежит корректировке в случаях, предусмотренных в качестве оснований для проведения корректировки данных инвентаризации.

 

Приказ Минприроды России от 19.11.2021 № 871 «Об утверждении Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки»

Дата опубликования

30.11.2021

Номер опубликования

0001202111300119

Вступает в силу

01.03.2022

Ссылка

publication.pravo.gov.ru/document/view/0001202111300119

 

Ключевые изменения в новом Порядке — положения об инвентаризации передвижных источников выбросов.

Особенности инвентаризации передвижных источников выбросов

Новым Порядком предусмотрено, что при проведении инвентаризации выбросов выявляются и учитываются не только стационарные, но и передвижные ИЗАВ[1], которые:

• постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) или находятся на объекте ОНВ[2];

• принадлежат на праве собственности либо ином законном основании хозяйствующему субъекту, осуществляющему деятельность на объекте ОНВ.

В качестве передвижных ИЗАВ при проведении инвентаризации выбросов учитываются постоянно или временно эксплуатирующиеся (функционирующие) на объекте ОНВ:

• автомобильный транспорт, строительная, сельскохозяйственная, дорожная и иная техника, которая относится к передвижным источникам выбросов;

• самолеты и иные воздушные суда;

• железнодорожный транспорт;

• водные суда.

Исключение: хозяйствующий субъект вправе не учитывать выбросы передвижных ИЗАВ в случае, если на объекте ОНВ не осуществляется промышленное производство и если на объекте эксплуатируются исключительно легковые автомобили и (или) автобусы для перевозки людей в количестве не более 20 единиц в день и грузовые автомобили в количестве не более 3 единиц в день.

Также учитываются выбросы от передвижных ИЗАВ на стоянках и сооружениях, где осуществляется работа, обслуживание и ремонт передвижных ИЗАВ, погрузка и разгрузка передвижных ИЗАВ.

Исключение: в случае если выбросы от передвижных ИЗАВ на таких стоянках и сооружениях были учтены при инвентаризации выбросов на объекте ОНВ как выбросы от стационарных ИЗАВ, повторный учет выбросов на данных стоянках и сооружениях не требуется.

В ходе инвентаризации выбросов для передвижных ИЗАВ определяются скорости движения по объекту ОНВ и режимы эксплуатации (функционирования).

Список выбрасываемых загрязняющих веществ от передвижных источников составляется на основе данных об эксплуатирующихся (функционирующих) на объекте ОНВ передвижных ИЗАВ, а также используемом топливе.

Методы определения показателей выбросов передвижных ИЗАВ

Для определения показателей выбросов от передвижных ИЗАВ используются преимущественно расчетные методы.

В случае использования для определения показателей выбросов от передвижных ИЗАВ инструментальных методов приводится обоснование выбора и применения таких методов.

Для передвижных ИЗАВ при инвентаризации выбросов определяются значения максимальных разовых выбросов в г/с и суммарных годовых (валовых) выбросов в т/год.

Определение показателей выбросов от передвижных ИЗАВ расчетным методом осуществляется с использованием методик расчета выбросов в соответствии с областью их применения с учетом количества функционирующих на объекте ОНВ передвижных ИЗАВ, их видов, а также используемого топлива.

Выбросы рассчитываются отдельно для каждого из стационарных ИЗАВ и для передвижных ИЗАВ и документируются с приложением исходных данных, источников их получения и описанием процедуры расчета с указанием применяемых методик (методов) расчета.

Для объекта ОНВ отдельно рассчитывается сумма годовых выбросов загрязняющих веществ от передвижных ИЗАВ.

Стационарные источники. Выбор методов инвентаризации

Порядком все так же провозглашается приоритет инструментальных методов при проведении инвентаризации выбросов стационарных источников.

Случаи, при которых допускается использование расчетных методов:

• отсутствие аттестованных методик (методов) измерения загрязняющего вещества;

• отсутствие практической возможности забора проб для определения инструментальными методами в соответствии с национальными стандартами РФ;

• отсутствие практической возможности проведения инструментальных измерений выбросов (например, высокая температура газовоздушной смеси, высокая скорость потока отходящих газов, сверхнизкое или сверхвысокое давление внутри газохода, отсутствие доступа к ИЗАВ);

• инвентаризация выбросов неорганизованных и (или) линейных стационарных ИЗАВ.

 

Расчетные методы с использованием результатов измерений отдельных характеристик источника выбросов, расхода сырья или топлива, а также загруженности, продолжительности работы оборудования применяются для инвентаризации выбросов:

• от неорганизованных ИЗАВ;

• от топливосжигающих установок мощностью не более 50 МВт;

• при выполнении работ по нанесению металлопокрытий гальваническим способом, по механической обработке материалов, сварочных и окрасочных работ, взрывных работ, погрузочно-разгрузочных работ;

• от инфраструктуры транспортных объектов, дизельных установок, бензоэлектростанций, бензопил и подобного оборудования;

• от источников открытого хранения топлива, сырья, веществ, материалов, отходов, открытых поверхностей испарения;

• от карьеров добычи полезных ископаемых и открытых участков обработки полезных ископаемых;

• от оборудования и технологических процессов, расположенных на открытом воздухе или в производственных помещениях, не оборудованных вентиляционными установками;

• для получения данных о показателях выбросов проектируемых, строящихся и реконструируемых объектов ОНВ.

В случае использования расчетных методов в отчет о результатах инвентаризации выбросов включается обоснование выбора и применения использованных методов.

При этом Порядком уточняются особенности выбора и применения тех или иных методик расчета выбросов.

Изменения оснований для корректировки инвентаризации

Перечень оснований для корректировки данных инвентаризации выбросов дополнен. К таким основаниям, в частности, отнесены реконструкция, модернизация установок очистки газа, приводящая к изменению состава, объема и (или) массы выбросов.

Также уточняется одно из оснований для корректировки данных инвентаризации:

• теперь это не любое изменение законодательства РФ в области охраны атмосферного воздуха, связанное с инвентаризацией выбросов;

• а такое изменение законодательства, после вступления в силу которого документация по инвентаризации выбросов не будет соответствовать требованиям законодательства.

 

[1] Источники загрязнения атмосферного воздуха.

[2] Объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду.

Обзор документа подготовлен специалистами ООО «Центр правовой экологии»

Статья опубликована в журнале «Справочник эколога» № 1, 2022.

Отдаем журнал бесплатно!

Новый порядок инвентаризации выбросов: ключевые изменения

Приказом Минприроды России от 19.11.2021 № 871 обновлен Порядок проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки (далее — Порядок).

 

Прежде всего отметим, что само по себе издание нового Порядка не является основанием для пересмотра имеющейся на предприятии документации по инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Документация по инвентаризации, утвержденная до вступления в силу нового Порядка, признается действующей и подлежит корректировке в случаях, предусмотренных в качестве оснований для проведения корректировки данных инвентаризации.

 

Приказ Минприроды России от 19.11.2021 № 871 «Об утверждении Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки»

Дата опубликования

30.11.2021

Номер опубликования

0001202111300119

Вступает в силу

01.03.2022

Ссылка

publication.pravo.gov.ru/document/view/0001202111300119

 

Ключевые изменения в новом Порядке — положения об инвентаризации передвижных источников выбросов.

Особенности инвентаризации передвижных источников выбросов

Новым Порядком предусмотрено, что при проведении инвентаризации выбросов выявляются и учитываются не только стационарные, но и передвижные ИЗАВ[1], которые:

• постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) или находятся на объекте ОНВ[2];

• принадлежат на праве собственности либо ином законном основании хозяйствующему субъекту, осуществляющему деятельность на объекте ОНВ.

В качестве передвижных ИЗАВ при проведении инвентаризации выбросов учитываются постоянно или временно эксплуатирующиеся (функционирующие) на объекте ОНВ:

• автомобильный транспорт, строительная, сельскохозяйственная, дорожная и иная техника, которая относится к передвижным источникам выбросов;

• самолеты и иные воздушные суда;

• железнодорожный транспорт;

• водные суда.

Исключение: хозяйствующий субъект вправе не учитывать выбросы передвижных ИЗАВ в случае, если на объекте ОНВ не осуществляется промышленное производство и если на объекте эксплуатируются исключительно легковые автомобили и (или) автобусы для перевозки людей в количестве не более 20 единиц в день и грузовые автомобили в количестве не более 3 единиц в день.

Также учитываются выбросы от передвижных ИЗАВ на стоянках и сооружениях, где осуществляется работа, обслуживание и ремонт передвижных ИЗАВ, погрузка и разгрузка передвижных ИЗАВ.

Исключение: в случае если выбросы от передвижных ИЗАВ на таких стоянках и сооружениях были учтены при инвентаризации выбросов на объекте ОНВ как выбросы от стационарных ИЗАВ, повторный учет выбросов на данных стоянках и сооружениях не требуется.

В ходе инвентаризации выбросов для передвижных ИЗАВ определяются скорости движения по объекту ОНВ и режимы эксплуатации (функционирования).

Список выбрасываемых загрязняющих веществ от передвижных источников составляется на основе данных об эксплуатирующихся (функционирующих) на объекте ОНВ передвижных ИЗАВ, а также используемом топливе.

Методы определения показателей выбросов передвижных ИЗАВ

Для определения показателей выбросов от передвижных ИЗАВ используются преимущественно расчетные методы.

В случае использования для определения показателей выбросов от передвижных ИЗАВ инструментальных методов приводится обоснование выбора и применения таких методов.

Для передвижных ИЗАВ при инвентаризации выбросов определяются значения максимальных разовых выбросов в г/с и суммарных годовых (валовых) выбросов в т/год.

Определение показателей выбросов от передвижных ИЗАВ расчетным методом осуществляется с использованием методик расчета выбросов в соответствии с областью их применения с учетом количества функционирующих на объекте ОНВ передвижных ИЗАВ, их видов, а также используемого топлива.

Выбросы рассчитываются отдельно для каждого из стационарных ИЗАВ и для передвижных ИЗАВ и документируются с приложением исходных данных, источников их получения и описанием процедуры расчета с указанием применяемых методик (методов) расчета.

Для объекта ОНВ отдельно рассчитывается сумма годовых выбросов загрязняющих веществ от передвижных ИЗАВ.

Стационарные источники. Выбор методов инвентаризации

Порядком все так же провозглашается приоритет инструментальных методов при проведении инвентаризации выбросов стационарных источников.

Случаи, при которых допускается использование расчетных методов:

• отсутствие аттестованных методик (методов) измерения загрязняющего вещества;

• отсутствие практической возможности забора проб для определения инструментальными методами в соответствии с национальными стандартами РФ;

• отсутствие практической возможности проведения инструментальных измерений выбросов (например, высокая температура газовоздушной смеси, высокая скорость потока отходящих газов, сверхнизкое или сверхвысокое давление внутри газохода, отсутствие доступа к ИЗАВ);

• инвентаризация выбросов неорганизованных и (или) линейных стационарных ИЗАВ.

 

Расчетные методы с использованием результатов измерений отдельных характеристик источника выбросов, расхода сырья или топлива, а также загруженности, продолжительности работы оборудования применяются для инвентаризации выбросов:

• от неорганизованных ИЗАВ;

• от топливосжигающих установок мощностью не более 50 МВт;

• при выполнении работ по нанесению металлопокрытий гальваническим способом, по механической обработке материалов, сварочных и окрасочных работ, взрывных работ, погрузочно-разгрузочных работ;

• от инфраструктуры транспортных объектов, дизельных установок, бензоэлектростанций, бензопил и подобного оборудования;

• от источников открытого хранения топлива, сырья, веществ, материалов, отходов, открытых поверхностей испарения;

• от карьеров добычи полезных ископаемых и открытых участков обработки полезных ископаемых;

• от оборудования и технологических процессов, расположенных на открытом воздухе или в производственных помещениях, не оборудованных вентиляционными установками;

• для получения данных о показателях выбросов проектируемых, строящихся и реконструируемых объектов ОНВ.

В случае использования расчетных методов в отчет о результатах инвентаризации выбросов включается обоснование выбора и применения использованных методов.

При этом Порядком уточняются особенности выбора и применения тех или иных методик расчета выбросов.

Изменения оснований для корректировки инвентаризации

Перечень оснований для корректировки данных инвентаризации выбросов дополнен. К таким основаниям, в частности, отнесены реконструкция, модернизация установок очистки газа, приводящая к изменению состава, объема и (или) массы выбросов.

Также уточняется одно из оснований для корректировки данных инвентаризации:

• теперь это не любое изменение законодательства РФ в области охраны атмосферного воздуха, связанное с инвентаризацией выбросов;

• а такое изменение законодательства, после вступления в силу которого документация по инвентаризации выбросов не будет соответствовать требованиям законодательства.

 

[1] Источники загрязнения атмосферного воздуха.

[2] Объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду.

Обзор документа подготовлен специалистами ООО «Центр правовой экологии»

Статья опубликована в журнале «Справочник эколога» № 1, 2022.

Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам