Отдаем журнал бесплатно!

Мероприятия по снижению выбросов при НМУ: разработка, согласование, реализация

Ключевые вопросы
Разработка мероприятий при НМУ: нормативные требования, выбор источников и веществ, оценка эффективности, особенности для II категории, различия РД и Требований
Согласование мероприятий при НМУ
Реализация мероприятий при НМУ: назначение ответственных, порядок действий при НМУ, получение прогнозов НМУ, выполнение мероприятий и контроль
Ответственность за невыполнение требований в области НМУ

 

При получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий (далее — НМУ) юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух[1].

Эта обязанность подразумевает необходимость:

• разработки хозяйствующим субъектом мероприятий;

• согласования их с госорганом;

• получения информации о наступлении НМУ;

• выполнения согласованных мероприятий, а в некоторых случаях — также других действий (например, представления отчета о выполнении таких мероприятий в госорган).

Набор действий, составляющих обязанность «проводить мероприятия», колеблется в зависимости от субъекта РФ, в котором расположен природопользователь, т.к. регулирование в части выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ отнесено к компетенции органов исполнительной власти субъектов РФ (см. ст. 19 Закона № 96-ФЗ). За субъектами РФ — организация работ по регулированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ и согласование мероприятий при НМУ.

Разработка мероприятий при НМУ

Нормативные требования

Долгое время разработка мероприятий при НМУ велась в соответствии с руководящим документом еще советских времен — РД 52.04.52-85 «Методические указания. Регулирование выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях» (далее — РД 52.04.52-85).

Причем само требование о необходимости разработки мероприятий было конкретизировано региональным законодательством: например, где-то требование распространялось на тех хозяйствующих субъектов, выбросы которых по каким-либо загрязняющим веществам превышали на границе с жилой застройкой 0,2 ПДК, где-то — 0,1 ПДК, а где-то все владельцы источников выбросов несли в госорган материалы по НМУ — либо для согласования мероприятий, либо для получения ответа, что мероприятия не нужны.

Были и такие, кто не разрабатывал мероприятия, ссылаясь на отсутствие сети наблюдений за наступлением НМУ в районе расположения предприятия, такая позиция была основана на соответствующих положениях РД 52.04.52-85.

С 01.11.2019 ст. 19 Закона № 96-ФЗ претерпела изменения: была добавлена необходимость установления на федеральном уровне требований к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ; такие требования были утверждены Приказом Минприроды России от 28.11.2019 № 811 (далее — Требования) и начали действовать с 27.06.2020.

На сегодняшний день при разработке мероприятий при НМУ руководствоваться необходимо нормами Требований. Нормы РД 52.04.52-85 допускается применять в случае, если они не противоречат Требованиям.

Выбор источников и веществ

В соответствии с Требованиями мероприятия при НМУ разрабатываются для всех источников выбросов объектов НВОС[2] I, II и III категорий, подлежащих нормированию в области охраны окружающей среды. В отношении «подлежащих нормированию» дана ссылка на ст. 22 «Нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов» Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Закон № 7-ФЗ).

Согласно ст. 22 Закона № 7-ФЗ нормированию подлежат загрязняющие вещества, включенные в Перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 08.07.2015 № 1316-р. Таким образом, мероприятия при НМУ касаются только веществ, содержащихся в указанном Перечне.

 

Причем нормативы рассчитываются (ст. 22 Закона № 7-ФЗ):

• для строящихся объектов I и II категорий;

• действующих объектов II категории;

• объектов III категории (только по веществам I, II классов опасности).

При этом действующие объекты I категории в ст. 22 не упоминаются.

Обратите внимание: объекты III категории разрабатывают мероприятия при НМУ только для тех веществ, для которых рассчитывают нормативы выбросов (вещества I, II классов опасности).

Также любопытен п. 8 Требований:

8. При отсутствии для рассматриваемого ОНВ расчетов нормативов допустимых выбросов, подлежащих нормированию в области охраны окружающей среды, разработка мероприятий при НМУ начинается с проведения расчетов рассеивания выбросов по данным инвентаризации стационарных источников и выбросов для ОНВ, указанных в пункте 6 настоящих Требований.

 

Пунктом 6 Требований определено, что мероприятия при НМУ разрабатываются в том числе на основании результатов расчетов рассеивания выбросов. Таким образом говорится о том, что при отсутствии для объекта НВОС расчетов нормативов допустимых выбросов (и расчетов рассеивания в рамках расчетов нормативов) разработка мероприятий при НМУ начинается с проведения расчетов рассеивания по данным инвентаризации стационарных источников.

Непонятно, зачем в Требованиях такой пункт, потому как мероприятия разрабатываются только для источников, подлежащих нормированию, а значит, в отношении таких источников нормирование и разработка НМУ проводятся в комплексе (Методика разработки (расчета) и установления нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее — Методика № 581), утвержденная Приказом Минприроды России от 11.08.2020 № 581, предусматривает необходимость наличия в расчете нормативов выбросов расчетов выбросов в период НМУ).

Мероприятия разрабатываются по веществам, по которым расчетные приземные концентрации, создаваемые выбросами объекта НВОС в точках формирования наибольших приземных концентраций за границей территории объекта (контрольные точки) при их увеличении на 20, 40 и 60 % соответственно при НМУ 1, 2 и 3 степени опасности могут превысить гигиенические нормативы загрязняющих веществ в атмосферном воздухе (с учетом групп суммации).

Причем, с точки зрения Минприроды России[3], при определении перечня загрязняющих веществ для разработки мероприятий при НМУ целесообразно предусматривать увеличение в том числе фонового уровня загрязнения атмосферного воздуха. Согласно такой позиции мероприятия следует разрабатывать для веществ при увеличении их концентраций на границе объекта на 20, 40 и 60 % (в зависимости от режима НМУ) с учетом фона, если при таком увеличении концентрации превысят гигиенические нормативы загрязняющих веществ в атмосферном воздухе.

Если фон в районе расположения объекта велик, это может повлечь необходимость закладывания в мероприятия остановки всех источников, выбрасывающих данное вещество (большая вероятность таких мероприятий для веществ с высокими фоновыми концентрациями и входящих в одну группу суммации).

К сведению

Мероприятия при НМУ должны обеспечивать снижение создаваемых выбросами источников объекта НВОС приземных концентраций:
• на 15–20 % при НМУ 1 степени опасности;
• на 20–40 % при НМУ 2 степени опасности;
• на 40–60 % при НМУ 3 степени опасности.

 

Для объектов НВОС, относящихся к деятельности по обеспечению электрической энергией, газом и паром, установлены более низкие требования к снижению выбросов (уменьшение приземных концентраций каждого загрязняющего вещества в периоды НМУ составляет: до 5–10 % при НМУ 1 степени опасности, до 10–20 % при НМУ 2 степени опасности, до 20–25 % при НМУ 3 степени опасности) из соображений недопущения ограничения потребителей в поставках электроэнергии и тепла и их качества. По мнению Минприроды России[4], эти требования будут распространяться на деятельность по обеспечению электрической энергией, газом и паром класса 35 Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2014.

Подход Требований к определению источников, на которых необходимо снижать выбросы в периоды НМУ, как и ранее, основан на ранжировании источников по их вкладу в расчетные приземные концентрации в контрольных точках.

Оценка эффективности мероприятий

Эффективность мероприятий при НМУ оценивается в соответствии с разделом V Методики № 581.

 

[1] Пункт 3 ст. 19 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (в ред. от 11.06.2021; далее — Закон № 96-ФЗ).

[2] Объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду.

[3] См. письма Минприроды России от 07.09.2020 № 12-50/11538-ОГ «О разработке мероприятий по уменьшению выбросов в периоды НМУ», 08.04.2021 № 12-50/4498-ОГ «О мероприятиях при НМУ».

[4] См. письмо Минприроды России от 03.08.2020 № 12-50/9761-ОГ «О разъяснении».

А.А. Самохина, начальник отдела эколого-правового консалтинга ООО «ЭКОТИМ»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 12, 2021.

Отдаем журнал бесплатно!

Мероприятия по снижению выбросов при НМУ: разработка, согласование, реализация

Ключевые вопросы
Разработка мероприятий при НМУ: нормативные требования, выбор источников и веществ, оценка эффективности, особенности для II категории, различия РД и Требований
Согласование мероприятий при НМУ
Реализация мероприятий при НМУ: назначение ответственных, порядок действий при НМУ, получение прогнозов НМУ, выполнение мероприятий и контроль
Ответственность за невыполнение требований в области НМУ

 

При получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий (далее — НМУ) юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух[1].

Эта обязанность подразумевает необходимость:

• разработки хозяйствующим субъектом мероприятий;

• согласования их с госорганом;

• получения информации о наступлении НМУ;

• выполнения согласованных мероприятий, а в некоторых случаях — также других действий (например, представления отчета о выполнении таких мероприятий в госорган).

Набор действий, составляющих обязанность «проводить мероприятия», колеблется в зависимости от субъекта РФ, в котором расположен природопользователь, т.к. регулирование в части выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ отнесено к компетенции органов исполнительной власти субъектов РФ (см. ст. 19 Закона № 96-ФЗ). За субъектами РФ — организация работ по регулированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ и согласование мероприятий при НМУ.

Разработка мероприятий при НМУ

Нормативные требования

Долгое время разработка мероприятий при НМУ велась в соответствии с руководящим документом еще советских времен — РД 52.04.52-85 «Методические указания. Регулирование выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях» (далее — РД 52.04.52-85).

Причем само требование о необходимости разработки мероприятий было конкретизировано региональным законодательством: например, где-то требование распространялось на тех хозяйствующих субъектов, выбросы которых по каким-либо загрязняющим веществам превышали на границе с жилой застройкой 0,2 ПДК, где-то — 0,1 ПДК, а где-то все владельцы источников выбросов несли в госорган материалы по НМУ — либо для согласования мероприятий, либо для получения ответа, что мероприятия не нужны.

Были и такие, кто не разрабатывал мероприятия, ссылаясь на отсутствие сети наблюдений за наступлением НМУ в районе расположения предприятия, такая позиция была основана на соответствующих положениях РД 52.04.52-85.

С 01.11.2019 ст. 19 Закона № 96-ФЗ претерпела изменения: была добавлена необходимость установления на федеральном уровне требований к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ; такие требования были утверждены Приказом Минприроды России от 28.11.2019 № 811 (далее — Требования) и начали действовать с 27.06.2020.

На сегодняшний день при разработке мероприятий при НМУ руководствоваться необходимо нормами Требований. Нормы РД 52.04.52-85 допускается применять в случае, если они не противоречат Требованиям.

Выбор источников и веществ

В соответствии с Требованиями мероприятия при НМУ разрабатываются для всех источников выбросов объектов НВОС[2] I, II и III категорий, подлежащих нормированию в области охраны окружающей среды. В отношении «подлежащих нормированию» дана ссылка на ст. 22 «Нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов» Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Закон № 7-ФЗ).

Согласно ст. 22 Закона № 7-ФЗ нормированию подлежат загрязняющие вещества, включенные в Перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 08.07.2015 № 1316-р. Таким образом, мероприятия при НМУ касаются только веществ, содержащихся в указанном Перечне.

 

Причем нормативы рассчитываются (ст. 22 Закона № 7-ФЗ):

• для строящихся объектов I и II категорий;

• действующих объектов II категории;

• объектов III категории (только по веществам I, II классов опасности).

При этом действующие объекты I категории в ст. 22 не упоминаются.

Обратите внимание: объекты III категории разрабатывают мероприятия при НМУ только для тех веществ, для которых рассчитывают нормативы выбросов (вещества I, II классов опасности).

Также любопытен п. 8 Требований:

8. При отсутствии для рассматриваемого ОНВ расчетов нормативов допустимых выбросов, подлежащих нормированию в области охраны окружающей среды, разработка мероприятий при НМУ начинается с проведения расчетов рассеивания выбросов по данным инвентаризации стационарных источников и выбросов для ОНВ, указанных в пункте 6 настоящих Требований.

 

Пунктом 6 Требований определено, что мероприятия при НМУ разрабатываются в том числе на основании результатов расчетов рассеивания выбросов. Таким образом говорится о том, что при отсутствии для объекта НВОС расчетов нормативов допустимых выбросов (и расчетов рассеивания в рамках расчетов нормативов) разработка мероприятий при НМУ начинается с проведения расчетов рассеивания по данным инвентаризации стационарных источников.

Непонятно, зачем в Требованиях такой пункт, потому как мероприятия разрабатываются только для источников, подлежащих нормированию, а значит, в отношении таких источников нормирование и разработка НМУ проводятся в комплексе (Методика разработки (расчета) и установления нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее — Методика № 581), утвержденная Приказом Минприроды России от 11.08.2020 № 581, предусматривает необходимость наличия в расчете нормативов выбросов расчетов выбросов в период НМУ).

Мероприятия разрабатываются по веществам, по которым расчетные приземные концентрации, создаваемые выбросами объекта НВОС в точках формирования наибольших приземных концентраций за границей территории объекта (контрольные точки) при их увеличении на 20, 40 и 60 % соответственно при НМУ 1, 2 и 3 степени опасности могут превысить гигиенические нормативы загрязняющих веществ в атмосферном воздухе (с учетом групп суммации).

Причем, с точки зрения Минприроды России[3], при определении перечня загрязняющих веществ для разработки мероприятий при НМУ целесообразно предусматривать увеличение в том числе фонового уровня загрязнения атмосферного воздуха. Согласно такой позиции мероприятия следует разрабатывать для веществ при увеличении их концентраций на границе объекта на 20, 40 и 60 % (в зависимости от режима НМУ) с учетом фона, если при таком увеличении концентрации превысят гигиенические нормативы загрязняющих веществ в атмосферном воздухе.

Если фон в районе расположения объекта велик, это может повлечь необходимость закладывания в мероприятия остановки всех источников, выбрасывающих данное вещество (большая вероятность таких мероприятий для веществ с высокими фоновыми концентрациями и входящих в одну группу суммации).

К сведению

Мероприятия при НМУ должны обеспечивать снижение создаваемых выбросами источников объекта НВОС приземных концентраций:
• на 15–20 % при НМУ 1 степени опасности;
• на 20–40 % при НМУ 2 степени опасности;
• на 40–60 % при НМУ 3 степени опасности.

 

Для объектов НВОС, относящихся к деятельности по обеспечению электрической энергией, газом и паром, установлены более низкие требования к снижению выбросов (уменьшение приземных концентраций каждого загрязняющего вещества в периоды НМУ составляет: до 5–10 % при НМУ 1 степени опасности, до 10–20 % при НМУ 2 степени опасности, до 20–25 % при НМУ 3 степени опасности) из соображений недопущения ограничения потребителей в поставках электроэнергии и тепла и их качества. По мнению Минприроды России[4], эти требования будут распространяться на деятельность по обеспечению электрической энергией, газом и паром класса 35 Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2014.

Подход Требований к определению источников, на которых необходимо снижать выбросы в периоды НМУ, как и ранее, основан на ранжировании источников по их вкладу в расчетные приземные концентрации в контрольных точках.

Оценка эффективности мероприятий

Эффективность мероприятий при НМУ оценивается в соответствии с разделом V Методики № 581.

 

[1] Пункт 3 ст. 19 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (в ред. от 11.06.2021; далее — Закон № 96-ФЗ).

[2] Объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду.

[3] См. письма Минприроды России от 07.09.2020 № 12-50/11538-ОГ «О разработке мероприятий по уменьшению выбросов в периоды НМУ», 08.04.2021 № 12-50/4498-ОГ «О мероприятиях при НМУ».

[4] См. письмо Минприроды России от 03.08.2020 № 12-50/9761-ОГ «О разъяснении».

А.А. Самохина, начальник отдела эколого-правового консалтинга ООО «ЭКОТИМ»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 12, 2021.

Статотчетность для эколога: как заполнять формы?
Санитарно-защитные зоны и их неочевидные аспекты
Новый дайджест журнала «Справочник эколога»
Выбросы парниковых газов
Как разработать заявку на получение КЭР для объекта I категории НВОС
Как теперь это делается: новое для природопользователя
Лом, РОП и ФЭО: коротко о главном
Источники экологической информации для проектировщиков
Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам