Отдаем журнал бесплатно!

Точно в срок, или Управление процедурой получения разрешительной документации

Для того чтобы исключить нарушение сроков получения природоохранной нормативно-разрешительной документации и наладить управление данной процедурой, в нашей организации уже более 10 лет назад был разработан соответствующий Регламент взаимодействия филиалов и структурных подразделений Управления (далее — Регламент). В настоящее время действует третья редакция (2017 г.) Регламента, о которой пойдет речь в статье.

 

Главным действующим лицом всех процедур по подготовке проектов нормативов и получению разрешительной документации выступает разработчик (исполнитель) проекта, от которого зависит своевременность оказания услуги. В договоре на оказание услуг устанавливается в том числе срок окончания. Можно этим удовлетвориться и отдать все на откуп исполнителю, дожидаясь получения разрешительного документа к установленному сроку. Однако, на наш взгляд, это неверный подход.

Разработка нормативного документа — многофакторный процесс, который зависит от особенностей описываемых технологий, количества источников загрязнения атмосферы, числа и характера выпусков сточных вод, видов образующихся отходов; в нем задействованы экологи, технологи, структурные подразделения предприятия, экспертные организации, уполномоченные органы. Если этим процессом не управлять, то — даже при наличии опытного исполнителя — не исключены временные задержки. Накапливаясь, они могут увеличить установленные сроки оказания услуг, что, в свою очередь, приведет к повышенному начислению платы за негативное воздействие на окружающую среду по причине несоблюдения сроков получения разрешительной природоохранной документации (в настоящее время — в 5-кратном размере, а с 01.01.2020 — в 25-кратном)[1].

Избежать потерь времени

Как известно, значительная часть времени уходит на рассмотрение проектов в уполномоченных органах. Временные отрезки, установленные ими в соответствующих Административных регламентах, остаются неизменны, и повлиять на их сокращение нельзя. Наверняка многие экологи сталкивались с тем, что промежуточные документы датированы задним числом, которое соответствует времени рассмотрения по Административному регламенту, а фактически сроки увеличены. В этом случае, особенно при позднем начале выполнения работ, не исключен риск нарушения сроков окончательного получения документов. Однако можно управлять всем остальным процессом.

 

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Разделив всю процедуру на отдельные этапы, определив время, необходимое на их выполнение, установив исполнителей, ответственных за реализацию каждого этапа, организовав постоянный контроль прохождения процедуры, можно свести к минимуму или совсем исключить потери времени.

 

Сроки оказания отдельных этапов услуг, описанных в Регламенте, включены в Техническое задание (далее — ТЗ) — неотъемлемую часть договора на оказание услуг. Тем самым их соблюдение становится обязательным для разработчика проекта — исполнителя по договору.

Продолжительность оказания услуг определяется с учетом постоянного времени, установленного соответствующими Административными регламентами уполномоченных органов[2] (проведение экспертиз и рассмотрение их результатов, согласование проектов и планов уполномоченными органами, принятие решений об утверждении нормативов и разрешений), и переменного времени, необходимого на оказание услуг и контроль со стороны заказчика по договору.

Общие положения, основные понятия и сокращения, применяемые в Регламенте

Поскольку Регламент предназначен не только для экологов, в его начало включены общие положения, в которых перечислены действующие нормативные документы, основные понятия и сокращения, применяемые в Регламенте. В рамках данной статьи приводить их не имеет смысла. Остановимся только на принятом в Регламенте понятии «разработчик (исполнитель) проекта», т.к. именно от него во многом зависит качество оказания услуг. Итак, разработчик (исполнитель) проекта — исполнитель по договору на оказание услуг, специализированная организация, имеющая необходимое оборудование, сертифицированные программные продукты, квалифицированных специалистов, соответствующую методическую подготовку и опыт для разработки проекта.

В Регламенте не рассматриваются процедуры разработки технологических нормативов и получения комплексного экологического разрешения, которые будут обязательны для хозяйствующих субъектов, эксплуатирующих объекты I категории, однако и таким природопользователям он может быть полезен.

Максимальное время, необходимое для подготовки проектов нормативов и получения разрешительных документов, условно можно разделить на следующие этапы:

1) предварительные мероприятия по подготовке ТЗ, проведению закупочных процедур, заключению и оформлению договора, подготовка опросного листа;

2) разработка проекта нормативов с обязательным выездом исполнителя на предприятие для ознакомления и проведения инвентаризации, выполнение расчетной части и подготовка пояснительной записки проекта;

3) проверка и утверждение проекта (рассмотрение и при необходимости устранение замечаний филиала);

4) сопровождение проекта при согласовании и установлении нормативов (устранение замечаний уполномоченных органов, а также возможное время на повторное рассмотрение документации в уполномоченных органах);

5) получение решения об установлении нормативов и разрешительных документов.

 

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Фактические сроки выполнения предварительных мероприятий и сроки устранения замечаний могут быть сокращены, но не увеличены.

 

Проведение закупочных процедур и выбор разработчика (исполнителя) проекта осуществляются на основании Положения о закупках товаров, работ, услуг организации. Процедуры и сроки оказания услуг по разработке и получению документации, описанные в Регламенте, учитываются в ТЗ.

Подготовку документации выполняет разработчик (исполнитель) проекта в соответствии с ТЗ в сроки, установленные Графиком оказания услуг на основании информации филиала, представленной в опросных листах. ТЗ и Графики оказания услуг являются приложениями к Регламенту.

Перечень информации, необходимой для разработки проекта и запрашиваемой в опросном листе, составляет разработчик (исполнитель) проекта. Ответственность за достоверность предоставляемых исходных данных, указанных в опросном листе и внесенных в проекты, достоверность иных документов, используемых для разработки проектов, а также за своевременность предоставления информации исполнителю несет должностное лицо филиала, подготовившее информацию. Опросный лист утверждает руководитель филиала.

 

К СВЕДЕНИЮ

Копия опросного листа, переданного разработчику, хранится в филиале до разработки следующего аналогичного проекта.

 

Подготовку и представление технических отчетов осуществляют инженеры по охране окружающей среды (экологи) филиалов.

Планирование расходов на финансирование работ по разработке природоохранной документации осуществляет инженер-эколог филиала по согласованию со структурным подразделением Управления в установленном порядке.

Решение о начале выполнения работ по разработке проектов принимает отдел экологии (далее — ОЭ). В случае если необходимость разработки проектов возникла в филиале, решение о начале выполнения работ принимает филиал по согласованию с ОЭ.

 

Например, взаимодействие со структурными подразделениями может быть организовано следующим образом. Планово-экономическое управление ежемесячно до 20 числа месяца, следующего за отчетным, предоставляет в ОЭ служебную записку с информацией о фактической структуре топлива за отчетный месяц и уточненными данными по плановой структуре топлива с помесячной разбивкой до конца текущего года, а до 30 июня текущего года предоставляет в ОЭ прогноз по структуре топлива на следующий год в целом и с разбивкой по месяцам по установленным формам.
Отдел собственности ежегодно до 25 декабря текущего года предоставляет в ОЭ информацию о фактическом использовании земельных участков в текущем году (находящихся в собственности и в аренде) и перспективных изменениях землепользования на следующий год.
ОЭ в 2-дневный срок анализирует полученную информацию и определяет необходимость разработки новой, в т.ч. внеплановой, документации филиалов и в течение 1 рабочего дня после принятия решения информирует соответствующий филиал о необходимости разработки новой документации.

 

Документация подается в уполномоченные природоохранные органы разработчиком (исполнителем) проекта по доверенности с сопроводительным письмом (заявлением) филиала, оформленным в установленном порядке. После получения документации в уполномоченных природоохранных органах разработчик (исполнитель) проекта направляет ее в филиал, а копии — в ОЭ.

Положения Регламента, описывающие действия разработчика (исполнителя) проекта, предназначены для контроля их соблюдения со стороны филиалов и включаются в ТЗ.

Каждая процедура в Регламенте имеет свой номер — это удобно при подготовке плана оказания услуг (приложение 1).

 

Фрагмент Регламента взаимодействия филиалов и структурных подразделений Управления

2. Порядок взаимодействия при разработке проекта ПДВ (ВСВ)[3] и получения разрешения на выбросы

 

Причины разработки нового проекта:

– отсутствие проекта, окончание сроков действия проекта;

– изменение юридического статуса филиала (Общества) без условия правопреемственности;

– ввод нового технологического оборудования, приводящий к изменению состава, объема или массы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;

– изменения требований к порядку проведения инвентаризации;

– случаи, определенные правилами эксплуатации установок очистки газа;

– инвентаризация стационарных источников на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, вводимых в эксплуатацию (проводится не позднее чем через 2 года после выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию указанных объектов).

При выявлении причин разработки нового проекта ПДВ (ВСВ), не указанных выше, мероприятия по его разработке начинаются с момента выхода официальных документов, устанавливающих произошедшие изменения.

За 10 месяцев до окончания сроков действия проекта ПДВ (ВСВ) либо при выявлении необходимости разработки проекта:

2.1. Инженер-эколог филиала в течение 1 рабочего дня подготавливает ТЗ к договору и определяет контрольные даты оказания услуг в Графике оказания услуг по разработке проекта ПДВ (ВСВ) и получения разрешения на выбросы (приложение 2).

 

Полный вариант раздела 2 «Порядок взаимодействия при разработке проекта ПДВ (ВСВ) и получения разрешения на выбросы» Регламента, а также приложения 1 и 2 опубликованы в журнале «Справочник эколога» № 3, 2018 и доступны для скачивания через «Сервис форм» (код доступа — на с. 1 журнала).


[1] См. п. 12 Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 № 255.

[2] Административные регламенты, определяющие процедуры по предоставлению государственных услуг при выдаче природоохранной документации:

• Приказ Минприроды России от 25.07.2011 № 650 «Об утверждении Административного регламента [Росприроднадзора] по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных веществ)» (в ред. от 25.06.2014; далее — Административный регламент № 650);

• Приказ Минприроды России от 09.01.2013 № 2 «Об утверждении Административного регламента [Росприроднадзора] по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты»;

• Приказ Минприроды России от 02.06.2014 № 246 «Об утверждении Административного регламента [Росводресурсов] по предоставлению государственной услуги по утверждению нормативов допустимых сбросов веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей по согласованию с [Росгидрометом], [Роспотребнадзором], [Росрыболовством] и [Росприроднадзором]»;

• Приказ Роспотребнадзора от 19.07.2007 № 224 «О санитарно-эпидемиологических экспертизах, обследованиях, исследованиях, испытаниях и токсикологических, гигиенических и иных видах оценок» (в ред. от 01.12.2017);

• Приказ Роспотребнадзора от 18.07.2012 № 775 «Об утверждении Административного регламента [Роспотребнадзора] по предоставлению государственной услуги по выдаче на основании результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок, оформленных в установленном порядке, санитарно-эпидемиологических заключений» (в ред. от 22.07.2016).

[3] Предельно допустимые выбросы (временно согласованные выбросы).

А.Л. Сивков, кандидат технических наук, начальник отдела экологии Управления технического надзора АО «Татэнерго»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 3, 2018.

Отдаем журнал бесплатно!

Точно в срок, или Управление процедурой получения разрешительной документации

Для того чтобы исключить нарушение сроков получения природоохранной нормативно-разрешительной документации и наладить управление данной процедурой, в нашей организации уже более 10 лет назад был разработан соответствующий Регламент взаимодействия филиалов и структурных подразделений Управления (далее — Регламент). В настоящее время действует третья редакция (2017 г.) Регламента, о которой пойдет речь в статье.

 

Главным действующим лицом всех процедур по подготовке проектов нормативов и получению разрешительной документации выступает разработчик (исполнитель) проекта, от которого зависит своевременность оказания услуги. В договоре на оказание услуг устанавливается в том числе срок окончания. Можно этим удовлетвориться и отдать все на откуп исполнителю, дожидаясь получения разрешительного документа к установленному сроку. Однако, на наш взгляд, это неверный подход.

Разработка нормативного документа — многофакторный процесс, который зависит от особенностей описываемых технологий, количества источников загрязнения атмосферы, числа и характера выпусков сточных вод, видов образующихся отходов; в нем задействованы экологи, технологи, структурные подразделения предприятия, экспертные организации, уполномоченные органы. Если этим процессом не управлять, то — даже при наличии опытного исполнителя — не исключены временные задержки. Накапливаясь, они могут увеличить установленные сроки оказания услуг, что, в свою очередь, приведет к повышенному начислению платы за негативное воздействие на окружающую среду по причине несоблюдения сроков получения разрешительной природоохранной документации (в настоящее время — в 5-кратном размере, а с 01.01.2020 — в 25-кратном)[1].

Избежать потерь времени

Как известно, значительная часть времени уходит на рассмотрение проектов в уполномоченных органах. Временные отрезки, установленные ими в соответствующих Административных регламентах, остаются неизменны, и повлиять на их сокращение нельзя. Наверняка многие экологи сталкивались с тем, что промежуточные документы датированы задним числом, которое соответствует времени рассмотрения по Административному регламенту, а фактически сроки увеличены. В этом случае, особенно при позднем начале выполнения работ, не исключен риск нарушения сроков окончательного получения документов. Однако можно управлять всем остальным процессом.

 

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Разделив всю процедуру на отдельные этапы, определив время, необходимое на их выполнение, установив исполнителей, ответственных за реализацию каждого этапа, организовав постоянный контроль прохождения процедуры, можно свести к минимуму или совсем исключить потери времени.

 

Сроки оказания отдельных этапов услуг, описанных в Регламенте, включены в Техническое задание (далее — ТЗ) — неотъемлемую часть договора на оказание услуг. Тем самым их соблюдение становится обязательным для разработчика проекта — исполнителя по договору.

Продолжительность оказания услуг определяется с учетом постоянного времени, установленного соответствующими Административными регламентами уполномоченных органов[2] (проведение экспертиз и рассмотрение их результатов, согласование проектов и планов уполномоченными органами, принятие решений об утверждении нормативов и разрешений), и переменного времени, необходимого на оказание услуг и контроль со стороны заказчика по договору.

Общие положения, основные понятия и сокращения, применяемые в Регламенте

Поскольку Регламент предназначен не только для экологов, в его начало включены общие положения, в которых перечислены действующие нормативные документы, основные понятия и сокращения, применяемые в Регламенте. В рамках данной статьи приводить их не имеет смысла. Остановимся только на принятом в Регламенте понятии «разработчик (исполнитель) проекта», т.к. именно от него во многом зависит качество оказания услуг. Итак, разработчик (исполнитель) проекта — исполнитель по договору на оказание услуг, специализированная организация, имеющая необходимое оборудование, сертифицированные программные продукты, квалифицированных специалистов, соответствующую методическую подготовку и опыт для разработки проекта.

В Регламенте не рассматриваются процедуры разработки технологических нормативов и получения комплексного экологического разрешения, которые будут обязательны для хозяйствующих субъектов, эксплуатирующих объекты I категории, однако и таким природопользователям он может быть полезен.

Максимальное время, необходимое для подготовки проектов нормативов и получения разрешительных документов, условно можно разделить на следующие этапы:

1) предварительные мероприятия по подготовке ТЗ, проведению закупочных процедур, заключению и оформлению договора, подготовка опросного листа;

2) разработка проекта нормативов с обязательным выездом исполнителя на предприятие для ознакомления и проведения инвентаризации, выполнение расчетной части и подготовка пояснительной записки проекта;

3) проверка и утверждение проекта (рассмотрение и при необходимости устранение замечаний филиала);

4) сопровождение проекта при согласовании и установлении нормативов (устранение замечаний уполномоченных органов, а также возможное время на повторное рассмотрение документации в уполномоченных органах);

5) получение решения об установлении нормативов и разрешительных документов.

 

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Фактические сроки выполнения предварительных мероприятий и сроки устранения замечаний могут быть сокращены, но не увеличены.

 

Проведение закупочных процедур и выбор разработчика (исполнителя) проекта осуществляются на основании Положения о закупках товаров, работ, услуг организации. Процедуры и сроки оказания услуг по разработке и получению документации, описанные в Регламенте, учитываются в ТЗ.

Подготовку документации выполняет разработчик (исполнитель) проекта в соответствии с ТЗ в сроки, установленные Графиком оказания услуг на основании информации филиала, представленной в опросных листах. ТЗ и Графики оказания услуг являются приложениями к Регламенту.

Перечень информации, необходимой для разработки проекта и запрашиваемой в опросном листе, составляет разработчик (исполнитель) проекта. Ответственность за достоверность предоставляемых исходных данных, указанных в опросном листе и внесенных в проекты, достоверность иных документов, используемых для разработки проектов, а также за своевременность предоставления информации исполнителю несет должностное лицо филиала, подготовившее информацию. Опросный лист утверждает руководитель филиала.

 

К СВЕДЕНИЮ

Копия опросного листа, переданного разработчику, хранится в филиале до разработки следующего аналогичного проекта.

 

Подготовку и представление технических отчетов осуществляют инженеры по охране окружающей среды (экологи) филиалов.

Планирование расходов на финансирование работ по разработке природоохранной документации осуществляет инженер-эколог филиала по согласованию со структурным подразделением Управления в установленном порядке.

Решение о начале выполнения работ по разработке проектов принимает отдел экологии (далее — ОЭ). В случае если необходимость разработки проектов возникла в филиале, решение о начале выполнения работ принимает филиал по согласованию с ОЭ.

 

Например, взаимодействие со структурными подразделениями может быть организовано следующим образом. Планово-экономическое управление ежемесячно до 20 числа месяца, следующего за отчетным, предоставляет в ОЭ служебную записку с информацией о фактической структуре топлива за отчетный месяц и уточненными данными по плановой структуре топлива с помесячной разбивкой до конца текущего года, а до 30 июня текущего года предоставляет в ОЭ прогноз по структуре топлива на следующий год в целом и с разбивкой по месяцам по установленным формам.
Отдел собственности ежегодно до 25 декабря текущего года предоставляет в ОЭ информацию о фактическом использовании земельных участков в текущем году (находящихся в собственности и в аренде) и перспективных изменениях землепользования на следующий год.
ОЭ в 2-дневный срок анализирует полученную информацию и определяет необходимость разработки новой, в т.ч. внеплановой, документации филиалов и в течение 1 рабочего дня после принятия решения информирует соответствующий филиал о необходимости разработки новой документации.

 

Документация подается в уполномоченные природоохранные органы разработчиком (исполнителем) проекта по доверенности с сопроводительным письмом (заявлением) филиала, оформленным в установленном порядке. После получения документации в уполномоченных природоохранных органах разработчик (исполнитель) проекта направляет ее в филиал, а копии — в ОЭ.

Положения Регламента, описывающие действия разработчика (исполнителя) проекта, предназначены для контроля их соблюдения со стороны филиалов и включаются в ТЗ.

Каждая процедура в Регламенте имеет свой номер — это удобно при подготовке плана оказания услуг (приложение 1).

 

Фрагмент Регламента взаимодействия филиалов и структурных подразделений Управления

2. Порядок взаимодействия при разработке проекта ПДВ (ВСВ)[3] и получения разрешения на выбросы

 

Причины разработки нового проекта:

– отсутствие проекта, окончание сроков действия проекта;

– изменение юридического статуса филиала (Общества) без условия правопреемственности;

– ввод нового технологического оборудования, приводящий к изменению состава, объема или массы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;

– изменения требований к порядку проведения инвентаризации;

– случаи, определенные правилами эксплуатации установок очистки газа;

– инвентаризация стационарных источников на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, вводимых в эксплуатацию (проводится не позднее чем через 2 года после выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию указанных объектов).

При выявлении причин разработки нового проекта ПДВ (ВСВ), не указанных выше, мероприятия по его разработке начинаются с момента выхода официальных документов, устанавливающих произошедшие изменения.

За 10 месяцев до окончания сроков действия проекта ПДВ (ВСВ) либо при выявлении необходимости разработки проекта:

2.1. Инженер-эколог филиала в течение 1 рабочего дня подготавливает ТЗ к договору и определяет контрольные даты оказания услуг в Графике оказания услуг по разработке проекта ПДВ (ВСВ) и получения разрешения на выбросы (приложение 2).

 

Полный вариант раздела 2 «Порядок взаимодействия при разработке проекта ПДВ (ВСВ) и получения разрешения на выбросы» Регламента, а также приложения 1 и 2 опубликованы в журнале «Справочник эколога» № 3, 2018 и доступны для скачивания через «Сервис форм» (код доступа — на с. 1 журнала).


[1] См. п. 12 Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 № 255.

[2] Административные регламенты, определяющие процедуры по предоставлению государственных услуг при выдаче природоохранной документации:

• Приказ Минприроды России от 25.07.2011 № 650 «Об утверждении Административного регламента [Росприроднадзора] по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных веществ)» (в ред. от 25.06.2014; далее — Административный регламент № 650);

• Приказ Минприроды России от 09.01.2013 № 2 «Об утверждении Административного регламента [Росприроднадзора] по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты»;

• Приказ Минприроды России от 02.06.2014 № 246 «Об утверждении Административного регламента [Росводресурсов] по предоставлению государственной услуги по утверждению нормативов допустимых сбросов веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей по согласованию с [Росгидрометом], [Роспотребнадзором], [Росрыболовством] и [Росприроднадзором]»;

• Приказ Роспотребнадзора от 19.07.2007 № 224 «О санитарно-эпидемиологических экспертизах, обследованиях, исследованиях, испытаниях и токсикологических, гигиенических и иных видах оценок» (в ред. от 01.12.2017);

• Приказ Роспотребнадзора от 18.07.2012 № 775 «Об утверждении Административного регламента [Роспотребнадзора] по предоставлению государственной услуги по выдаче на основании результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок, оформленных в установленном порядке, санитарно-эпидемиологических заключений» (в ред. от 22.07.2016).

[3] Предельно допустимые выбросы (временно согласованные выбросы).

А.Л. Сивков, кандидат технических наук, начальник отдела экологии Управления технического надзора АО «Татэнерго»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 3, 2018.

Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам