Электронная версия журнала

Утилизация отходов от использования товаров и экологический сбор: вести с полей

«Справочник эколога» №3 2016 / Новое в законодательстве

С понятием «экологический сбор» (не в значении «плата за негативное воздействие на окружающую среду», которую также часто называют экологическим сбором) природопользователи столкнулись в конце 2014 г., когда Федеральный закон от 29.12.2014 № 458-ФЗ[1] буквально «перекроил» Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Федеральный закон № 89-ФЗ). Так, Федеральный закон № 89-ФЗ был дополнен ст. 24.2–24.5[2]:

  • ст. 24.2 «Регулирование в области обращения с отходами от использования товаров»;
  • ст. 24.3 «Единая государственная информационная система учета отходов от использования товаров»;
  • ст. 24.4 «Предоставление информации для включения в единую государственную информационную систему учета отходов от использования товаров»;
  • ст. 24.5 «Экологический сбор».

Данные статьи предусматривали принятие ряда подзаконных нормативных правовых актов, о которых мы и расскажем в настоящем материале[3].

Для начала приведем извлечение из ст. 24.2 Федерального закона № 89-ФЗ[4] (выделено и подчеркнуто автором):

 

Извлечение
из Федерального закона № 89-ФЗ

(в ред. от 29.12.2015)

Статья 24.2. Регулирование в области обращения с отходами от использования товаров

1. Производители, импортеры товаров обязаны обеспечивать утилизацию отходов от использования этих товаров в соответствии с нормативами утилизации, установленными Правительством Российской Федерации.

2. Перечень готовых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом возможных социально-экономических последствий, а также уровня и объема негативного воздействия на окружающую среду, связанного с утратой потребительских свойств такими товарами.

3. Производители, импортеры товаров обеспечивают утилизацию отходов от использования этих товаров самостоятельно[5].

4. Обеспечение выполнения нормативов утилизации осуществляется непосредственно самими производителем, импортером товаров путем организации собственных объектов инфраструктуры по сбору, обработке, утилизации отходов от использования таких товаров или путем заключения договоров с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором, с индивидуальным предпринимателем, юридическим лицом, осуществляющими деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов (за исключением твердых коммунальных отходов). Самостоятельное обеспечение выполнения нормативов утилизации может осуществляться путем создания ассоциации (союза) производителей, импортеров товаров […].
[…]

 

В соответствии с п. 4.1 ст. 24.2 Федерального закона № 89-ФЗ, который был введен Федеральным законом № 404-ФЗ, норматив утилизации отходов теперь можно выполнить в ходе утилизации не только отходов от использования конкретного товара, но и других отходов от использования аналогичных товаров из группы (групп) в соответствии с перечнем, приведенным в п. 2 ст. 24.2 Федерального закона № 89-ФЗ.

 

Обязанность производителей и импортеров товаров по их утилизации может быть исполнена на территории Российской Федерации вне зависимости от того, в каком субъекте Российской Федерации осуществляется их деятельность (п. 8 ст. 24.2 Федерального закона № 89-ФЗ).

Производители упаковки, подлежащей утилизации после утраты потребительских свойств, не обязаны утилизировать ее — эта обязанность возлагается на производителей и импортеров товаров в этой упаковке (п. 10 ст. 24.2 Федерального закона № 89-ФЗ).

Согласно пп. 11 и 12 ст. 24.2 Федерального закона № 89-ФЗ нормативы утилизации отходов устанавливаются для каждой группы товаров, подлежащих утилизации, в процентах от общего количества выпущенных производителями, импортерами товаров для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за истекший календарный год в зависимости от массы или числа единиц готовых товаров или массы упаковки, использованной для производства таких товаров, и подлежат пересмотру раз в 3 года. При этом учитываются экономические условия, потенциальная опасность отходов для здоровья человека и окружающей среды, а также технологическая возможность их утилизации.

Нормативы утилизации отходов могут быть уменьшены:

  • при перевыполнении нормативов утилизации в предыдущем календарном году — такие нормативы в текущем календарном году уменьшаются на разницу между фактическими показателями утилизации отходов от использования товаров и установленными нормативами утилизации (п. 13 ст. 24.2 Федерального закона № 89-ФЗ);
  • если упаковка товара, подлежащего утилизации, произведена из вторичного сырья — к нормативу утилизации применяется понижающий коэффициент, рассчитываемый как разница между единицей и долей вторичного сырья, использованного при производстве этой упаковки (п. 14 ст. 24.2 Федерального закона № 89-ФЗ).

 

СЛОВАРЬ

В соответствии со ст. 1 Федерального закона № 89-ФЗ:

утилизация отходов — использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в т.ч. повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация);

отходы от использования товаров — готовые товары (продукция), утратившие полностью или частично свои потребительские свойства и складированные их собственником в месте сбора отходов, либо переданные в соответствии с договором или законодательством Российской Федерации лицу, осуществляющему обработку, утилизацию отходов, либо брошенные или иным образом оставленные собственником с целью отказаться от права собственности на них;

норматив утилизации отходов от использования товаров — установленное как выраженное в процентах отношение количества товаров определенного вида, упаковки таких товаров, реализованных юридическим лицам, физическим лицам, в т.ч. индивидуальным предпринимателям, и подлежащих утилизации после утраты потребительских свойств, к общему количеству товаров определенного вида, выпущенных в обращение на территории Российской Федерации.

 

Если производители и импортеры товаров не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров (п. 7 ст. 24.2 Федерального закона № 89-ФЗ) или нормативы утилизации отходов не были достигнуты производителями и импортерами товаров, которые взяли на себя обязательство по самостоятельной утилизации данных отходов (п. 7 ст. 24.5 Федерального закона № 89-ФЗ), эти производители и импортеры товаров обязаны уплатить экологический сбор.

Согласно пп. 9, 17 ст. 24.2 и п. 2 ст. 24.5 Федерального закона № 89-ФЗ обязанность производителей и импортеров товаров по их утилизации[6] считается исполненной:

  • со дня представления отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов (отчетность за истекший календарный год представляется в срок до 1 апреля);
  • со дня уплаты экологического сбора (экологический сбор уплачивается в срок до 15 апреля года, следующего за отчетным годом).

На основании п. 16 ст. 24.2 Федерального закона № 89-ФЗ порядок, формы и сроки представления производителями, импортерами товаров, подлежащих утилизации, отчетности о выполнении нормативов утилизации, порядок декларирования производителями, импортерами товаров, подлежащих утилизации, количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год готовых товаров (в т.ч. упаковки), устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 8 ст. 24.5 Федерального закона № 89-ФЗ порядок взимания экологического сбора (в т.ч. порядок его исчисления, срок уплаты, порядок взыскания, зачета, возврата излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора) устанавливается Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 5 ст. 24.5 Федерального закона № 89-ФЗ ставки экологического сбора по каждой группе товаров, подлежащих утилизации после утраты потребительских свойств, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Таким образом, теперь производители и импортеры товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, должны представлять следующую документацию:

  • декларацию о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год готовых товаров, в т.ч. упаковки, подлежащих утилизации;
  • отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств;
  • расчет суммы экологического сбора (при несоблюдении нормативов утилизации отходов).

Проанализировав положения ст. 24.2 и 24.5 Федерального закона № 89-ФЗ, можно сделать вывод, что Правительство Российской Федерации в целях реализации данных положений должно было установить:

  • перечень готовых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств;
  • нормативы утилизации отходов от использования товаров;
  • порядок декларирования производителями, импортерами товаров, подлежащих утилизации, количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год готовых товаров (в т.ч. упаковки);
  • порядок, формы и сроки представления производителями, импортерами товаров, подлежащих утилизации, отчетности о выполнении нормативов утилизации;
  • порядок взимания экологического сбора;
  • ставки экологического сбора.

Несмотря на то что ст. 24.2 и 24.5 Федерального закона № 89-ФЗ вступили в силу 1 января 2015 г., обязанность производителей и импортеров товаров по расчету суммы экологического сбора и его уплате не могла быть реализована в 2015 г., поскольку форма расчета суммы экологического сбора не была утверждена (ее не было и на момент подписания номера в печать[7]). Более того, Правительством Российской Федерации было принято решение об установлении в 2015 г. нулевых нормативов утилизации отходов от использования товаров. В связи с этим в конце октября 2015 г. вышли разъяснения Минприроды России по данному вопросу[8] (выделено автором):

 

Извлечение
из разъяснений Минприроды России по вопросам обеспечения утилизации отходов от использования товаров и уплаты экологического сбора

Ввиду решений, принятых Правительством Российской Федерации […], об установлении в текущем году нулевых нормативов утилизации отходов от использования товаров, что фактически означает освобождение бизнеса от уплаты экологического сбора в 2015 году, по итогам 9 месяцев 2015 года необходимость исчисления и уплаты производителями, импортерами товаров экологического сбора отсутствует, как и необходимость декларирования количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации готовых товаров, в том числе упаковки (данные о котором необходимы для расчета суммы экологического сбора).
[…]
Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 08.10.2015 № 1073 «О порядке взимания экологического сбора» предусмотрено, что уплата экологического сбора и представление расчета суммы экологического сбора осуществляются в 2015 году в срок до 15.10.2015 (за 9 месяцев 2015 года).
Согласно пункту 7 Правил взимания экологического сбора, утвержденных указанным постановлением, расчет суммы экологического сбора производится по форме, утверждаемой Федеральной службой по надзору в сфере природопользования.
В условиях отсутствия утвержденной формы расчета суммы экологического сбора выполнение представителями бизнеса обязательства по ее представлению в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования невозможно. С учетом изложенного производителям, импортерам товаров необходимо будет представить первые расчеты суммы экологического сбора за тот отчетный период, в котором Федеральной службой по надзору в сфере природопользования будет принят приказ по утверждению соответствующей формы.

 

Таким образом, производители и импортеры товаров были освобождены от представления расчета суммы экологического сбора и его уплаты за 2015 г.

Первым подзаконным актом, принятым в развитие ст. 24.2 и 24.5 Федерального закона № 89-ФЗ, стало Распоряжение Правительства РФ от 24.09.2015 № 1886-р «Об утверждении перечня готовых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств»[9] (далее — Распоряжение № 1886-р). В перечне, утвержденном данным Распоряжением, выделяются 36 групп товаров (табл. 1).

 

 

Буквально через 10 дней после принятия вышеуказанного Распоряжения нас «осчастливили» еще одним документом — Постановлением Правительства РФ от 08.10.2015 № 1073 «О порядке взимания экологического сбора»[10], к которому мы вернемся чуть позже. Через два месяца после опубликования данного Постановления дело вновь сдвинулось с мертвой точки: были опубликованы еще три подзаконных нормативных правовых акта, которые мы сейчас и рассмотрим.

Итак, если производитель или импортер товаров произвел или импортировал в Российскую Федерацию за истекший год определенное количество товаров из перечня, утвержденного Распоряжением № 1886-р, ему в первую очередь необходимо задекларировать эти товары согласно требованиям Постановления Правительства РФ от 24.12.2015 № 1417 «Об утверждении Положения о декларировании производителями, импортерами товаров, подлежащих утилизации, количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год готовых товаров, в том числе упаковки»[11].

Положение, утвержденное указанным Постановлением, распространяется на товары, произведенные в Российской Федерации или импортированные из других стран. Если товар был произведен в России и экспортирован, в декларации он не указывается.

Производители товаров включают в декларацию информацию о количестве выпущенных в обращение за отчетный период товаров на основании первичных учетных документов, импортеры товаров — на основании таможенных документов.

Декларация (Пример 1) заполняется в отношении каждого наименования товара (количество указывается в килограммах с точностью до одного килограмма). В позициях декларации, не подлежащих заполнению, ставится прочерк.

Декларация представляется до 1 апреля года, следующего за отчетным периодом (календарным годом). Если производитель или импортер товаров был зарегистрирован в течение отчетного календарного года, отчетный период исчисляется с даты регистрации.

Декларация составляется с использованием государственных электронных сервисов (они должны быть доступны на безвозмездной основе) и представляется в форме электронных документов, подписанных простой электронной подписью (при этом бумажный вариант декларации представлять не нужно). При отсутствии технической возможности декларацию можно представить лично или направить по почте в территориальный орган Росприроднадзора (производители товаров) или Росприроднадзор (импортеры товаров) на бумажном носителе в одном экземпляре с обязательным представлением копии на электронном носителе.

Датой представления декларации в электронной форме считается дата ее отправления, датой представления декларации на бумажном носителе — отметка Росприроднадзора или его территориального органа о получении декларации или дата почтового отправления.

Обратите внимание, что Росприроднадзор или его территориальные органы в ходе проверки полноты и достоверности указанных в декларации сведений в течение 3 месяцев со дня приема декларации могут затребовать заверенные копии первичных учетных или таможенных документов.

 

 

После определения перечня товаров, которые необходимо утилизировать, производитель или импортер этих товаров обязаны утилизировать их в соответствии с нормативами утилизации, которые установлены Распоряжением Правительства РФ от 04.12.2015 № 2491-р «Об утверждении нормативов утилизации отходов от использования товаров»[12]:

 

Извлечение
из нормативов утилизации отходов от использования товаров

(утв. Распоряжением Правительства РФ от 04.12.2015 № 2491-р)

Нормативы утилизации указаны для 36 групп товаров согласно Распоряжению № 1886-р (табл. 2).

 

 

Давайте сравним утвержденные нормативы утилизации отходов с нормативами, которые были предложены ранее в проекте постановления «Об утверждении нормативов утилизации отходов от использования товаров (продукции), в том числе потребительской упаковки таких товаров (продукции), после утраты потребительских свойств»[13] и рассмотрены нами в статье, опубликованной в прошлом году[14]:

  • бумага и изделия из бумаги — 80 %;
  • изделия резиновые и пластмассовые — 80 %;
  • одежда — 50 %;
  • текстиль и изделия текстильные — 50 %;
  • кожа и изделия из кожи — 20 %;
  • древесина и изделия из дерева и пробки, кроме мебели; изделия из соломки и материалов для плетения — 50 %;
  • продукты минеральные неметаллические прочие — 30 %;
  • металлы основные — 50 %
  • изделия металлические готовые, кроме машин и оборудования — 50 %;
  • мебель — 20 %;
  • изделия готовые прочие — 20 %;
  • оборудование компьютерное, электронное и оптическое — 30 %;
  • оборудование электрическое — 50 %;
  • машины и оборудование, не включенные в другие группировки, — 50 %.

Таким образом, перечень товаров, подлежащих утилизации, был сокращен (например, в перечне отсутствуют изделия из кожи, мебель), а нормативы утилизации отходов значительно (даже очень!) уменьшились. Налицо явное лоббирование снижения нормативов предпринимательским сообществом.

Итак, после утилизации отходов от использования товаров в пределах установленных нормативов необходимо отчитаться перед государством о выполнении данных нормативов. Форма, порядок и сроки представления отчетности установлены в Постановлении Правительства РФ от 08.12.2015 № 1342 «Об утверждении Правил представления производителями и импортерами товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования таких товаров»[15] (далее — Постановление № 1342).

Отчетность (Пример 2) необходимо представить до 1 апреля года, следующего за отчетным периодом (календарным годом). Если производитель или импортер товаров был зарегистрирован в течение отчетного календарного года, отчетный период исчисляется с даты регистрации.

Отчетность представляется производителями и импортерами товаров или объединением[16] (союзом) производителей и импортеров товаров в отношении каждого наименования товара, подлежащего утилизации, в Росприроднадзор в форме электронных документов, подписанных простой электронной подписью, с использованием программных средств единой государственной информационной системы учета отходов от использования товаров (они должны быть доступны на безвозмездной основе), причем в этом случае представлять отчетность в бумажном виде не нужно.

При отсутствии технической возможности отчетность направляется по почте или представляется на бумажном носителе в одном экземпляре лично в территориальный орган Росприроднадзора (производители товаров) или Росприроднадзор (импортеры товаров).

Датой приема отчетности в форме электронного документа считается дата ее отправления, датой приема отчетности на бумажном носителе — дата проставления отметки Росприроднадзора или его территориального органа на бумажном носителе или дата почтового отправления.

Обратите внимание, что Росприроднадзор или его территориальные органы в ходе проверки полноты и достоверности указанных в отчетности сведений в течение 3 месяцев со дня приема отчетности могут запросить у производителя или импортера товаров в качестве подтверждающих документов копии договоров с предприятием, которое утилизировало отходы, или копии актов об утилизации.

 

 

А теперь, как и обещали, рассмотрим примечания к приведенной форме.

<1> Заполняется при представлении отчетности объединением (союзом) производителей, импортеров товаров в отношении каждого производителя, импортера товаров, с которым был заключен договор в соответствии с пунктом 5 статьи 24.2 Федерального закона «Об отходах производства и потребления».

 

Напомним, что производители и импортеры товаров могут утилизировать отходы от использования товаров самостоятельно или имеют право вступить в ассоциацию[17] импортеров, производителей товаров. В последнем случае утилизацией отходов на основе договора будет заниматься ассоциация (самостоятельно или по договору со сторонней организацией).

 

<2> В позициях отчетности, не подлежащих заполнению, ставится прочерк. Отчетность на бумажном носителе подписывается руководителем юридического лица или лицом, уполномоченным на осуществление действий от имени юридического лица, либо индивидуальным предпринимателем, прошивается и скрепляется печатью при ее наличии. Страницы отчетности должны быть пронумерованы сквозной нумерацией.

<3> Заполняется для готовых товаров, включая упаковку, выпущенных в обращение на территории Российской Федерации их производителями. […]

<4> Заполняется для готовых товаров, включая упаковку, выпущенных в обращение на территории Российской Федерации их импортерами.[…].

<5> Количество готовых товаров, а также количество отходов от использования товаров, указывается для каждого наименования товара в килограммах с точностью до одного килограмма.

<6> Для указания количества готовых товаров, включая упаковку, выпущенных в обращение на территории Российской Федерации в отчетный период, используется информация, полученная в установленном порядке при декларировании производителями или импортерами товаров количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год готовых товаров (в том числе упаковки таких товаров), об общем количестве выпущенных производителями или импортерами товаров для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за истекший календарный год.

 

Здесь прослеживается связь двух отчетных документов — декларации о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год готовых товаров, в том числе упаковки, подлежащих утилизации, и отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств. Поскольку сроки подачи декларации и отчетности совпадают (1 апреля), Росприроднадзор на момент истечения указанного срока будет обладать полной информацией о выпуске товаров и утилизации отходов от использования данных товаров в отношении конкретного производителя, импортера товаров.

 

<7> Количество товаров, подлежащих утилизации в отчетный период, определяется путем умножения количества готовых товаров, включая упаковку, выпущенных в обращение на территории Российской Федерации в отчетный период, на норматив утилизации, выраженный в относительных единицах. В подразделе «Информация об упаковке товаров» раздела II графа заполняется в случае, если при производстве упаковки не использовалось вторичное сырье.

 

Напомним, что нормативы утилизации отходов выражаются в процентах (5 %, 10 %, 15 %, 20 % и т.д.), следовательно, для определения количества товаров, подлежащих утилизации, нужно количество готовых товаров умножить на 0,05, 0,1, 0,15, 0,2 и т.д.

 

<8> Количество отходов от использования готовых товаров, включая упаковку, переданных на утилизацию в отчетный период, указывается на основании сведений, содержащихся в актах утилизации отходов от использования товаров.

<9> Количество отходов от использования готовых товаров, включая упаковку, переданных на утилизацию в предыдущий отчетный период сверх норматива утилизации, указывается на основании сведений, содержащихся в отчетности за предыдущий отчетный период.

<10> Итоговое количество отходов от использования товаров, включая упаковку, переданных на утилизацию в отчетный период, определяется путем суммирования количества отходов от использования товаров, переданных на утилизацию в отчетный период, и количества отходов от использования товаров, переданных на утилизацию в предыдущий отчетный период сверх норматива утилизации.

<11> Количество отходов от использования готовых товаров, включая упаковку, переданных на утилизацию в отчетный период сверх норматива утилизации, определяется путем вычитания из итогового количества отходов от использования готовых товаров, переданных на утилизацию в отчетный период, количества готовых товаров, подлежащих утилизации в отчетный период.

 

Таким образом, у производителей и импортеров товаров есть стимул: сверхнормативная утилизация отходов от использования товаров в отчетном году позволит вычитать данный «сверхнорматив» из установленного норматива в следующем отчетном году.

 

<12> Количество отходов от использования готовых товаров, включая упаковку, за которые необходимо уплатить экологический сбор, определяется путем вычитания из количества готовых товаров, подлежащих утилизации в отчетный период, итогового количества отходов от использования готовых товаров, включая упаковку, переданных на утилизацию в отчетный период. Заполняется в случае невыполнения нормативов утилизации отходов от использования готовых товаров, включая упаковку.

 

Расчет и порядок взимания экологического сбора будут рассмотрены ниже.

 

<13> Приводятся следующие сведения:

при организации собственных объектов инфраструктуры по сбору, обработке, утилизации отходов от использования готовых товаров, включая упаковку, непосредственно самими производителями или импортерами товаров — реквизиты (номер, дата) актов утилизации отходов от использования готовых товаров, включая упаковку;

при заключении договоров на сбор, транспортирование, обработку, утилизацию отходов от использования готовых товаров, включая упаковку, с операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами — наименование оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами и (или) регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, реквизиты (номер, дата) договоров на сбор, транспортирование, обработку, утилизацию отходов от использования готовых товаров, включая упаковку, и реквизиты (номер, дата) актов утилизации отходов от использования готовых товаров, включая упаковку;

при создании или вступлении в объединение — наименование оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами и (или) регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, реквизиты (номер, дата) договоров на сбор, транспортирование, обработку, утилизацию отходов от использования готовых товаров, включая упаковку, и реквизиты (номер, дата) актов утилизации отходов от использования готовых товаров, включая упаковку.

В случае если в отношении одного и того же наименования товара обеспечение выполнения нормативов утилизации осуществлялось производителями или импортерами товаров путем заключения договоров с различными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами и (или) региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, то графа заполняется отдельно в отношении каждого оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами и (или) регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (в виде нескольких строк для одного и того же товара).

 

Обратите внимание, что согласно изменениям, внесенным Федеральным законом № 404-ФЗ в Федеральный закон № 89-ФЗ[18], договор на сбор, транспортирование, обработку, утилизацию отходов от использования товаров можно заключить не только с оператором (региональным оператором) по обращению с твердыми коммунальными отходами, но и с индивидуальным предпринимателем, юридическим лицом, осуществляющими деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов (за исключением твердых коммунальных отходов). Данная информация отсутствует в примечаниях к форме, т.к. Постановление № 1342 было принято раньше, чем Федеральный закон № 404-ФЗ.

 

<14> Заполняется только в случае, если при производстве упаковки использовалось вторичное сырье.

<15> Понижающий коэффициент рассчитывается как разница между единицей и долей вторичного сырья, использованного при производстве упаковки (выраженной в относительных единицах).

<16> Количество упаковки, произведенной из вторичного сырья, подлежащей утилизации в отчетный период, с учетом понижающего коэффициента определяется в отношении товаров (продукции) для внутреннего потребления на территории Российской Федерации путем умножения количества упаковки, произведенной из вторичного сырья, на выраженный в относительных единицах норматив утилизации, установленный для того материала, которым представлена упаковка, и на понижающий коэффициент.

<17> Итоговое количество упаковки, подлежащей утилизации в отчетный период, определяется путем суммирования количества упаковки, при производстве которой не использовалось вторичное сырье, подлежащей утилизации в отчетный период, и количества упаковки, произведенной из вторичного сырья, подлежащей утилизации в отчетный период, с учетом понижающего коэффициента.

<18> При представлении отчетности на бумажном носителе она заверяется печатью в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации лицо, подавшее заявление, должно иметь печать.

 

Таким образом, если ваш товар упакован в упаковку, произведенную сторонней организацией, вам необходимо еще на этапе декларирования количества товаров, подлежащих утилизации, запросить сведения о ее производстве и составе, чтобы выяснить, какую долю в составе упаковки составляет вторичное сырье.

 

ПРИМЕР 1

Предположим, что вы производите хлебобулочные изделия в полиэтиленовых пакетах. Хлеб не относится к готовым товарам, отходы от использования которых подлежат утилизации, в отличие от упаковки хлеба. По данным производителя упаковки, доля вторичного сырья в ней составляет 10 %.
Рассчитываем понижающий коэффициент: 1 – 0,1 = 0,9.
В 2016 г. норматив утилизации для мешков и сумок (включая конические) из полимеров этилена составляет 5 %.
Допустим, за этот год вы использовали 1500 кг упаковки из вторсырья.
Количество упаковки, подлежащей утилизации, с учетом понижающего коэффициента составит: 1500 × 0,9 = 1350 кг.
Умножаем это количество на норматив утилизации 5 %: 1350 × 0,05 = 67,5 кг.
Если кроме этой упаковки вы использовали и другую пластиковую упаковку, при производстве которой вторсырье не использовалось (например, в количестве 500 кг), вам нужно умножить это количество на норматив утилизации без учета понижающих коэффициентов: 500 × 0,05 = 25 кг.
Общее количество упаковки, которое подлежит утилизации, составит: 67,5 + 25 = 92,5 кг.

 

Если вы выполнили нормативы утилизации отходов, ваша миссия окончена. Если же вы вообще не выполнили их или выполнили частично, вам нужно рассчитать и уплатить экологический сбор (выделено автором):

 

Извлечение
из Федерального закона № 89-ФЗ

(в ред. от 29.12.2015)

Статья 24.5. Экологический сбор

1. Экологический сбор относится к неналоговым доходам федерального бюджета.

2. Экологический сбор уплачивается производителями, импортерами товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, по каждой группе товаров, указанных в пункте 12 статьи 24.2 настоящего Федерального закона, в срок до 15 апреля года, следующего за отчетным годом.

3. Экологический сбор для товаров в упаковке, не являющихся готовыми к употреблению изделиями, уплачивается только в отношении самой упаковки.

4. Экологический сбор не уплачивается в отношении товаров, которые подлежат утилизации и вывозятся из Российской Федерации.

5. Ставка экологического сбора формируется на основе средних сумм затрат на сбор, транспортирование, обработку и утилизацию единичного изделия или единицы массы изделия, утратившего свои потребительские свойства. В ставку экологического сбора может включаться удельная величина затрат на создание объектов инфраструктуры, предназначенных для этих целей. Ставки экологического сбора по каждой группе товаров, подлежащих утилизации после утраты потребительских свойств, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

6. Экологический сбор рассчитывается посредством умножения ставки экологического сбора на массу готового товара или на количество единиц подлежащего утилизации готового товара (в зависимости от вида товаров), выпущенных в обращение на территории Российской Федерации, либо на массу упаковки, использованной для производства такого товара, и на норматив утилизации, выраженный в относительных единицах.

7. В случае недостижения нормативов утилизации производителем, импортером, которые взяли на себя обязательство по самостоятельной утилизации отходов от использования товаров в соответствии с пунктом 3 статьи 24.2 настоящего Федерального закона, предусматривается уплата экологического сбора, рассчитываемого посредством умножения ставки экологического сбора на разницу между установленным и достигнутым фактически значением количества утилизированных отходов от использования товаров.
[…]

 

Порядок взимания экологического сбора определен уже упомянутым нами ранее Постановлением Правительства РФ от 08.10.2015 № 1073 «О порядке взимания экологического сбора».

В срок до 15 апреля года, следующего за отчетным периодом (календарным годом), необходимо представить (с использованием специального электронного сервиса на безвозмездной основе) в территориальный орган Росприроднадзора, в котором осуществляется декларирование количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год готовых товаров (в т.ч. упаковки), заполненную форму расчета суммы экологического сбора[19] (в этом случае представлять расчет на бумажном носителе не требуется), к которой прилагаются следующие документы:

  • копии платежных документов об уплате экологического сбора;
  • документ, подтверждающий полномочия представителя плательщика на осуществление действий от имени плательщика.

При отсутствии технической возможности расчет можно представить в территориальные органы Росприроднадзора по месту государственной регистрации плательщика на бумажном носителе в одном экземпляре или отправить по почте.

Датой представления расчета в электронной форме считается дата его отправления, датой представления расчета на бумажном носителе — отметка территориального органа Росприроднадзора о его получении или дата почтового отправления.

Проверка правильности исчисления суммы экологического сбора осуществляется территориальными органами Росприроднадзора в течение 3 месяцев со дня представления документов.

Сумма излишне уплаченного (взысканного) экологического сбора подлежит зачету в счет предстоящих платежей плательщика по экологическому сбору либо возврату плательщику, причем возврат можно осуществить в течение 3 лет с момента уплаты излишней суммы.

В этой связи отметим, что Росприроднадзором был подготовлен проект Приказа «Об утверждении форм акта совместной сверки расчетов суммы экологического сбора, заявления о проведении совместной сверки расчетов суммы экологического сбора, заявления о зачете суммы излишне уплаченного (взысканного) экологического сбора, решения о зачете суммы излишне уплаченного (взысканного) экологического сбора, заявления о возврате суммы излишне уплаченного (взысканного) экологического сбора, решения об отказе в возврате суммы излишне уплаченного (взысканного) экологического сбора, решения о возврате суммы излишне уплаченного (взысканного) экологического сбора»[20].

Таким образом, декларация о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год готовых товаров, в том числе упаковки, подлежащих утилизации, и отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств должны быть представлены в срок до 1 апреля, а расчет суммы экологического сбора — в срок до 15 апреля.

Как видим, практически все необходимые нормативные правовые акты, предусмотренные ст. 24.2 и 24.5 Федерального закона № 89-ФЗ, на данный момент уже приняты. Вы можете задекларировать подлежащие утилизации товары (в т.ч. упаковку), провести их утилизацию, отчитаться в Росприроднадзор о выполнении нормативов утилизации отходов и приступить к расчету экологического сбора (еще раз напомним, что формы расчета пока нет). Именно здесь мы сталкиваемся с большим пробелом в законодательстве — ставки экологического сбора за невыполнение нормативов утилизации отходов до сих пор не утверждены.

Проект Постановления Правительства РФ «Об установлении ставок экологического сбора, уплачиваемого производителями, импортерами товаров, подлежащих утилизации после утраты потребительских свойств»[21] был разработан еще в начале 2015 г., но до сих пор не принят[22]. В первоначальном варианте проекта были предложены ставки в виде процента от себестоимости 1 тонны или 1 единицы товара (продукции) без учета НДС (табл. 3).

 

 

По итогам процедуры оценки регулирующего воздействия данного проекта было получено отрицательное решение, после чего разработчики проекта предложили новые ставки, но уже не в процентах, а в виде конкретных сумм (табл. 4).

 

 

Предлагаемые размеры ставок, которые были рассчитаны с участием экспертов Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», а также с использованием данных Академии коммунального хозяйства, сопоставимы с аналогичными ставками в европейских странах.

Несмотря на отсутствие утвержденных ставок экологического сбора, попробуем рассчитать сумму экологического сбора, используя данные из Примера 1.

 

ПРИМЕР 2

Производителю хлеба необходимо утилизировать 92,5 кг упаковки за истекший год. Предположим, что упаковка вообще не была утилизирована. Ставка экологического сбора для группы № 17 «Изделия пластмассовые упаковочные» составляет 3844 руб. за тонну.
Рассчитываем сумму экологического сбора: 3844 руб. × 92,5 кг / 1000 = 355,57 руб.

 

Очевидно, что именно эти ставки будут в итоге приняты к использованию. Однако, учитывая тягу законодателя к природоохранному нормотворчеству, мы ни в чем не можем быть уверены на сто процентов. Остается дождаться итогового варианта Постановления.

ВЫВОД

В целях реализации положений ст. 24.2 и 24.5 Федерального закона № 89-ФЗ на данный момент приняты следующие нормативные правовые акты:

  • Распоряжение Правительства РФ от 24.09.2015 № 1886-р «Об утверждении перечня готовых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств»;
  • Постановление Правительства РФ от 08.10.2015 № 1073 «О порядке взимания экологического сбора»;
  • Распоряжение Правительства РФ от 04.12.2015 № 2491-р «Об утверждении нормативов утилизации отходов от использования товаров»;
  • Постановление Правительства РФ от 08.12.2015 № 1342 «Об утверждении Правил представления производителями и импортерами товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования таких товаров»;
  • Постановление Правительства РФ от 24.12.2015 № 1417 «Об утверждении Положения о декларировании производителями, импортерами товаров, подлежащих утилизации, количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год готовых товаров, в том числе упаковки».

Для запуска механизма экологического регулирования утилизации отходов от использования товаров необходимо принять еще несколько подзаконных актов. Будем надеяться, что вскоре они будут приняты, а система утилизации отходов наконец-то заработает на практике.

 

[1] Федеральный закон от 29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 458-ФЗ).

Подробнее об изменениях, предусмотренных данным Федеральным законом, см.: Прохоров И.О. Обращение с отходами: новая терминология и новые концепции // Справочник эколога. 2015. № 2. С. 8–24 (http://www.profiz.ru/eco/2_2015/458-FZ/). Обратите внимание: в статье не учтены изменения, внесенные в указанный Федеральный закон федеральными законами от 29.06.2015 № 176-ФЗ, от 29.06.2015 № 203-ФЗ, от 28.11.2015 № 357-ФЗ и от 29.12.2015 № 404-ФЗ (прим. редакции).

[2] Рекомендуем ознакомиться со статьями по данной теме:

Желябовская Д.С. Реализация положений Федерального закона от 29.12.2014 № 458-ФЗ: проекты нормативно-правовых актов // Справочник эколога. 2015. № 4. С. 14–28 (http://www.profiz.ru/eco/4_2015/458-FZ_proekty/);

Ламихова М. Экологический сбор: что, где, когда? // Справочник эколога. 2015. № 4. С. 39–48 (http://www.profiz.ru/eco/4_2015/eco_sbor/);

Ламихова М. Экологический сбор. Быть или не быть? // Справочник эколога. 2015. № 7. С. 21–29 (http://www.profiz.ru/eco/7_2015/eco_sbor_7/) (прим редакции).

[3] Отметим, что в рамках данной статьи будут рассмотрены подзаконные акты, которые были приняты (или только разработаны) в развитие ст. 24.2 и 24.5 Федерального закона № 89-ФЗ.

[4] Обратите внимание: Федеральным законом от 29.12.2015 № 404-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 404-ФЗ) были внесены изменения в Федеральный закон № 89-ФЗ (в т.ч. в ст. 24.2–24.5).

Подробнее об изменениях, предусмотренных Федеральным законом № 404-ФЗ, см.: Ламихова М. Федеральный закон от 29.12.2015 № 404-ФЗ: новогодний подарок от законодателя // Справочник эколога. 2016. № 2. С. 10–29 (http://www.profiz.ru/eco/2_2016/404_FZ/).

[5] Отметим, что ранее п. 3 ст. 24.2 выглядел следующим образом (выделено автором): «Производители, импортеры товаров обеспечивают утилизацию отходов от использования этих товаров самостоятельно в порядке, установленном Правительством Российской Федерации». Более того, из перечня полномочий Российской Федерации в области обращения с отходами (ст. 5 Федерального закона № 89-ФЗ) исключено установление порядка самостоятельной утилизации производителями, импортерами отходов от использования товаров. Таким образом, порядок утилизации отходов от использования товаров теперь не будет устанавливаться на государственном уровне, хотя на федеральном портале проектов нормативных правовых актов размещен проект Постановления Правительства РФ «Об утверждении Порядка самостоятельной утилизации производителями, импортерами отходов от использования товаров» (http://regulation.gov.ru/projects#npa=22187) (прим. автора).

[6] О том, на кого возлагается обязанность по утилизации отходов от использования товаров в конкретной ситуации, см.: Куликов И.В. Обязанность по утилизации отходов от использования товаров: анализируем конкретные ситуации // Справочник эколога. 2016. № 3. С. 68–75 (прим. редакции).

[7] С проектом Приказа Росприроднадзора «Об утверждении формы расчета суммы экологического сбора» можно ознакомиться по ссылке http://regulation.gov.ru/projects#npa=46362.

[9] Официально опубликовано и вступило в силу 28.09.2015. Информацию о том, как менялся (причем кардинально!) перечень в процессе разработки данного нормативного правового акта, можно найти по ссылке http://regulation.gov.ru/projects#npa=22191.

[10] Официально опубликовано 09.10.2015, вступило в силу 17.10.2015. Информацию о разработке данного документа ищите по ссылке http://regulation.gov.ru/projects#npa=19877.

[11] Официально опубликовано 28.12.2015, вступило в силу 05.01.2016. Информацию о разработке данного документа ищите по ссылке http://regulation.gov.ru/projects#npa=19831.

[12] Официально опубликовано и вступило в силу 09.12.2015. Информацию о разработке данного документа ищите по ссылке http://regulation.gov.ru/projects#npa=22192.

[14] См. Ламихова М. Экологический сбор: что, где, когда? // Справочник эколога. 2015. № 4. С. 39–48 (http://www.profiz.ru/eco/4_2015/eco_sbor/).

[15] Официально опубликовано 18.12.2015, вступило в силу 26.12.2015. Информацию о разработке данного документа ищите по ссылке http://regulation.gov.ru/projects#npa=19798.

[16] Федеральным законом № 404-ФЗ, который был принят уже после опубликования рассматриваемого Постановления, в ст. 24.2 Федерального закона № 89-ФЗ слово «объединение» был заменено на слово «ассоциация».

[17] Еще раз отметим, что под словом «объединение», которое используется в форме, нужно подразумевать слово «ассоциация».

[18] См. Ламихова М. Федеральный закон от 29.12.2015 № 404-ФЗ: новогодний подарок от законодателя // Справочник эколога. 2016. № 2. С. 10–29 (http://www.profiz.ru/eco/2_2016/404_FZ/).

[19] С проектом Приказа Росприроднадзора «Об утверждении формы расчета суммы экологического сбора» можно ознакомиться по ссылке http://regulation.gov.ru/projects#npa=46362.

[22] На момент подписания номера в печать.

М. Ламихова, инженер-эколог ГК «Экологический центр»

Статья опубликована в журнале «Справочник эколога» № 3, 2016.

Купить этот номер в электронном виде

Подпишитесь на нашу рассылку

Рассылка о новых материалах в блоге и новых номерах журналов. Отправляется в среднем 1 письмо в 2 недели.