Электронная версия журнала

Экологический сбор: что, где, когда?

«Справочник эколога» №4 2015 / Экологические платежи

Понятие экологического сбора в нашей стране известно давно. До настоящего времени этим термином обобщенно называли платежи за негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС). Данные платежи относятся к неналоговым доходам федерального бюджета[1], а порядок их взимания определяется не налоговым законодательством[2], а постановлениями Правительства Российской Федерации.

 

Помимо взимания основного экологического платежа — платы за НВОС[3], предусмотренной ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 24.11.2014), ст. 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в ред. от 29.12.2014; далее — Федеральный закон № 89-ФЗ) предусмотрено взимание утилизационного сбора.

Так, утилизационный сбор уплачивается в целях обеспечения экологической безопасности (в т.ч. для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации колесных транспортных средств (шасси)) за каждое колесное транспортное средство (шасси), ввозимое в Российскую Федерацию или произведенное, изготовленное в Российской Федерации, за исключением колесных транспортных средств (шасси), указанных в п. 6 ст. 24.1 Федерального закона № 89-ФЗ[4], с учетом их технических характеристик и износа.

Перечень видов и категорий колесных транспортных средств и шасси, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора и Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств и шасси, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора утверждены Постановлением Правительства РФ от 26.12.2013 № 1291 (в ред. от 02.04.2014).

В соответствии со ст. 24.5 Федерального закона № 89-ФЗ, которая была введена Федеральным законом от 29.12.2014 № 458-ФЗ[5], теперь с производителей и импортеров товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств (далее — производители и импортеры товаров), планируется взимать дополнительный экологический сбор, который также относится к неналоговым доходам федерального бюджета. Что же представляет собой этот сбор? Давайте выясним.

Согласно ст. 24.2 Федерального закона № 89-ФЗ производители и импортеры товаров обязаны самостоятельно обеспечивать утилизацию[6] отходов от использования этих товаров[7] в соответствии с нормативами утилизации[8] и в порядке, установленными Правительством Российской Федерации. Перечень готовых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом возможных социально-экономических последствий, а также уровня и объема негативного воздействия на окружающую среду, связанного с утратой потребительских свойств такими товарами.

Отметим, что в настоящее время перечень готовых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, не утвержден, однако Правительством Российской Федерации разработан проект Постановления «Об утверждении перечня готовых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств»[9]. В перечне, утверждаемом данным Постановлением, содержатся следующие группы товаров:

•бумага и изделия из бумаги;

•изделия резиновые и пластмассовые;

•продукты минеральные неметаллические прочие;

•масла нефтяные смазочные;

•металлы основные;

•изделия металлические готовые, кроме машин и оборудования;

•оборудование компьютерное, электронное и оптическое;

•оборудование электрическое;

•древесина и изделия из дерева и пробки, кроме мебели; изделия из соломки и материалов для плетения.

Нормативы утилизации содержатся в проекте постановления Правительства РФ «Об утверждении нормативов утилизации отходов от использования товаров (продукции), в том числе потребительской упаковки таких товаров (продукции), после утраты потребительских свойств»[10]. В данном проекте представлены наименования групп товаров[11], коды товаров согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОК 034-2014 (КПЕС 2008)) и установленные для каждой из групп товаров нормативы утилизации в процентах[12], а именно:

•бумага и изделия из бумаги — 80 %;

•изделия резиновые и пластмассовые — 80 %;

•одежда[13] — 50 %;

•текстиль и изделия текстильные — 50 %;

•кожа и изделия из кожи — 20 %;

•древесина и изделия из дерева и пробки, кроме мебели; изделия из соломки и материалов для плетения — 50 %;

•продукты минеральные неметаллические прочие — 30 %;

•металлы основные — 50 %;

•изделия металлические готовые, кроме машин и оборудования — 50 %;

•мебель — 20 %;

•изделия готовые прочие — 20 %;

•оборудование компьютерное, электронное и оптическое — 30 %;

•оборудование электрическое — 50 %;

•машины и оборудование, не включенные в другие группировки, — 50 %.

Как мы видим, самый высокий норматив утилизации — 80 % — у бумажных, резиновых и пластмассовых изделий, что вполне логично, поскольку бумага, резина и пластик составляют львиную долю отходов, размещаемых на полигонах. К тому же эти изделия довольно просто собирать и перерабатывать. Для компьютерного оборудования установлен на удивление невысокий норматив утилизации (30 %), хотя эта категория товаров, на наш взгляд, охотно и в большом объеме сдается на утилизацию.

Еще раз отметим, что в соответствии со ст. 24.2 Федерального закона № 89-ФЗ утилизация отходов от использования товаров должна быть обеспечена производителем или импортером товаров самостоятельно[14]. Для этого предлагается либо организовать собственные объекты инфраструктуры по сбору, обработке и утилизации таких отходов (т.е. пункты приема товаров, потерявших потребительские свойства, и объекты по их утилизации), либо заключить договоры с другими организациями, у которых указанные объекты уже есть (например, операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами). Кроме того, при желании производители и импортеры товаров могут объединять свои усилия для выполнения нормативов утилизации.

Производители и импортеры товаров обязаны будут представлять в срок до 1 апреля в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти отчетность о выполнении нормативов утилизации за истекший календарный год, порядок, формы и сроки представления которой устанавливаются Правительством Российской Федерации[15] (пп. 16 и 17 ст. 24.2 Федерального закона № 89-ФЗ).

Если нормативы утилизации за предыдущий календарный год будут перевыполнены, это будет учитываться при установлении нормативов на текущий календарный год (нормативы в текущем календарном году будут уменьшены на разницу между фактическими показателями утилизации отходов от использования товаров и установленными нормативами утилизации).

 

НА ЗАМЕТКУ
Согласно п. 10 ст. 24.2 Федерального закона № 89-ФЗ упаковка, подлежащая утилизации после утраты потребительских свойств, должна быть утилизирована производителем или импортером товаров в этой упаковке, а не самой упаковки. При этом выгодно использовать упаковку из вторичного сырья, т.к. в этом случае к нормативу утилизации будет применяться понижающий коэффициент, рассчитываемый как разница между единицей и долей вторичного сырья, использованного при производстве указанной упаковки (п. 14 ст. 24.2 Федерального закона № 89-ФЗ).

 

Для целей контроля за соблюдением нормативов утилизации будет создана Единая государственная информационная система учета отходов от использования товаров[16] (ст. 24.3 и 24.4 Федерального закона № 89-ФЗ).

В соответствии с п. 7 ст. 24.2 Федерального закона № 89-ФЗ, если производители и импортеры товаров не обеспечат самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, они будут обязаны уплатить экологический сбор.

 

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ
Согласно пп. 3 и 4 ст. 24.5 Федерального закона № 89-ФЗ экологический сбор для товаров в упаковке, не являющихся готовыми к употреблению изделиями, уплачивается только в отношении самой упаковки, а в отношении товаров, которые подлежат утилизации и вывозятся из Российской Федерации, экологический сбор не уплачивается.

 

Обязанность производителя и импортера товаров по их утилизации считается исполненной:

•со дня представления отчетности о выполнении нормативов утилизации;

•со дня уплаты экологического сбора.

В соответствии с п. 6 ст. 24.5 Федерального закона № 89-ФЗ экологический сбор рассчитывается посредством умножения ставки экологического сбора на массу готового товара или на количество единиц подлежащего утилизации готового товара (в зависимости от вида товаров), выпущенных в обращение на территории Российской Федерации, либо на массу упаковки, использованной для производства такого товара, и на норматив утилизации, выраженный в относительных единицах.

Ставка экологического сбора формируется на основе средних сумм затрат на сбор, транспортирование, обработку и утилизацию единичного изделия или единицы массы изделия, утратившего свои потребительские свойства. В ставку экологического сбора может включаться удельная величина затрат на создание объектов инфраструктуры, предназначенных для этих целей. Ставки экологического сбора по каждой группе товаров, подлежащих утилизации после утраты потребительских свойств, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В этой связи следует отметить, что Правительством Российской Федерации разработан проект Постановления «Об установлении ставок экологического сбора, уплачиваемого производителями, импортерами товаров, подлежащих утилизации после утраты потребительских свойств»[17]:

 

Извлечение
из проекта

Ставки экологического сбора, уплачиваемого производителями, импортерами товаров, подлежащих утилизации после утраты потребительских свойств[18]

 

№ п/п

Наименование группировок товаров (продукции)

Ставка

экологического взноса, % от себестоимости 1 тонны / 1 единицы товара (продукции) без учета НДС

1.

Бумага и изделия из бумаги

(в том числе: картон, бланки, тетради, обои и прочая продукция)

1,5

2.

Изделия резиновые и пластмассовые

(в том числе: шины, покрышки и камеры резиновые, плиты, листы, трубы и профили пластмассовые/резиновые, изделия пластмассовые упаковочные, линолеум и прочая продукция)

1,5

3.

Продукты минеральные неметаллические прочие

(в том числе: бутылки, банки, флаконы и прочая тара из стекла, кроме ампул, зеркала стеклянные, стеклопакеты, изделия огнеупорные (кирпичи, блоки, плитки), черепица, изделия фарфоровые и керамические и прочая продукция)

1,5

4.

Масла нефтяные смазочные

(в том числе: масла моторные, гидравлические, индустриальные, трансмиссионные, компрессорные и турбинные и др.)

1,5

5.

Металлы основные

(в том числе: профили, уголки, рельсы железнодорожные, трубы, фитинги, проволока и прочая продукция)

1,5

6.

Изделия металлические готовые, кроме машин и оборудования

(в том числе: тара металлическая, металлоконструкции строительные и их части, изделия ножевые, инструмент и универсальные скобяные изделия и прочая продукция)

1,5

7.

Оборудование компьютерное, электронное и оптическое

(в том числе: компьютеры и периферийное оборудование, оборудование коммуникационное, фото-видеокамеры, навигаторы, часы и прочая продукция)

4,5

8.

Оборудование электрическое

(в том числе: батареи и аккумуляторы, лампы накаливания, приборы бытовые электрические (холодильники и морозильники; стиральные машины, плиты кухонные, утюги и электрочайники, электродвигатели, генераторы, трансформатор и прочая продукция)

4,5

9.

Древесина и изделия из дерева и пробки, кроме мебели; изделия из соломки и материалов для плетения

(в том числе: шпалы, брусья, полы паркетные, тара деревянная и прочая продукция)

1,5

 

Согласно пп. 8 и 9 ст. 24.5 Федерального закона № 89-ФЗ порядок взимания экологического сбора (в т.ч. порядок его исчисления, срок уплаты, порядок взыскания, зачета, возврата излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора) устанавливается Правительством Российской Федерации, а контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты экологического сбора будет осуществляться уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В настоящее время Правительством Российской Федерации разработан проект Постановления «Об установлении порядка взимания экологического сбора (в том числе порядка его исчисления, срока уплаты, порядка взыскания, зачета, возврата излишне уплаченных или излишне взысканных сумм экологического сбора)»[19]. В соответствии с Порядком, утверждаемым данным Постановлением, взимание экологического сбора и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты экологического сбора будет осуществлять Росприроднадзор.

Экологический сбор исчисляется плательщиком самостоятельно. Так, расчет суммы экологического сбора в отношении товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, составленный по каждому наименованию товара путем умножения ставки экологического сбора, выраженной в процентах от себестоимости 1 т готового товара или упаковки либо 1 единицы товара (в зависимости от вида товаров) без учета налога на добавленную стоимость, на массу или на количество единиц готовых товаров, выпущенных в обращение на территории Российской Федерации, или на массу потребительской упаковки, использованной для производства таких товаров, и на норматив утилизации, выраженный в относительных единицах, производится по форме, утверждаемой Росприроднадзором.

Уплата экологического сбора осуществляется в валюте Российской Федерации отдельными расчетными (платежными) документами по соответствующему коду бюджетной классификации на счет органа Федерального казначейства. Информация о номерах счетов для уплаты экологического сбора должна быть доведена до сведения плательщиков Росприроднадзором и размещена на официальных сайтах Росприроднадзора и его территориальных органов.

Отчетным периодом в отношении экологического сбора (начиная с отчетности за 2016 г.) признается календарный год.

Согласно проекту расчет экологического сбора должен быть представлен в территориальный орган Росприроднадзора в следующие сроки:

•в 2015 г. — до 15 октября 2015 г. (расчет экологического сбора за 9 месяцев 2015 г.);

•в 2016 г. — до 1 февраля 2016 г. (расчет экологического сбора за октябрь, ноябрь, декабрь 2015 г.);

•начиная с 2017 г. — ежегодно до 15 апреля года, следующего за отчетным периодом.

В указанные сроки плательщик или его уполномоченный представитель должны представить в территориальный орган Росприроднадзора следующие документы:

•заполненную форму по расчету суммы экологического сбора;

•копии платежных документов об уплате экологического сбора;

•копию документа, подтверждающего полномочия на осуществление действий от имени плательщика, в случае если подтверждение правильности исчисления экологического сбора осуществляется уполномоченным представителем плательщика (т.е. доверенность).

Территориальный орган Росприроднадзора в течение 1 месяца после подачи документов проверяет правильность исчисления суммы экологического сбора и его поступление по соответствующему коду бюджетной классификации на счет органа Федерального казначейства и проставляет на форме отчетности о выполнении нормативов утилизации отметку об уплате экологического сбора. После проставления отметки плательщику выдается приходный ордер, форма, порядок заполнения и порядок корректировки которого определяются Росприроднадзором.

При представлении в территориальный орган Росприроднадзора документов, подтверждающих наличие оснований для неуплаты экологического сбора, их проверка осуществляется в течение 1 месяца с момента представления таких документов. После проверки территориальный орган Росприроднадзора проставляет на отчетности о выполнении нормативов утилизации отметку об основании неуплаты экологического сбора.

Экологический сбор должен быть уплачен в следующие сроки:

•в 2015 г. — до 15 октября 2015 г. (за 9 месяцев 2015 г.);

•в 2016 г. — до 1 февраля 2016 г. (за октябрь, ноябрь, декабрь 2015 г.);

•начиная с 2017 г. — ежегодно до 15 апреля года, следующего за отчетным периодом.

В соответствии с проектом в случае уплаты (взыскания) экологического сбора в размере, превышающем размер экологического сбора, подлежащего уплате (взысканию), или в случае ошибочной уплаты экологического сбора излишне уплаченный (взысканный) сбор подлежит зачету в счет предстоящей уплаты плательщиком экологического сбора[20] либо возврату плательщику на основании письменного заявления (в течение 3 лет со дня уплаты (взыскания) экологического сбора). Общий срок рассмотрения заявления, принятия решения о возврате излишне уплаченного экологического сбора и осуществления возврата экологического сбора не может превышать 30 календарных дней со дня подачи заявления.

На основании п. 7 ст. 24.5 Федерального закона № 89-ФЗ, если производители или импортеры товаров взяли на себя обязательство по самостоятельной утилизации отходов от использования товаров, но не достигли при этом нормативов утилизации, в этом случае размер экологического сбора рассчитывается посредством умножения ставки экологического сбора на разницу между установленным и достигнутым фактически значением количества утилизированных отходов от использования товаров, на массу готового товара или на количество единиц подлежащего утилизации готового товара (в зависимости от вида товаров), выпущенных в обращение на территории Российской Федерации, либо на массу упаковки, использованной для производства таких товаров, и на недостигнутый норматив утилизации, выраженный в относительных единицах.

В соответствии с п. 10 ст. 24.5 Федерального закона № 89-ФЗ средства, полученные от уплаты экологического сбора, планируется расходовать на реализацию государственных программ в форме предоставления субсидий субъектам Российской Федерации на софинансирование региональных программ в области обращения с отходами и территориальных схем обращения с отходами, строительство новых объектов по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов и т.д. Однако в первую очередь указанные средства пойдут на утилизацию тех товаров и упаковки, которые не были утилизированы производителями и импортерами и за которые был уплачен экологический сбор.

Напоследок отметим, что в пояснительной записке к рассмотренному ранее проекту Постановления «Об установлении ставок экологического сбора, уплачиваемого производителями, импортерами товаров, подлежащих утилизации после утраты потребительских свойств» приведена дополнительная информация о взимании экологических сборов (конкретные суммы, ставки сборов и др.) в других странах Европы и Азии, в т.ч. странах бывшего СССР.

 

Например, согласно пояснительной записке к проекту максимальная средняя плата с производителей по основным странам Европейского союза составляет:
•по упаковке за дерево — 26 евро за тонну;
•по упаковке за бумагу — 39 евро за тонну;
•по упаковке за стекло — 45 евро за тонну;
•по упаковке за сталь — 91,4 евро за тонну;
•по упаковке за алюминий — 142,8 евро за тонну;
•по упаковке за пластик — 217,9 евро за тонну.

 

Кроме того, в пояснительной записке приводятся экономические обоснования для внедрения в России экологического сбора. Так, по оценкам экспертов, ежегодные затраты, необходимые для осуществления утилизации отходов от использования указанных в проекте 9 групп товаров, оцениваются примерно в 1,8 трлн руб. (на основе данных статистической отчетности за 2013 г.). В то же время при нынешних ставках экологического сбора планируется поступление в государственную казну лишь 45 млрд руб./год. Получается, что государство не обогащается за счет сбора, а лишь пытается частично компенсировать затраты на утилизацию товаров.

При этом прогнозируется существенное повышение цен на указанные группы товаров, которое будет направлено на покрытие расходов производителей и импортеров по уплате экологического сбора. Однако создатели реформы (а введение экологического сбора по праву можно назвать реформой) уповают на то, что производители и импортеры со временем будут создавать свои объекты инфраструктуры по переработке товаров, тем самым освобождая себя от бремени уплаты экологического сбора. Таким образом, с каждым годом общая сумма экологического сбора по стране будет снижаться. Помимо этого планируются другие положительные последствия реформы — развитие рынка вторичного сырья, экономия земли и ресурсов, новые рабочие места. Все это отвечает планам развития экономики в «зеленом» русле, которые нашли отражение в Основах государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденных Президентом Российской Федерации 30.04.2012.

После ознакомления с упомянутой пояснительной запиской создается ощущение, что Правительство предпринимает попытку оправдать введение нового сбора в отношении предпринимателей. Отметим, что экологический сбор был внедрен довольно стремительно: Федеральный закон № 458-ФЗ был принят в декабре 2014 г., а уплачивать сбор необходимо уже за 2015 г. Сказать, что производители и импортеры товаров ошеломлены, — значит ничего не сказать. Ведь на высшем уровне представителям бизнеса было обещано, что в ближайшие 4 года налоговая нагрузка на них повышаться не будет (хотя, по правде говоря, экологический сбор формально не является налогом). Тем временем в бюджет на 2015 г. уже заложено 30 млрд руб. поступлений от экологического сбора. Все это вызвало бурю негодования в среде бизнеса, а средства массовой информации запестрели пессимистичными заголовками о росте цен и уровня коррупции.

С точки зрения экологии, конечно, можно надеяться на положительные результаты данной реформы, правда, если только будут соблюдены определенные условия, а именно: полученные от сборов средства действительно будут направлены на утилизацию отходов и развитие объектов инфраструктуры по утилизации и обезвреживанию отходов, а сознательные производители и импортеры будут пытаться утилизировать товары собственными силами, а не бездумно оплачивать экологический сбор, покрывая при этом свои убытки ростом цен на товары.

Что ж, подождем пару лет и посмотрим, будут ли достигнуты планируемые результаты или, как часто бывает в нашей стране, благие намерения будут похоронены под гнетом бюрократии, коррупции и негибкости экономики.

 

[1] См. п. 1 ст. 51 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в ред. от 26.12.2014).

[2] Так, в Определении Конституционного Суда РФ от 10.12.2002 № 284-О «По запросу Правительства Российской Федерации о проверке конституционности Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" и статьи 7 Федерального закона "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации"» указано, что платежи за НВОС носят индивидуально-возмездный и компенсационный характер и являются по своей правовой природе не налогом, а фискальным сбором. Аналогичная позиция выражена в Постановлении Конституционного Суда РФ от 05.03.2013 № 5-П «По делу о проверке конституционности статьи 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "Тополь"».

[3] О различных аспектах расчета и взимания платы за НВОС см.:

Кривоносова В.А. Корректировка платы за НВОС // Справочник эколога. 2014. № 12. С. 50–57;

Лаврухина О.Н. Возврат излишне уплаченной платы за НВОС // Справочник эколога. 2014. № 12. С. 58–63;

Севрюгина В.В. Обзор изменений законодательства в области расчета и взимания платы за НВОС // Справочник эколога. 2015. № 1. С. 49–56 (http://www.profiz.ru/eco/1_2015/plata_NVOS/);

Кривоносова В.А. Сверка расчетов по плате за негативное воздействие на окружающую среду // Справочник эколога. 2015. № 3. С. 71–77;

Масловец Е.Б. «Модуль природопользователя»: практические советы // Справочник эколога. 2015. № 3. С. 91–96 (прим. редакции).

[4] А именно транспортных средств (шасси):

•ввоз которых в Российскую Федерацию осуществляется в качестве личного имущества физическими лицами, являющимися участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, либо признанными в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами;

•которые ввозятся в Российскую Федерацию и принадлежат дипломатическим представительствам или консульским учреждениям, международным организациям, пользующимся привилегиями и иммунитетами в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, а также сотрудникам таких представительств, учреждений, организаций и членам их семей;

•с года выпуска которых прошло 30 и более лет, которые не предназначены для коммерческих перевозок пассажиров и грузов, имеют оригинальный двигатель, кузов и (при наличии) раму, сохранены или отреставрированы до оригинального состояния, виды и категории которых определяются Правительством Российской Федерации.

[5] Подробнее о других изменениях, предусмотренных данным Федеральным законом, см.: Прохоров И.О. Обращение с отходами: новая терминология и новые концепции // Справочник эколога. 2015. № 2. С. 8–24 (http://www.profiz.ru/eco/2_2015/458-FZ/) (прим. редакции).

[6] Утилизация отходов — использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в т.ч. повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация) (ст. 1 Федерального закона № 89-ФЗ).

[7] Отходы от использования товаров — готовые товары (продукция), утратившие полностью или частично свои потребительские свойства и складированные их собственником в месте сбора отходов, либо переданные в соответствии с договором или законодательством Российской Федерации лицу, осуществляющему обработку, утилизацию отходов, либо брошенные или иным образом оставленные собственником с целью отказаться от права собственности на них (ст. 1 Федерального закона № 89-ФЗ).

[8] Норматив утилизации отходов от использования товаров — установленное как выраженное в процентах отношение количества товаров определенного вида, упаковки таких товаров, реализованных юридическим лицам, физическим лицам, в т.ч. индивидуальным предпринимателям, и подлежащих утилизации после утраты потребительских свойств, к общему количеству товаров определенного вида, выпущенных в обращение на территории Российской Федерации (ст. 1 Федерального закона № 89-ФЗ).

[9] С текстом проекта можно ознакомиться по ссылке http://regulation.gov.ru/project/22139.html.

[10] С текстом проекта можно ознакомиться по ссылке http://regulation.gov.ru/project/22140.html.

[11] Отметим, что в данном проекте приводятся 14 групп товаров, в отличие от вышеупомянутого проекта, где содержатся 9 групп товаров.

[12] В соответствии с пп. 11 и 12 ст. 24.2 Федерального закона № 89-ФЗ нормативы утилизации устанавливаются с учетом экономических условий, потенциальной опасности отходов для здоровья человека и окружающей среды, а также технологической возможности их утилизации для каждой группы товаров, подлежащих утилизации, в процентах от общего количества выпущенных производителями, импортерами товаров для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за истекший календарный год в зависимости от массы или числа единиц готовых товаров или массы упаковки, использованной для производства таких товаров, и подлежат пересмотру один раз в 3 года.

[13] Обратите внимание, что одежда выделена в отдельную группу, в то время как в группу «Текстиль и изделия текстильные» входят ткани, одеяла, шторы, белье и прочая продукция.

[14] В целях реализации данной нормы Правительством Российской Федерации разработан проект Постановления «Об утверждении Порядка самостоятельной утилизации производителями, импортерами отходов от использования товаров», с которым можно ознакомиться по ссылке http://regulation.gov.ru/project/22138.html.

[15] Отметим, что в настоящее время разработан проект Постановления Правительства РФ «Об утверждении порядка, формы и сроков предоставления производителями, импортерами товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, отчетности о выполнении нормативов утилизации таких товаров», с которым можно ознакомиться по ссылке http://regulation.gov.ru/project/22142.html.

[16] В этой связи Правительством Российской Федерации разработаны:

проект Постановления «О порядке создания, эксплуатации и модернизации единой государственной информационной системы учета отходов от использования товаров», с которым можно ознакомиться по ссылке http://regulation.gov.ru/project/22654.html;

проект Постановления «Об утверждении состава, формы, сроков и порядка предоставления статистической и иной документированной информации федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в сфере обращения с отходами от использования товаров», с которым можно ознакомиться по ссылке http://regulation.gov.ru/project/22659.html.

[17] С проектом можно ознакомиться по ссылке http://regulation.gov.ru/project/22144.html.

[18] Обратите внимание: в данном проекте приводятся данные о ставках экологического сбора по 9 группам товаров, как и в ранее упомянутом проекте Постановления «Об утверждении перечня готовых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств».

[19] С проектом можно ознакомиться по ссылке http://regulation.gov.ru/project/22145.html.

[20] Обратите внимание: в соответствии с проектом экологический сбор не может быть зачтен в счет уплаты иных платежей.

М. Ламихова, инженер-эколог ГК «Экологический центр»

Статья опубликована в журнале «Справочник эколога» № 4, 2015.

Купить этот номер в электронном виде

Подпишитесь на нашу рассылку

Рассылка о новых материалах в блоге и новых номерах журналов. Отправляется в среднем 1 письмо в 2 недели.