Отдаем журнал бесплатно!

Учет передвижных ИЗАВ. Новшества в инвентаризации выбросов

Необходимо ли учитывать выбросы от автотранспорта, хранимого на открытой или закрытой стоянке и в гараже, не оборудованном системой вентиляции? Рассчитывать ли выделение загрязняющих веществ при передвижении мусоровоза по территории предприятия? Что относится к передвижным источникам и каким образом учесть выбросы от них? На все эти вопросы экологи ищут ответы уже достаточно долгое время. В статье разберем эти и другие вопросы с учетом последних изменений законодательства.

Предыстория вопроса

Появление термина и нормативная база

Начиная с 2014 г. в Законах № 7-ФЗ[1] и № 96-ФЗ[2] используется термин «передвижной источник», обозначающий транспортное средство, двигатель которого при его работе является источников выброса.

Одновременно с термином в ст. 22 Закона № 96-ФЗ появилось требование о проведении инвентаризации источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включая выбросы от стационарных и передвижных источников, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) на объекте ОНВ[3].

Вплоть до 2018 г. отсутствовал порядок проведения инвентаризации даже стационарных источников выбросов. Инвентаризация выбросов осуществлялась в соответствии с Методическим пособием по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (СПб: ОАО «НИИ Атмосфера», 2012; далее — Методическое пособие).

К сведению

В соответствии с Методическим пособием учитывались как выбросы от стационарных источников, так и выбросы от различных транспортных средств (автотранспорт, дорожная техника, тепловозы), осуществляемые при работе их двигателей внутреннего сгорания при въезде (выезде) на территорию (с территории) стоянок, прогреве на холостом ходу, проезде по территории предприятия, а также работе (применимо к дорожной технике).

 

Таким образом, открытые стоянки, внутренние проезды, работа строительной техники были приравнены к стационарным источникам выбросов. Требование об учете выбросов передвижных источников выполнялось. Для таких источников также рассчитывались и утверждались нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее — НДВ).

Проблемы правоприменения

01.01.2015 была отменена плата за выбросы загрязняющих веществ от передвижных источников. В 2017 г. Росприроднадзор указывал[4], что открытые стоянки и подобные территории не могут являться источниками выбросов вредных (загрязняющих) веществ в связи с тем, что не являются сооружениями, техническими устройствами, оборудованием, которые выделяют загрязняющие вещества. Разъяснялось, что гаражи, открытые стоянки, которые используются только для въезда/выезда автотранспорта, не подлежат нормированию.

В это время встал вопрос о целесообразности и необходимости учета выбросов от передвижных источников. Более того, в некоторых регионах при согласовании НДВ в органах Росприроднадзора со ссылкой на вышеуказанные разъяснения просили не рассчитывать выбросы от стоянок, гаражей и проездов. Но при согласовании границ санитарно-защитных зон в соответствии с нормами СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03[5] органы Роспотребнадзора требовали учитывать и воздействие автотранспорта.

Порядок инвентаризации: старый и новый

В 2018 г. был опубликован Приказ Минприроды России от 07.08.2018 № 352, утвердивший Порядок проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки (далее — Порядок № 352), в котором, однако, передвижные источники не упоминались, т.е. транспортные средства в очередной раз остались без внимания.

В 2019 г. в Законе № 96-ФЗ появилось требование о проведении сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха, для которых используются результаты инвентаризации выбросов, включая выбросы от стационарных и передвижных источников. Снова возник вопрос о необходимости учета выбросов от передвижных источников.

 

Именно тогда и был предложен проект изменений в Порядок № 352, в котором было определено понятие передвижных источников, — появилось понимание, какие источники являются передвижными и каким образом необходимо проводить их инвентаризацию.

Однако в 2019 г. проект был отклонен, и только в конце 2021 г. опубликован новый порядок инвентаризации, утвержденный Приказом Минприроды России от 30.11.2021 № 871 (далее — Порядок № 871), который официально определил необходимость учета и порядок инвентаризации выбросов загрязняющих веществ от передвижных источников. Порядок № 871 вступает в силу с 01.03.2022 и будет действовать в течение 6 лет.

Инвентаризация передвижных источников

Обратимся к Порядку № 871, чтобы найти ответы на вопросы, заявленные в начале статьи.

 

[1] Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

[2] Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».

[3] Объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду.

[4] См. письмо Росприроднадзора от 22.08.2017 № ОД-03-01-32/18476 «О рассмотрении обращения».

[5] СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».

О.С. Клочихина, магистр по направлению «Экология и природопользование», преподаватель кафедры биогеоценологии и охраны природы ФГАОУ ВО «ПГНИУ»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 2, 2022.

Отдаем журнал бесплатно!

Учет передвижных ИЗАВ. Новшества в инвентаризации выбросов

Необходимо ли учитывать выбросы от автотранспорта, хранимого на открытой или закрытой стоянке и в гараже, не оборудованном системой вентиляции? Рассчитывать ли выделение загрязняющих веществ при передвижении мусоровоза по территории предприятия? Что относится к передвижным источникам и каким образом учесть выбросы от них? На все эти вопросы экологи ищут ответы уже достаточно долгое время. В статье разберем эти и другие вопросы с учетом последних изменений законодательства.

Предыстория вопроса

Появление термина и нормативная база

Начиная с 2014 г. в Законах № 7-ФЗ[1] и № 96-ФЗ[2] используется термин «передвижной источник», обозначающий транспортное средство, двигатель которого при его работе является источников выброса.

Одновременно с термином в ст. 22 Закона № 96-ФЗ появилось требование о проведении инвентаризации источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включая выбросы от стационарных и передвижных источников, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) на объекте ОНВ[3].

Вплоть до 2018 г. отсутствовал порядок проведения инвентаризации даже стационарных источников выбросов. Инвентаризация выбросов осуществлялась в соответствии с Методическим пособием по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (СПб: ОАО «НИИ Атмосфера», 2012; далее — Методическое пособие).

К сведению

В соответствии с Методическим пособием учитывались как выбросы от стационарных источников, так и выбросы от различных транспортных средств (автотранспорт, дорожная техника, тепловозы), осуществляемые при работе их двигателей внутреннего сгорания при въезде (выезде) на территорию (с территории) стоянок, прогреве на холостом ходу, проезде по территории предприятия, а также работе (применимо к дорожной технике).

 

Таким образом, открытые стоянки, внутренние проезды, работа строительной техники были приравнены к стационарным источникам выбросов. Требование об учете выбросов передвижных источников выполнялось. Для таких источников также рассчитывались и утверждались нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее — НДВ).

Проблемы правоприменения

01.01.2015 была отменена плата за выбросы загрязняющих веществ от передвижных источников. В 2017 г. Росприроднадзор указывал[4], что открытые стоянки и подобные территории не могут являться источниками выбросов вредных (загрязняющих) веществ в связи с тем, что не являются сооружениями, техническими устройствами, оборудованием, которые выделяют загрязняющие вещества. Разъяснялось, что гаражи, открытые стоянки, которые используются только для въезда/выезда автотранспорта, не подлежат нормированию.

В это время встал вопрос о целесообразности и необходимости учета выбросов от передвижных источников. Более того, в некоторых регионах при согласовании НДВ в органах Росприроднадзора со ссылкой на вышеуказанные разъяснения просили не рассчитывать выбросы от стоянок, гаражей и проездов. Но при согласовании границ санитарно-защитных зон в соответствии с нормами СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03[5] органы Роспотребнадзора требовали учитывать и воздействие автотранспорта.

Порядок инвентаризации: старый и новый

В 2018 г. был опубликован Приказ Минприроды России от 07.08.2018 № 352, утвердивший Порядок проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки (далее — Порядок № 352), в котором, однако, передвижные источники не упоминались, т.е. транспортные средства в очередной раз остались без внимания.

В 2019 г. в Законе № 96-ФЗ появилось требование о проведении сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха, для которых используются результаты инвентаризации выбросов, включая выбросы от стационарных и передвижных источников. Снова возник вопрос о необходимости учета выбросов от передвижных источников.

 

Именно тогда и был предложен проект изменений в Порядок № 352, в котором было определено понятие передвижных источников, — появилось понимание, какие источники являются передвижными и каким образом необходимо проводить их инвентаризацию.

Однако в 2019 г. проект был отклонен, и только в конце 2021 г. опубликован новый порядок инвентаризации, утвержденный Приказом Минприроды России от 30.11.2021 № 871 (далее — Порядок № 871), который официально определил необходимость учета и порядок инвентаризации выбросов загрязняющих веществ от передвижных источников. Порядок № 871 вступает в силу с 01.03.2022 и будет действовать в течение 6 лет.

Инвентаризация передвижных источников

Обратимся к Порядку № 871, чтобы найти ответы на вопросы, заявленные в начале статьи.

 

[1] Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

[2] Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».

[3] Объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду.

[4] См. письмо Росприроднадзора от 22.08.2017 № ОД-03-01-32/18476 «О рассмотрении обращения».

[5] СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».

О.С. Клочихина, магистр по направлению «Экология и природопользование», преподаватель кафедры биогеоценологии и охраны природы ФГАОУ ВО «ПГНИУ»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 2, 2022.

Акция «50 на 50: год за полцены!»
Статотчетность для эколога: как заполнять формы?
Санитарно-защитные зоны и их неочевидные аспекты
Новый дайджест журнала «Справочник эколога»
Выбросы парниковых газов
Как разработать заявку на получение КЭР для объекта I категории НВОС
Как теперь это делается: новое для природопользователя
Лом, РОП и ФЭО: коротко о главном
Источники экологической информации для проектировщиков
Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам