Надо ли ставить на учет объектов НВОС аварийные генераторы?

Вопрос

Подлежат ли постановке на государственный учет объектов НВОС аварийные генераторы? Нужны аргументы в пользу того, что аварийные генераторы, которые могут вообще не сработать за отчетный период, не нужно ставить на учет.

Ответ

Дизельные электростанции (дизель-генераторные установки, дизель-генераторы; далее — ДЭС) на предприятиях встречаются довольно часто. Иногда ДЭС работают круглосуточно, например, на строительных или иных временных площадках для тепло- и электроснабжения работников. В случае круглосуточной работы вопросов о нормировании ДЭС как источника выброса и, соответственно, о необходимости постановки ее на учет как объекта НВОС[1] или его части не возникает. Выбросы от такой ДЭС учитываются при инвентаризации и нормируются в проекте НДВ[2] (при необходимости его разработки).

Как правило, на действующих объектах ДЭС используют для электроснабжения предприятия при аварийном отключении энергии. В этом случае ДЭС представляет собой одну или несколько установок, находящихся стационарно в отдельном помещении (дизель-генераторной). Помимо самого агрегата, для работы такой установки необходима дополнительная емкость с дизтопливом для снабжения ДЭС, а то и целый склад ГСМ[3].

Соответственно, выхлопная труба ДЭС является стационарным организованным источником выброса. Процесс заправки дизтопливом самого агрегата и резервной емкости топлива тоже будет сопровождаться выбросами загрязняющих веществ. При этом дыхательные клапаны емкостей при заправке — организованные источники, а емкости в режиме хранения топлива — неорганизованные источники.

К сведению

Выбросы загрязняющих веществ от трубы ДЭС определяются по Методике расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных дизельных установок (Санкт-Петербург, 2001), а от процесса заправки — по Методическим указаниям по определению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу из резервуаров (Казань, Новополоцк, Москва, 1997).

 

В пункте 2.6 Методического пособия, выпущенного НИИ Атмосфера в 2012 г.[4], говорится, что в соответствии с техническим регламентом производства ДЭС могут классифицироваться как резервные (т.е. используемые периодически при нехватке мощностей) или аварийные (т.е. используемые при аварийных ситуациях, например, в электроснабжении).

 

Если ДЭС резервная, то ее выбросы подлежат нормированию и для них устанавливаются НДВ (ВРВ[5]). Выбросы от ДЭС, используемых при аварийных ситуациях, подлежат нормированию, и для них устанавливаются нормативы только при проверке работоспособности ДЭС, осуществляемой с учетом периодичности и продолжительности согласно паспорту ДЭС. Выбросы ДЭС при работе в аварийной ситуации являются аварийными и не нормируются, а учитываются в ежегодной статотчетности по форме № 2-ТП (воздух).

Соответственно, в первую очередь необходимо определить, является ли ДЭС резервной или аварийной. В случае если ДЭС аварийная, в инвентаризации источников выбросов учитываются выбросы при ее работе во время регламентных пусковых работ. Как правило, на предприятии устанавливают график профилактических пусков ДЭС. У таких работ бывает разная периодичность, один из часто встречающихся вариантов — 4 раза в год по 20 минут, т.к. именно такой режим был указан в ГОСТ Р 53174-2008[6], который сегодня уже не действует.

Действующий в настоящее время ГОСТ Р 55006-2012[7] говорит следующее:

Извлечение
из ГОСТ Р 55006-2012

[…]
9.3. Периодические испытания
9.3.1 Испытания проводят в целях:
– периодического контроля качества электростанций;
– контроля стабильности технологического процесса производства в период между предшествующими и очередными испытаниями;
– подтверждения возможности продолжения изготовления электростанций по техническим условиям и их приемки.
Периодичность проведения периодических испытаний указана в таблице 12.
Таблица 12

Порядковый номер периодических испытаний

Периодичность испытаний, год

1

1

2

1

3

2

4

4

и последующие

4

Примечание. Под порядковым номером понимается очередной номер периодического испытания после начала производства изделия

[…]

 

Следовательно, частота тестовых пусков может доходить до четырех раз в год, а дальнейшие условия приведены в паспорте конкретного агрегата либо в специальном регламенте предприятия.

При таких тестовых пусках выбрасываются загрязняющие вещества. При этом плановые пуски для проверки работоспособности нельзя называть аварийными выбросами, т.к. они проходят по регламенту и их количество в год можно рассчитать. Такие выбросы относятся к залповым, нормируются в составе проекта НДВ и учитываются в воздухоохранной документации.

Теперь рассмотрим ДЭС как объект НВОС.

Словарь
В соответствии со ст. 1 Закона № 96-ФЗ[8]:
источник выброса — сооружение, техническое устройство, оборудование, которые выделяют в атмосферный воздух загрязняющие вещества;
стационарный источник — источник выброса, местоположение которого определено с применением единой государственной системы координат или который может быть перемещен посредством передвижного источника.
Объект НВОС — объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков (ст. 1 Закона № 7-ФЗ[9]).

 

Согласно приведенным определениям резервная или аварийная стационарная ДЭС на действующем предприятии, вероятнее всего, отвечает критериям стационарного источника выброса.

ДЭС может быть не стационарной, а мобильной. В данном случае выбросы от такой ДЭС нельзя считать выбросами от стационарного источника выброса, т.к. такой источник выброса будет передвижным. Соответственно, при отсутствии других источников выброса, а также иных воздействий на окружающую среду (сбросы, отходы) объект, на котором находится такая ДЭС, нельзя считать объектом НВОС и ставить на учет.

Объекты НВОС подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченных на то органах власти (п. 1 ст. 69.2 Закона № 7-ФЗ).

Вывод

Необходимость постановки на учет ДЭС как объекта НВОС определяется следующими моментами:

• во-первых, нужно определить, стационарная на предприятии ДЭС или передвижная. В форму заявки о постановке на учет (утв. Приказом Минприроды России от 23.12.2015 № 554; в ред. от 27.09.2016) вносятся сведения только о стационарных источниках выброса. Соответственно, если ДЭС является передвижным источником, сведения о ней невозможно внести в заявку и поставить объект на учет. В данном случае можно оспаривать факт того, что ДЭС является объектом НВОС или его частью;

• во-вторых, если ДЭС является стационарной, а ее выхлопная труба, емкости и склад ГСМ, соответственно, стационарными источниками выбросов, нужно смотреть, присутствуют ли фактически регламентные пуски ДЭС для проверки ее работоспособности. Если работы проводятся, то выделяются средства для приобретения дизельного топлива, топливо списывается на такие работы по бухгалтерским документам, и доказать, что ДЭС не работает в течение года и не является источником выброса, а следовательно, не подлежит постановке на учет как объект НВОС или его часть, будет проблематично.

Кроме того, нужно определиться с этим вопросом и в плане технической документации на предприятии. Если утверждается, что на ДЭС не проводятся проверочные пуски в течение года, а паспорт агрегата, технические условия либо регламент предприятия с графиком таких работ есть в наличии и будет выявлен при проверке, то утверждение будет опровергнуто;

• в-третьих (очень тонкий момент), как мы говорили выше, помимо самой выхлопной трубы, для работы ДЭС необходим запас топлива, который, вероятнее всего, будет храниться рядом в резервной емкости, заполнение которой и работа в режиме хранения топлива тоже сопровождаются выбросами загрязняющих веществ. А это еще несколько источников выброса, в т.ч. работающих в постоянном режиме. Поэтому, даже если доказать, что проверочных пусков в течение года нет, но есть склад с емкостями для хранения дизтоплива, которые являются неорганизованными источниками выброса, то объект в любом случае будет объектом НВОС.

 

[1] Объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду.

[2] Проект нормативов допустимых выбросов.

[3] Горюче-смазочные материалы.

[4] Методическое пособие по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (СПб.: ОАО «НИИ Атмосфера», 2012).

[5] Временно разрешенные выбросы.

[6] ГОСТ Р 53174-2008 «Установки электрогенераторные с дизельными и газовыми двигателями внутреннего сгорания. Общие технические условия».

[7] ГОСТ Р 55006-2012 «Стационарные дизельные и газопоршневые электростанции с двигателями внутреннего сгорания. Общие технические условия».

[8] Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (в ред. от 11.06.2021).

[9] Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 02.07.2021).

М.В. Ламихова, инженер отдела охраны окружающей среды Саратовского филиала ООО «Газпром проектирование»

Статья опубликована в журнале «Справочник эколога» № 12, 2021.

Надо ли ставить на учет объектов НВОС аварийные генераторы?

Вопрос

Подлежат ли постановке на государственный учет объектов НВОС аварийные генераторы? Нужны аргументы в пользу того, что аварийные генераторы, которые могут вообще не сработать за отчетный период, не нужно ставить на учет.

Ответ

Дизельные электростанции (дизель-генераторные установки, дизель-генераторы; далее — ДЭС) на предприятиях встречаются довольно часто. Иногда ДЭС работают круглосуточно, например, на строительных или иных временных площадках для тепло- и электроснабжения работников. В случае круглосуточной работы вопросов о нормировании ДЭС как источника выброса и, соответственно, о необходимости постановки ее на учет как объекта НВОС[1] или его части не возникает. Выбросы от такой ДЭС учитываются при инвентаризации и нормируются в проекте НДВ[2] (при необходимости его разработки).

Как правило, на действующих объектах ДЭС используют для электроснабжения предприятия при аварийном отключении энергии. В этом случае ДЭС представляет собой одну или несколько установок, находящихся стационарно в отдельном помещении (дизель-генераторной). Помимо самого агрегата, для работы такой установки необходима дополнительная емкость с дизтопливом для снабжения ДЭС, а то и целый склад ГСМ[3].

Соответственно, выхлопная труба ДЭС является стационарным организованным источником выброса. Процесс заправки дизтопливом самого агрегата и резервной емкости топлива тоже будет сопровождаться выбросами загрязняющих веществ. При этом дыхательные клапаны емкостей при заправке — организованные источники, а емкости в режиме хранения топлива — неорганизованные источники.

К сведению

Выбросы загрязняющих веществ от трубы ДЭС определяются по Методике расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных дизельных установок (Санкт-Петербург, 2001), а от процесса заправки — по Методическим указаниям по определению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу из резервуаров (Казань, Новополоцк, Москва, 1997).

 

В пункте 2.6 Методического пособия, выпущенного НИИ Атмосфера в 2012 г.[4], говорится, что в соответствии с техническим регламентом производства ДЭС могут классифицироваться как резервные (т.е. используемые периодически при нехватке мощностей) или аварийные (т.е. используемые при аварийных ситуациях, например, в электроснабжении).

 

Если ДЭС резервная, то ее выбросы подлежат нормированию и для них устанавливаются НДВ (ВРВ[5]). Выбросы от ДЭС, используемых при аварийных ситуациях, подлежат нормированию, и для них устанавливаются нормативы только при проверке работоспособности ДЭС, осуществляемой с учетом периодичности и продолжительности согласно паспорту ДЭС. Выбросы ДЭС при работе в аварийной ситуации являются аварийными и не нормируются, а учитываются в ежегодной статотчетности по форме № 2-ТП (воздух).

Соответственно, в первую очередь необходимо определить, является ли ДЭС резервной или аварийной. В случае если ДЭС аварийная, в инвентаризации источников выбросов учитываются выбросы при ее работе во время регламентных пусковых работ. Как правило, на предприятии устанавливают график профилактических пусков ДЭС. У таких работ бывает разная периодичность, один из часто встречающихся вариантов — 4 раза в год по 20 минут, т.к. именно такой режим был указан в ГОСТ Р 53174-2008[6], который сегодня уже не действует.

Действующий в настоящее время ГОСТ Р 55006-2012[7] говорит следующее:

Извлечение
из ГОСТ Р 55006-2012

[…]
9.3. Периодические испытания
9.3.1 Испытания проводят в целях:
– периодического контроля качества электростанций;
– контроля стабильности технологического процесса производства в период между предшествующими и очередными испытаниями;
– подтверждения возможности продолжения изготовления электростанций по техническим условиям и их приемки.
Периодичность проведения периодических испытаний указана в таблице 12.
Таблица 12

Порядковый номер периодических испытаний

Периодичность испытаний, год

1

1

2

1

3

2

4

4

и последующие

4

Примечание. Под порядковым номером понимается очередной номер периодического испытания после начала производства изделия

[…]

 

Следовательно, частота тестовых пусков может доходить до четырех раз в год, а дальнейшие условия приведены в паспорте конкретного агрегата либо в специальном регламенте предприятия.

При таких тестовых пусках выбрасываются загрязняющие вещества. При этом плановые пуски для проверки работоспособности нельзя называть аварийными выбросами, т.к. они проходят по регламенту и их количество в год можно рассчитать. Такие выбросы относятся к залповым, нормируются в составе проекта НДВ и учитываются в воздухоохранной документации.

Теперь рассмотрим ДЭС как объект НВОС.

Словарь
В соответствии со ст. 1 Закона № 96-ФЗ[8]:
источник выброса — сооружение, техническое устройство, оборудование, которые выделяют в атмосферный воздух загрязняющие вещества;
стационарный источник — источник выброса, местоположение которого определено с применением единой государственной системы координат или который может быть перемещен посредством передвижного источника.
Объект НВОС — объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков (ст. 1 Закона № 7-ФЗ[9]).

 

Согласно приведенным определениям резервная или аварийная стационарная ДЭС на действующем предприятии, вероятнее всего, отвечает критериям стационарного источника выброса.

ДЭС может быть не стационарной, а мобильной. В данном случае выбросы от такой ДЭС нельзя считать выбросами от стационарного источника выброса, т.к. такой источник выброса будет передвижным. Соответственно, при отсутствии других источников выброса, а также иных воздействий на окружающую среду (сбросы, отходы) объект, на котором находится такая ДЭС, нельзя считать объектом НВОС и ставить на учет.

Объекты НВОС подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченных на то органах власти (п. 1 ст. 69.2 Закона № 7-ФЗ).

Вывод

Необходимость постановки на учет ДЭС как объекта НВОС определяется следующими моментами:

• во-первых, нужно определить, стационарная на предприятии ДЭС или передвижная. В форму заявки о постановке на учет (утв. Приказом Минприроды России от 23.12.2015 № 554; в ред. от 27.09.2016) вносятся сведения только о стационарных источниках выброса. Соответственно, если ДЭС является передвижным источником, сведения о ней невозможно внести в заявку и поставить объект на учет. В данном случае можно оспаривать факт того, что ДЭС является объектом НВОС или его частью;

• во-вторых, если ДЭС является стационарной, а ее выхлопная труба, емкости и склад ГСМ, соответственно, стационарными источниками выбросов, нужно смотреть, присутствуют ли фактически регламентные пуски ДЭС для проверки ее работоспособности. Если работы проводятся, то выделяются средства для приобретения дизельного топлива, топливо списывается на такие работы по бухгалтерским документам, и доказать, что ДЭС не работает в течение года и не является источником выброса, а следовательно, не подлежит постановке на учет как объект НВОС или его часть, будет проблематично.

Кроме того, нужно определиться с этим вопросом и в плане технической документации на предприятии. Если утверждается, что на ДЭС не проводятся проверочные пуски в течение года, а паспорт агрегата, технические условия либо регламент предприятия с графиком таких работ есть в наличии и будет выявлен при проверке, то утверждение будет опровергнуто;

• в-третьих (очень тонкий момент), как мы говорили выше, помимо самой выхлопной трубы, для работы ДЭС необходим запас топлива, который, вероятнее всего, будет храниться рядом в резервной емкости, заполнение которой и работа в режиме хранения топлива тоже сопровождаются выбросами загрязняющих веществ. А это еще несколько источников выброса, в т.ч. работающих в постоянном режиме. Поэтому, даже если доказать, что проверочных пусков в течение года нет, но есть склад с емкостями для хранения дизтоплива, которые являются неорганизованными источниками выброса, то объект в любом случае будет объектом НВОС.

 

[1] Объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду.

[2] Проект нормативов допустимых выбросов.

[3] Горюче-смазочные материалы.

[4] Методическое пособие по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (СПб.: ОАО «НИИ Атмосфера», 2012).

[5] Временно разрешенные выбросы.

[6] ГОСТ Р 53174-2008 «Установки электрогенераторные с дизельными и газовыми двигателями внутреннего сгорания. Общие технические условия».

[7] ГОСТ Р 55006-2012 «Стационарные дизельные и газопоршневые электростанции с двигателями внутреннего сгорания. Общие технические условия».

[8] Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (в ред. от 11.06.2021).

[9] Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 02.07.2021).

М.В. Ламихова, инженер отдела охраны окружающей среды Саратовского филиала ООО «Газпром проектирование»

Статья опубликована в журнале «Справочник эколога» № 12, 2021.

Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам